Теоретическое рассмотрение понятия интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Теоретическое рассмотрение понятия интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

2017-06-19 922
Теоретическое рассмотрение понятия интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1 Понятие интонационной стороны речи, её структурные компоненты.

Интонация представляет собой один из важнейших компонентов языка. История развития специальных исследований интонации в языкознании делится на два периода. Первый – с конца XIX до начала XX века – характеризуется поиском объекта изучения и методов его анализа. Во втором периоде – с 40-х годов XX века до наших дней происходило расширение интонационных исследований, связанное с развитием, как лингвистической теории, так и техники инструментальной фонетики. По интонации можно также судить о самом человеке: о его темпераменте, уме, настроении. Интонация не только расширяет смысловое значение речи, но и передаёт тончайшие оттенки мысли. Вследствие этого речь грамотного человека отличается не только своей композицией, построением фраз, подбором слов, но и богатством интонационных оттенков. Логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи строится с учетом современных лингвистических представлений об интонации. Любое высказывание, не зависимо от его длительности, оформлено фонетически как некое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание, таким образом, является интонация, которая имеет объективное лингвистическое значение. [4]

Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяет говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания. [2]

Основные функции интонации:

· Различение части высказывания соответственно их смысловой важности;

· Оформление высказывания в единое целое;

· Расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы;

· Выражение конкретных эмоций;

· Вскрытие подтекста высказывания;

· Характеристика говорящего и ситуации общения.

 

Интонация относится к сверхсегментным средствам языка, объединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, высказывания).

Функции интонации в высказывании:

Ø 1)соединят части в единое целое, оформление высказывания;

Ø 2) разделят высказывания на ритмические группы;

Ø 3) выражает различные эмоций;

Ø 4) характеризует говорящего и ситуации общения в целом;

Ø 5) отражает подтекст высказывания, не выраженного явным образом (в словах);

Ø 6) различает коммуникативные типы высказывания (побудительное, повествовательное, восклицательное, вопросительное, подразумевающее);

Ø 7) выделяет наиболее важную в смысловом отношении часть высказывания (новую информацию, которую сообщает говорящий о предмете, уже известном слушающему).

 

Функции интонации в тексте:

Ø 1) расчленяет текст на смысловые части;

Ø 2) осуществляет межфразовую связь, объединяет высказывания внутри каждой смысловой части текста;

Ø 3) различает стили и жанры повествования;

Ø 4) выполняет эмоционально-эстетическое воздействие;

Ø 5) служит изобразительным средством, позволяя говорящему выделять положительные и отрицательные персонажи или действия, передавать эмоциональное состояние персонажей, характер их движений или действий, физические свойства предметов и явлений (размер объектов, скорость изменения событий и т.п.).

 

В «Справочнике логопеда» М.А. Поваляевой указывается, что интонация – сложный комплекс просодических компонентов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения синтаксических значений и грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций. [8]
В.А. Артемов указывает, что интонация – звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится. [9]

Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. И.П. Павлов рассматривал интонацию как условно-рефлекторный раздражитель в процессе речевого общения. [10] Но все они сходятся в одном: интонация является не только средством выразительности, но и важным способом формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл.

Интонация складывается из нескольких компонентов: мелодика, темп, пауза, сила голоса, логическое и фразовое ударение, ритм, тембр, речевое дыхание, дикция, тон голоса. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость. Ритмико-мелодичный строй речи создает повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.

Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи). Обуславливает степень артикулярной напряженности речи и слуховой отчетливости; может быть изменен двумя способами: числом звуков (слогов), произнесенных в единицу времени или средней длительностью звука (слога). Нормальный темп речи в среднем составляет 10-12 звуков в секунду.

Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания.

Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания, связанная с усилением или ослаблением выдыхания (речь в комнатной обстановке и на площади);

Логическое ударение реализуется путем выделения наиболее важного слова в ряду остальных слов, для того чтобы придать предложению более точный смысл.

Фразовое ударение — выделение голосом группы слов. Онопередается подъемом или снижением всего контура предложения, выражает законченность высказывания.

Ритм — это выразительное средство языка, где равномерно чередуются ударные и безударные слоги, различные по длительности и силе произношения.

Тембр — это индивидуальная окраска голоса, уникальная для каждого человека. Тембр может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего и зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций.

Речевое дыхание - дыхание в процессе речи, отличающееся от физиологического рядом особенностей:

· соотношением длительности вдоха и выдоха (при речевом дыхании вдох значительно короче, а выдох продолжительнее);

· характером их осуществления (при речи дыхание преимущественно ротовое, физиологическое дыхание в норме - носовое);

· числом дыхательных актов в минуту и др.

Дикция - Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Тон голоса – интонационная характеристика, способствует выражению в речи говорящего его чувств и намерений. От изменения тона голоса по высоте зависит интонация. Он формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки полости рта и носа.

Эти акустические характеристики интонации тесно взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.

Мелодика служит, во-первых, средством членения речевого потока и, во-вторых, средством для связывания отдельных его частей. Более чем другие компоненты интонации, мелодика определяет коммуникативный тип предложения.

Выделение какой-либо части высказывания является функцией другого компонента интонации — интенсивности. Выделить можно любую часть высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением.

Длительность (темп) как компонент интонации характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой и обусловлена содержанием высказывания, функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные; среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие основную смысловую нагрузку.

В оформлении высказывания важную роль играет и пауза, употребляемая в речи, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения связи между ними и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка.

Одним из компонентов интонации, служащим только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр (чистота, яркость звучания голоса). [4]

Таким образом, интонационная сторона речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Правильное использование интонационных средств зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Как считает Н. И. Жинкин, просодические (интонационные) средства языка появились раньше, чем вербальные (словесные). Подтверждением этому служат многочисленные наблюдения психофизиологов, неврологов, психологов, логопедов, лингвистов за звуковыми средствами коммуникации у младенцев и детей преддошкольного возраста. [4]

Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Уже вскоре после рождения голос приобретает различную обертональную окраску. Так, крик «голода» отличается от крика, связанного с охлаждением ребенка или другими состояниями ощущения дискомфорта (протопатическими, т.е. врожденными чувствами). Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.[13]

К 2 - 3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление некоординированных движений рук и ног.

С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.

Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения.

Период интенсивного интонационного обогащения крика совпадает с определенным этапом развития моторики. В 1.5-2 месяца жизни ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого.

К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции - гуление. В этот период, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает носить выражение радости.

Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения с взрослыми. Дети пристально смотрят в лицо говорящего человека. Если в эти моменты мимика и интонация взрослого радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения (эхопраксия) и подражают голосовым реакциям (эхолалия). Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи. Гвоздев отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Примерно в то же время появляются разновидности восклицательной интонации, а на втором году жизни - вопросительные. При этом Р.В. Тонкова-Ямпольская подчеркивает, что интонационное поле речеслухового анализатора, которое отвечает за восприятие интонации, начинает формироваться уже на стадии гуления и полностью формируется уже к концу периода лепета [6].

Между 5-ым и 6-ым месяцем начинается развитие лепета, который состоит, главным образом, из губно-губных и некоторых заднеязычных звуков. К шестому месяцу жизни у младенца появляется не только интонация удовольствия, но и интонация радости (радостное восклицание). На седьмом месяце появляется уже и интонация просьбы.

Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с появлением ритмических движений ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни.

Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги «та-та-та», «га-га-га» и т.д. Этот ритм представляет собой архаическую фазу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и на формирование речевых артикуляции.

Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом с взрослым человеком, т.е. необходима сохранность слуха (в первую очередь) сохранным слухом прослеживаются явления аутоэхолалии. Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва- ва-ва, га-га-га). При этом можно заметить, как он сосредоточенно слушает себя (второй этап в развитии лепета).

Ребенок начинает слушать речь других людей, обращая внимание на интонацию, у него развивается понимание слов, обозначающих название предметов, собственных имен близких ему людей. Чем интенсивнее общение с взрослыми, тем лучше развивается понимание ребенком обращенной к нему речи. На седьмом-восьмом месяцах жизни у младенца идет процесс активного накопления звуков, артикуляция становится все более четкой, звуки – более дифференцированными.

В возрасте от семи-восьми месяцев до года артикуляторный запас уже практически не расширяется и формируется понимание речи. Вот как описывает этот процесс Е.Ф. Архипова: «Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощью эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия формирования ударения».[1]

После 8-ми месяцев звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, постепенно начинают угасать.

Исследователи, занимавшиеся изучением становления интонации у детей, указывают на то, что из всех компонентов звуковой стороны языка ребенок первой усваивает именно интонацию, а потом уже сегментный состав языка, т.е. овладевает звуками родного языка (Кольцова М.М., Артемов В.А.).[3] Исследуя восприятие детьми речи взрослых, М.М. Кольцова выделяет период в жизни детей 10–11 месяцев, когда интонация взрослого является наиболее важным фактором, влияющим на реакцию ребенка. [12]

Активное овладение интонационной системой языка рассматривается в работах Р.В. Тонковой-Ямпольской. Анализируя звуковую активность детей с рождения до 5 лет, она утверждает, что становление интонации начинается с крика, и к началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования. Автор считает возможным говорить о том, что со второго месяца жизни в доречевой стадии в вокализациях ребенка дифференцируются интонации, сопоставимые с интонациями у взрослых, формирующиеся в следующей последовательности: со второго по седьмой месяц жизни появляется интонация, сопоставимая с повествовательной у взрослых; с девятого месяца жизни – «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых, с двух лет – интонация вопроса, сходная с вопросительной у взрослых. [7]

Дальнейшее развитие интонации в онтогенезе происходит следующим образом. Примерно с одного года одиннадцати месяцев, когда в речи ребенка появляются высказывания из двух и более слов, он усваивает фразовое ударение. Примерно к двум годам появляется интонация перечисления, тогда как союзы перечисления возникают в детской речи только к двум годам трем месяцам. На втором году жизни ребенок усваивает вопросительную интонацию.

И здесь интонация опережает вербальные средства (лексику и синтаксис). Усвоение слов, их точное воспроизводство осуществляются на базе усвоенной в течение первого года жизни ритмики слов и интонаций, на базе слоговых тренировок лепетной речи. Нарушения механизмов освоения ритмики и слога на первом году жизни приводят к существенным и трудно устранимым дефектам дальнейшего речевого развития на всех последующих его этапах. [7]

По наблюдениям Л.Т. Журба, Е.М. Мастюковой, в возрасте 2–3 месяцев дифференцированность эмоций ребенка проявляется интонационной выразительностью голосовых реакций и начальными элементами адекватных реакций на интонацию обращенного к ребенку голоса.[11]

И.В. Верестюк рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2 до 5 лет. Автор изучает появление интонационных конструкций (по классификации Е.А. Брызгуновой) на различных возрастных этапах, указывая происхождение «взрослых» контуров из специально выделенных промежуточных «детских», которые, в свою очередь, образуются путем «сужения» многообразия экспрессивных интонаций. [13]

Первые слова с открытым слогом (па – па, ма – ма), появляются примерно к 10 – 12 месяцам. Ребенок улавливает правильную ритмическую структуру родного языка и начинает соединять слово со смыслом.

Следующий период развития речи ребенка сопровождается особой восприимчивостью к интонационным конструкциям, где первым компонентом интонации, усвоенным ребенком является мелодика. В возрасте от 8 до 16 месяцев в норме, в речевом потоке ребенка, отмечается множество интонационных рисунков. Интонации начинают различаться по смыслу. В это же время в жизни ребенка проходит первая гиперсинзитивная фаза (до 1.5 лет накопление словаря). Ребенок уже в период односложного предложения пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования. В это же время появляются разновидности восклицательной интонации. После 1 года 11 месяцев появляется вопросительная интонация. К этому возрасту у ребенка развивается умение модулирования голосом различных эмоций. Первоначально вопрос в детской речи выражается только интонацией. Очень рано появляется интонация перечисления и противопоставления. Интонация перечисления сначала осуществляется без союзов. Союзы перечисления появляются приблизительно к 2 годам и 3 месяцам. Фразовое ударение усваивается детьми очень рано, примерно с 1 года 11 месяцев, с того момента, когда предложения начинают включать несколько слов. Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.

Итак, под интонацией понимают совокупность средств организации, звучащей, устной речи. К этим средствам относятся: логическое ударение; мелодика (движение основного тона голоса); паузы (перерывы в звучании); сила звучания отдельных слов в речи; темп речи; тембр речи, ритм речи. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.