Психические процессы, лежащие в основе операторской деятельности: внимание, память. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Психические процессы, лежащие в основе операторской деятельности: внимание, память.

2017-06-19 412
Психические процессы, лежащие в основе операторской деятельности: внимание, память. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внимание. Внимание – направ­ленность психической деятельности и сознания человека на избира­тельное восприятие определенных предметов и явлений. Непроиз­вольное внимание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Произвольное вни­мание возникает вследствие сознательно поставленной цели и тре­бует определенных волевых усилий. Колебания внимания – это повторяющееся непроизвольное отвлечение, ослабление внимания к данному объекту или деятельности. Распределение внимания одновре­менное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Кроме перечисленных наиболее профессионально значимыми являются такие качества внимания как активность, широта, интенсивность и устойчивость. Внимание не остается постоянным в процессе труда.

Память. Это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют составные элементы процесса памяти: запоминание, сохра­нение, последующее узнавание и воспроизведение того, что было в нашем прошлом опыте.

Запоминание - процесс закрепления в созна­нии образов, впечатлений, понятий.

Воспроизведение – актуализа­ция (оживление) образов, закрепленных в памяти, без опоры на вторичное восприятие объектов.

Узнавание – процесс памяти, связан­ный с осознанием того, что данный объект воспринимался в прош­лом.

Представления – образы реальных предметов или процессов реаль­ной действительности, в данный момент не воспринимаемых челове­ком.

Забывание – процесс, при котором происходит "выпадение" того или иного материала из памяти. Ассоциация – связь между отдель­ными представлениями, при которой одно из этих представлений вы­зывает другое. Различают ассоциации по сходству, контрасту, смежности.

Существуют особые виды памяти: моторная, эмоциональная, образ­ная, эйдетическая и словесно-логическая.

Двигательная (моторная) память - запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащее в основе выработки и формирования двигательных навыков и привычек. Эмоциональная память – память че­ловека на пережитые им в прошлом чувства. Образная память – сохра­нение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Эйдетическая память – очень ярко выраженная образная память, связанная с наличием ярких, четких, живых, наглядных представлений. Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи. Различают память произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память проявляется в тех случаях, когда не ставится специальная цель запомнить тот или иной мате­риал и последний запоминается без применения специальных приемов и волевых усилий. Произвольная память связана со специальной целью запоминания и применением соответствующих приемов, а также определенных волевых усилий.

Кратковременная память – кратковременный (на несколько секунд или минут) процесс достаточно точного воспроизведения, только что воспринятых предметов или явлений. Процессы оперативной памяти обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции. После этого момента полнота и точность воспроизведения, как правило, резко ухудшаются. Долговременная память обеспечивает хранение информации длительное время и явля­ется постоянным источником информации о мире. В отличии от крат­ковременной памяти ее объем ограничивается не числом сигналов, а количеством сохраняемой информации.

Сенсорная память (зрительная, слуховая, двигательная) характе­ризуется емкостью и длительностью храпения информации.

 

Закон Вебера-Фехнера.

При оценке допустимости воздействия вредных факторов на орга­низм человека исходят из биологического закона субъективной коли­чественной оценки раздражителя Вебера – Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызван­ного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относи­тельному приращению раздражителя

 

где dL - элементарное ощущение организма; а — коэффициент пропорциональности; dR - элементарное приращение раздражителя.

Интегрируя данное выражение и принимая а=10 lg, получают уровень ощущения раздражителя

 

где R0 - пороговое значение ощущений, т. е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая натаяв ощущения.

 

Эргономика, определение.

Эргономику определяют как научную дисциплину, изучающую трудо­вые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспе­чивает необходимые удобства и сохраняет силы, здоровье и рабо­тоспособность человека.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.