Что делать, если и запрещать бесполезно, и отпускать как-то не по себе? — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Что делать, если и запрещать бесполезно, и отпускать как-то не по себе?



Перечитайте ещё раз, чем привлекательна свалка для ребёнка, — и попробуйте наполнить эту его сторону жизни. (А если вы так поступите, и сделаете это заранее, в преддверии саморазрушающего азарта, вряд ли мусорные места долго будут его привлекать.)

Но давайте прикинем, какие главные опасности в свалочно-помоечных местах. И что ещё мы, взрослые люди, можем сделать, чтобы ребёнка подстраховать. Проблемы там две: антисанитария и бомжи (или другие асоциальные личности). Значит, гигиенические навыки и умение вести себя с незнакомцами — это то, что ребёнок должен знать назубок.

Что сделать заранее? Пока ваш ребёнок малыш — обучайте. Внушайте, что есть такие места, куда никогда нельзя ходить одному. Опасно. (Застрянет нога в щели, скатишься в котлован — и что ты один будешь делать, кто сбегает и на помощь позовёт, а?) Когда качаете малыша на качелях, обратите его внимание на то, как легко переворачивается доска. С раннего детства у человека должна вырабатываться привычка: сначала проверь, потом шагни или прыгни. Как делает слон? Сначала ногой пробует прочность платформы, потом — наступит и шагнёт. Поиграйте в слонов. Как делал наш доктор, когда ты ободрал до крови коленку? Поиграем во врачей. Не верь чужим людям, что бы они тебе ни обещали.

И учись быстро бегать.

 

Обучайте правилам первой помощи

После уроков 13-летние пацаны-одноклассники, сложив в стопочку школьные ранцы, прыгали с вагонов кто дальше и, конечно, кто круче. Павлик спрыгнул вслед железнодорожным полотном и подняться не может. Вся ватага подбежала к нему. Стоят рядом, мнутся, испугались кричат «ну хватит притворяться!». Потом кто-то увидел, что левая нога подвёрнута как-то странно, решили, что вывих, дёрнули думали, поможет! Мальчик потерял сознание. И только тогда пацаны сообразили, что пора за взрослыми бежать.

Потом оказалось, что простой закрытый перелом ребята превратили в перелом со смещением. Цена незнания — два месяца в больнице на вытяжке.

Как наложить жгут? Что делать, если упал и сильно ударился? Что делать, если подвернулась нога? Если, например, произошло растяжение связок (у детей такое часто случается, и не только на стройке), важно в первые два часа наложить холод. Дети же обычно потерпят-потерпят, а потом, когда место растяжения опухает, кидаются за помощью; но так как время упущено, лечить приходится дольше.

Научите помогать себе и другим. Когда все растеряются, пусть ваш ребёнок будет в курсе — будет знать, что и как надо делать.



Конечно, аптечку ребёнок таскать с собой не станет, а вот бактерицидный пластырь в кармане так же необходим, как и носовой платок.

Если вы и сами не очень хорошо знаете о правилах первой помощи — то это хороший повод походить на курсы вместе. Во всех крупных городах есть бесплатные курсы, которые ведёт Красный Крест. Если у вас нет возможности отправиться туда, то вместе почитайте книги на эту тему, посмотрите специальные учебные видеофильмы. А потом устройте дворовые (или общедомашние) соревнования.

Пока наш ребёнок совсем-совсем маленький, мы ждёт не дождёмся того «золотого времени», когда он как следует подрастёт. И тогда, ожидая уже почти взрослого сына с ночного рандеву или успокаивая вконец расстроенную дочку, мы потихоньку вздыхаем по тем далёким «колясочным» дням...

Впрочем, вы можете утешиться и тем, что тихий «домашний» ребёнок — тоже не подарок. А даже наоборот.

 

Опасная тишина

Бывают и другие дети, такие, у которых всё тихо и гладко: сидит дома, играет-рисует-читает, ни компаний у него, ни претензий особых... Тихий спокойный ребёнок. Казалось бы... Казалось бы, мамам и папам только радоваться на таких детей. Но нет, на самом деле тихий ребёнок — это аномалия, такая же, как шаровая молния: не знаешь, когда и где рванёт.

Почему? Потому что для детей нормально бегать, лазить, прыгать, шуметь, бороться и спорить, и заводить свои компании и свои дела — так они растут и набираются опыта, так они готовятся войти во взрослую жизнь. А затихнуть и запереть себя — это как раз ненормально. Как правило, ребёнок тихим бывает не по своему почину. Чаще всего — по почину мам или пап.

Когда ребёнок затихает? Часто это следствие усиленной родительской опеки: долго водили за ручку, вот и не научился «шагать» самостоятельно. Затихнуть ребёнок может и из-за слишком сильного давления — его усиленно воспитывали, многое запрещали, частенько наказывали, пресекая тем нормальную детскую инициативу. Обидно, но родители, поступающие так, уверены, что всё (всё!) делают для его же блага.



Одиночество ребёнка гнетёт, но влиться в компанию сверстников не получается: юный человек, по сути, не дорос до социальных отношений, не научился верно строить общение с другими людьми. Ему не с кем посоветоваться, некому излить душу и поделиться своими переживаниями так, чтоб поняли, поддержали, посочувствовали и подтолкнули: «Ну ты же можешь, давай!» Разве только с родителями. Но чтобы войти во взрослую жизнь человеком полноценным, этого мало, мало.

«Тихий» же ребёнок, который не пролазил, не прошёл, не доисследовал, не испытал свои силы, не научился ссориться, и дружить, и доказывать свою самоценность, может в любой момент, при любой нестандартной ситуации по-крупному сорваться. Или физически, или морально, а чаще — и то и другое. Тихий ребёнок — как правило скрытный ребёнок: он привыкает таиться (скрывать свои чувства, сдерживать свои порывы). А это опасно: не знать, что за мысли бродят в его голове. В любой момент может произойти взрыв.

Почему? Да всё потому же: эмоции — и сильные эмоции! — никуда не деваются, и они требуют выхода. Обычно дети поэтапно трансформируют их или просто выливают-выплёскивают. Тихий — держит в себе, но держать бесконечно никто не может. Про это-то и говорят — в тихом омуте черти водятся. Ну «чертенят» во всех детях довольно, тут плохо то, что не знаешь каких.

Если ваш ребёнок — настоящий тихоня (или вдруг почему-то внезапно затих), постарайтесь узнать, что скрывается за этой затянувшейся тишиной.

 

ПРАКТИКУМ

Что делать с курилкой

Не хотелось бы огорчать родителей, но факт остаётся фактом: все дети (за очень редким исключением) пробуют покурить. (И нынешний возраст первой пробы сместился в среднем к 7-9 годам.) И отдалённые места, скрытые от родительского взора, — очень подходящее место. Первый опыт, как правило, весьма неприятен: у ребёнка кружится голова, его подташнивает, в общем, никакого удовольствия. Так что не все (далеко не все) закурившие дети втягиваются в эту вредную привычку. Что делать, если вы подозреваете, что ваш наследник «причастился»? И какие принимать меры?

Меры зависят от возрастаи от того, насколько доверительны ваши отношения с ребёнком.

Убедитесь, что ребёнок действительно знает, почему курить вредно, какие бывают последствия. Говорить абстрактно о вреде курения малоубедительно (на каждой пачке написано, а читать все умеют). В разговоре подбирайте примеры и аргументы такие, которые действительно проймут. Например, о том, что замедляется рост (а мальчики все хотят вырасти повыше), портится цвет лица (а девочки все хотят быть покраше). Со школьниками младших и средних классов тактика проста: разговор и прямой запрет. А ещё — контроль, чтоб не сорвался. Дети достаточно легко дают обещания и действительно хотят их выполнить, но обычно им не хватает силы воли. Вот с этим — поддержать волевое усилие — вам и надо помочь.

Убеждайте и поощряйте. Сделайте так, чтоб ребёнок получал награду за свою выдержку; покажите, как противно брать чужие «бычки», обсосанные и измазанные чужой слюной.

Введите финансовый контроль. Контролируйте, какой суммой денег ребёнок обладает и то, куда и на что он тратит их.

Покажите, что он может получить взамен. Создайте какое-то радостное ожидание. Промежуток между обещанным и реализацией должен быть совсем небольшим (чем младше ребёнок, тем короче): «Всю неделю ты не куришь — я с тобою иду на рыбалку» (в цирк, на каток — что ваши дочки-сыновья больше любят?). Создайте дальнюю перспективу. «Хорошо, мы покупаем тебе велосипед, так как ты сдержал своё слово и действительно больше не берёшь в руки сигарет».

Не казните за срывы. Это очень важно. Срывы случаются у всякого, и если ребёнка слишком сильно за это попрекать, он перестанет верить, что у него получится. Он почувствует свою беспомощность и махнёт на себя (и свою привычку) рукой: «Курю? Ну и ладно! Всё равно у меня не получится...» Разберитесь вместе, почему ребёнок сорвался, подумайте, как сделать, чтоб больше такого не произошло. Учите ребёнка учиться на ошибках и на срыв смотреть как на досадное происшествие, которое повторяется всё реже и реже.

Введите систему штрафов. Это — как в общественном транспорте: сам виноват, что зайцем ехал, сам и отвечай. Нарушение обещания не должно проходить даром! Ребёнок должен знать: будут неприятные последствия. И это тоже сдерживающий фактор. То или иное, но за нарушение данного слова (и вашего запрета) наказание должно быть, но! — «пиление» и унижение достоинства недопустимы. И пусть не только вы, но и сам ребёнок штрафует себя. К этому, по крайней мере, надо стремиться.

Не давите на совесть! Если ребёнок не сдержится по какой-то причине, это может настолько давить его, что сформируется стойкое чувство вины. А в жизни вина никому ещё не помогала от вредной привычки избавиться. Помогают только действия.

Со старшеклассниками разговор должен быть несколько иной. Почти взрослый человек (по крайней мере, такими они себя считают) не захочет прислушиваться к вашим лекциям о вреде и приказам: прекрати! Да и компания, в которой курят другие, вольно-невольно провоцирует его. Здесь скорее помогут советы (если ребёнок привык советоваться с вами, если уже убеждался, и не раз, в их ценности).

Тут речь не столько о том, что нельзя и почему нельзя, а о том, как бросить.

Покажите, что вы понимаете его (и даже сочувствуете). Ваша задача — добиться того, чтобы ребёнок захотел бросить курить. Вот в этом и помогайте. Что посоветовать:

· Никогда не докуривай чужих сигарет, лучше вообще ни у кого не бери (и аргументированно объясните почему).

· Никогда не кури плохих сигарет (и поговорите о смолах и т. п.).

· Посоветуйте не курить на ходу или просто потому, что нечем больше заняться (от ничегонеделанья).

· Никогда не кури на пустой желудок, особенно с утра.

· Никогда не докуривай сигарету до конца; утолил первый голод (сделал несколько затяжек) — и выбрасывай. Не жалей...

· Посчитайте вместе, какая сумма уходит. «Лишние» деньги подростку не помешают: всегда хочется что-то купить... Можно предложить, что вы ежедневно будете откладывать ту же сумму, что ушла бы на сигареты (плюс премиальные за каждый день, когда удержался и выдержал все вышесказанные правила), а в конце недели (или как ему удобнее) выдадите её.

Покажите (и сами не сомневайтесь), что всё получится. Верят родители — поверят и дети.

 

Идти на поводу

Шли мальчишки вечером, лениво, неторопливо, вразвалочку, как умеют ходить только подростки, когда каждый слегка копирует другого, и мысли одни, и настроение одинаковое. Увидели: около столовой стоит автобус. Пустой. Ни пассажиров, ни водителя, да и из прохожих нет ни души. Приблизились. Посмотрели. Кто-то дёрнул за дверцу и она открылась. Кто-то заглянул внутрь ключ зажигания на месте. Ого!

Кто рулить умеет? спросил Капитан.

Ну, я умею, сказал Алёшка.

Садись.

Алёшка сел в шофёрское кресло. А куда деваться, не сдрейфишь же на глазах у масс? Массы возликовали и полезли туда же. Но Капитан сказал «цыц». Отошли в сторонку и стали наблюдать. Алёшка посидел-посидел, подумал-подумал и тронулся с места. Клёво! Сделал круг вокруг квартала и минут через десять вернулся обратно. Сам цел и машина цела. Только компания растворилась, а на этом самом месте, откуда он стартовал, настоящий шофёр мечется и милиция поджидает... Угон общественного транспорта это вам не шутки.

Когда Алёшку на суде спросили: «Зачем?» честно сказал: «Никто рулить не умеет, все говорят: давай, Лёха! Я и дал... а сами, гады... удрали...»

Это не анекдот, это было на самом деле.

Кто может сказать «нет» лидеру, да и всей компании сразу? У компании законы свои, здесь «кто не с нами — тот против нас». Попробуйте расспросить своего ребёнка, как бы он повёл

 

Ваш ребёнок не будет участвовать в таких развлекалочках, если:

· умеет думать собственной головой;

· не боится, что категорический отказ подорвёт его авторитет;

· уверен, что над ним не будут насмехаться.

Во всех остальных случаях он (или она) будет делать то же, что делают все (это ещё называют стадным инстинктом).

В школьное время всё большим и большим авторитетом для ребёнка становятся сверстники, те, с которыми он дружит, кем дорожит. Юному человеку важно в этой компании быть своим, а значит, он должен (и стремится) действовать по её внутренним законам. А законы бывают разные. И компании тоже.

Погоду делает лидер. В идеале родителям с лидером стоит подружиться. И знать всех ребят, с кем дружит ваш ребёнок. И знать, что они из себя представляют. И какой у них общий настрой. Компания может как поднять человека, так и опустить; сделать из ленивого увальня азартного футболиста или из спортивного мальчика — отпетого лоботряса. Здесь он может начать и пить, и курить, и... а может — влюбиться в музыку и вдруг начать сочинять стихи. Всё зависит от того, какая она, компания. Бывает ведь так, что каждый ребёнок в отдельности — прекрасный человек. Но соберутся вместе — и получается неуправляемая банда. Компания (как и любая группа людей) — как живое существо, и члены её, когда собираются вместе, сосуществуют как некое единое целое, проявляя совсем неожиданные качества.

ТЕСТ

Незаконченное предложение

Этим необременительным способом вы можете узнать, что за мысли бродят в голове у ребёнка. Можете, например, узнать, как он относится к своей компании и к ребятам вообще, что думает про вас и чем его раздражает учитель... Всё зависит от фраз, которые вы заготавливаете.

Выполняется этот игровой Тест так. Вы начинаете предложение, а ребёнок заканчивает его. Причём продолжать ему надо сразу, не раздумывая и не подбирая умных слов. Лучше всего, если сын/дочка вообще не будут догадываться о цели вашего мероприятия, тогда он/она не будут слишком стараться и приглаживать, подделывать свои высказывания, чтоб понравиться вам.

Как это сделать практически? Усыпите бдительность.

Предположим, вы проверяете грамматику (как знает ребёнок правила, тренируетесь с ним в правописании). Вы даёте задание на это правило. А ребёнку абсолютно некогда, ему лишь бы побыстрее отделаться и сбежать погулять. «А можно потом?» — спрашивает он. Тогда вы говорите: «Ладно, начало предложений я напишу сама, а ты допиши и расставь правильно знаки». Другой способ: вы просто вставляете нужные фразы в разговор — и держите паузу. В хорошем (душевном) разговоре он их продолжит.

Желательно тестовые предложения давать не единым потоком, а россыпью (замаскировав среди «просто предложений»). Можно 5 сегодня, 3 завтра и т. д., и постепенно у вас сложится довольно-таки целостная картина. Неплохо, если вы будете записывать их — в том варианте, как сказал ваш ребёнок (но, конечно, не у него на глазах).

 

От того, какие фразы вы подберёте заранее, зависит и то, какую информацию вы получите на выходе.

Итак, тема: лидер, компания, отношение. И ваш ребёнок.

Примеры неоконченных предложений:

· Если друг мне доверил тайну, я должен...

· Тех, кто учится лучше меня, я...

· Для дружной компании главное...

· Больше всего я уважаю тех людей, которые...

· Если друзья не правы, я...

· Когда мои друзья уходят без меня, я...

· Я охотно слушаюсь, когда...

· Когда меня нет, мои друзья...

· Я думаю, что мой друг очень...

· Если на улице мной командуют, я...

· Я опасаюсь ребят, которые...

· Самое худшее, что могут сделать ребята из компании, это...

 

Сейчас почему-то не модно приглашать друзей домой, а между тем для родителей это бесценная вещь: вы будете знать, с кем ваш наследник дружит, будете в курсе основных интересов, маршрутов и т. п. Заведите эту моду. Конечно, это и лишний шум, и лишнее беспокойство (для вас), зато вы будете в курсе, чем дышит ваш ребёнок, кого он слушается, и до какой степени готов подчиниться, и насколько подвержен внушениям. Чуждым и чужим. Прекрасный повод начать такое знакомство — день рождения или ближайший праздник. Позвольте вашей дочке или сыну пригласить в гости всех своих друзей. А там, глядишь, зайдут ещё разочек, и ещё... Ребятам вечно некуда податься, особенно зимой: в квартире всё-таки удобней, чем в подъездах. Ради безопасности собственного ребёнка (да и других тоже) можно... Можно сделать усилие над собой.

Иногда бывает и так: по отдельности все ребята как ребята, нормальные, и увлечения у них нормальные, и разговоры, а в компании — не узнать. Тут важно, кто лидирует, кто в компании «в авторитете», каков общий её настрой (дух).

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.014 с.