Глава 3. Дальнейшее развитие антропологии религии в XX веке — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 3. Дальнейшее развитие антропологии религии в XX веке

2017-06-19 73
Глава 3. Дальнейшее развитие антропологии религии в XX веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемы, сформулированные первыми антропологами в конце XIX - начале XX в., получили развитие как в культурной (социальной) антропологии, так и вне ее. Религия постепенно становилась предметом изучения различных дисциплин. Но очень часто именно в культурной (социальной) антропологии интегрировались результаты междисциплинарных исследований того или иного аспекта религии. Идеи Дж. Фрэзера вдохновили Б. Малиновского на продолжение анализа роли архаических религиозных верований в традиционном обществе. Он также продолжил изучение «бессмертной» темы - соотношения магии, религии, науки, и это нашло отражение в цикле его работ, опубликованных под общим заглавием «Магия, наука и религия»1. Идеи Дюркгейма получили продуктивное развитие в исследованиях М. Мосса, который так же, как и Малиновский, рассматривал взаимодействие магии и религии, особенности религиозных верований в традиционном обществе. В процессе изучения магии и религии как регулятивной силы в традиционном обществе он показал новые интересные аспекты этих феноменов. Так, в небольшом эссе, посвященном внушению в архаическом обществе, Мосс раскрыл сложнейшие психологические механизмы, на которых основаны некоторые приемы магии. В очерке «О даре» он исследовал взаимодействие магико-религиозных форм регуляции жизнедеятельности общности с экономической активностью2. Позицию Дюркгейма поддержал А. Рэдклиф-Браун. Он стремился доказать правомерность идей французского социолога на конкретном материале из жизни традиционных обществ. В первую очередь это касалось необходимости поддержания солидарности в архаическом обществе массовыми религиозными церемониями3. Безусловно важно отметить фундаментальный вклад Э. Эванса-Причарда, прежде всего его работы «Религия нуэров» в изучение религии традиционного африканского общества4. Однако нельзя забывать, что антропология религии получила достаточно подробное, хотя, может быть, излишне критическое отражение в «Истории антропологической мысли» Э. Эванса-Причарда. Он же представил попытку целостного видения антропологии религии в работе «Теории примитивной

332 Часть вторая

Глава 3. Дальнейшее развитие антропологии религии в XX веке

религии»5. В определенной степени итогом антропологического видения религии в XX в. является символическая концепция религии К. Гиртца6.

В антропологических исследованиях, выполненных после Второй мировой войны, большую роль играли представители психологического направления культурной антропологии США, которые в 1961 г. консолидировались в психологическую антропологию, мощное и стабильное направление исследований. В рамках данной субдисциплины изучалось воздействие на человека ритуалов, особенно с экстатическими составляющими (или измененными состояниями сознания). В данных исследованиях изучались также значение и функции ритуалов с использованием растительных галлюциногенов. Особо интересное направление исследования религии и экстатических ритуалов связано с открытием новой системы регуляции организма человека -эндорфинной. Этому событию были посвящены конференция «Шаманизм и эндорфины» и отдельный выпуск журнала «Этос» (1982)7. Изучению традиционных религий с экстатическими состояниями посвящена коллективная монография под редакцией Э. Бургиньон8. Междисциплинарные исследования влияния экстатических ритуалов и состояний на функционирование людей в современном и традиционном обществах актуальны и в XXI в. В психологической антропологии религия рассматривается как один из источников культурной идентичности. Например, Ф.Л.К. Хсю принадлежит труд «Религия, наука и кризис гуманизма: исследование Китая и возможность применения его результатов для Запада» (1973)9. В рамках психологического направления предпринята попытка целостного взгляда на изучение религии в книге А.Ф.К. Уоллеса «Религия: антропологический взгляд» (1966)10.

Нельзя не сказать о фундаментальных изданиях серии «Религия и разум». Особо отметим выпуск 13 «Наука о религии. Исследования в методологии» (1979)11 и двухтомник (выпуски 27, 28) «Современные подходы к изучению религии» (1983, 1985)12. В двухтомнике большое внимание уделено антропологии религии. Непосредственно этому направлению в изучении религии посвящены статьи «Культурно-антропологические подходы», «Социально-антропологические подходы», «Культурная антропология и многофункциональность религии», значительная часть одной из статей «Социологические подходы» (автор М. Хилл), а также заключительная статья «Исследование религии в глобаль-

Раздел I. Антропология религии

ном контексте». Регулярно издаются учебно-научные издания по антропологии религии. Наиболее последние издания по данной тематике - книга Ф. Бои «Введение в антропологию религии» (2006)13 и хрестоматия «Книга для чтения по антропологии религии» (2002)14. В хрестоматию входят отрывки из произведений Тайлора, Фрэзера, Дюркгейма, Вебера и Гиртца. Вводная часть антропологии религии состоит из краткого историко-теоретического введения, анализа символизма как проблемы, обзора исследований ритуала, обсуждения вопросов, связанных с шаманизмом, а также с ведовством и с «оком дьявола». В рамках антропологии религии (образца 2006 г.) рассматриваются соотношения сакрального и тендерного, религиозных культов и окружающей среды, а также разнообразные подходы к изучению мифа.

Антропология религии не является неким изолированным направлением исследований. Она имеет разнообразные междисциплинарные связи как внутри культурной (социальной) антропологии, так и за ее пределами. Антропология религии тесно взаимодействует с различными направлениями в современном религиоведении, ее представители регулярно участвуют в международных конгрессах, посвященных истории и методологии религии. Многообразны связи антропологии религии с другими направлениями исследований в культурной антропологии - с психологической антропологией, экономической антропологией, экологической антропологией, с медицинской антропологией, с антропологией искусства и с рядом комплексных проблем. Среди них - мышление и культура, ритуал и измененные состояния сознания, взаимодействие конфессиональных и этнопсихологических аспектов стереотипов поведения в различных культурах и взаимоотношения нормы и патологии. Продуктивным может быть психобиологический подход к исследованию регулятивной и психотерапевтической функции религии, а также использование понятия «коллективное бессознательное» при изучении архаических и современных ритуалов.

Примечания

1 Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

2 Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.

3 Рэдклиф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. С. 138-154.

Часть вторая

Глава 3. Дальнейшее развитие антропологии религии в XX веке

4 Evans-Pritchard E. Nuer Religion. Oxford, 1956.

5 Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

6 Гиртц К. Интерпретация культур. М., 2004.

7 Ethos. 1982. № 4. Р. 48.

8 Religion, Altered States of Consciousness and Social Change / Ed. by E. Bourguignon. Columbus, 1973.

9 Hsu F.L.K. Religion, Science and Human Crises: Study on China in Transitions and its implication for the West. N.Y., 1973.

10 Wallace A.F.K. Religion: Anthropology s view. N.Y., 1966.

11 Science of religion. Studies in methodology / Ed. by L. Honko. The Hague; N.Y.; P., 1979.

12 Contemporary approaches to the study of religion: In 2 vol. / Ed. by F. Whaling. Berlin; N.Y.; Amsterdam, 1983-1985.

13 Bowie F. Anthropology of religion. An Introduction. Blackwell, 2006.

14 A Reader in the Anthropology of Religion / Ed. by M. Lawbek. Blackwell, 2002.

Рекомендуемая литература

Воздействие религии на общество и личность / Под ред. А.А. Белика. М., 2007.

Вундт В. Миф и религия // История религии. М., 2002.

Гиртц К. Интерпретация культур. М., 2004.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004.

Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004.

Маретт Р. Формула табу-мана как минимум определения религии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М., 1998.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.

Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

Ожиганова А.А., Филиппов Ю.В. Новая религиозность в современной России: учения, формы, практики. М., 2006.

Принс Р. Шаманизм и эндорфины: гипотезы для синтеза // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А.А. Белика. М., 2001. Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993.

Раздел I. Антропология религии

Рэдклиф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001.

Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь (дополнительный том). М., 1998.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 2006.

Фреска Э., Кюлъсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса // Личность, культура, этнос. М., 2001.

Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.