Игра как средство социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Игра как средство социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

2017-06-19 333
Игра как средство социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

39.Условия, необходимые для качественного становления игры в условиях слуховой депривации. Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию, в детских садах должны быть созданы необходимые условия. Прежде всего важно осознание сурдопедагогами и воспитателями значения игры для психическо­го развития детей с нарушенным слухом. Отношение к игре как вто­ростепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия может привести к обеднению дет­ского развития, ограничению способов познания окружающей дей­ствительности.Важно создать необходимые условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различ­ных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на за­нятиях по различным разделам программы и на специальных за­нятиях по игре. В течение дня выделяется несколько различных отрезков времени для свободных игр, когда дети могут играть в зна­комые игры по собственному выбору или с помощью воспитателя. В зависимости от количества времени игры могут быть дидактичес­кими или сюжетно-ролевыми. На прогулке проводятся подвижные игры, в также игры с песком, снегом и другими природными мате­риалами. Учитывая трудности спонтанного формирования игры, в детских садах для глухих и слабослышащих детей выделяются спе­циальные занятия по игре. Время занятий в зависимости от года обучения распределяется между занятиями по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм. Организация заня­тий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм. Важно, чтобы ни время свободных игр, ни вре­мя занятий не подменялось другими видами деятельности, не сво­дилось к отработке и заучиванию названий игрушек.Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах доста­точное количество игрушек. Подбор игрушек не должен быть случай­ным. Игрушки для повседневных игр должны рас­полагаться на нижних полках стеллажей и быть доступны детям. Часть игрушек может располагаться в так называемых игровых зо­нах. Целесообразно в младших груп­пах сделать таблички с названиями игрушек и расположить их рядом, это будет способствовать лучшему запоминанию названий игрушек и действий с ними. В старших группах можно иметь не­большие тексты, позволяющие детям развернуть общение в свя­зи с игрой.Важнейшим условием обучения детей с нарушениями слуха иг­рам является постоянное руководство со стороны воспитателя, ко­торое в зависимости от возраста детей носит разный характер.С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показыва­ет возможные способы их использования. В средней группе помо­гает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей пред­меты-заместители, показывает возможности роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовитель­ной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирова­ния сюжета и т. д. Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим, конструированием, трудом, изобра­зительной деятельностью, развитием речи. Взаимосвязь между раз­делами позволит обеспечить подготовку к играм: накопить необхо­димые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал. Тесные связи могут быть установлены между игрой и развитием речи, когда проводятся игры-драматизации, тре­бующие совместной деятельности сурдопедагога и воспитателей. Содержание игр также может стать материалом занятий по разви­тию речи, где дети составляют рассказы о играх, иллюстрируют их, подготавливают книжки-самоделки, что позволяет лучше усвоить речевой материал игр.

Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного со­стояния детей.

 

40.Особенности становления игровой деятельности детей с нарушением слуха. Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конст­руктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происхо­дит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарож­дение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушениями слуха происходит в процес­се целенаправленного воздействия на них.Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка.У детей с нарушениями слуха предмет­ная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства (А. А. Катаева, 1977). Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков фор­мирования игры. Особенности формирования игры у детей с нару­шениями слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на ста­новление сюжетно-ролевой игры.Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, лю­бят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, кото­рые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процес­суальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не ста­новятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.

Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детали­зированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычле­нить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитательнице) часто становится це­лью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они ко­пируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. 'Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время; они стараются точно, с подробнейшими деталя­ми воспроизводить игры, продемонстрированные воспитателем в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, раз витию сюжета, фантазированию.Наиболее характерными для игр глухих детей являются труднымигрового замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое заметим помогает ребенку осознать смысловое значение слова, ОТОЙТИ от конкретного значения. Введение предметов-заменителей связано с

развитием знакового символического способа мышления, опосредо­вано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.

Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется, и в старшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдаются процессуальные действия или игры, включа­ющие элементы сюжета. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем до­школьном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, од­нако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверст­ников.

 

41 Виды и содержание трудовой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Одна из основных задач нравственного воспитания - воспитание готовности к труду, так как трудолюбие, потребность трудиться является одним из главных свойств личности человека. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей. Эго достигается благодаря решению двух групп задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении Структуры деятельности, приобретении трудовых умений и навыков); развитие личности ребенка в труде В структуре этих задач решаются и коррекционные задачи: развитие чувственной основы, формирование предметной деятельности, совершенствование моторных двигательных умений, осмысление последовательности действий для достижения результата, развитие познавательного интереса и т. д.
Все задачи реа лизую тся комплекс но в процессе различных видов детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной и естественный, труд в природе. Содержание видов труда в свою очередь реализуется через разнообразные ор ганизационные формы: поруче ния ( индивидуальные, подгрупповые, общие; кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); дежурства по столов ой, уголк у природы, занятиям от одного поручения к нескольким взаимосвязанным действиям, согласование действий, темп и качество выполнения, продолжительность дежурства); общий, совместный, коллективный труд (общий средняя группа, совместный и коллективный - старшая, подготовительная); специальные занятия и повседневная трудовая деятельность Общественная направленность цели труда, элементы самостоятельного труда ребенка, вступление во взаимодействие и в договорные отношения). Трудовое воспитание осуществляется с помощью ряда средств: собственная трудовая деятельность детей; ознакомление с трудом художественные средства.УСЛОВИЯ:создание эмоционально-положительной атмосферы, организация материальной среды и трудового оборудования;_учет нагрузки; учет индивидуальных интересов, склонность к тому или иному виду' труда для реализации личностно -ориентированной модели воспитания; формирование основ экономического воспитания); решение коррекционных задач (координация движений, развитие мелкой моторики, мышечной силы, ориентировка в предметах и способах их использования, познание свойств предметов, объектов в процессе их преобразований, планирование деятельности, выявление причинных зависимостей, элементы самоконтроля и самооценки, формирование сотрудничества и взаимодействия, развитие речи и так дапее. то есть все вставляет основу познавательной деятельности).

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.