Сбор и анализ практического материала — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Сбор и анализ практического материала

2017-06-19 176
Сбор и анализ практического материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации по сбору материала

 

Укрепление связи преподавания экономических дисциплин с практикой хозяйствования, подготовка выпускных квалификационных (бакалаврских) работ с использованием реального материала – одна из важнейших задач вузовской подготовки бакалавров.

Успешный сбор практического материала для бакалаврской работы в значительной степени зависит от того, насколько четко обучающийся представляет себе направление работы и какой материал необходимо получить.

К числу основных практических материалов, которые необходимы для выполнения выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, относятся:

- учредительные документы организации;

- годовой бухгалтерский баланс (с приложениями);

- статистические отчеты об издержках производства и обращения, капитальном строительстве, материально-технической базе, основных фондах и др.;

- планы работы организации, учреждения;

- другие оперативные данные, связанные с темой бакалаврской работы.

Работа по сбору материалов непосредственно на предприятиях во многом совпадает с работой по подготовке отчета по производственной практике. Следует, однако, иметь в виду, что для успешного написания выпускной квалификационной работы требуется собрать гораздо больше материала, чем для написания соответствующего раздела в отчете по практике. Следует отметить, что собираются данные не только в целом по организации, но и по отдельным ее структурным подразделениям. Для того, чтобы иметь возможность анализировать динамику различных показателей, необходимо собирать соответствующие данные за ряд лет (три последних года).

Первичную обработку собранных данных для бакалаврской работы целесообразно проводить во время прохождения практики непосредственно в организации. Необходимо постоянно контролировать обеспеченность фактическим материалом каждого подраздела второго и третьего разделов, т.к. после завершения практики сбор материала, как правило, затрудняется.

Для сравнительной характеристики динамики и уровней различных показателей (выручки, затрат, производительности труда, использовании материальных ресурсов, выполнение договоров и т.д.), а также для характеристики особенностей структуры (структуры товарной продукции, запасов, структуры основных фондов и др.) требуется привлекать данные по другим организациям, функционирующим в регионе. Собранный материал целесообразно рассортировать по разделам и подразделам, а затем приступить к его окончательной обработке в соответствии с целями и задачами каждого структурного элемента бакалаврской работы. При обработке цифровых данных следует обратить внимание на безошибочность расчетов и их точность.

 

Рекомендации по анализу практического материала и выполнению аналитической части выпускной квалификационной работы

 

Аналитическая часть (второй раздел) выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению 38.03.01 Экономика (профиль Экономика предприятия и предпринимательская деятельность) призвана дать полную характеристику предприятия (организации, учреждения), на базе которого выполняется бакалаврская работа.

В первом подразделе дается краткая характеристика предприятия: полное наименование, адрес, дата создания, учредители, юридический и организационный статус, цели и задачи, виды деятельности, указываются юридические документы, на основе которых осуществляется его деятельность. В этом подразделе дается ссылка на Устав предприятия, а также могут быть изложены его основные положения, позволяющие дать полное представление о предприятии.

Для общей экономической характеристики предприятия, динамики его развития составляется таблица основных технико-экономических показателей деятельности (табл. 1).

Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия (полное его название) за 20__ – 20__гг.

Показатель Ед. измерения Размер показателя по годам Темп роста, %
20__ 20__ 20__ 2-й к 1-му 3-й к 2-му 3-й к 1-му
1. Объем производства: в текущих ценах в сопоставимых ценах тыс. руб.            
2. Объем реализации: в текущих ценах в сопоставимых ценах тыс. руб.            
3. Численность работающих чел.            
4. Среднемесячная заработная плата руб.            
5. Производительность труда: в текущих ценах в сопоставимых ценах тыс. руб./ чел            
6. Среднегодовая стоимость ОФ, в т.ч.: -собственных -арендованных тыс. руб.            
7. Прибыль (балансовая или чистая) тыс. руб.            
8. Рентабельность (реализованной продукции или предприятия) %            

Пересчет продукции в сопоставимые цены может производиться как в ценах последнего года, так и в ценах первого года (следует выбрать только один вариант пересчета, как правило, в качестве базы для сравнения берут первый год в рассматриваемом ряду динамики). Например, результаты работы предприятия легкой промышленности за три года составляют (табл. 2).

 

Таблица 2 – Производство и реализация продукции

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год
1. Объем производства, тыс. руб.      
2. Объем реализации, тыс. руб.      

 

В статистическом ежегоднике «Забайкальский край в цифрах» или на официальном сайте http://chita.gks.ru есть раздел «Цены и тарифы». В зависимости от отраслевой специализации (принадлежности) предприятия берутся индексы цен, по которым делается пересчет.

Например, индекс цен производителя продукции в легкой промышленности в 2014 году составил 107,6; а в 2015 году – 108,2. Тогда:

 

I вариант. Пересчитываем объемы производства в цены 2013 года:

Пересчитанный объем в 2014 г. составит: 1360: 1,076=1263,9 тыс.руб.;

Пересчитанный объем в 2015 г. составит: 1280: 1,076: 1,082=1099,4 тыс.руб.

 

II вариант. Пересчитываем объемы производства в цены 2015 года:

Пересчитанный объем в 2013 г. составит: 1200*(1,076*1,082)=1397,1 тыс.руб.

Пересчитанный объем в 2014 г. составит: 1360*1,082=1471,5 тыс.руб.

 

Таким образом, если базой для сравнения выступает 2013 г. (I вариант расчета), первый и второй показатели таблицы 2 записываются так:

 

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год
1. Объем производства: в текущих ценах в сопоставимых ценах   1263,9 1099,4
2. Объем реализации: в текущих ценах в сопоставимых ценах   1226,8 1030,7

 

В зависимости от отраслевой принадлежности предприятия и названия темы (рассматриваемой проблемы) таблица технико-экономических показателей может быть дополнена другими показателями (не более двух, трех), а 1-й и 2-й показатели заменены на другие, характеризующие объем работ (услуг) предприятия. По торгово-посреднической деятельности это будет товарооборот и валовой доход, по транспортной организации – объем транспортных работ в натуральном и стоимостном выражении, в сфере услуг – объем услуг в стоимостном и натуральном исчислении.

Дополнение таблицы другими показателями также определяется отраслевой принадлежностью и важностью показателя с точки зрения оценки деятельности предприятия. Например, для транспортной организации – коэффициенты выпуска подвижного состава на линию и степень использования его грузоподъемности, пробега; для гостиничного бизнеса – единовременная вместимость и численность размещенных лиц, и др.

Представленная в таблице динамика показателей должна быть прокомментирована не только с точки зрения характера изменения размера показателя, но, и это главное, почему произошли эти изменения, как изменения одних показателей повлияло на изменение других.

Во втором параграфе выполняется анализ финансового состояния предприятия. В зависимости от названия темы (рассматриваемой проблемы) он может быть кратким (неполным) и полным.

Краткий анализ дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, дополняя его общую экономическую характеристику. Для этого рекомендуется оценить платежеспособность предприятия, т.е. его способность своевременно производить платежи по своим срочным обязательствам. Текущая платежеспособность за отчетный период может быть определена по данным баланса путем сравнения суммы его платежных средств со срочными обязательствами. Рассчитываются коэффициенты ликвидности: текущей, быстрой, абсолютной. Оценка финансовой устойчивости может быть охарактеризована показателями (коэффициентами):

 

Показатель Характеристика
финансовой автономии (или независимости) удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса
финансовой зависимости доля заемного капитала в общей валюте баланса
текущей задолженности отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса
долгосрочной финансовой независимости (коэффициент финансовой устойчивости) отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте баланса
покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) отношение собственного капитала к заемному
финансового левириджа (коэффициент финансового риска) отношение заемного капитала к собственному

 

Деловая активность предприятия обычно характеризуется интенсивностью использования капитала: оборачиваемость всего капитала и его частей, продолжительностью оборота, рентабельностью.

Результаты расчетов показателей финансового состояния сводятся в таблицу, в которой, кроме отчетных и базисных значений показываются (по тем показателям, по которым они существуют) нормативные (рекомендуемые) значения (таблица 3).

 

Таблица 3 – Финансовое состояние предприятия за 20__ – 20__гг.

№ п/п Показатель Нормативное (рекомендуемое) значение Базис Отчет Отклонение
I. Ликвидность
  Коэффициент текущей ликвидности        
  Коэффициент быстрой ликвидности        
  Коэффициент абсолютной ликвидности        
II. Финансовая устойчивость
  Коэффициент финансовой автономии        
  Коэффициент финансовой зависимости        
  Коэффициент текущей задолженности        
  Коэффициент финансовой устойчивости        
  Коэффициент платежеспособности        
  Коэффициент финансового левириджа        
III. Деловая активность
  Оборачиваемость оборотного капитала, раз        
  Длительность оборота, дней        
  Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей        
  Рентабельность собственного капитала        

 

Как и все аналитические таблицы, данная таблица должна быть прокомментирована, дана оценка по каждому показателю и его финансовому состоянию в целом.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает анализ валового дохода (для торговли), прибыли и рентабельности. Выявляются основные факторы, которые оказали влияние на значения результирующих показателей. Дается оценка эффективности работы предприятия.

Анализ производства и реализации продукции, а для коммерческо-посреднических предприятий, анализ товарооборота.

Производство и реализация продукции анализируется по натуральным показателям (если такой учет есть на предприятии) и стоимостным в динамике, по структуре (ассортименту), оценивается положение продукции (товара) на рынке, анализируется изменение объемов по факторам (влияние цен, ассортиментных сдвигов, производительности, ритмичности, технического состояния производственных фондов и др.).

Товарооборот является одним из основных показателей, характеризующих деятельность коммерческо-посреднического предприятия. Товарооборот рассматривается как показатель объема реализованной товарной массы и как показатель денежной выручки предприятия, а также является косвенным показателем размера коммерческого предприятия. Анализ товарооборота заключается в изучении состава и структуры товарооборота, определении влияния внешних и внутренних факторов на изменение товарооборота. При проведении анализа за предыдущий и отчетный годы товарооборот следует привести в сопоставимый вид.

При изучении ресурсов предприятия в их составе рассматриваются основные средства, оборотные средства, трудовые ресурсы и товарные (для коммерческо-посреднического предприятия). Производится анализ состояния ресурсов предприятия, структуры, а также рассчитываются показатели, отражающие эффективность использования ресурсов.

Анализ затрат и себестоимости продукции (издержек обращения – для коммерческо-посреднических предприятий).

Анализ затрат может проводиться в нескольких направления:

- по элементам;

- по статьям затрат;

- по переменным и постоянным;

- по изделиям (если есть такой учет) или на 1 рубль товарной продукции.

Выполняется горизонтальный (динамика затрат), вертикальный (по структуре) и факторный анализ.

Общий анализ изменения издержек обращения проводится с учетом изменения объема товарооборота, изучается структура издержек обращения, делаются выводы о влиянии отдельных элементов затрат на конечные результаты деятельности предприятия. Определяется абсолютная и относительная экономия (перерасход) издержек.

Анализ производственно-экономической деятельности предприятия заканчивается выводами: общая оценка деятельности предприятия, позитивные и негативные явления, а также даются общие рекомендации по улучшению результатов деятельности.

В зависимости от рассматриваемой в работе проблемы какие-то разделы анализа могут быть существенно сокращены или не выполняться вовсе. Например, в работе рассматривается проблема совершенствования производственной базы. В этом случае анализ трудовых ресурсов, оборотных средств может быть исключен полностью, а анализ основных фондов рассматривается с позиции состояния и использования основных фондов.

Все вопросы глубины и ширины анализа решаются обучающимся совместно с руководителем бакалаврской работы.

Необходимо отметить, что во втором аналитическом разделе обязательно должны содержаться подразделы, содержащие углубленный анализ по предмету исследования выпускной квалификационной работы. Так, если тема посвящена разработке ассортиментной политики предприятия, необходимо проанализировать существующий ассортимент, рассчитать показатели широты, полноты, устойчивости ассортимента и др., выявить и проанализировать факторы, оказывающие влияние на формирование ассортимента.

На основе проведенного анализа следует выделить перечень основных проблем предприятия, определить имеющиеся резервы.

По данным направлениям делаются разработки в третьем разделе выпускной квалификационной работы. Если в рамках ВКР разрабатывается новый проект, то при анализе должны быть выявлены необходимые ресурсы, производственный потенциал, необходимые кадры и уровень их квалификации, финансовые ресурсы; управленческий и маркетинговый опыт реализации бизнес-проектов.


ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

В сроки, утвержденные на заседании кафедры, на кафедре «Мировая экономика, предпринимательство и гуманитарные дисциплины» проходит предварительная защита выпускной квалификационной работы обучающегося. Целью предзащиты является, во-первых, окончательное согласование и утверждение темы ВКР, во-вторых, оценка соответствия выполненной бакалаврской работы требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, проверка сформированных в ходе выполнения ВКР компетенций по направлениям подготовки, и, в-третьих, формулировка замечаний и выявление недостатков в работе, которые должны быть устранены к защите.

Для прохождения предварительной защиты выпускной квалификационной работы обучающемуся необходимо:

1. Представить печатный вариант выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (титульный лист, содержание должны быть выполнены в строгом соответствии с требованиями методических указаний по оформлению выпускной квалификационной работы);

2. Подготовить раздаточный материал, иллюстрирующий содержание работы: таблицы, графики, схемы и т.п. (не менее 5 экземпляров);

3. Составить доклад продолжительностью не более 5 минут (текст доклада предварительно согласовать с руководителем бакалаврской работы). В докладе обучающимся указывается цель ВКР, отмечается какие теоретические аспекты были изучены в 1-й главе, и каковы результаты проведенного анализа во 2-й главе работы (дается ссылка на раздаточный материал, без дополнительных комментариев по каким-либо показателям). Основная часть доклада на предварительной защите – это презентация проекта и предложений, сделанных в третьей главе выпускной квалификационной работы (основные расчеты должны быть вынесены в раздаточный материал) и обоснование их эффективности.

После изложения обучающимся доклада, преподаватели дают замечания, делают уточнения по содержанию ВКР, задают вопросы. Обучающемуся необходимо учесть содержание обсуждения его работы для внесения требуемых корректив в выпускную квалификационную работу.

После предварительной защиты обучающийся устраняет полученные замечания, вносит изменения в выпускную квалификационную работу и оформляет окончательно пояснительную записку.

Законченную и надлежащим образом оформленную выпускную квалификационную работу проверяет руководитель, подписывает и составляет отзыв. Образец отзыва научного руководителя представлен в Приложении Д.

В отзыве отмечается актуальность темы, дается характеристика всех глав ВКР бакалавра, указывается ее практическое значение и возможность внедрения. Порядок представления отзыва на ВКР определяются Положением «О проведении государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата в ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ». Отзыв руководителя не должен противоречить замечаниям, которые были сделаны по тексту работы на разных стадиях ее выполнения.

В отзыве научного руководителя оцениваются уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося в соответствии с ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки и профилю, освоения выпускником теоретических знаний и практических умений, продемонстрированных им при подготовке ВКР; уровень проведенного обучающимся анализа проблемы; структура и логика построения работы; умение формулировать научные результаты и практические рекомендации. Указывается степень самостоятельности обучающегося-выпускника при выполнении работы; личный вклад обучающегося в раскрытие проблем и разработку предложений по их решению; соблюдение графика выполнения ВКР. В отзыве обязательно содержится вывод и возможности (или невозможности) допуска ВКР к защите.

В срок не менее 5 дней до защиты обучающийся должен быть ознакомлен с отзывом.

Консультант проверяет соответствующую главу (раздел) ВКР бакалавра и на титульном листе ставит свою подпись, тем самым также допуская ее к защите. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа, подписанная исполнителем, руководителем и консультантом, сдается на кафедру не позднее 14календарных дней до защиты для проведения проверки оригинальности текста системой «Антиплагиат» назначенным преподавателем кафедры «Мировая экономика, предпринимательство и гуманитарные дисциплины». Образец справки о результатах проверки использования заимствованного материала в выпускной квалификационной работе приведен в Приложении Е.

Обучающийся отвечает за достоверность практического и теоретического материала, за предлагаемые решения, выводы и рекомендации.

К дате, установленной заведующим кафедрой, обучающийся должен сдать готовую выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу на кафедру для проведения нормоконтроля. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа на нормоконтроль не сшивается и сдается в папке. Преподаватель кафедры, назначенный заведующим кафедры для проведения нормоконтроля, осуществляет нормоконтроль на предмет соответствия выпускной квалификационной (бакалаврской) работы требованиям по оформлению, выносит свои замечания по оформлению.

Для окончательного решения о допуске к защите выпускная квалификационная работа обучающимся представляется заведующему кафедрой.

Заведующий кафедрой осуществляет контроль за соответствием темы выполненной выпускной квалификационной работы направленности (профилю) подготовки, за полнотой раскрытия темы в содержании работы.

Обучающийся может быть не допущен к защите бакалаврской работы в следующих случаях:

- неудовлетворительный результат или неучастие в других видах итоговых аттестационных испытаний;

- нарушение сроков закрепления и утверждения темы выпускной квалификационной работы;

- нарушение сроков изменения темы бакалаврской работы;

- отрицательный отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу (отсутствие подписи руководителя на бакалаврской работе).

При отрицательном отзыве руководителя решение о допуске к защите принимается по результатам обязательного прохождения выпускником предварительной защиты выпускной квалификационной работы.

По результатам предварительной защиты в присутствии руководителя и выпускника дается оценка готовности обучающегося к защите.

Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа), допущенная к защите, подписанная исполнителем, руководителем, консультантами, заведующим выпускающей кафедры с отзывом руководителя должна быть представлена на кафедру не менее чем за 2 календарных дня до защиты, где она представляется Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

 

Порядок расположения страниц при сшивании выпускной квалификационной (бакалаврской) работы:

1. Титульный лист. На титульном листе должны быть подписи обучающегося, научного руководителя. При указании руководителя в обязательном порядке указывается их ученая степень (при наличии) и должность;

2. Задание на бакалаврскую работу. Задание подписывается научным руководителем ВКР и обучающимся;

3. Содержание;

4. Введение;

5. Основной текст ВКР по содержанию;

6. Заключение;

7. Список использованных источников;

8. Приложения.

 

К выпускной квалификационной (бакалаврской) работе прилагаются следующие документы:

1. Заявка от предприятия (организации) на разработку конкретной темы выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, в случае если работа выполняется по заявке. Заявка подписывается руководителем предприятия (организации) и заверяется гербовой печатью;

2. Акт о внедрении результатов выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (при его наличии). Акт подписывается руководителем предприятия (организации) и заверяется гербовой печатью;

3. Рецензия на выпускную квалификационную работу. Рецензия подписывается сторонним рецензентом с места прохождения производственной практики обучающегося и заверяется гербовой печатью по месту работы рецензента. Примерная форма рецензии на выпускную квалификационную работу представлена в Приложении Ж;

4. Отзыв научного руководителя выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

Рецензия, отзыв, заявка, акт о внедрении результатов исследования (при наличии) оформляются на отдельных листах и вкладываются в конверт, вклеиваемый на последней странице бакалаврской работы при брошюровании.


 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.