Менеджер как профессиональный управляющий — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Менеджер как профессиональный управляющий

2017-06-19 1686
Менеджер как профессиональный управляющий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Менеджер как профессиональный управляющий

Менеджер – это наемный работник, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, носящую инновационный, творческий характер и ориентированную на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение эффективности функционирования организации.

Основные признаки менеджера:

1) менеджер – наемный управляющий. Найм менеджера осуществляет собственник предприятия;

2) менеджер – должностное лицо. Менеджер занимает определенную должность и выполняет управленческие функции, для чего использует данные ему полномочия, и распоряжается ресурсами организации;

3) менеджер имеет власть. Власть менеджера в организации дается не собственностью, а должностью и установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера);

4) менеджер управляет людьми. В подчинении менеджера всегда находятся сотрудники. Управление их знаниями, умениями, навыками есть управление персоналом.

5) менеджер принимает и реализует управленческие решения; 6) менеджер – профессионально подготовленный управляющий.

Организация не может существовать без менеджера и для этого су­ществует ряд причин:

1 Менеджеры определяют цели и задачи.

2 Менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие м/д отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации.

3 Менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении.

4 Менеджеры являются основным информационным звеном связи между организацией и окружением.

5 Менеджеры несут ответственность за результаты де­ятельности организации.

6 Менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.

Принципы управления Анри Файоля

1 Разделение труда.

2 Полномочия и ответственность.

3 Дисциплина. 4 Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5 Единство направления.

6 Подчиненность личных интересов общим.

7 Вознаграждение персонала.

8 Централизация..

9 Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена.

10 Порядок. Место — для всего и все на своем месте.

11 Справедливость.

12 Стабильность рабочего места для персонала.

13 Инициатива.

14 Корпоративный дух.

 

 

Сущность методов менеджмента и их классификация

Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект, т.е. руководителя на управляемый им коллектив.

В переводе с гр слово «метод» означает «путь к чему-либо». В русском языке данный термин имеет два значения:

способ, исследование, анализ, диагностика явлений;

способ, прием выполнения какой-либо деятельности, образ действия.

В первом случае речь идет о методах той или иной науки, в частности, менеджмента — процессный, системный и ситуационный подходы, эксперимент, моделирование, ситуаци­онный анализ и др.

Во втором значении методы рассматриваются применительно к управленческой дея­тельности, процессу управления, работе руководителя. Методы управления имеют определенные особенности:

они направлены на достижение целей и задач управления;

практическим действиям в той или иной степени предшествуют анализ, оценка кон­кретных условий, обстановки, ситуации;

методы, выбираются из возможного арсенала, поскольку имеет место оценка по критерию «какой метод лучше, результативнее, целе­сообразнее, эффективнее».

Таким образом, методы управления — это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач управления.

Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук.

Отсутствие строгих (точных) математических методов исследования, конкретных расчетов (т.е. эмпирический подход, проверка идей путем экспериментов, изучения практики).

Содержание и этапы развития процессного подхода

В совр теории менеджмента существует 3 основных подхода: процессный, системный, ситуационный.

Процессный подход рассматривает управление как процесс, состоящий из последовательных взаимосвязанных действий, или функций направленных на достижение целей организации.

Процессный подход хронологически является первым среди подходов. Его рождение относится к 20-м гг. XX в. и свя­зано с именем Анри Файоля.

Первый этап - с 20-х гг. до настоящего времени. Процесс управления рассматривается как взаимосвязанная цепь повторяющихся функций ме­неджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.

Второй этап — с 40-х гг. до наст вр. Процесс управления изучается как процесс, включ три стадии: принятие управленческого решения, организацию исполнения управленческого решения и контроль его исполнения.

Новый, третий этап в развитии процессного подхода начался совсем недавно, в 90-х гг. прошлого века, и получил название «реинжиниринга бизнес-процессов».

Впервые термин «реинжиниринг бизнес-процессов» был введен М.Хаммером, кот определяет этот вид деят-ти как «фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы».

Реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления.

Существуют следующие категории бизнес-процессов:

процессы, обеспечивающие выпуск продукции; процессы планирования и управления; ресурсные процессы; процессы преобразования.

Бизнес-процесс характеризуется:

существующей технологией реализации бизнес-процесса;

существующей структурой бизнес-системы;

средствами автоматизации, оборудованием, механизмами и т.п., обеспечивающими реализацию процесса.

Показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:

количество произв продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени; количество потребителей продукции; стоимость издержек производства продукции; длительность выполнения типовых операций; капиталовложения в производство продукции.

 

 

26. Сущность системного подхода в менеджменте. В рамках системного подхода организация рассматривается как система, т.е. некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Возникновение этого общенаучного подхода связано с именем австрийского биолога Л. фон Берталанфи, эмигрировавшего в США в 1930-х годах.

Система - совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели.

Под элементом понимается объект, кот в рамках данной системы является неделимым.

Под целью понимается некоторый результат, ради достижения кот элементы связываются в единое целое, это то, что необходимо достичь.

Организационная система - такая система, структурными элементами кот являя люди, осуществляющие преобразование ресурсов этой системы.

Примеры организационных систем: промышленные предприятия, объединения, отрасли, ассоциации, кооперативы и т.д.

Организационные системы включают трудовые ресурсы, средства производства и другие ресурсы, участвующие в производственной и управленческой деятельности.

Выживание и развитие организации неразрывно связано со скоростью обновления её отдельных элементов и подсистем.

Подсистемами наз крупные составляющие сложных организаций, выполняющие определенную функцию.

Сама организация представляет собой сложную систему, в составе которой можно выделить управляемую и управляющую подсистемы.

Управляемая подсистема, или объект управления, т.е. то чем (кем) управляют (исполнительные звенья).

Управляющая подсистема, или субъект управления, т.е. того, что (кто) управляет (правление, менеджер, руководитель).

М/д субъектом и объектом управления сущ прямые и обратные связи.

Прямая связь- это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команд и состоянии управляемой части.

Управляющая подсистема является частью предприятия, осуществляющей воздействие на все предприятие в целом.

Основным содержанием системы управления организации является механизм управления, состоящий из: принципов управления; функций управления; методов управления; стиля управления.

 

 

27. Концепция ситуационного управления. Осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, ли контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.

В 1948 году профессор унив Ральф Стогдилл провел детальное исследование характерных качеств лидеров и их профессиональных умений. Он пришел к выводу, что наличие тех или иных черт и навыков, присущих лидерам было обусловлено конкретной ситуацией управления.

Эти исследования, легли в основу ситуационного подхода в управлении организациями. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Ситуационные воззрения базируются на следующих предположениях:

1 Организационные феномены укладываются в логические структуры.

2 В близких по характеру ситуациях менеджеры разрабатывают и осуществляют схожие действия.

Эти идеи заложены в основу четырехшаговой методологии ситуационного подхода:

1 Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

2 Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь просчитать последствия.

3 Руководитель должен верно определять какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4 Руководитель должен увязать применение конкретных приемов, которые вызвали бы минимальный отрицательный эффект, с конкретными ситуациями.

Задача общего менеджмента - дать наиболее универсальные, но в то же время действенные модели организации, систем управления и контекста (ситуации).

 

 

28. Управленческий цикл и его этапы. Управленческий цикл — это завершенная последовательность повторяющихся действий, направленных на достижение поставленных целей.

Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или проблемы и заканчивается достижением определенного результата. После этого цикл управления повторяется.

Основные этапы управленческого цикла:

1 Сбор и обработка информации, анализ, и оценка обстановки — диагноз.

2 Научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния и особенностей развития объекта управления — прогноз.

3 Выработка и принятие управленческого решения.

4 Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели — планирование.

5 Своевременное доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор и расстановка сил, мобилизация исполнителей на выполнение принятого решения — организация.

6 Активация деятельности исполнителей — мотивация и стимулирование.

7 Получение, обработка, анализ и систематизация сведений о ходе реализации заданий, проверка того как выполняются задания— учет и контроль.

Общий для 4-х последних этапов — обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления путем установления текущих оптимальных связей между отдельными исполнителями — регулирование.

 

Содержание и взаимосвязь основных функций управления.

Функции управления -определенные виды управленческой деяте-ости, выделившиеся в процессе специализации управленческого труда.

Функции управления делятся на 2 группы: - общие (основные); - специальные.

Общие функции управления осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления. Весь процесс управления представляется как цепь последовательных, циклически повторяющихся общих функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, кот предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Цель планирования - это определение будущего состояния, перспектив развития объекта управления. Результатом выполнения функции планирования является план.

Функция организации – представляет собой управленческую деятельность, кот заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий. Цель функции организации – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также их взаимосвязей. Результатом выполнения функции организации является создание организационной структуры управления предприятием и организационного процесса управления.

Мотивация процесс побуждения работников и себя к активной трудовой деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовлетворенность от трудовой деятельности.

Контроль как функция управления призван обеспечить достижение целей организации путем систематического представления информации о действительном состоянии дела по выполнению плановых заданий, решений, нормативно установленных задач и предписаний, путем анализа этой информации и проведения соответствующих корректировок. Цель контроля заключается в том, чтобы предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Контроль включает учет, анализ и регулирование. По итогам учета менеджер должен получить объективную информацию о реальном состоянии объекта управления.

 

 

30. Основное содержание специальных функций организации. Взаимосвязь общих и специальных функций

Специальные функции дают характеристику процесса управления в пространстве, определяя его направленность на конкретные стороны и сферы деятельности предприятия. При этом весь процесс управления расчленяется по определенным направлениям деятельности организации, в рамках которых повторяются и воспроизводятся управленческие циклы.

Состав специальных функций определяется спецификой деятельности предприятия.

К специальным функциям управления предприятием относятся:

- маркетинг, данное управление призвано посредством маркетинговой дея­тельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей кли­ентов, организации и достижение целей организации;

- управление основным производством предполагает, что соответствующие служ­бы менеджмента, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрика­тов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который органи­зация предлагает внешней среде;

- управление вспомогательным производством;

- управление инновационной деятельностью;

- управление подготовкой производства;

- управление закупками;

- управление бухгалтерской деятельностью;

- управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации;

- управление трудом и заработной платой;

- управление качеством продукции;

- управление сбытом;

- управление капитальным строительством и др.

Состав специальных функций определяется спецификой деятельности предприятия. Общие и специальные функции взаимосвязаны и образуют единую систему. Выполнение каждой специальной функции предполагает исполнение всех общих функций управления.

 

 

31. Сущность, цель и принципы функции планирования.

Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, кот предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так как оно призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей.

Цель планирования это определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления.

Принципы планирования.

1 Принцип единства. Оначает, что планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.

2 Принцип участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности.

3 Принцип непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно.

4 Принцип гибкости. Он заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

5 Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности какая только возможна.

Результатом выполнения функции планирования является – план.

План это документ, содержащий указания кому и какую задачу, в какое время необходимо решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

 

 

32. Результатом выполнения функции планирования явл план. План это документ, содержащий указания кому и какую задачу, в какое время необходимо решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

Существуют следующие виды планирования.

1 С точки зрения обязательности плановых заданий:

- директивное планир, когда принятые планы имеют обязат характер;

- индикативное пл, когда устанавл показатели, имеющие рекомен х-р.

2 В зависимости от срока, принято различать:

- долгосрочное планирование (перспективное);- среднесрочное планирование;- краткосрочное планирование (текущее);

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, н-р, 10, 15 и 20 лет. Среднесрочное планирование осущ на период от 1 г до 5 лет. Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование.

3 По содержанию плановых решений выделяют:

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.

Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия.

4 По степени охвата: - общее пл, охватывающее все аспекты проблемы;- частичное пл, охватыв только опред области и параметры;

6 По сферам планирования: - планирование сбыта;- планир производства;- планир персонала (потребности, найма, переподготовки, увол);- планир инвестиций, финансов и т.д.

9 По учету изменения данных:

- жесткое планирования;- гибкое планирование;

10 По очередности во времени:

-текущее пл, при кот о завершении одного плана разрабатывается др план, (планы чередуются послед один за др);

- скользящее пл, при кот по истечении определенного запланированного срока план продлевается на след период;

- внеочередное пл, при кот планир осуществ по мере необходимости, н-р, при реконструкции предприятия.

 

33. Основные этапы планирования. Планирование деятельности предприятия осуществляется в несколько этапов:

1) постановка целей предприятия на перспективу;

2) определение задач планирования;

3) разработка планов действий для достижения поставленных целей и выполнения задач.

4) определение направлений, обеспечивающих ориентацию на достижение запланированного результата;

5) выделение процедур и норм, регламентирующих деятельность, направленную на выполнение планов.

Модель планирования отражает содержание планирования как функции управления. Здесь учитываются все составляющие, которые взаимосвязаны между собой, и внешние факторы, влияющие на процесс. Блоки и модели планирования характеризуют основные этапы процесса.

34. Методы планирования. Методы планирования – это способы реализации функции планирования.

Методы планировании:

Традиционным является балансовый метод планирования. Он представляет собой целенаправленное согласование ресурсов предприятия и их использования по всей системе взаимосвязанных материальных, стоимостных и трудовых балансов.

Программно-целевой метод планирования сравнительно недавно вошел в практику. Суть его в том, что он строит планирование, исходя из конечных целей, а затем определяет возможные пути реализации этих целей, опираясь при этом на последние достижения науки и техники.

Нормативный метод планирования предст собой разработку норм

и норматиов затрат сырья, материалов, энергии на производство продукции.

В наст время расчетно-аналитический метод планирования является основным и повсеместно используемым.

Расчеты плановых показателей осуществляются в табличной форме. Система показателей, форм и разделов плана определяются предприятием самостоятельно.

Математические методы планирования могут применяться при планировании в различных областях дея-ти (производство, маркетинг и т.д.)

- если планируемый объект или процесс может быть описан математической аналитической моделью;

- если имеются соответствующие этой модели наборы количественных данных.

Используется большая группа математических методов планирования: оптимальное, линейное, стохастическое, целочисленное, выпуклое, квадратичное, методы нелинейного, динамического программирования и целый ряд других методов.

Линейное программирование – наиболее часто используемый метод планирования. В общем виде задача линейного программирования формулируется следующим образом: найти максимальное (минимальное) значение целевой функции при ограничениях в виде равенств и неравенств и условиях их не отрицательности.

35. Одной из осн фун-й управления является функция организации, кот закл в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий.

Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах, как:

формирование организационной структуры (деление организации на подразделения в соответствии с ее целями и стратегией);

установл взаимоотн-й м/у членами орган-ии в рамках ее структуры.

Цель функции организации – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также их взаимосвязей.

Содержание функции организации в менеджменте раскрывается через такие понятия как: «департаментализация», «делегирование», «диапазон контроля», «централизация».

департаментализация– это группировка родственных функций и главных видов работ в соответствующие структурные подразделения.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, кот принимает на себя обязательство их выполнения.

Диапазон контроля — число лиц, непосредственно подчинённых руководителю, которыми он способен эффективно управлять.

Централизация означает концентрацию прав принятия решений, властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.

Децентрализация – передача или делегирование прав принятия ключевых решений на нижние уровни управления.

Регламентация представляет собой организационную деятельность, осуществляемую в виде разработки организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, правил и процедур, которые являются основными документально оформленными результатами выполнения функции организации.

Результатом выполнения функции организации является создание организационной структуры управления предприятием и организационного процесса управления.

Менеджер как профессиональный управляющий

Менеджер – это наемный работник, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, носящую инновационный, творческий характер и ориентированную на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение эффективности функционирования организации.

Основные признаки менеджера:

1) менеджер – наемный управляющий. Найм менеджера осуществляет собственник предприятия;

2) менеджер – должностное лицо. Менеджер занимает определенную должность и выполняет управленческие функции, для чего использует данные ему полномочия, и распоряжается ресурсами организации;

3) менеджер имеет власть. Власть менеджера в организации дается не собственностью, а должностью и установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера);

4) менеджер управляет людьми. В подчинении менеджера всегда находятся сотрудники. Управление их знаниями, умениями, навыками есть управление персоналом.

5) менеджер принимает и реализует управленческие решения; 6) менеджер – профессионально подготовленный управляющий.

Организация не может существовать без менеджера и для этого су­ществует ряд причин:

1 Менеджеры определяют цели и задачи.

2 Менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие м/д отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации.

3 Менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении.

4 Менеджеры являются основным информационным звеном связи между организацией и окружением.

5 Менеджеры несут ответственность за результаты де­ятельности организации.

6 Менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.