Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

2017-06-19 165
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По специальному курсу

«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА»

 

Специальность юриспруденция

Факультет юридический

Кафедра конституционного, административного и финансового права

Курс 3

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины 108 часов

В том числе:

Лекции 17 часов

Семинарские занятия 17 часов

Самостоятельная работа: 74 часа

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«___» ___________ 2006 г.

 

Заведующий кафедрой _______________М.Н. Лопатина

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Правовые основы российского федерализма»

 

I. Объяснительная записка

Специальный курс «Правовые основы российского федерализма» читается в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов юридического факультета по специальности «юриспруденция» в рамках специализации «государственное право».

Спецкурс преследует цель углубленного изучения российского законодательства в сфере регулирования федеративных отношений, законодательства субъектов Российской Федерации, формирования у студентов навыков работы с данным законодательством, умения оказывать квалифицированную помощь в работе органов государственной власти субъекта федерации, местного самоуправления.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- исследование исторической и политической обусловленности федеративных отношений в России, специфика национально-территориальных отношений в дореволюционной и советской России;

- осуществление ретроспективного анализа законодательства об обусловленности федеративных отношений, определение перспектив его развития в современной России;

изучение практики применения конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ

- - по возможности способствование формированию активной гражданской позиции выпускников юридического факультета.

 

Достижение поставленных целей и задач будет обеспечиваться комплексом учебных видов деятельности: чтение лекций, проведение семинарских (практических) занятий, творческое задание – составление проектов законов субъектов РФ; в качестве итоговой отчетности - сдача зачета.

На дневном отделении запланировано 18 часов лекционных и 18 часов семинарских и практических занятий.

На заочном отделении – 4 часов лекционных и 4 часа практических занятий.

 

ІІ. Содержание учебного материала.

Раздел I Российский федерализм: история развития и понятие

Понятие и сущность российского федерализма. Понятия “федерализм” и “федерация”: соотношение. Современные модели федерализма. Региональное государство. Конституция Российской Федерации как конституция федеративного государства. Характеристика Конституции. Развитие территориальных и межнациональных отношений в России до 1917 г. Федеративные отношения в Конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг. Основные причины распада Советской Федерации. Современный этап развития Российской Федерации. Перспективы развития федерализма.

 

Раздел II Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации

Договорный характер Российской Федерации. Национально- территориальное устройство Российской Федерации. Виды и классификация субъектов Российской Федерации. Суверенитет и сецессия субъекта РФ. Образование нового субъекта РФ. Суверенитет, самоопределение народов и территориальная целостность государств. Суверенитет государства, народный суверенитет и национальный суверенитет. Статус малочисленных и коренных народов и национальных меньшинств. Финансово-экономическая основа деятельности субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации в международных отношениях. Сложносоставные субъекты Российской Федерации.

 

Раздел III. Организация государственной власти и управления в субъектах Российской Федерации

Единство государственной власти, разделение властей и их субсидиарность в федеративном государстве. Органы государственной власти в субъектах РФ. Законодательная, исполнительная. Судебная власть в субъектах федерации. Конституционный (уставный) контроль в субъектах РФ. Государственные органы в субъектах РФ. Органы местного самоуправления в субъектах РФ.

 

Раздел IV. Федеральное право и право субъектов Российской Федерации

Федеральное право и право субъектов РФ. Единообразие и многообразие в праве федерации. Принципы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. Договор о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации. Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в решении федеративных споров. Полномочия Президента Российской Федерации при решении федеративных споров. Полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации при решении федеративных споров.

 

III. Тематическое планирование

Наименование разделов, тем Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции семинары
ДО ОЗО/ ускор. ДО ОЗО/ ускор. ДО ОЗО/ Ускор.
I Российский федерализм: история развития и понятие              
1.1. Понятие и сущность российского федерализма              
1.2. История развития федеративных отношений в России              
II Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации                
2.1. Конституционный статус субъектов РФ              
III Организация государственной власти и управления в субъ­ектах Российской Федерации                
3.1. Суверенитет государства, народный суверенитет и национальный суверенитет              
3.2. Организация государственной власти и управления в субъ­ектах федерации              
IV Федеральное право и право субъектов Российской Федерации              
4.1. Федеральное право и право субъектов РФ              
4.2 Роль Конституционного Суда Российской Федерации в решении федеративных споров              
  ИТОГО            

V. Учебно-методическое обеспечение

5.1 Рекомендуемая литература (основная)

1. Конституция Российской Федерации М., 1999

2. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. / Конституционное право России. Сборник нормативных актов М., 1996.

О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (в ред. от 8 февраля 2001 года № 1-ФКЗ, 15

3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 5-ФКЗ) // СЗ РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 1; СЗ РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4825.

4. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4916.

5. Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации: Феде­ральный закон от 28 августа 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 № 38-ФЗ, от 26.11.1996 № 141-ФЗ, от 17.03.1997 № 55-ФЗ, от 04.08.2000 № 107-ФЗ) // СЗ РФ. 28.08.1995. № 35. Ст. 3506; СЗ РФ. № 17. 22.04.96. Ст. 1917; СЗ РФ. 02.12.96. № 49. Ст. 5500; СЗ РФ. 24.03.97. № 12. Ст. 1378; СЗ РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3330; Российская газета. № 53. 26.03.2002.

6. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ (с изм. от 21.03.2002 № 31-ФЗ) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2965; СЗ РФ. 25.03.2002. № 12. Ст. 1093.

7. О принципах и порядке разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (с изм. от 20.05.2002 № 52-ФЗ) // СЗ РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3176; СЗ РФ. 27.05.2002. № 21. Ст. 1915.

8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (с изм. от 29.07.2000 № 106-ФЗ, от 08.02.2001 № 3-ФЗ, от 07.05.2002 № 47-ФЗ, от 24.07.2002 № 107-ФЗ) // СЗ РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005; СЗ РФ. 31.07.2000. № 31. Ст. 3205; СЗ РФ. 12.02.2001. № 7. Ст. 608; СЗ РФ. 13.05.2002. № 19. Ст. 1792; СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3024.

9. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ // СЗ РФ. 24.07.2000. № 30. Ст. 3122.

10. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. (в ред. Федерального закона от 27.09.2002 № 119-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ) // СЗ РФ. 17.06.2002. № 24. Ст. 2253; СЗ РФ. 30.09.2002. № 39. Ст. 3642; СЗ РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132.

11. О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 7 февраля 2003 года № 21-ФЗ // СЗ РФ. 10.02.2003. № 6. Ст. 504.

12. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года № 803 // СЗ РФ. 03.06.1996. № 23. Ст. 2756.

13. Положение о проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики», «О выборах в парламент Чеченской Республики»: утв. Указом Президента РФ от 12 декабря 2002 года № 1401 // СЗ РФ. 16.12.2002. № 50. Ст. 4942.

14. Положение об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 129 // СЗ РФ. 09.02.1998. № 6. Ст. 753.

15. По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П // СЗ РФ. 04.12.1995. № 49. Ст. 4868.

16. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П // СЗ РФ. 21.07.1997. № 29. Ст. 3581.

17. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года № 10-П // СЗ РФ. 19.06.2000. № 25. Ст. 2728.

18. По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П // СЗ РФ. 11.12.2000. № 50. Ст. 4943.

19. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 4 апреля 2002 г. № 8-в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета–Хасэ Республики Адыгея: Постановление Конституционного Суда РФ // СЗ РФ. 15.04.2002. № 15. Ст. 1497.

20. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия отдельных положений Конституции Российской Федерации Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан: Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О // СЗ РФ. 17.07.2000. № 29. Ст. 3117.

21. Устав (Основной Закон Ивановской области) от 8 мая 1996 г. № 20-ОЗ (в ред. Законов Ивановской области от 11.06.1996 № 23-ОЗ, от 15.05.2000 № 11-ОЗ, от 04.12.2000 № 77-ОЗ, от 26.07.2001 № 54-ОЗ) // Протокол № 7 заседания Законодательного Собрания Ивановской области от 30.05.1996; Собрание законодательства Ивановской области. № 10 (148), 31.05.2000; Собрание законодательства Ивановской области. № 23(161). 15.12.2000; Собрание законодательства Ивановской области. № 15 (177). 15.08.2001.

22. О местном самоуправлении в Ивановской области: Закон Ивановской области от 3 апреля 1996 года № 13-ОЗ (с изм. от 17.02.1997 № 3-ОЗ, от 28.12.1998 № 90-ОЗ, от 25.03.2002 № 15-ОЗ) // Собрание законодательства Ивановской области. 15.02.2001. № 3 (165).

23. О контрольно-счетной палате: Закон Ивановской области от 20 ноября 1997 года (с изм. от 02.02.2000 № 5-ОЗ, от 05.07.2002 № 38-ОЗ) // Законы Ивановской области и документы Законодательного Собрания. № 4 (42). март - апрель 2000 года. официальное издание; Собрание законодательства Ивановской области. № 14 (200). 30.07.2002

24. О гербе Ивановской области: Закон Ивановской области от 31 декабря 1997 года № 46-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. № 3 (93). 16.02.1998.

25. О флаге Ивановской области: Закон Ивановской области от 19 марта 1998 года № 18-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. № 7 (97). 15.04.1998.

26. О государственной политике Ивановской области в сфере формирования информационных ресурсов: Закон Ивановской области от 13 ноября 1998 года № 78-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. № 22 (112). 30.11.1998.

27. Об избирательной комиссии Ивановской области: Закон Ивановской области от 20 мая 1999 г. № 18-ОЗ (с изм. от 15.10.2001 № 63-ОЗ; от 23 июля 2002 года № 46-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. (125).15.06.1999. № 11; Собрание законодательства Ивановской области. 31.10.2001. № 20. (182); Собрание законодательства Ивановской области. № 15 (201). 15.08.2002.

28. О мировых судьях в Ивановской области: Закон Ивановской области от 20 июля 1999 года № 34-ОЗ //Собрание законодательства Ивановской области. 16.08.1999. № 15 (129).

29. О структуре администрации Ивановской области и системе органов исполнительной власти Ивановской области: Закон Ивановской области от 13 ноября 2001 года № 70-ОЗ (с изм. от 21.10.2002 № 69-ОЗ) // Собрание законодательства Ивановской области. № 22 (184). 30.11.2001; Законы Ивановской области и документы Законодательного Собрания. № 19 (102), октябрь 2002 года. официальное издание. 06.12.2002.

30. О реестре государственных должностей государственной службы Ивановской области: Закон Ивановской области от 23 апреля 2002 года № 21-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. № 9 (195). 17.05.2002.

31. О государственных должностях и государственной службе Ивановской области: Закон Ивановской области от 5 июля 2002 г. № 38-ОЗ (с изм. от 22.11.2002 № 86-ОЗ, от 26.02.2003 № 9-ОЗ) // Собрание законодательства Ивановской области. № 14 (200). 30.07.2002; Собрание законодательства Ивановской области. № 23 (209). 16.12.2002; Собрание законодательства Ивановской области. № 5 (215). 17.03.2003.

32. О наградах в Ивановской области: Закон Ивановской области от 21 апреля 2003 года № 35-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. № 9 (219). 15.05.2003.

33. Об административно-территориальном устройстве Ивановской области: Закон Ивановской области от 31 марта 2003 года № 27-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. № 7 (217). 15.04.2003.

О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ивановской области: Закон Ивановской области от 30 апреля 2003 года № 41-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. № 10 (220). 30.05.2003.

5.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Авакьян С. А. Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы Рос­сии и опыт зарубежных стран: Материалы науч. конф. (Москва, 27— 28 апреля 2000 г.) / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

2. Абрамова А. И., Рахманина Т. Н, О практике опублико­вания правовых актов субъектов РФ // Журнал российского пра­ва. 2001. № 9.

3. Ануфриев В. М. Государственная власть и местное само­управление в областях — субъектах Российской Федерации: систем­ный и сравнительно-правовой анализ. М., 1999.

4. Автономия, федерация и национальный вопрос / Под ред. М. Гессена. СПб., 1906.

5. Асимметричность Федерации / Под ред. А. А. Захарова. 1997.

6. Баринова Н. Ф. Конституционная реформа органов госу­дарственной власти в Республике Карелия // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2001. № 3.

7. Барциц И. Концепция суверенитета в Конституции Рос­сии // Российская Федерация. 1995. № 2.

8. Боброва В. К. Правовой акт о статусе уставного суда субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2000. № 1-2.

9. Боброва Н. А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. l995. № 11.

10. Боброва Н. А. Анализ законодательной работы в Самарской области // Журнал российского права. 1998. № 3.

11. Бялкина Т. М. Законодательство субъектов Российской федерации об уставах муниципальных образований // Журнал российского права. 1997. № 6.

12. Вавилов С. Проблемы федерализма в современных российских условиях // Федерализм. 1999. № 2.

13. Вольский К. С. О реформе губернаторской должности // Государство и право. 2001. № 1.

14. Гаврюсов Ю.В. Проблемы конституционных судов субъектов РФ // Государство и право. 1998. № 9.

15. Гаджиев Г. А., Кряжков В. А. Конституционная юстиция в РФ: становление и проблемы // Государство и право. 1993. № 8.

16. Генкина Э. Б. Образование СССР. М., 1947.

17. Гранкин И. В: О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов Федерации // Журнал российского права. 1998. № 4/5.

18. Гошуляк В. В. Конституционное и уставное законодатель­ство субъектов Российской Федерации. М., 1999.

19. Гурвич Г. С. Принцип автономизма и федерализма в советской системе. М., 1924.

20. Диков А. Б. Институт президентства в Башкортостане // Государство и право. 2000. № 8..

21. Дышекова М. Р. Кабардино-Балкарская Республика: от системы Советов к современному парламентаризму // Государство и право. 1999.№ 4.

22. Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. проф. Ю. А. Тихомирова. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996.

23. Златополъский Д. Л. Национальная государственность советских республик: некоторые актуальные проблемы // Сов. государство и право. 1989. № 4.

24. Златополъский Д. Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1994. № 3—4.

25. Златополъский Д. Л. Возрождение федеративного государства: проблемы государственного суверенитета // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1995. № 2.

26. Златополъский Д. Л. Российская Федерация: особенности современного развития // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1997. № 5.

27. Златополъский Д. Л. Процесс развития федеративных отношений в России // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1998. № 2.

28. Золотарева М. В. Асимметрия в федеративном устройстве России // Вестник Моск. ун-та. Серия 11, Право. 1999. № 1.

29. Золотарева М. В. Законодательство субъектов Российс­кой Федерации: национальный аспект // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании / Под ред. С. А. Авакъяна. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1999.

30. Зубов А. Б. Унитаризм или федерализм. К вопросу о бу­дущей организации государственного пространства России // Политические исследования. 2000. № 5.

31. Иванов И. В. Областное законотворчество — ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. 1998. № 8.

32. Игнатьева М. Н. Теоретико-правовые основы законотворчества республик в составе Федерации // Журнал российского права. 1997. № 6.

33. Каменева Е. Н. Оспаривание нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2001. №8 (208).

34. Карапетян Л. М., Хачатрян Г. М. Суверенитет народов в многонациональном государстве // Государство и право. 1990. № 12.

35. Карапетян Л.М. Грани суверенитета и самоопределения народов // Государство и право. 1993. № 1.

36. Карапетян Л. М. Федеративное государство и правовой статус народов. М., 1996.

37. Карапетян Л. М. К вопросу о «моделях» федерализма (критический обзор некоторых публикаций) // Государство и право. 1996. № 12.

38. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001.

39. Ким А. И. К вопросу о государственно-правовой природе РСФСР // Правоведение. 1960. № 1.

40. Князев С. Д. Конституционно-правовые основы организации государственной власти в Приморском крае как субъекте РФ // Правоведение. 1997. № 4.

41. Ковачев Д. А. О способах разграничения компетенции в федеративных государствах // Правовые проблемы гармонизации межнациональных отношений. М., 1989.

42. Козлов В.И. Концепция суверенитета в Конституции Российской Федерации. М., 1995.

43. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России М., 2002.

44. Колибаб К.Е. Договоры Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий: необходимо участие законодателей // Журнал российского права. 1998. № 8.

45. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова М., 1996.

46. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина М., 1997.

47. Конституционные и уставные суды субъектов Российской федерации: Сравнительное исследование законодательства и судебной практики: Нормативные акты / Отв. ред. М. А. Митюков. М., 1999.

48. Краснов Ю.К. Государственное право России М., 2002.

49. Кремнев П. П. Договор об образовании СССР 1922 г. Международно-правовое соглашение // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2000. № 3.

50. Кремнев П. П. К вопросу о праве союзных республик на свободный выход из СССР // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Пра­во. 2000. № 4.

51. Кремнев П. П. Образование и прекращение СССР как субъекта международного права // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2000. № 5.

52. Крылов С. Б. Исторический процесс развития советской федерации // Сов. право. 1924. № 5.

53. Крылов Б. С. Разграничение предметов ведения и полно­мочий в Российской Федерации: поиск оптимальных путей // Журнал российского права. 1997. № 1.

54. Крылов Б. С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. 1999. № 1.

55. Крылова И. С. Европейский Союз и национальный суверенитет // Журнал российского права. 1997. № 2.

56. Кряжков В. А. Проблемы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (обзор) // Государство и право. 1998. № 9.

57. Ленин В. И. Тезисы по национальному вопросу // Полн. собр. соч. Т. 25.

58. Ленин В. И. О праве наций на самоопределение // Полн. собр. соч. Т. 25.

59. Лысенко В. Н. Процесс развития федеративных отношений должен быть отражен в Конституции // Журнал российского права. 1997. № 4.

60. Лысенко В. Н. Развитие федерации и Конституция России (конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. 1997. № 8.

61. Лысенко В. Н., Лысенко Л. М. Институт губернаторства в истории и современной России: некоторые общие и отличительные черты // Государство и право. 1998. № 5.

62. Малый А. Ф. О статусе законодательных органов краев и областей // Журнал российского права. 1998. № 8.

63. Марченкова Е. М. Законодательство субъектов РФ о нормативных правовых актах // Журнал российского права. 1998. № 6.

64. Методика подготовки и оформления законов субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 6.

65. Митюков М. А. Конституционные (уставные) суды субъ­ектов Российской Федерации: вопросы компетенции // Журнал российского права. 1997. № 6.

66. Митюков М. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения // Российская юстиция. 2000. № 4.

67. Национальная государственность союзных республик. М., 1969.

68. Тихомиров Ю. А., Зражевская Т. Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 1.

69. Толмачева Н. Н. Московская областная Дума: практика законодательной деятельности // Журнал российского права. 1997. № 3.

70. Топорнин Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). М., 2001

71. Самигуллин В. К. Законодательная деятельность субъектов Федерации и пути ее совершенствования // Журнал российского права. 1998. № 4/5.

72. Современный буржуазный федерализм. М.: Наука, 1978.

73. Студеникина М. С., Казъмин И. Ф. Правовые проблемы национальных отношений в СССР // Сов. государство и право. 1989. № 5.

74. Студеникина М. С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 1.

75. Умнова И. А. Как обеспечить единство законодательной и исполнительной власти в условиях Федерации // Журнал российского права. 1998. № 4/5.

76. Умнова И. А. Конституционно-правовая реформа и региональное законодательство в Российской Федерации. М., 1999.

77. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель М., 2002.

78. Чиркин В. Е. Государственная власть субъекта федерации // Государство и право. 2000. № 10.

79. Шевцов В, С. Национальный суверенитет: содержание и политико-правовое значение // Сов. государство и право. 1973. № 12.

80. Шуберт Т. Э. Региональные нормативные акты: как обеспечить их соответствие Конституции и законам России // Журнал российского права. 1997. № 4.

 

Планы семинарских и практических занятий по спецкурсу «Правовые основы российского федерализма» для студентов дневного отделения.

 

Тема 5. Федеральное право и право субъектов РФ

1. Федеральное право и право субъектов РФ.

2. Единообразие и многообразие в праве федерации

3. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами

4. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в решении федеративных споров

 

Рекомендуемая литература:

1. О принципах и порядке разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (с изм. от 20.05.2002 № 52-ФЗ) // СЗ РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3176; СЗ РФ. 27.05.2002. № 21. Ст. 1915.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 № 106-ФЗ, от 08.02.2001 № 3-ФЗ, от 07.05.2002 № 47-ФЗ, от 24.07.2002 № 107-ФЗ) // СЗ РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005; СЗ РФ. 31.07.2000. № 31. Ст. 3205; СЗ РФ. 12.02.2001. № 7. Ст. 608; СЗ РФ. 13.05.2002. № 19. Ст. 1792; СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3024.

3. Положение об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 129 // СЗ РФ. 09.02.1998. № 6. Ст. 753.

4. По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П // СЗ РФ. 04.12.1995. № 49. Ст. 4868.

5. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года № 10-П // СЗ РФ. 19.06.2000. № 25. Ст. 2728.

6. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета–Хасэ Республики Адыгея: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8 // СЗ РФ. 15.04.2002. № 15. Ст. 1497.

7. По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области: Постановление Конституционного Суда РФ «от 30 ноября 2000 г. № 15-П // Собрание законодательства РФ. 11.12.2000. № 50. Ст. 4943.

8. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия отдельных положений Конституции Российской Федерации Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан: Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О // СЗ РФ. 17.07.2000. № 29. Ст. 3117.

9. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П // СЗ РФ. 21.07.1997. № 29. Ст. 3581.

10. Об административно-территориальном устройстве Ивановской области: Закон Ивановской области от 31 марта 2003 года № 27-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. № 7 (217). 15.04.2003.

11. О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ивановской области: Закон Ивановской области от 30 апреля 2003 года № 41-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. № 10 (220). 30.05.2003.

12. Абрамова А. И., Рахманина Т. Н, О практике опубликования правовых актов субъектов РФ // Журнал российского права. 2001. № 9.

13. Боброва Н. А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. l995. № 11.

14. Боброва Н. А. Анализ законодательной работы в Самарской области // Журнал российского права. 1998. № 3.

15. Бялкина Т. М. Законодательство субъектов Российской федерации об уставах муниципальных образований // Журнал российского права. 1997. № 6.

16. Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. проф. Ю. А. Тихомирова. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996.

17. Золотарева М. В. Законодательство субъектов Российской Федерации: национальный аспект // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании / Под ред. С. А. Авакъяна. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1999.

18. Иванов И. В. Областное законотворчество — ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. 1998. № 8.

19. Игнатьева М. Н. Теоретико-правовые основы законотворчества республик в составе Федерации // Журнал российского пра­ва. 1997. № 6.

20. Каменева Е. Н. Оспаривание нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2001. №8 (208).

21. Колибаб К.Е. Договоры Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий: необходимо участие законодателей // Журнал российского права. 1998. № 8.

22. Марченкова Е. М. Законодательство субъектов РФ о нормативных правовых актах // Журнал российского права. 1998. № 6.

23. Методика подготовки и оформления законов субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 6.

24. Самигуллин В. К. Законодательная деятельность субъектов Федерации и пути ее совершенствования // Журнал российского права. 1998. № 4/5.

25. Студеникина М. С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 1.

26. Тихомиров Ю. А., Зражевская Т. Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и пра­во. 1997. № 1.

27. Умнова И. А. Конституционно-правовая реформа и региональное законодательство в Российской Федерации. М., 1999.

28. Шуберт Т. Э. Региональные нормативные акты: как обеспечить их соответствие Конституции и законам России // Журнал российского права. 1997. № 4.

 

Планы семинарских и практических занятий по спецкурсу «Правовые основы российского федерализма» для студентов заочного отделения и студентов, обучающихся на базе высшего образования.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По специальному курсу

«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА»

 

Специальность юриспруденция

Факультет юридический

Кафедра конституционного, административного и финансового права

Курс 3

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины 108 часов

В том числе:

Лекции 17 часов

Семинарские занятия 17 часов

Самостоятельная работа: 74 часа

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«___» ___________ 2006 г.

 

Заведующий кафедрой _______________М.Н. Лопатина

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Правовые основы российского федерализма»

 

I. Объяснительная записка

Специальный курс «Правовые основы российского федерализма» читается в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов юридического факультета по специальности «юриспруденция» в рамках специализации «государственное право».

Спецкурс преследует цель углубленного изучения российского законодательства в сфере регулирования федеративных отношений, законодательства субъектов Российской Федерации, формирования у студентов навыков работы с данным законодательством, умения оказывать квалифицированную помощь в работе органов государственной власти субъекта федерации, местного самоуправления.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- исследование исторической и политической обусловленности федеративных отношений в России, специфика национально-территориальных отношений в дореволюционной и советской России;

- осуществление ретроспективного анализа законодательства об обусловленности федеративных отношений, определение перспектив его развития в современной России;

изучение практики применения конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ

- - по возможности способствование формированию активной гражданской позиции выпускников юридического факультета.

 

Достижение поставленных целей и задач будет обеспечиваться комплексом учебных видов деятельности: чтение лекций, проведение семинарских (практических) занятий, творческое задание – составление проектов законов субъектов РФ; в качестве итоговой отчетности - сдача зачета.

На дневном отделении запланировано 18 часов лекционных и 18 часов семинарских и практических занятий.

На заочном отделении – 4 часов лекционных и 4 часа практических занятий.

 

ІІ. Содержание учебного материала.

Раздел I Российский федерализм: история развития и понятие

Понятие и сущность российского федерализма. Понятия “федерализм” и “федерация”: соотношение. Современные модели федерализма. Региональное государство. Конституция Российской Федерации как конституция федеративного государства. Характеристика Конституции. Развитие территориальных и межнациональных отношений в России до 1917 г. Федеративные отношения в Конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг. Основные причины распада Советской Федерации. Современный этап развития Российской Федерации. Перспективы развития федерализма.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.