СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ



 

 

1. Взаимосвязь философии и естествознания. Соотношение философского, общенаучного

и частного знания.

2. Функции и роль философии в научном познании.

3. Современное естествознание: особенности и закономерности развития.

4. Формы, методы и уровни научного познания.

5. Научная деятельность. Логико-методологическая структура – факт, метод, теория.

6. Научное знание: теоретически-предметный и методологический аспекты.

7. Логика науки как единства содержания и логики.

8. Основные характеристики науки: социальность, целенаправленность,

предметность, методичность, обоснованность, самокорректируемость,

творческий характер, инструментальность и ценностная ориентированность.

9. Научный метод как проблема методологии науки. Научный метод – теория в действии.

10. Методологические понятия: подход, метод, программа, алгоритм.

11. Проблема периодизации истории и генезиса науки: пранаука, протонаука, преднаука

и собственно наука, классическая наука.

12. Пранаука: формирование античной науки в контексте философского знания античной культуры.

13. Протонаука: этапы и специфика развития.

14. Преднаука: развитие и ее специфика.

15. Становления собственно науки и новоевропейского типа рациональности.

16. Классическая наука: «эпоха великих открытий».

17. Классическое естествознание и его методология.

18. Революция в естествознании: становление идей и методов неклассической науки.

19. Техническое знание древности и античности (до V н.э.).

20. Технознание в эпоху средневековья (V-XIV вв.).

21. Технознание в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.).

22. Наука и техника Нового времени: инженерия и экспериментальное естествознание

(XVIII – 1 половина XIX в.).

23. Парижская политехническая школа и становление и развитие технических наук и

инженерного сообщества.

24. Техническая наука 2-й половины XX в.

25. Специфика теоретического познания и его формы: логические, рациональные.

26. Основания науки их структура.

27. Предпосылочное знание: структура и основные формы.

28. Научная картина мира, ее формы и функции.

29. Научные понятие и их характеристики: правильность, общность,

конструктивность, операциональность, конкретизируемость, потенциал систематизации.

30. Научный закон, определения и характеристики.

31. Функции научного закона: объяснение, предсказание, унификация знаний, репрезен

тация принципиальных положений теории.

32. Проблема языка, культурного контекста, традиций в научном познании и

концептуализации сознания.



33. Научное объяснение: формы и виды.

34. Понимание, стандарты понимания.

35. Особенности понимания и объяснения в современных социально-гуманитарных науках.

36. Научное предсказание, потенциальная предсказуемость, предсказание и объяснение.

37. Классификация методов научного познания.

38. Философия и научное познание: функции философии, принципы как селекторы в

идеологии и методологии научного познания.

39. Методы эмпирического исследования: описание, сравнение, наблюдение, измерение,

приборы и их гносеологическая функция, эксперимент, моделирование.

40. Методология теоретического уровня логических действий (абстрагирование,

идеализация, аналогия, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация

и типология).

41. Методы и подходы теоретического уровня исследования: аксиоматический,

гипотетико-дедуктивный, конкретно-исторический, абстрактно-исторический,

реконструкционный, системный, структурно-функциональный,

кибернетический, информационный, конструктивный, синергетический, комплексный

подходы (детальное рассмотрение по выбору).

42. Системный и комплексный подходы в системотехнике и анализы концептуальных

схем математического моделирования.

43. Научная проблема и проблемная ситуация, внешние и внутренние

источники формирования.

44. Научный факт: понятие и проблема.

45. Теория: сущность, структура, функции.

46. Проблема идеального объекта и языка теории.

47. Гипотеза и ее роль в познании.

48. Научные гипотезы, их роль и классификации.

49. Научная теория, сущность, определение и функции.

50. Классификация научных теорий.

51. Структура научной теории: ядро, основания, приложения (идеализированный объект).

52. Научно-исследовательская программа, структура: «жесткое ядро», эвристики, «защитный пояс».

53. Модели научного поиска: линейные, структурно-системные, эвристика, когнитивный подход.



54. Методологические вопросы языка науки.

55. Наука в контексте современной культуры.

56. Элементы теории познания: познание, виды познания, субъекты и объекты, виды

знания, научный опыт, практика, культурно-исторические традиции.

57. Знание: виды и основные черты научного знания.

58. Сущность и специфика естественнонаучного, технического и гуманитарного знания.

59. Концепция как способ понимания и реализации принципа развития техники и технологии.

60. Проблемы объективности, реалистичности, идеологичности, утопичности

и антиутопичности в научно-техническом творчестве.

61. Техническая, естественно-научная и социальная рациональность.

62. Проблема использования идеальных объектов в познании и прогнозировании

развития техники.

63. Техническая, естественно-научная и социальная целесообразностьв контексте

технико-технологического развития.

64. Проблема целесообразности и направленности развитии техники в

культурно-историческом и социально-философском контексте.

65. Гуманитарные науки и специфика их: предмета, метода, целей, функций гуманитарного знания.

66. Проблема понимания и объяснения в социогуманитарном знании (В. Дильтей, И.Драйзен,

Г.Зиммель, К. Гемпель, О. Дрей).

67. Проблема понимания и несоизмеримость теорий социально-гуманитарного знания.

68. Способы объяснения: статистический, сравнительный (компаративистский),

структурно-функциональный, генетический, интенционально-прагматический.

69. Специальные и общенаучные методы социогуманитарного исследования.

70. Предсказуемость, определенность социальных явлений, проблема ненамеренности, действий

и их последствий

Вопросы для тестирования студентов магистратуры каф. Р10 «Философия»

По дисциплине: История, философия и методология науки и техники

Направление подготовки по программам магистратуры Шифр
Философия, этика и религиоведение 47.06.01
Подтверждаемая компетенция Вопрос Список ответов Правильный ответ/ неправильный ответ
ОК-1   Один из основоположников философии техники П. Энгельмейер Правильный
Т. Кун Неправильный
К. Поппер Неправильный
М. Хайдеггер Неправильный
ОК-1     Кому принадлежит открытие квантовых парадоксов Шредингеру Правильный
К. Гемпелю Неправильный
Энштейну Неправильный
М. Бунге Неправильный
ОК-1   Выделите имя мыслителя, предложившего объяснительно-дедуктивную схему К. Гемпель Правильный
С. Тульмин Неправильный
М. Шелер Неправильный
Дж.Грант Неправильный
Э.Дюркгейм Неправильный
ОК-1   Какой вид коммуникации открывает возможности для тоталитарного контроля над обществом Телеграф Неправильный
Радио Неправильный
Телевидение Неправильный
Интернет Правильный
ОК-1   Кому принадлежит открытие теорем о неполноте   К.Попперу Неправильный
Гёделю Правильный
П.Фейербаху Неправильный
Э.Маху Неправильный
С. Тульмину Неправильный
ОК-1   Концепция научно-исследователь-ских программ принадлежит К. Попперу Неправильный
И. Лакатосу Правильный
Т. Куну Неправильный
П. Фейербаху Неправильный
ОК-1   Этап парадигмального развития науки Кун называет Нормальной наукой Правильный
Паранаукой Неправильный
Инновацией Неправильный
Научной революцией Неправильный
ОК-1   К теоретическому познанию относится… Формализация Правильный
Наблюдение Неправильный
Эксперимент Неправильный
Измерение Неправильный
ОК-1   Способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям. носящим более общий характер, называется Дедукцией Неправильный
Индукцией Правильный
Аналогией Неправильный
Моделированием Неправильный
ОК-1   Аристотель придерживался в своей работе метода: Системного Неправильный
Аналитического Правильный
Индуктивного Неправильный
Дедуктивного Неправильный
ОК-1   В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался, принималось) Знание Неправильный
Вера Правильный
Опыт Неправильный
Здравый смысл Неправильный
ОК-1   Метод эмпирической индукции разработал Р. Декарт Неправильный
Г. Гегель Неправильный
Ф. Бекон Правильный
Г. Лейбниц Неправильный
ОК-1   Метод рациональной дедукции разработал Р. Декарт Правильный
Ф. Бэкон Неправильный
Г. Гегель Неправильный
Г. Лейбниц Неправильный
ОК-1   Концепция технологического блефа предложена Ж. Эллюль Правильный
И. Лакатос Неправильный
К. Поппер Неправильный
Б. Рассел Неправильный
ОК-1   Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств ( наблюдение, эксперимент и т.п.) называется Дедукция Неправильный
Доказательство Неправильный
Аргументация Правильный
Рассуждение Неправильный
ОК-1   Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений называется Эмпиризм Неправильный
Агностицизм Неправильный
Скептицизм Неправильный
Сенсуализм Правильный
ОК-1   Проблемно-решающий подход как средство снятия проблем познавательных практик предложил Л. Лаудан Правильный
Э. Мах Неправильный
Р. Карнап Неправильный
М. Шлик Неправильный
ОК-1   Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель. задачи, исследованность проблемы, называется Заключение Неправильный
Основная часть Неправильный
Введение Правильный
Оглавление Неправильный
ОК-1   Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется Моделирование Неправильный
Сравнение Неправильный
Измерение Правильный
Идеализация Неправильный
ОК-1   Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать Б. Рассел Неправильный
Р. Карнап Неправильный
К. Поппер Правильный
И. Лакатос Неправильный

Председатель комиссии ____________________/_______________________

Подпись Расшифровка

Дата _______________________________________ 2017 г.

Приложение 6
к рабочей программе дисциплины
«Историяи, философия и методология науки и техники»

СПРАВКА






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.011 с.