Тема 3. Окончание (флексия). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 3. Окончание (флексия).

2017-06-19 558
Тема 3. Окончание (флексия). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С точки зрения устройства системы, русский язык, как вы уже знаете, является синтетическим. В рамках этого признака он является флективным («язык окончаний»).

Задание 1. Докажите флективный характер русского языка на простых примерах.

Точным и всеохватывающим является определение флексии, сформулированное языковедом Т.В. Булыгиной: это синтаксическая единица, являющаяся компонентом морфемной структуры слова, не участвующая непосредственно в отражении внеязыковой действительности, а отражающая способность словоформы вступать в те или иные непостоянные (альтернативные) словоизменительные отношения в предложении или словосочетании. Окончание выражает чисто грамматические значения, по которым лексема может изменяться, и поэтому не входит в основу слова.

Слово существует в языке как система форм (словоформ). Так, существительное стол – это система словоформ: стол, стола, столу, столом, (о) столе; столы, столов, столам, столами, (о) столах. Окончания в парадигмах слов организованы системно – одно предполагает другие, каждое окончание существует не изолированно, а лишь в противопоставлении другим окончаниям системы. И.А. Бодуэн де Куртенэ писал, что окончания сосуществуют, совместно находятся рядом в одном языковом мышлении и путем ассоциации одно другое вызывают. Система окончаний какой-либо лексемы образует ее парадигму. Под парадигмой также понимают систему словоформ определенного грамматического класса слов – части речи.

Для выделения окончания нужно строго отделить ту часть словоформы, которая заменяется другой частью при словоизменении. Поскольку придется очень точно, с учетом звуков, а не букв, выделять окончания, то «правофланговую» часть слова при расхождении звукового и буквенного состава необходимо записывать в фонетической транскрипции. Это поможет правильно отделить заменяемую часть слова (а окончания именно заменяются одно другим при словоизменении и предполагают друг друга, образуя систему) от суффиксальной или корневой: сем’j- а – сем’j- и …; знаj- у – знаj- ешь; моj-□ – моj- его и т.д.

Задание 2. Какие ГЗ выражаются в рамках им. сущ. (при склонении учтите синкретизм, совмещение значений)? Составьте парадигму слова судья.

Задание 3. Выделите окончания, правильно запишите их, укажите их значения, определите тип склонения (тип склонения – это парадигмы, имеющие тождественный или сходный набор преобладающих общих окончаний): линия, пролетарий, армия, жжение, шитье, ночью (сущ.), тряпье, братья, стульев, статей, знамени, ружьями, печенью, стаями.

Как правило, формы одного имени образуются от одной основы. Единичны случаи нарушения единства основы существительных: в основе имеется «основообразующий» незначимый суффикс, называемый интерфиксом.

Задание 4. Выделите окончание и различающий основы сегмент: дочь – дочери, время – времени; друг – друзья, стул – стулья, сын – сыновья. А как бы вы квалифицировали отношения: хозяин – хозяева, цветок – цветы, чудо – чудеса, волчонок –- волчата?

Окончание показывает род существительного (и то не всегда), но сущ. по родам не изменяется.

Вопрос: За счет чего окончание все-таки является словоизменительной морфемой?

Окончание как комплексная функциональная морфема, принудительно связанная в парадигме с другими флексиями, может не получать материального звукового выражения. Его отсутствие передает информацию в соотношении с другими, формально выраженными окончаниями. Это нулевое окончание - □.

Задание 5. Разделите слова на две группы: а) с нулевым окончанием; б) не имеющие окончаний, несклоняемые: берег, деревень, бигуди, игр, гость, забой, пони, глушь, дичь, кашпо, суахили, торнадо, комильфо.

Полные формы прилагательных изменяются по родам, числам и падежам (24 флексии), а краткие формы прилагательных – только по родам и числам (4 флексии).

Задание 6. Самостоятельны ли эти ГЗ у прилагательного (ср. хорошая жена – хороший муж), от чего они зависят? Из приведенных слов выберите те, которые изменяются так же, как прилагательные, охарактеризуйте их; выделите окончания, укажите их ГЗ: синему, моего, пятым, весь, строящему, каждого, написавших, этот, отличнейшее, весел, горячи, певуча.

Вспомните: простые, неизменяемые, особые формы сравнительной степени прилагательных и наречий к собственно словоизменению не относятся, т.к. ГЗ у них выражено не флексией, а грамматическим суффиксом.

Задание 7. Можно ли образующие формы слов морфемы считать окончаниями или более отвечает истине термин «грамматический суффикс»? Выделите его: веселее, тоньше, смелей, легче, разумнее, дешевле.

Местоимения-существительные, т.е. выступающие в предложении в позиции существительного и являющиеся подлежащим или дополнением, в своём изменении имеют супплетивные основы, и поэтому членить словоформу на основу и флексию в некоторых случаях можно лишь условно.

Задание 8. Укажите начальную словоформу; какие ГЗ имеют следующие слова; по каким признакам они изменяются? Ввиду сложности выделения окончаний, обратитесь к первому тому РГ-80 (с. 535-538): ты, о нём, себя, кого, чему, мы, никому, с ним, вас, некого.

По каким грамматическим признакам изменяются количественные числительные? Изменяются ли они по родам и числам?

Задание 9. Определите падеж, выделите окончания, сверьтесь с РГ-80 (т. 1, с. 577-579): двух, четверыми, трём, пятнадцати, пятьюстами, ста, полутора, трёмстам, девяноста.

В именном словоизменении могут участвовать окончания существительного (субстантивные) и прилагательного (адъективные). Можно проверить путём сравнения с основными образцами, к какому типу принадлежит флексия. Особые окончания выступают в местоимениях-существительных, в отдельных количественных числительных.

Задание 10. Попробуйте дифференцировать субстантивные и адъективные флексии в словоформах; восстановите всю парадигму и определите тип склонения (субстантивное, адъективное, смешанное), подумайте над особыми окончаниями: нога, мороженого (сущ.), Харькову, Петрова (сущ.), запятой, куцего, Петровны, беличья, самого, десяти, сорок, пятью, тремя, двух, отцову, любящих, Иванов (сущ.), один, мамин..

Спряжение глагола – это его словоизменение, охватывающее парадигму глагола в пределах одной лексемы и выражающее соответствующие ГК (ГЗ). Помните, что особые формы глагола (причастия, деепричастия и инфинитив) не спрягаются и входят только в полную парадигму глагольной лексемы.

Задание 11. Восстановите инфинитив, укажите І, ІІ спряжение; выделите окончания; помня о синкретизме, укажите, какие разные ГЗ выражает одна флексия:

идут, делай, ходил бы, работают, держим, гоните.

Элемент - л -, служащий для образования прошедшего времени и сослагательного наклонения, является не окончанием, а грамматическим суффиксом: окончания – рода и числа – эта словоформа принимает в своей «внутренней» парадигме, подобно именной особой глагольной форме – причастию. Грамматические суффиксы, в отличие от окончания, не выполняют синтаксической функции.

Задание 12. Разделите слова на морфемы, вспомните о нуле окончания – можно допустить, что нулевым является и суффикс - л -: любила, читал бы, говорило, держали, нес (несла), замерз (замерзла), погиб (погибла).

В спряжении глаголов есть, дать и приставочных от них есть особые личные окончания – это остатки древнего спряжения.

Задание 13. Проспрягайте в будущем времени любой приставочный глагол, образованный от этих инфинитивов, и выделите окончания. К какому из двух спряжений вы бы их отнесли на основании сравнения с системой «классических» личных окончаний?

Особой, неизменяемой формой глагола является деепричастие. Способом выражения этой формы являются, конечно, суффиксы, а не окончания.

Задание 14. Образуйте деепричастия, выделите грамматические суффиксы - а; -в (-вши): любить, страдать, поднять, разбить, пристроить, говорить.

Инфинитив имеет приметы – ть/-ти. Мы квалифицируем этот элемент как грамматический суффикс.

Около двух десятков глаголов, не считая приставочных, имеют финаль

- чь (финаль – как термин, обозначающий конец слова, независимо от квалификации морфемы). Для определения морфемного состава этих глаголов надо произвести фонетическую работу: жечь → жег- ти, сечь – сек- ти: основа заканчивается на г, к, а суффикс инфинитива скрыт. Финаль – чь является результатом фузии - формального взаимопроникновения контактирующих морфем, при котором проведение морфологических границ между основой и аффиксом становится затруднительным.

Задание 15. Выделите суффиксы, пронаблюдайте, как распределяются алломорфы - ти/-ть, прокомментируйте – чь: нести, принять, ползти, рассечь, полюбить, печь, течь, строить.

Окончания всех изменяемых частей речи задаются списком, они стабильны в своем количестве, не пополняются заимствованиями и измеряются в объеме десятков. Именно окончания и грамматические суффиксы образуют аффиксальную общность частей речи, определяют грамматическое своеобразие языка. Вспомните пример Л.В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Какие признаки флексии непосредственно отражает этот пример?

Задание 16. Посчитайте, сколько грамматических морфем обслуживает имя прилагательное. Можете обратиться к списку в заключительной части

первого тома РГ-80 (с. 760).

Окончания могут быть специфическими для каждой части речи или для выражения определенного ГЗ. Однако они могут повторяться (быть идентичными фонетически) и в рамках разных частей речи, для выражения одного и того же ГЗ. Если это разные ГЗ и к тому же в составе слов разных частей речи, мы вправе назвать такие окончания омонимичными.

Задание 17. Выделите омонимичные флексии: несу, голову, голубого, сверкающего, моего, пятого, голуби, говори, любя, города, ста, белы, столы, сотый, твердый, нежна, нога, тишь, ходил.

Тема 4. Основа слова.

Из школьной грамматики вы знаете, что основой называется часть слова, остающаяся за вычетом окончания – точнее, грамматического форманта: /подснежник /-а; /ходи /-л-а. Смысл выделения в слове основы состоит в том, что: а) с нею связано лексическое значение; б) именно от неё, а не от корня образуются новые слова; в) в терминах основа/окончание описывается парадигма лексемы; г) она может выражать принадлежность слова к определённой части речи; д) последний элемент основы может нести информацию о том, какие окончания или словообразовательные суффиксы могут или не могут следовать за ним (это называют аранжировкой морфем): так, например, основа существительных с суффиксом -еств - соотносится с флексией –о; а прилагательные от этого слова имеют в основе енн -: содружество - содружественный.

Задание 1. Проиллюстрируйте это на примерах основ: рук-, стен-, сестриц-, стар-, чита-, учител-.

Как связаны между собою процессы выделения основы и окончания?

Задание 2. Выделите основу, определите значение окончания: здание, аграрий, терпенье, ружьё, тряпья, отцова, знают, таят, успеешь, едим, дуб, земля, стол.

В основу не входят грамматические суффиксы (см. тему 3).

Задание 3. В каких типах форм слова имеются грамматические суффиксы (сюда включается и словоизменительный суффикс - л - прошедшего времени)? Определите основу: горче, строжайший, петь, любил, написав, любивший, ходила, гонимого, нести, площе, суше, раньше.

Словоформы типа строжайший и любивший имеют две основы.

Вопрос: Какие это формы каких частей речи? Почему основ – две и на каком основании они выделяются?

При словоизменении и образовании форм в основах слов разных частей речи происходят изменения: исторические чередования звуков, усечения, наращения, преобразования, замены в основе. Основа слова может подвергаться морфонологическим преобразованиям – преобразованиям фонемного состава, обусловленным сочетаемостью с определенными фонемами и морфемами.

Задание 4. Определите основу: котёнок, сучья, котята, кумовья, телеса, стулья, армянин, кот, сук, армяне, сыновья, арапчонок.

В парадигме слов на мя (финаль –мя) происходят интерфиксальные «наращения» в основе. Просклоняйте слово стремя. Что происходит при склонении слова дитя? Прокомментируйте стилистическую окраску форм. Дети – это мн.ч. от какой словоформы ед.числа?

Задание 5. Разделите на 2 колонки слова, в которых звук ј входит: а) в состав основы; б) в состав окончания. Край, мой, ночью, синий, медвежий, пей, пьют, скамью, шестью, третий, горение, вдовый, вдовий, королей, скамей, семей, копьё, таят, тают.

Задание 6. Определите часть речи, форму словоизменения; выделите основу, окончание и скажите, к какому типу относятся флексии:

пятый, чьему, никаких, мамин, отцов, этого, зол, силен, беден, кисел, остер, царствен, ценен, нижайший, сотый, скольких, обоих, одного, Чаплин (Чарли), городишко, зайчишка, Могилев, хаки.

Вы уже знаете, что в полную парадигму глагольной лексемы входит как ее словоизменение, так и особые формы. Первые называются спрягаемыми (собственно спряжение), вторые – неспрягаемыми. Эти две группы образуются от двух глагольных основ. Первая основа – основа настоящего времени для глаголов несовершенного вида или простого будущего для глаголов совершенного вида времени. Определяется эта основа методом отсечения окончания 3 л. мн.ч.; интерфикс – j - относится к основе: ид -ут, люб’ -ат, сгор’ -ат, споj -ут, знаj -ут, б’j -ут. От этой основы образуются все личные формы наст./пр.буд.вр.; повелительное наклонение: ид -и, споj -□; причастия наст.вр.: люб’ -ащ-ий, люб’ -им-ый; деепричастия на – а: люб’ -а. Вторая основа – основа инфинитива: ходи -ть, нес -ти. От основы инфинитива образуется прошедшее время: ходи -л-□, ходи -л-а…; сослагательное наклонение: ходил бы …; причастия пр.вр.: ходи -вш-ий, мы -т-ый; деепричастия на – - в/-вши: сдела -в.

Задание 7. а) Определите основу настоящего времени и образуйте все возможные спрягаемые и неспрягаемые формы: держать, сбежать, сжечь, сжигать. б) От основы инфинитива образуйте все возможные формы парадигмы: прочитать, ушибить, умереть.

Основы инфинитива и наст./прост.буд.вр. глаголов в огромном количестве случаев не совпадают. Они могут различаться а) наличием интерфиксальных элементов – j-, -в-, -н- в наст./пр.буд.времени (зна -ть – знаj -ут, жи -ть – жив -ут, ста -ть – стан -ут); б) усечением основы инфинитива при спряжении глагола в наст./буд. времени (пили -ть – пил’ -ат, жда -ть – жд -ут, лете -ть – лет' -ат, прыгну -ть – прыгн -ут, узнава -ть – узнаj -ут, достава -ть – достаj -ут; в) чередованиями звуков, в том числе и редко встречающимися (зимова -ть – зимуj- ут, пляса -ть – пляш -ут, брызга -ть – брызж -ут; ср. жа -ть – жм -ут и жа -ть – жн -ут, заня -ть – займ -ут. Эти различия могут совмещаться.

Задание 8. Образуйте формы 3 л. мн.ч. наст./буд. времени; выделите две основы; укажите различия между ними; особо выделите чередования звуков: лететь, беседовать, двигать, хныкать, глодать, бормотать, петь, плескать, капать, гнать, лить, мыть, брать, прочесть, сесть, начать, взять, подгрести, молоть, страдать, графить.

В курсе фонетики вы изучали позиционные, комбинаторные изменения звуков, обусловленные влиянием звуков в потоке речи. Это «живые» чередования, которые в целом не находят отражения в орфографии (если не закрепились в норме языка). Есть чередования нефонетические, традиционные, исторические, морфологические. С точки зрения современного языка, они не всегда объяснимы и регулярны, хотя появляются в определенных грамматических формах, перед определенными аффиксами, в определенных словообразовательных моделях. Морфемы отождествляются независимо ни от позиционных изменений, ни от традиционных (сон – сна; корень – сон-/-сн -). Исторические чередования закреплены орфографией и представляют собою альтернацию (взаимозамену) разных фонем (рук-/руч -). Для морфемного анализа практически важно: происходят исторические чередования в пределах одной и той же морфемы в родственных словах и словоформах.

Задание 9. Законспектируйте раздел «Исторические чередования гласных и согласных звуков» книги А.И. Моисеева «Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке».

Задание 10. Выделите основы в формах слов при словоизменении и словообразовании, подобрав необходимые единицы для идентификации чередований. В какой морфеме происходят чередования?

а) Образец: Доска – досок. Чередование о/нуль звука в корне.

Сестер, цапля, весло, капель, кочерга, брожение, злой, кислый, острый, хитрый, теплый; венец, вязкий, длинный.

б) Образец: Орех – орешек. Чередование х/ш в корне.

Флаг, жук, сюртук, лик, муха, крюк, берег; тихий, крутой, дешевый, ветхий, горький, плоский, чистый, простой; птенчик, старушечий, высокий, глубокий.

Хотя прошедшее время и образуется от основы инфинитива, эти основы в определенных классах глаголов могут иметь звуковые различия – ср.: вес-ти – вё-л-□, мёрзну-ть – мёрз- -□, стере-ть – стёр- -□, ушиби-ть – ушиб- -□; ид-ти – шё-л-□ – разные основы. Основы прошедшего времени важны для образования причастий прошедшего времени и деепричастий на – в/-вши.

Задание 11. Определите по мн. ч. основу прошедшего времени и образуйте от неё возможные причастия прош. вр. действительного (с суффиксами

вш-/ш-) и страдательного (с суффиксами – енн-/-нн-/-т -) залога. Помните, что грамматические суффиксы в основу не входят.

Брести, сесть, погаснуть, умереть, клясть, запереть, замёрзнуть, плести.

Постфикс всегда находится в абсолютном конце слова, следует после окончания и грамматического суффикса. В этом случае основа, в которую постфикс входит, становится прерванной, и графически её целесообразно показывать двумя отрезками.

Задание 12. Выделите основу, обобщите, в каких классах слов и в связи с какими обстоятельствами она прерывается:

а) ни перед каким, не от чего, ни до чего;

б) о каком-то, с чьим-либо, какой-нибудь;

в) думается, думалось, мойся, ошибаешься, выучись;

г) строящийся, остановившись, раскрывшийся;

д) мыться, смотреться, нестись.

Термины «производное слово» и «производная основа» употребляются как синонимы.

Задание 13. Разделите слова и их основы на производные (т. е. произведённые от других) и непроизводные: одиночество, газ, нажим, белизна, сушь, зелень, вздох; зелёный, голубиный, плоховатый, распрекрасный; сесть, присесть, мять, смять, сминать; ты, твой, тыкать; пять, пятый, пятёрка; что, кое-что, некто, чей-либо.

Выделите непроизводные слова: газ – газовый – газировать; зелёный – зеленеть – зелень; жать – нажать – нажимать; сухой – суховатый – сохнуть – сушь; пять – пятый – пятьдесят – пятёрка; что – кое-что – что-то; где-то.

Тема 5. Корень.

Корень – обязательная (слов без корней нет), центральная, главная морфема, носитель вещественного, обращённого к миру реальности значения, коррелирующего с понятием лексемы. Значение корня, в отличие от лексического значения слова, является предельно отвлечённым – это как бы идея, замысел значения, которое формируется в целом в слове. Лексическое значение слова реализуется в результате соединения корня с аффиксами и грамматическими морфемами – они скоординированы по смыслу и отвечают потребностям назвать явление (плав -а-ть – плов -ец-□ – «тот, кто плавает»).

Задание 1. Покажите, какая общая «идея» заложена в корнях - бел-, -ног -,

-молч-, -держ -; назовите слова, в состав которых входят эти корни.

Корни не имеют грамматического значения, в отличие от слова и обычно –основы. Слово самостоятельно и грамматически оформлено, даже если внешне, материально, оно совпадает с корнем, ср. стол-□ и -стол-. Основа тоже может совпадать с корнем (стол- и –стол-), но в массивах русской лексики преобладают слова, в состав основы которых, кроме корня, входят и аффиксы – приставки и суффиксы. Поскольку слова, экономно образованные путём взаимоприспособления значений аффиксов и корня, относятся к именованию самых широких категорий человеческой мысли, жизнедеятельности (предмет, лицо, качество, действие, деятель, количество и т.д.), между которыми возникают перекрёстные отношения («лицо – по именованию действия»: лётчик; «качество – как предмет»: синева), то одни и те же корни могут выступать в составе слов разных частей речи. Можно говорить лишь о первичной соотнесённости корня с определённой частью речи (наречие вообще не имеет собственных корней, кроме местоименных).

Задание 2. а) Чем отличается корень - зелен - от значения словоформы зелен? б) Разделите слова на две группы по признаку совпадения/несовпадения основы с корнем, выделите корень: бежать, жара, хитрить, бег, три (числ.), мой (мест.), сушь, смех, хитрый, смешить, жаркий. в) В каких частях речи (приведите слова) обнаруживают себя корни - глаз-, -весел, четыр-, -молч -? С какой частью речи соотносится каждый из них первично?

Корень редко «принадлежит» одному-единственному слову (это слова служебных частей речи, а также сравнительно небольшое количество слов, от которых не образованы другие слова – см. ниже). В массе своей один и тот же корень входит в состав многих слов, старых, современных и неологизмов. По школьному правилу, для правильного выделения корня в составе конкретного слова подбираются родственные, однокоренные слова (надо добавить: и словоформы этого слова). Сравнение с однокорневыми словами (минимально их два) и словоформами даёт возможность отсечения тех аффиксальных частей, не говоря о флексиях, которые в составе данного конкретного слова одни, а в родственных заменяются другими или вообще отсутствуют: прыгать – прыжок – прыгнуть – корень прыг-/-прыж -; молчать – молчит – молчком – корень молч -. Это правило «общего остатка» актуально для слов, в которых корень материально не может совпадать со словом (см. ниже о словах со связанным корнем).

Задание 3. а) Проделайте такую работу над корнем в словах: гостиничный, добавить, скуповатый, скупить, переделывать, снять, разгром, прибой. б) Выделите корень: рабочий, варенье, вести, ты, наверху, кто, где, слева, там, или, рагу, пони, четыре, сто.

В большом множестве всё увеличивающихся рядов слов с материально «одним и тем же» корнем необходимо найти «родственные», т.е. составить гнездо действительно однокоренных слов. Сложность состоит в том, что появляется «круг»: чтобы найти родство, надо «примериться» к корню (у нас есть рефлекс морфемы), и, наоборот, чтобы выделить корень, надо иметь набор родственных слов, ограничив себя определёнными правилами, т. к. различны по своему образованию, по сфере использования, по времени появления слова «того же корня». Научно это называется выявить тождество корня самому себе. Проблема идентификации корня с учётом чередований звуков приводит к раскрытию смысла (смыслов) материально «одного и того же» корня. Эта процедура особенно важна при определении так называемого опрощения (см. ниже). Недаром лингвисты для общего определения значения корня пользуются разнообразными метафорами: «ген значения», «точка в системе содержания», «вытяжка из общего значения» и т. д.

В общем в этом отношении можно выделить следующие категории слов. а) В словоформах и разных значениях слова корни естественно идентичны (земл -а – земл’ -ой; земля (суша) – земля (родина). б) Слова, образованные по цепочке, имеют один и тот же корень (клейклеj -и-ть – клеj -ен-ый – клеj -он-к-а). в) В целом гнезде, где разные слова сложно соотносятся со значениями по форме родственных, можно порекомендовать поиск общего смысла (гена!) и констатировать тождество корня, его внутреннюю многозначность: би- ть, за- бой- щик, бой (часов), при- бой, под- би -в-к-а. г) В словах, которые имеют рефлекторно выделяемые аффиксы, но мы хотя чувствуем, но сомневаемся в смысловой связи с первичным или другим словом с другими аффиксами, целесообразнее усматривать тождество корня (порохпорош ок, леп ёшка – леп ить, за щит а – щит). д) Картину родства слов, а более всего – морфемного членения может изменить привлечение устаревших, специальных, диалектных слов, слов из родственных языков, а для заимствованных – слов из языка-источника, однако для синхронного исследования это запрещённый приём.

Задание 4. а) Сгруппируйте слова в соответствии с тождеством корня, его многозначностью и омонимией: подливка, добавить, летун, пролив, привычка, летучий, отвыкнуть, очистки, листаж ( объём продукции в печатных листах ), чистовик, грузин, перелистывать, грузить, переноска, половик, переносица, узы, ручной, узник, порука, пушной, половой, пушистый, хлебороб, робость, ток (для зерна), приток, хлебать. б) Считаете ли вы родственными следующие слова, в соответствии с этим выделите корень: мерцать – меркнуть; двурушник – рука; окно – око – окунь; порошок – порох; площадь – плоский; оспа – сыпать.

Вспомните значения терминов «исторические чередования звуков» и «алломорф». С историческими чередованиями и их следствием – алломорфностью вы знакомы по теме «Основа слова» и уже убедились, что происходят они в основном в корне, хотя возможны и в суффиксах. Записывать алломорфы принято через черту: - друг-/-друж-/-друз - (друг, дружить, друзья). Корни-алломорфы исчисляются в тысячах единиц.

Задание 5. а) Докажите, что корни (например, - спех-/-спеш -) являются не вариантами морфемы, а именно алломорфами. Приведите другие примеры.

б) Сгруппируйте родственные слова и словоформы, укажите исторические чередования звуков; если возможно, приведите аналогичные примеры: жечь, умру, сбор, зажигание, сжатие, жнейка, пожмут, сожнешь, поджимать, мертвый, собрание, уморить, обнять, занимать, начать, почин, начнешь, зачатие, начинать, запойный, шитье, спаивать, шью, пей, пойло.

в) Дополните недостающие фонологические варианты корней (продолжите начатый ряд), укажите чередования звуков: гнить – гниjу…, мять – мнешь…, отпереть - отопру…,, крыть – кроjу…, плыть – плавать, прясть – пряду…, ходить –хожу…, шить –шьjу

г) По материалам альтернаций А.И. Моисеева составьте таблицу чередований в соответствии с частями речи и словоформами.

Образец: к/ч скакать (глагол в инфинитиве), скачу, скачешь …(все формы лица ед. и мн.ч. наст.вр.), скачущий (действ. причаст. наст. вр.), скача (деепричастие).

В ходе исторического развития языка могут быть утрачены связи первичной формы и значения слова; может быть потеряно исходное слово, а также родственное; могут измениться смысловые связи между словами в прошлом единого гнезда; измениться система значений слов и произойти их утрата и т.д. Гнездо родственных слов, в отличие от словообразовательного, может стать «пёстрым», возникают словообразовательные лакуны. Применительно к корню это выражается в том, что структура слова по рефлексу морфемы воспринимается как имеющая аффиксы, но не поддаётся объяснению на основе действующих в языке моделей образования слов (известно, что морфологическая структура слова – это застывшее словообразование). «Составное» слово не имеет ни исходного (так оно воспринимается), чтобы выделить корень на словообразовательной основе, ни такого родственного, чтобы, сравнив их, выделить корень по принципу так называемой «остаточной» членимости; например, с чем сопоставить слово неуклюжий? Образованное от него слово неуклюжесть не решит проблемы; остаётся считать корнем элемент неуклюж-. Историческое поглощение аффиксов корнем называется опрощением (корень прост-/прощ -, термин ввёл В.А. Богородицкий) или деэтимологизацией (термин Л.А.Булаховского). Разобщение с производящими и родственными и как следствие – невыделяемость аффиксов, разрастание корня и обычно превращение в прошлом производного слова в непроизводное может происходить по следующим причинам (обстоятельствам):

а) Архаизация родственного (юркий от юрить «быстро, стремительно двигаться»; тучный от тук «жир»).

б) Фонетические изменения в основе (нерегулярные чередования, вставка, пропуск звуков, потеря начального, перестановка слогов, неверное понимание звукового или смыслового состава слова, закрепившееся в норме и др.): смута–мятеж (чередование у/а); сгинуть из сгибнуть; полтора из полвтора; гусеница от усы; ватрушка из творожка; калач из колач; перчатки из перст; ладушки – не от ладонь, а от лада – «милая». Русский язык в рамках синтетического строя является фузийным, т.е. в словах может происходить взаимопроникновение, сплав контактирующих морфем, слово до неузнаваемости может изменить свой фонологический состав.

в) Разобщает родственные слова история слов и вещей, слов и социальных понятий (весло – от вести; бояринбаринбарышня – в прошлом родственные слова).

г) Наиболее проблемно и неоднозначно понимаемое «расхождение» в значениях реально существующих в языке «родственников» – едва ли не главная трудность в определении родства слов и вычленения корня в аспекте синхронии (патока – течь; косынка – косой). Полезнее считаться с непрозрачным родством, чем категорически говорить об опрощении, раскрывать секреты не вполне понятной номинации, выявлять иногда совмещающиеся обстоятельства, затрудняющие современное понимание родства и производности. Работа над опрощением требует знания истории слов и языкового чутья, обращения к историческому словообразованию и этимологическим словарям, хотя главная задача этимологии – первичные слова, их звуковой состав и значение. Не следует при изучении опрощения анализировать собственно этимологию слова.

Задание 6. а) По этимологическому словарю определите первоначальную структуру слова; сопоставляя его с однокоренными, выделите их современный корень. Покажите графически первоначальное и современное членение основы: аляповатый, баранка, булыжник, ватрушка, вельможа, витязь, взбалмошный, воздух, возмездие, гусеница, долото, домна, емкий, забыть, зависть, заноза, запах, заплата, кулеш, ломоть, мышца, мятеж, назойливый, невежа, немец, ненастье, обед, ожерелье, оскомина, особа, охота, победа, позвонок, посетить, привет, пропасть, прощелыга, пшеница, сверстник, сочельник, стерня, стрекоза, сугроб, супруг, сустав, сутки, улика, черепаха.

б) Как в прошлом членились первые слова в приведенных парах с учетом вторых, «открывающих секрет» их происхождения? Покажите современное членение:

немец – немой, сохатый – соха («палка»), сутки – ткнуть, деревня – драть, искусство – кусать, врач – врать («говорить, болтать»), брак («супружество») – брать, ведьма – ведать (ср. знахарь – знать), мешок – мех, победа –беда, остров – струя, надменный – дуть (надутый).

г) Наблюдаете ли вы живую смысловую связь между словами? Проведите эксперимент с товарищами. Как это скажется на выделении корня?

1. Живот – жизнь, защита – щит, промысел, промышленность – мысль, спичка – спица, супруг – упряжь, уголовник – голова.

2. Искусство – искусный, косынка – косой, площадь – плоский, чернила – черный.

3. Деревня – драть, зараза – разить, завод – вести, заводить, лепешка – лепить, преподаватель – дать, состязание – стяжать.

4. Замечательный – метить, признательный – знать, прекрасный – красный.

5. Издать – дать, помнить – мнить, презирать – зреть, произвести –вести.

В русском языке есть категория слов, имеющих непроизводные, нечленимые основы, которые не только способны выступать в составе производных от них основ, но и – при соответствующем грамматическом оформлении – существуют как самостоятельные слова (окн-, лев-, дв-, ши-окно, левый, два, шить). А есть такие тоже непроизводные слова, корень которых всегда связан с аффиксами – с приставкой или суффиксом или с тем и другим. В первом случае это свободный корень, во втором – связанный. Будучи непроизводными, слова со связанными корнями могут члениться, так как есть разноаффиксальные явно родственные слова (членение пт -иц-а, так как есть слова пт -ах-а, пт -енец; ср. с- верг -ну-ть – от- верг -ну-ть – в- верг -ну-ть). Это членение не словообразовательное (корень материально не равен слову), а по оппозиции аффиксов - так называемая «остаточная» членимость; оно даёт лишь намёк на значение корня. Главной причиной появления связанности является превращение свободного корня в связанный, утрата производящего (слонить – заслонить, вергнуть – свергнуть). В отличие от опрощения («не с чем сравнивать»), связанность имеет опору в противопоставлении аффиксов.

Задание 7. а) Приведенные слова разбейте на имеющие свободные и связанные корни. С какой морфемой связаны корни? Как ее можно квалифицировать?

Косица, пуговица, улица, бочка, ножка, утка, кошка, палка, палец, лягушка, ивушка, говядина, конина, гусятина, сладкий, громкий, липкий, звонкий, низкий, робкий, годный, темный, озорной, напрасный, высокий, красивый, спесивый, организовать, военизировать, газировать, вибрировать, рисовать, бушевать, транслировать, гореть, говорить, рыбачить.

б) Приведите глаголы, в которых выступают связанные корни. С какими морфемами они «связаны»?

Корни: -бав-, -верг-, -вык-, -двиг-, -де-, -ня-/-я-, -пряг-, -стег-, -стиг-, -у-.

в) Разделите слова на две части: 1) пережившие опрощение, 2) имеющие связанный корень. Память, забыть, воздвигнуть, отнять, отпрыск, застегнуть, прислонить, пространство, страница, прелесть, озорной, оболочка, неделя, заноза, ошеломить, воспитать.

Есть слова-одиночки, от которых не образованы другие слова, а родственные тоже отсутствуют. Таких слов с уникальными корнями, по подсчётам А.Н. Тихонова, около 300.

Задание 8. Выберите слова с уникальными корнями: ситро, зиять, атташе, авеню, игла, айсберг, брать, пони, пюре, гвалт, иметь, виски, сверкать, мы, зразы, отвергнуть, бигуди, когда, если, гну (сущ.), бикини.

Вопрос: Вы уже можете ответить на вопрос: чего в языке больше – слов или корней?

Задание 9. Познакомьтесь с корнесловом в Словаре морфем русского языка А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой. Как обозначают составители корневую морфему?

Задание 10. В произвольно выбранном тексте (10 строчек) проанализируйте морфологический состав слов, обоснуйте выделение корней. Используйте этот материал для работы со всеми морфемами.

 

Тема 6. Приставка (префикс). Приставка на службе словообразования.

Приставка – это аффикс, предшествующий корню, обычно занимающий место в абсолютном начале слова, являющийся носителем словообразовательного значения, т.е. средством образования другого слова от уже существующего. Глаголы


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.