Краткий обзор информации о берёзе, о её роли в формировании культуры славянских народов и коренных народов Прибайкалья — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Краткий обзор информации о берёзе, о её роли в формировании культуры славянских народов и коренных народов Прибайкалья

2017-06-19 281
Краткий обзор информации о берёзе, о её роли в формировании культуры славянских народов и коренных народов Прибайкалья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Прокофьев

Актуальность исследования. Век технического прогресса беспощаден. Традиционные промыслы постепенно вытесняются современными разработками в области высоких информационных технологий. Изделия из бересты утрачивают своё истинное значение, березовый сок и дёготь заменили бесполезными, а зачастую, вредными для здоровья человека продуктами и изделиями.

Научная новизна заключаются в отражении в исследовательской работе проблемы взаимоотношений человека и березы в рамках традиционного природопользования и культурного наследия восточнославянских и коренных народов Прибайкалья.

Практическая значимость проекта заключается в информировании населения о возможностях практического использования изделий и продуктов, изготавливаемых из березы, и проведения мастер-классов в эколого-туристических целях на территории архитектурно-этнографического музея п. Тальцы.

Цели исследования:

Ø выяснить роль и практическое значение берёзы как важной составляющей народного промысла и культуры в жизни восточнославянских и коренных народов Прибайкалья»;

Ø привлечь внимание общественности к проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия нашего региона.

Задачи исследования:

· в домашних условиях изготовить моющее средство наших предков - щёлок;

· экспериментально исследовать особые свойства бересты и берестяных изделий, позволяющих хранить различные продукты питания;

· провести сравнительное исследование моющих свойств полученного щелока с современными моющими средствами опытным путём;

· методом сухой перегонки изготовить дёготь;

· обобщение полученных данных.

Методы исследования: сбор и изучение эмпирического материала, обзор литературных источников, наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, практическая часть.

Чистоту соблюдает

 

Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане, а березовый щелок активно применялся при стирке белья и в различных гигиенических процедурах.

Практическая часть

Выводы: проведенное исследование подтверждает многовековой опыт взаимного общения человека с природной силой березы как предмета народного промысла и творчества, культурных традиций народов Прибайкалья

Министерство

образования Иркутской области

ГБПОУ Иркутской области

«ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ

ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА»

Международная

Научно-практическая конференция

«МОЛОДЕЖЬ. ОБРАЗОВАНИЕ. ОБЩЕСТВО»

«ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ

БЕРЁЗЫ СИБИРСКОЙ КАК ПРЕДМЕТА БЫТА И ТРАДИЦИОННОГО ПРОМЫСЛА В КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ И КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИБАЙКАЛЬЯ»

Автор:

Каламбаев Азамат Аскарович,

МБОУ г. Иркутска СОШ № 38

Научный консультант:

Фольклора и этнографии»,

А. Прокофьев

Актуальность исследования. Век технического прогресса беспощаден. Традиционные промыслы постепенно вытесняются современными разработками в области высоких информационных технологий. Изделия из бересты утрачивают своё истинное значение, березовый сок и дёготь заменили бесполезными, а зачастую, вредными для здоровья человека продуктами и изделиями.

Научная новизна заключаются в отражении в исследовательской работе проблемы взаимоотношений человека и березы в рамках традиционного природопользования и культурного наследия восточнославянских и коренных народов Прибайкалья.

Практическая значимость проекта заключается в информировании населения о возможностях практического использования изделий и продуктов, изготавливаемых из березы, и проведения мастер-классов в эколого-туристических целях на территории архитектурно-этнографического музея п. Тальцы.

Цели исследования:

Ø выяснить роль и практическое значение берёзы как важной составляющей народного промысла и культуры в жизни восточнославянских и коренных народов Прибайкалья»;

Ø привлечь внимание общественности к проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия нашего региона.

Задачи исследования:

· в домашних условиях изготовить моющее средство наших предков - щёлок;

· экспериментально исследовать особые свойства бересты и берестяных изделий, позволяющих хранить различные продукты питания;

· провести сравнительное исследование моющих свойств полученного щелока с современными моющими средствами опытным путём;

· методом сухой перегонки изготовить дёготь;

· обобщение полученных данных.

Методы исследования: сбор и изучение эмпирического материала, обзор литературных источников, наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, практическая часть.

Краткий обзор информации о берёзе, о её роли в формировании культуры славянских народов и коренных народов Прибайкалья

С давних пор берёза считается культурным символом образом России. Берёза воспета и в песнях, о ней сложены загадки, сказки. Народ на бересте осваивал грамоту, изготавливал из бересты обувь, посуду, украшения. Берёза для многих народов считалась священным деревом.

Прибайкалье – земля многих народов и ни одна из ее областей не представлена только одно национальностью. Сегодня на востоке Сибири проживают пришедшие на эти земли в XVII веке русские, а также последовавшие за ним украинцы, белорусы, поляки, литовцы, чуваши, татары, немцы и представители других национальностей.

При этом в культуре каждого из этих перечисленных народов своё отражение нашла берёза пушистая. Она и лечила, и согревала людей, и кормила и поила их, люди на бересте осваивали грамоту, изготавливали жилища и лодки, предметы домашней утвари и быта, сувениры и украшения. О берёзке слагали песни и стихотворения.

Прибайкалье стало домом для многих путешественников, отправившихся на берега Ангары в поисках лучшей жизни, хотя стоит признать, что не все переселенцы направились в поселения области по своей воле – в Иркутск и окружающие его населенные пункты часто отправляли в ссылку политических заключенных, также внесших свою лепту в этнический состав области. До прихода на территорию Прибайкалья русских казаков здесь проживали малочисленные народы и этнические группы – буряты, эвенки, тунгусы и тофалары.

Сегодня Иркутская область считается самой плотно заселенной и этнически богатой областью Восточной Сибири – по самым скромным подсчетам на ее территории проживает около 136 национальностей, большинство из которых переселились на территорию области из других областей страны и даже из соседних стран. И хотя почти 90% населения Иркутской области составляют русские, малые народности области до сих пор играют важную роль в ее этническом самоопределении, а к их культуре и традициям проявляется повышенное внимание. [1]

Культ березы особо характерен для восточных славян, но она же является священным деревом у многих сибирских народов.

Русское слово берёза происходит от праславянского - berza, восходящего к, от корня bhereĝ- «светиться, белеть».[2]

В славянских языках: белорусский. бяро́за, украинский бере́за, болгарский - бре́за, сербохорватский - бре̏за, словенский - brė́za, чешский - bříza, польский - brzoza. Названия на других языках: французский - bouleau, якутский - хатыҥ.

Особое почитание березки у народов Сибири наблюдается в период недели зеленых святок, которая называется семицко-троицкой, и была седьмой неделей после Пасхи.[3]

У коренного населения существовало табу: березу нельзя было называть своим именем, а называли ее подставным словом «трудноименная», без необходимости запрещалось рубить или ломать.

Береза у сибирских народов стала символом «народа Белого царя», а именно русского народа. Почти все народы Северной Азии от Урала до Тихого океана связывают появление березы в Сибирских лесах с появлением здесь русских людей. В народном миропонимании народов Сибири сохранился значительный пласт устоев языческой старины.

Буряты, эвенки, тунгусы и тофалары - коренное нерусское население было вовлечено в тесные связи с русскими соседями, пришедшими на территорию Прибайкалья сравнительно поздно, в XVII в.

Наши предки считали берёзу священным деревом, особым даром богов. Берёзке поклонялись, как образу Богини Берегини, матери всех духов и богатств. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья.

В старину многие народы отмечали Новый год в марте. И этому у каждого народа есть своё объяснение. Этот праздник был связан с появлением первого березового сока и с весенним пробуждением природы. И по сей день ветвями берёзы народ украшает церкви и жилища.

Про берёзу в народе говорят –

дерево «четырех дел»:

Мир освещает

Мир березка освещала потому, что жизнь в русской деревне протекала в основном при свете лучины. Березовые же лучины, давали пламя без копоти и искр. Березовые дрова всегда очень ценились как самые жаркие.

Крик утишает (тишина)

А утишала она скрип деревянных колес телег и других повозок гужевого транспорта. Для этого березовым дегтем смазывали оси колес телег.

Больных исцеляет

В лекарственных целях народная медицина рекомендовала использовать березовые почки, которые собирали весной, до начала их распускания. Они помогали при многих известных в современное время заболеваниях. Березовые почки – лакомство и для птиц. В ранневесенний период, когда в них много витаминов любят они ими лакомиться.

Чистоту соблюдает

 

Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане, а березовый щелок активно применялся при стирке белья и в различных гигиенических процедурах.

Практическая часть

Выводы: проведенное исследование подтверждает многовековой опыт взаимного общения человека с природной силой березы как предмета народного промысла и творчества, культурных традиций народов Прибайкалья

Министерство

образования Иркутской области

ГБПОУ Иркутской области

«ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ

ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА»

Международная


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.