Техника безопасности и производственная санитария — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Техника безопасности и производственная санитария



 

 

Строительно-монтажные работы выполняются в соответствии с требованиями ТКП 45-1.03-40-2006 «Безопасность труда в строительстве. Общие требования», ТКП 45-1.03-44-2006 «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство» и ведомственных инструкций по охраны труда.

С 2008 года целях обеспечения ежедневного контроля состояния охраны труда соблюдения технологии и культуры производства на объекте с начала строительства вводится система 3-х ступенчатого контроля. Журнал 3-х ступенчатого контроля постоянно находится на объекте.

Для непосредственного ведения организационной работы по охране труда на производстве создается специальная служба охраны труда.

Охрана труда - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Охрана труда является социально-технической наукой, которая выявляет и изучает производственные опасности и профессиональные вредности и разрабатывает методы их предотвращения или ослабления с целью устранения производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний рабочих, аварий и пожаров. Главными объектами ее исследования являются человек в процессе труда, производст­венная среда и обстановка, взаимосвязь человека с промышленным оборудованием, технологические процессы.

Производственная санитария - система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Техника безопасности - система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Пожарная безопасность - состояние объекта при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.

Строительство участка автомобильной дороги Дивин – Дрогичин (ПК0+00 – ПК40+00) включает в себя различные виды работ, где используются соответствующие машины и механизмы, которые имеют паспорт, комплект эксплуатационной документации и соответствовать требованиям, изложенным в действующих нормативных правовых актах. Машинистами могут быть лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для управления дорожными машинами, имеющие удостоверение на право управления ими и сдавшие экзамен по технике безопасности. Все передвижные машины, механизмы, инструменты с электроприводом заземлены в соответствии с «инструкцией по заземлению передвижных механизмов и электрифицированного инструмента».



Машинисты обеспечены специальной одеждой и специальной обувью и применяют средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы согласно отраслевым нормам. Запрещается нахождение работников в местах, где имеется движение транспорта, без специальных сигнальных жилетов. Запрещается оставлять дорожную машину без присмотра с рабо­тающим двигателем.

Производство работ в охранной зоне действующих подземных и наземных коммуникаций осуществляется под непосредственным руководством прораба или мастера в присутствии работников эксплуатирующих организаций.

Определенная работа по охране труда проводится и на рабочих местах производителями работ и мастерами, на которых возлагается:

- организация работ в соответствии с проектами производства работ и ознакомление рабочих с безопасными методами выполнения работ;

- инструктаж рабочих непосредственно на рабочем месте о безопасных методах и приемах выполнения работ с соответствующей записью об этом в специальном журнале учета инструктажа рабочих;

- контроль за соблюдением норм переноски тяжестей, обеспечение рабочих мест знаками безопасности, предупредительными надписями и плакатами;

- систематическое проведение бесед с рабочими по разбору случаев нарушения правил техники безопасности и производственной санитарии, обеспечение соблюдения рабочими инструкций по охране труда.

Ограждение мест производства работ и расстановку дорожных знаков производят в соответствии с ТКП 172 - 2009 «Обустройство мест производства работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, улиц и дорог населенных мест».



Схемы обустройства мест дорожных работ разрабатываются до начала производства дорожных работ и согласовываются со службами ГАИ МВД Республики Беларусь и заинтересованными организациями и утверждены руководителем дорожно-строительной организации. Схемы, согласованные и утвержденные руководителем дорожно-строительной организации, служат разрешением на производство намеченных работ. Схемы по обустройству мест дорожных работ составляются в 4 экземплярах: для владельца дороги, территориального подразделения ГАИ МВД Республики Беларусь, подрядной организации и для постоянного нахождения у должностного лица, ответственного за производство дорожных работ.

Подъездные пути и дороги к строительной площадке сооружаются до начала работ и обеспечивают свободный доступ транспортных средств. Временное ограждение устанавливается по границам работ. На ограждении устанавливаются предупредительные знаки, а в ночное время сигнальное освещение. При организации строительной площадки следует установить опасные для людей зоны, в границах которых могут действовать опасные производственные факторы. Опасные зоны обозначаются знаками безопасности и надписями установленной формы.

Для прохода на рабочие места в выемке устанавливаются трапы или маршевые лестницы шириной не менее 0,6 м с ограждениями или приставные лестницы. Приставные лестницы прочно закреплены и на 1 м возвышаются над выемкой. Трапы (маршевые лестницы) имеют поручни высотой 1,1 м. Не допускается производство работ одним человеком в выемках глубиной 1,5 м и более. Не разрешается разрабатывать грунт в выемках "подкопом".

При опускании трубы в траншею с креплением по мере прохождения её убираются поперечные распорки, вновь восстанавливая их над трубой. Снятие распорок одновременно по всей глубине траншеи запрещается.

При производстве монтажных работ запрещается:

- подъем сборных элементов конструкций не имеющих монтажных петель или меток, обеспечивающих их правильную строповку;

- пребывание людей на монтируемых элементах во время подъема или перемещения;

- оставлять поднятые элементы конструкций на весу;

- работать на высоте без предохранительных поясов.

При производстве бетонных и железобетонных работ ежедневно, перед началом укладки бетона проверяется состояние опалубки и средств подмащивания.

При работе бульдозеров всех типов при строительстве автомобильной дороги соблюдаются сле­дующие правила:

- в случае обнаружения в разрабатываемом грунте крупных камней, пней или других предметов бульдозер останавливают и удаляют с его пути препятствия, чтобы не вызвать аварию;

- при перемещении грунта бульдозером на подъеме сле­дят за тем, чтобы отвал не врезался в грунт; запрещается перемещать грунт бульдозером на подъем или под уклон более 30°;

- сбрасывая грунт под откос отвалом бульдозера, невыдвигать по­следний за бровку откоса насыпи;

- не работать в глинистых грунтах в дождливую погоду.

Запрещается до остановки двигателя находиться между трактором и ножом или под трактором. При работе бульдозера в пересеченной местности или при пере­ездах по плохой дороге скорость его не должна быть выше второй скоро­сти трактора.

Экскаваторы во время работы устанавливаются на спла­нированной площадке. Запрещается под гусеницы или катки гусениц ставить башмаки (упо­ры), подкладывать бревна, камни и другие предметы для предупреждения смещения экскаватора во время работы.

При работе экскаватора запрещается:

- находиться рабочим под его ковшом или стрелой;

- проводить какие-либо другие работы со стороны забоя;

- пребывать посторонним лицам в радиусе действия экскаватора плюс 5 м.

Во время перерывов в работе, независимо от их продолжительности, стрелу одноковшового экскаватора отводят в сторону от забоя, а ковш опускают на землю. Очищают ковш, опустив его на грунт. Путь, по которому передвигается экскаватор в пределах объек­та производства работ, заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом из досок, брусьев, шпал.

Во время движения одноковшового экскаватора его стрелу устанавливают строго по направлению хода, аковш приподнимают над землей на 0,5—0,7 м. Запрещается передвижение экскаватора с нагру­женным ковшом.

Спуск и подъем экскаватора при угле наклона местности больше установленного паспортными данными осуществляют при по­мощи трактора или лебедки под надзором механика, производителя работ или мастера.

3апрещается поднимать и перемещать негабаритные грузы: круп­ные куски породы, бревна, доски, балки при помощи ковша или грейфера экскаватора (кроме щитов, необходимых для передвижения самого экска­ватора).

Погрузка грунта, щебня и других сыпучих материалов в кузова автомобилей и тракторные прицепы при помощи экскаватора про­изводиться в положении, исключающем перемещение ковша над кабиной автомобиля или трактора; грузят со стороны заднего или бокового борта. Людям запрещается находиться во время погрузки между экска­ватором и транспортными средствами.

При загрузке автомобилей и других транспортных средств (скреперов с одноосным тягачом и др.) экскаваторами или кранами водителю и дру­гим лицам запрещается находиться в кабине, не защищенной козырьком.

При работе автосамосваловводителю запрещается:

- управлять автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- выезжать на работу в утомлённом или болезненном состоянии;

- передавать управление другим лицам, находящимся в нетрезвом
состоянии либо имеющим удостоверение, но не указанным в путевом листе;

- разрешать находиться кому бы то ни было в кузове автомобиля;

- скорость на стройплощадке или в производственных помещениях не должна превышать 5 км/ч.

При движении задним ходом необходимо подавать предупреждающий сигнал.

Одноосный каток на пневматических шинах с балластным кузо­вом прицепляется к тягачу только при незагруженном кузове. Поднимают переднюю часть катка только при помощи подъем­ного устройства (домкрата). Задний домкрат катка устанавливается таким образом, чтобы дышло катка поднялось до уровня прицепного устройства тягача. При прицепе катка запрещено находиться рабочим сза­ди кузова и в кузове.

В процессе уплотнения прицепным катком любого типа запре­щается движение тягача задним ходом. При уплотнении высокой насыпи расстояние между ее бровкой и ходовыми частями тягача не должно быть менее 1,5 м. Эта величина уточняется ответственным лицом в зависимости от конкретных условий про­изводства работ.

Запрещается отцеплять загруженный одноосный каток на пнев­матических шинах. Для этого он предварительно разгружается.

Транспортируют катки на пневматических шинах на прицепе к автомобилю без балласта. Катки, применяемые для уплотнения асфальтобетонных покры­тий, обязательно оборудуются устройством для смазки валь­цов. Запрещается смазка вальцов вручную. При изменении направления движения самоходных катков всех типов подаётся предупредительный звуковой сигнал.

 

 

Обеспечение безопасности при устройстве дорожных оснований и покрытий производится в соответствии со следующими правилами. Подавать автомобиль-самосвал с каменными материалами задним ходом для загрузки бункера укладчика или распределителя мелкого щебня разрешается только после подачи сигнала машинистом укладчика или ма­стером.

Во время работы укладчика или распределителя рабочим запре­щается находиться в бункере машины и кузове автомобиля-самосвала.

При работе укладчика или распределителя на насыпях запре­щается подъезжать ближе 1 м к бровке насыпи. Запрещается очищать бункер во время работы укладчика или распределителя. Запрещается во время работы машин регулировать толщину рас­пределяемого или укладываемого слоя, а также регулировать виброплиты щебнеукладчика, поправлять или менять ремни вибраторов.

Визирование, отсыпку и снятие излишнего щебня или гравия выполняют после окончания механизированной россыпи и рас­пределения этих материалов на данном участке или при остановленной машине. При одновременной и совместной работе двух или нескольких са­моходных машин (катков, асфальтоукладчиков), идущих друг за другом, дистанция между ними должна быть не менее 10 м.При загрузке бункера смесью из автомобиля-самосвала воспре­щается находиться вблизи его боковых стенок.

При работе выглаживающей плиты с подогревом форсунку раз­решается разжигать только факелом на прутке длиной не менее 1,5 м и не прикасаться к разогретому кожуху над выглаживающей плитой. Запрещается подниматься в кузов автомобиля-самосвала при за­трудненной выгрузке смеси. Застрявшую в кузове автомобиля-самосвала смесь разрешается выгружать только с помощью специальных скребков или лопатой с ручкой длиной не менее 2 м, стоя на земле.

Инструмент для отделки асфальтобетонного покрытия подогревается, например, в передвижной жаровне. Запрещается подогре­вать инструмент на кострах. Запрещается производитьотделку(затиркупористых мест покрытия) перед движущимся катком. При длительных перерывах в работе (6 ч и более) асфальто­укладчики и катки очищают, осматривают, устанавливают в одну колонну и тормозят. С обеих сторон колонны машин ставятся ограждения с красными сигналами: днем — знаки аварийной остановки, ночью — барьеры с сигнальными фонарями красного цвета на расстоянии 25—30 м.

Сторожу, охраняющему машины, запрещается находиться на рабочих местах машинистов, а также около катков по направлению движения их вальцов.

Строительное производство отличается от современных высокомеханизированных промышленных предприятий целым рядом санитарно-гигиенических особенностей, требующих специфических подходов к решению возникающих проблем:

- выполнение работ на открытом воздухе в различных климатических условиях, затрудняющих создание и поддержание нормальных параметров микроклимата на рабочих местах;

- постоянное перемещение рабочих мест и орудий труда, обусловленное изменяющимся характером выполняемых технологических процессов и вызывающих необходимость каждый раз заново решать вопросы безопасности труда;

- недостаточный уровень механизации и автоматизации производственных процессов, вызывающий необходимость затрат значительных физических усилий и повышенного внимания к изменяющейся производственной ситуации.

Уменьшить воздействие вредных производственных факторов до безопасных значений с целью предупредить возникновение профессиональных заболеваний, связанных с нерациональной организацией трудовых процессов или с неблагоприятными условиями окружающей среды, можно за счет выполнения комплекса организационных и технических мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда.

При строительстве автомобильной дороги основными вредными и опасными производственными факторами, воздействующими на рабочих, являются: ненормальный температурный режим; производственная пыль; повышенное атмосферное давление; излишняя влажность; производственные газы; высокий уровень шума и вибрации.

На ряде технологических процессов дорожных работ образуется пыль, значительное пылеобразование происходит при работе камнедробильных установок, на установках по приготовлению минерального порошка, при работе асфальтобетонных заводов, на погрузочно-разгрузочных работах и т.д. Пыль загрязняет кожу, проникает в органы дыхания. У рабочего, находящегося в условиях запыленности воздуха, развиваются хронические воспалительные заболевания дыхательных путей и легочной ткани. Основными направлениями по борьбе с пылью на производстве являются максимальная герметизация элеваторов, шнеков, транспортеров в местах перепада материала, механизация погрузочно-разгрузочных работ; увлажнение материалов при их дроблении; устройство вентиляции для удаления пыли от мест ее образования.

В дорожном строительстве многие производственные процессы сопровождаются сильным шумом и вибрацией, оказывающими неблагоприятное воздействие на органы слуха и нервную систему. В целях уменьшения или устранения резкого шума применяются следующие меры:

- изменение технологического процесса с заменой оборудования, вызывающего шум;

- рациональное строительство производственных зданий, обеспечивающее ослабление резонанса, уменьшение сотрясения полов;

- звукоизолирование в отдельные кожухи или отсеки шумных агрегатов или отдельных их узлов;

- устройство звукоизолированных кабин для обслуживающего персонала;

- установка глушителей шума на выхлопные и всасывающие отверстия агрегатов и т.д.

Вибрация с частотой более 25 Гц вредно влияет на здоровье рабочего, обслуживающего машины и оборудование, если рабочее место расположено поблизости или непосредственно на них. В целях предупреждения и снижения вредного воздействия вибрации на рабочего необходимо:

- устраивать амортизацию, обеспечивающую снижение вибрации до предельно допустимых норм;

- запрещать нахождение рабочих на вибрирующих поверхностях;

- устраивать дистанционное управление машинами и механизмами.

В дорожном строительстве применяется ряд строительных материалов, обладающих вредными свойствами, влияющими на организм человека. К ним относятся битумные и дегтевые материалы, различные эмульсии, мастики, бензин. При неосторожном обращении с ними или непосредственном их применении они могут привести к острым и хроническим заболеваниям. Следует систематически брать пробы воздуха в пределах рабочей зоны с целью определения концентрации ядовитых веществ. Освещение рабочей зоны на объекте является естественным. Работы производятся в светлое время суток. Освещенность рабочей зоны соответствует ТКП 45-2.04-153-2009 «Естественное и искусственное освещение». Недостаточная освещенность рабочих мест вызывает перенапряжение глаз при работе, что приводит к быстрой утомляемости, головным болям, ухудшает качество работ и снижает производительность, а также может стать причиной травматизма. Минимальное искусственное освещение на стройплощадке согласно ТКП 45-2.04-153-2009 - 5 лк.

Рабочее освещение предназначено для обеспечения нормальной работы в темное время суток, поэтому оно устраивается на всех участках стройплощадок, где по условиям производства возможно пребывание людей. Аварийное освещение устраивают при необходимости эвакуации людей или для продолжения работы при внезапном отключении рабочего освещения.

Таблица 9.1-Токсические вещества в дорожном строительстве

Наименование вредных веществ Токсикологическая характеристика Средства индивидуальной защиты и правила безопасной работы
Класс токсичности по ГОСТ 12.1.007-76 ПДК в рабочей зоне, мг/м3 Воздействие на организм человека при концентрации, превышающей ПДК Температура вспышки, С Температура воспламенения, С Взрывопожароопасность
Битум ГОСТ 22245-90 СТБ 1062-97 IV Раздражающее действие на дыхательные пути. В горячем состоянии - ожоги незащищенных частей тела 220-240 300-380 Пожароопасный Специальная одежда, специальная обувь. При попадании на кожу смыть соляровым маслом или керосином и промыть обильной струей воды
  Амины С1720- АБ   II     Раздражающее действие на кожу и дыхательные пути, аллергия   - Невзрывоопасный Специальная одежда, защитные очки, резиновые перчатки, респираторы или противогазы. При попадании на кожу - нейтрализовать 5% раствором уксусной кислоты и смыть обильной струей воды
  Синтетические жирные кислоты С1720- СЖК   III   5 (в пересчете на уксусную кислоту)   Раздражающее действие на кожу и слизистую оболочку       Невзрывоопасный   Специальная одежда, специальная обувь, средства индивидуальной защиты в соответствии с ГОСТ 12.4.103-83; при попадании на кожу нейтрализовать раствором соды, промыть обильной струей воды и обратиться к врачу
Дизельное топливо ГОСТ 304-82 IV Раздражающее действие на кожу и слизистую оболочку 30-40 в зависимости от марки 57-119 Взрывоопасно при концентрации 2-3% по объему Средства индивидуальной защиты. При попадании на кожу и слизистую оболочку глаз промыть обильной струей воды
Керосин технический IV То же - Взрывоопасно при концентрации 1-7% по объему То же

Пожарная безопасность

 

 

При организации строительной площадки и производстве строительно-монтажных работ следует руководствоваться ППБ 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь».

На строящемся объекте:

- назначены лица ответственные за противопожарное состояние объекта из числа ИТР;

- организованы добровольные пожарные дружины (ДПД) и пожарно-технические комиссии (ПТК) на крупных объектах;

- размещаются системы оповещения и связи;

- обеспечены подъезды к существующим, строящимся и временным зданиям, а также к площадкам складирования материалов;

- предусмотрено наличие первичных средств пожаротушения на строящихся и временных зданиях и сооружениях, а также на местах с повышенной пожарной опасностью в соответствии с ППБ 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь».

Сварочные и другие огневые работы, связанные с применением открытого источника огня, разрешается вести с письменного разрешения лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте, в соответствии с ППБ 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь».

Места производства электросварочных и газопламенных освобождаются от горючих материалов в радиусе не менее 5 м, а от взрывоопасных 10 м.

Работы, связанные с применением пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов и применением теплоизоляционных материалов групп горючести Г-3 - Г-4 выполняются по нарядам допускам.

Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на стройплощадках отвечает требованиям СТБ 17.1.3.05-2006.

Места временного хранения горючих материалов на территории стройплощадки размещены не ближе 18 м от существующих и временных зданий.

Запрещается складирование сгораемых строительных материалов в противопожарных разрывах между зданиями.

Передвижные вагончики, используемые для размещения административно - бытовых помещений, располагаются группами с числом вагончиков в группе не более 10 и общей площадью не более 800 м. Расстояние между группами вагончиков принимается не менее 18 м.

Все автотранспортные средства укомплектованы огнетушителем. Комплектация следующая:

- легковые, грузовые автомобили и дорожная техника – один порошковый огнетушитель ОП-2;

- автобусы особо малого класса (УАЗ, Газель) – один огнетушитель ОП-2;

- автобусы малого класса (ПАЗ, КаВЗ) – два огнетушителя ОП-2.

Огнетушители порошковые (ОП) предназначены для тушения загораний твёрдых, жидких и газообразных веществ (в зависимости от марки используемого огнетушащего порошка).

Огнетушители выпускаются трёх типов:

- ручные (переносные);

- возимые;

- стационарные.

В качестве огнетушащего вещества в огнетушителе используют порошки общего и специального назначения. Огнетушитель ОП-2 состоит из корпуса, в котором находятся баллон с газом, сифонные трубки, пусковой рычаг и др. Огнетушитель ОП-2 приводиться в действие нажатием на пусковой рычаг. После этого игольчатый шток прокалывает мембрану баллона с газом. Рабочий газ, выходя из баллона, поступает по сифонной трубке под днище. В центре сифонной трубки (по высоте) имеется ряд отверстий, через которые выходит часть рабочего газа и производиться рыхление порошка.


ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

При строительстве автомобильных дорог следует постоянно, на всех стадиях производства работ выполнять требования охраны природной среды путем предупреждения и ограничения негативных воздействий на природную среду до установленных или рассчитанных предельно допустимых уровней.

К основным направлениям охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов в деятельности производственных организаций относятся следующие:

- сокращение площади временно занимаемых для целей строительства территорий, особенно ценных сельскохозяйственных угодий, лесов первой категории, речных пойм и других земель высокого экологического потенциала;

- уменьшение использования материальных природных ресурсов, особенно добываемых в зоне влияния сооружения;

- сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивация нарушенных земель;

- предотвращение недопустимого загрязнения за пределами полосы отвода земель, водоемов, атмосферы технологическими выбросами, отходами, побочными продуктами;

- исключение непосредственно уничтожения или существенных изменений условий обитания и размножения животных;

- исключение изменений гидрологического или биологического режимов болот, водоемов;

- предупреждение эстетического ущерба вследствие изменения визуально воспринимаемого ландшафта;

- ослабление шума в источниках его возникновения.

Отвод земли для размещения на придорожной территории кабельных линий связи, других подземных, наземных и воздушных линейных коммуникаций, не входящих в состав сооружений дорожного комплекса, производится за пределами границы постоянной полосы отвода. А при необходимости прокладки до окончания строительства за границей временного отвода.

Требования охраны природной среды должны учитываться уже на самых первых этапах производства работ.

Действующие установления запрещают любой сброс неочищенных вод в водоемы и водотоки. В первую очередь это требование относится к водам, использованным в технологических процессах, например, промывке щебня, гравия. Сброс в естественные водоемы незагрязненного производственными или бытовыми отходами поверхностного стока допускается только после осветления его не менее чем на 70%.

Параметры применяемых машин, оборудования, транспортных средств должны соответствовать стандартам и техническим условиям в части выбросов отработанных газов, шума, вибрации. Сохранение этих параметров в течение срока эксплуатации во многом зависит от качества технического обслуживания.

Заправка и смазка узлов самоходных машин, автомобилей должна производиться только в специально отведенных местах, размещаемых за пределами водоохранных зон, защищаемых лесов. Заправку надо производить только шлангами, имеющими затворы у выпуска

На территории, временно отведенной для вспомогательных сооружений следует до застройки выполнять вертикальную планировку с системой водоотвода.

Разовый проезд машин и транспортных средств за пределами постоянного или временного отвода без дорог, допускается только по грунтовой поверхности, лишенной растительного покрова или в зимнее время по снеговому покрову.

Временные объезды при ремонте одежды с переносом движения должны размещаться, как правило, в пределах полосы отвода или резервно-технологической полосы. Устройство временных объездов с грунтовым покрытием допускается только при благоприятных грунтах в сухое время года. При этом необходимо проводить систематическое обеспыливание.

Комплекс технологических процессов, связанных с сооружением земляного полотна, наносит обычно наибольший ущерб окружающей среде.

К подготовительным работам отнесена расчистка дорожной полосы от леса и кустарника, снос зданий и сооружений, вынос коммуникаций. В соответствующих пособиях описана технология выполнения этих работ, рассмотрим здесь несколько самых важных природоохранных правил.

Главное правило заключается в строгом соблюдении границ полосы отвода. Рекомендуется выносить на местность обозначение полосы постоянного и временного отвода кольями с вешками, а на открытых угодьях - пропахиванием борозды. Нельзя забывать, что за границей отвода находится чужая земля, и присутствие на ней может считаться нарушением права собственности.

Расчистка полосы отвода от растительности, как правило, производится в зимнее время. Размещение трелевочных волоков, складов древесины и порубочных отходов за пределами отведенной полосы не допускается.

Запрещается сплошная валка мелколесья и удаление кустарника бульдозерами или кусторезами и перемещение их вместе с корнями и почвой на границу полосы отвода с образованием валов.

Снимать следует не вообще верхний слой минерального грунта, а плодородную почву. Место снятия, толщина, места хранения должны быть указаны проектом, согласованным с местными землеустроительными и агротехническими органами. Не снимают грунтовый слой на болотах, на земле, засоренной камнями и валунами, на склонах с проявлениями эрозии.

Снимаемая для сохранения плодородная почва должна соответствовать ГОСТам 17.4.2.03-86 «Охрана природы. Почвы. Паспорт почв», 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ».

Снятый почвенный грунт не должен содержать древесных корней, отходов лесоразработки и других посторонних включений.

Складируется почвенный грунт не в валы, а в штабели, располагаемые вдоль строящейся дороги

При снятии почвы должны быть приняты меры к защите ее от загрязнения минеральным грунтом, водной и ветровой эрозии. Во избежание эрозии обнажённых грунтовых поверхностей, и переувлажнения будущего основания земляного полотна не допускается снятие почвенно-дернового слоя в задел более 2-3 смен отсыпки основного объема насыпи.

В целях предупреждения неправильной организации работ со снятием плодородной почвы как отдельного процесса, вне комплекса сооружения земляного полотна» эта операция была перенесена из подготовительных в основные земляные работы.

Как почва снимаемого слоя, так и поверхность грунта за пределами сооружения, подлежащая рекультивации должны быть сохранены от загрязнения в период производства работ.

Пылевое загрязнение воздуха происходит при выполнении многих дорожных работ, особенно связанных с разработкой и перемещением грунта и каменных материалов. Образование взвешенной пыли происходит при наличии в грунте частиц мельче 10 мкм. Более крупные частицы образуют пылеватые выбросы незначительного переноса.

Наибольшее выделение пыли возникает при разработке грунта экскаватором с погрузкой в автосамосвалы: на сухих грунтах летом 100-150 мг/мЗ.

Пыль минеральная и образующаяся из частиц строительных материалов относятся к нетоксичным материалам, и концентрация ее в воздухе ограничивается общими санитарно-гигиеническими требованиями.

Мероприятия по снижению запыленности делят на предупредительные (профилактические) и защитные. К предупредительным относят: полив водой или фиксирующими мелкие частицы растворами, устройства покрытий из вяжущих материалов, поверхностных обработок слоев износа, специальное конструирование рабочих органов машин. К защитным: зеленые насаждения, временные заборы, щиты, водные завесы, индивидуальные защитные средства.

Прямое загрязнение водоемов происходит при попадании в воду механических (в основном минеральные осадки) и химических (нефтепродукты, химические вещества в растворенном виде) загрязнителей. Первые попадают обычно вследствие земляных работ и при смыве грунтовых частиц с обнаженных от дерна и неукрепленных склонов. От частицы песка, глины» размельченные минералы, иногда строительный мусор. Значительно опаснее химические загрязнения, образующие пленки эмульсий и нефтепродукты, растворы солей различных металлов, растворителей, поверхностно-активных веществ.

Пленка на поверхности воды затрудняет доступ кислорода, существенно меняет состав гидрофауны и ее свойства.

Большую опасность для водных организмов создает попадание в воду фенолов. Содержание их более 0,01 мг/л делает воду непригодной для питья.

Недопустимо и размещение в пределах водоохранных зон строительных городков, стоянок строительных машин, материальных складов и тому подобного. Существенным, хотя и с более узким действием, чем сооружение земляного полотна, источником загрязнения атмосферы может оказаться устройство дорожных одежд.

Главные опасности здесь связаны с применением органически вяжущих. Все недоокисленные углеводородные смеси содержат в большем или меньшем количестве канцерогенные высокомолекулярные углеводороды, наиболее активным из них является бензопирен.

Укладка дорожных одежд из стандартизированных материалов с соблюдением всех действующих технологических и санитарных нормативных документов не приводит к существенным экологическим последствиям.

Эффективным мероприятием по охране окружающей среды является замена двигателей внутреннего сгорания электродвигателями.

Загрязненный воздух, содержащий высокие концентрации вредных веществ, опасен дня здоровья человека и окружающей среды. Воздушные загрязнения, включающие кислоты, наносят вред зданиям и сооружениям. Загрязнение атмосферы вызывает также заметное ухудшение климата. Наибольшее количество пыли уносится с дымовыми газами сушильного барабана.

В настоящее время нет какого-либо одного способа, позволяющего решить проблему предотвращения загрязнения атмосферы. Однако существует ряд мер, которые в комплексе позволяют решить эту проблему:

- совершенствование технологии производства продукции, обеспечивающей сокращение выбросов (например, переход на применение гранулированного асфальтовяжущего);

- пылеулавливающей аппаратурой по очистке газов, дымовых и вентиляционных выбросов и так далее.

Снятый плодородный грунт используется на укрепительных работах, на укреплении обочин , на укреплении у труб. Отвод земель под устройство земляного полотна и других дорожных сооружений принят в минимальных размерах.

Во избежание заболачивания во всех пониженных местах предусматривается сброс поверхностных вод путем устройства водопропускных сооружений. Для предотвращения эрозии почвы предусматривается производить укрепительные работы лога у труб. С целью предотвращения размыва земляного полотна предусматривается укрепление откосов и обочин.

Строительные машины и механизмы с двигателями внутреннего сгорания должны быть отрегулированы и проверены на токсичность выхлопных газов. Заправку дорожно-строительных машин и механизмов необходимо производить от автоцистерн.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном дипломном проекте был запроектирован участок автомобильной дороги Дивин – Дрогичин, ПК 00+00 - ПК 40+00.

В проекте была дана общая климатическая характеристика района строительства, а также экономическая характеристика района проектирования, были запроектированы план трассы участка дороги с учетом имеющихся преп






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.03 с.