Роль возраста как эндогенного фактора организма — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Роль возраста как эндогенного фактора организма

2017-06-19 271
Роль возраста как эндогенного фактора организма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возраст влияет на:

- Резистентность

- Реактивность

Различают 2 вида возраста:

1. Хронологический возраст (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента исчисления;

2. Биологический возраст (характеризует биологическое состояние организма на данный момент времени). Он определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных, в т.ч. приспособительных, изменений в организме в процессе онтогенеза.

Биологический возраст может не соответствовать хронологическому. Возрастные периоды — это те сроки, на протяжении которых совершаются определенные морфологические и функциональные сдвиги в отдельных тканях, органах и всем организме.

Возрастная периодизация у детей отражает этапы становления функциональных систем или органов. Важнейшей особенностью детского возраста является существование критических периодов развития - уязвимых периодов повышенной чувствительности к факторам окружающей среды. Критические периоды бывают как во время внутриутробного периода, так и в онтогенезе после рождения. Негативные воздействия в критические периоды внутриутробного развития ведут к формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии.

Негативные воздействия в критические периоды развития ребёнка могут вести к постоянному и необратимому повреждению органов и систем организма:

  • неправильное эмбриональное развитие с формированием врождённых пороков,
  • торможение роста,
  • снижение коэффициента интеллектуального развития (IQ),
  • ранняя половая зрелость,
  • уменьшение ЖЕЛ и т.д.

Критические периоды постнатального развития ребенка определяются особым состоянием ЦНС, иммунной системы, обмена веществ и энергии. У детей органы продолжают расти и созревать в течение многих лет жизни, поэтому одни и те же влияния оказывают более выраженный эффект на детей, чем на взрослых. В критические периоды развития детского организма имеется более высокий риск появления пограничных и патологических состояний.

Внутриутробный период.

В течение 1-й недели беременности происходит продвижение оплодотворённой яйцеклетки по маточной трубе к полости матки. Яйцеклетка при этом интенсивно дробится. В конце 1-й и в течение 2-й недели беременности происходит погружение яйцеклетки в стенку матки с формированием хориона (наружной ветвистой оболочки), при помощи которой происходит прикрепление плодного яйца к стенке матки. В течение этого периода не происходит закладка органов и тканей плода. В данный период оплодотворённая яйцеклетка особенно уязвима. Поэтому в течение 2-х первых недель беременности все повреждающие факторы действуют по принципу «всё или ничего». Это означает, что при неблагоприятном воздействии плодное яйцо либо погибает, либо воздействие экологических факторов никак не влияет на его развитие. Как правило, в этот период женщина ещё не знает о своей беременности, так как эти 2 первые недели протекают до наступления очередной менструации.

Во время 2-3 недели беременности на начальных этапах дифференцировки органов и тканей имеется возможность регенерации поврежденных формирующихся тканей (например, за счет стволовых клеток). Поэтому воздействие вредных экологических факторов в этот период оказывается менее травмирующим для формирования органов и систем, чем в период интенсивной специализированной дифференцировки.

Период беременности с 3-й по 13-ю неделю называется периодом органогенеза. В этот период происходит закладка и формирование всех органов и систем плода. Действие вредных экологических факторов в период органогенеза может вызвать формирование пороков развития. Какой порок разовьётся - зависит от того, формирование каких органов и систем происходит во время воздействия вредного фактора. Имеют значение также характеристики действующего экологического фактора/факторов.

Например, критический период развития структур верхних и нижних конечностей человека приходится на 5-6 неделю внутриутробного развития. В истории медицины хорошо известен факт рождения детей с гипоплазией верхних конечностей в 20 века. Дети с данным пороком развития рождались у женщин, принимавших во время беременности снотворный препарат талидамид. Формирование нервной системы приходится на 4-8 неделю беременности.

С 14-й недели беременности и до родов происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех органов и систем. Воздействие повреждающего фактора (или комплекса факторов) в этот период уже не вызовет формирование пороков развития, но может вызвать нарушение функций различных органов и систем.

Наружный слой кожи эмбриона характеризуется недостатком барьерного, внешнего слоя дермы, содержащего кератин. Кроме того, во время пренатального развития зародыш совершает дыхательные движения. Зародыш также активно заглатывает амниотическую жидкость. Таким образом, ксенобиотики, находящиеся в амниотической жидкости (например, пестициды, компоненты табачного дыма), могут попадать в организм плода.

Через плаценту поступают:

  • Оксид углерода (СО, угарный газ) → образование карбоксигемоглобина (концентрация карбоксигемоглобина у плода выше, чем у матери из-за более высокого сродства СО к фатальному Hb) → может быть внезапная смерть плода);
  • Этанол → тормозит миграцию клеток ЦНС → недоразвитие головного мозга;
  • Никотин;
  • Жирорастворимые или липофильные соединения, такие как липофильные ароматические углеводороды (обнаруживаются в табачном дыме);
  • Пестициды;
  • ПХБ (полихлорированные бифенилы);
  • Тяжёлые металлы (например, свинец и метилртуть вызывают токсическое повреждение головного мозга).

Дифференцировка органов и систем запускается и регулируется гормонами. Присутствие ксенобиотиков-эффекторов эндокринной системы (естественные фитоэстрогены, лекарственные эстрогены, хлорорганические пестициды, полихлорированные бифенилы, диоксины и фураны, алкилфенолы) может изменять процесс дифференцировки и нарушить формирование репродуктивной системы (в том числе с формированием ложного гермофродитизма).

Отмечен и феномен «стимуляции физиологических функций» ксенобиотиками. Считается, что очень низкие концентрации химических веществ могут быть полезными для организма (на этом основаны методы гомеопатии). В экспериментах показано, что действие химических агентов в крайне малых дозах на эмбриональной стадии повышает резистентность к ним в постанатальном периоде жизни.

В то же время с феноменом «стимуляции физиологических функций» могут быть связаны с:

· преждевременное половое созревание,

· раннее проявление аллергии,

· раннее проявление аутоиммунной патологии,

· гетерохрония развития органов и систем.

Результаты токсического внутриутробного влияния на ЦНС проявляется не сразу после рождения.

В период новорожденности и в более поздние периоды развития ребёнка продолжается развитие мозговой ткани и миелина. Поэтому повышенная уязвимость ЦНС сохраняется в течение всего грудного периода. Уязвимость специфической мозговой структуры или области усиливается, когда негативное воздействие совпадает с периодом деления клеток.

Пубертатаный период.

Пубертатный период – это период полового созревания.

С началом полового созревания, гипоталамус повышает свое активирующее воздействие на гипофиз, который усиливает секрецию тропных гормонов, оказывающих комплексное воздействие на железы внутренней секреции, в том числе и половые. В период полового созревания в результате последовательных гормональных перестроек происходит ряд важных физических и психических изменений организма.

Половые гормоны оказывают специфическое влияние, в том числе на клетки головного мозга. Перестройка гормональной системы в первой фазе полового созревания (от 11 до 12–14 лет) может повлечь за собой резкую возбудимость, ослабление процессов центрального торможения, нервность, быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость. Повышается активность подкорковых структур, усиливается их влияние на кору больших полушарий, что сопровождается снижением адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системы, а также ухудшением восприятия и внимания. В 12–13 лет временно снижается функциональная работоспособность клеток коры головного мозга, что снижает качество умственной работоспособности девочек-подростков (снижается точность выполняемой работы, увеличивается время вхождения в работу, укорачивается продолжительность относительно высокой работоспособности).

Наблюдаются противоречия психоэмоциональных реакций подростков: грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может очень быстро меняться от оптимизма до мрачного пессимизма и негативизма. С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, иногда – медлительны и апатичны. Поэтому младшим подросткам необходим щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.

Половые различия в поведении младших подростков чаще сводятся к тому, что у девочек, несмотря на повышенную впечатлительность, наблюдается преимущественно сонливое, апатичное состояние, а у мальчиков – более активное поведение и негативные поступки по отношению к взрослым и товарищам.

Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах нередко приходит завышенная самооценка. У старших подростков, как девочек, так и мальчиков, увеличивается способность к концентрации внимания, умственным и физическим усилиям, повышается эмоциональная устойчивость и адекватность поведенческих реакций. Старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход, и в работе с ними требуются в первую очередь правильная организация и содержательное наполнение их повседневной деятельности.

В период полового созревания многие подростки проявляют особую чувствительность к критике, насмешкам (особенно по поводу своей внешности). В определенные моменты тревожная мнительность подростков (особенно девочек) в ответ на любое критическое замечание относительно их внешности может привести к возникновению неврозов или неврозоподобных состояний, подавленности. В отдельных случаях в ответ на замечание об излишней полноте может развиться нервная анорексия.

Хронически угнетенное состояние может способствовать развитию психосоматических заболеваний или обострить уже имеющиеся хронические болезни. Особенно тяжело переживаются подростками такие заболевания, как экзема, нейродермит, псориаз, частые аллергические высыпания на коже. Развитию угнетённого состояния способствуют юношеские угри, сальность волос, изменившийся запах собственного тела, полнота (худоба) и общие пропорции фигуры.

Течения пубертатного периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка. В благоприятных условиях кризисы подросткового возраста могут не развиться. При неблагоприятных условиях наблюдаются отклонения в развитии различных систем (в том числе, репродуктивной системы). При этом они могут быть не только функциональными, но и патологическими. Могут наблюдаться такие преходящие нарушения, как подростково-юношеская гипер- или гипотония, вегето-сосудистая дистония, алиментарное ожирение или похудание, повышенная сонливость, неврозоподобные состояния. При наличии очагов хронической инфекции (кариес, тонзиллит, гайморит и пр.) у каждого 2–3-го мальчика-подростка наблюдается повышение артериального давления вследствие сужения мелких периферических артерий. Как следствие у 1,5% юношей и мужчин развивается гипертоническая болезнь.

Развитие сердца и сосудов у подростков может идти разными темпами. Поэтому могут наблюдаться нарушения функции сердечнососудистой системы: резкие колебания артериального давления при перемене позы (например, обмороки при быстром вставании), сердечная аритмия и т.д. В сердце может прослушиваться систолический шум из-за отставания темпов развития сердечных клапанов, исчезающий по мере взросления.

В период полового созревания после 11–12 лет происходит фиксация изгибов позвоночника. Нарушения правильной позы, такие как опускание головы и наклоны ее вбок, свисание левой руки при письме, привычка сидеть и ходить и сгорбившись, способствуют закреплению неправильной осанки. Это неблагоприятно сказывается на функциях периферических нервов (из-за возможного ущемления спинномозговых корешков) и внутренних органов. Подросток нуждается в закреплении навыков правильной осанки (особенно при статических позах) и в систематических упражнениях для ее выработки. Следует предостерегать подростка от поднятия чрезмерных тяжестей, так как это оказывает деформирующее воздействие на позвоночник.

Ношение тесной обуви, обуви на жесткой и толстой «платформе», высоком каблуке или вообще без каблука, прыжки с высоты, а также слишком интенсивные тренировки при занятиях легкой или тяжелой атлетикой могут вызвать стойкое уплощение стопы у подростка.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.