Место в политической системе — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Место в политической системе



Правящая элита – те группы и политики, которые реально принимают важные решения (или оказывают влияние на их принятие).

Оппозиционная элита (контрэлита) – те группы и политики, которые стремятся занять позиции правящей элиты, сменить ее у власти при поддержке большинства неэлитных групп.

Характер внутриэлитных отношений

Объединенная элита обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах.Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции. В США и Германии соответственно 2/3 и ¾ высших чиновников регулярно вступают в деловые и личные контакты между собой и с членами представительной власти, что является проявлением довольно высокой степени объединенности элиты.

Разъединенная элитаобладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников. В Англии и Голландии соответственно лишь 16 и 5% высших чиновников регулярно контактируют как между собой, так и с представителями законодательной власти, что является проявлением низкой степени объединенности элиты.

Степень представительности

Элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества. Элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества. С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.

Изучение современной политической элиты любого общества для более глубокого понимания ее специфики должно опираться и на исторический опыт. Так, для более полного познания особенностей современной российской правящей элиты целесообразно обратиться к изучению политического прошлого страны. В дореволюционной России процесс формирования элиты и контрэлиты протекал в условиях отсутствия демократических свобод в обществе. Официальная политическая элита целиком состояла из чиновников, а в формировании ее структуры важную роль играл сословный принцип. Контрэлита же формировалась путем создания нелегальных партий. Их социальную базу составляли различные слои интеллигенции. После революции 1917 г. основу элиты составляла «пролетарская» бюрократия, в годы советской власти элита формировалась по бессословно-номенкла-турному принципу.



 

 

Вопрос36.Финансовая система,ее функции.Инфляция.Финансовые инструменты. Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система делится на централизованную (общегосударственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок) и децентрализованную (финансы хозяйствующих субъектов: государственные предприятия, частные предприятия, акционерные предприятия, муниципальные, арендные).

Функции финансовой системы.

1) Аккумулирующая функция - осуществление посредством специального экономического механизма концентрации денежных средств, создания материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования.

2) Регулирующая функция выступает в виде стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленного на развитие НТП и решение социальных проблем.

3) Распределительная функция осуществляется путем формирования и использования денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, фонды предприятий, специальные фонды. В результате выполняются различные программы целевого назначения.

4) Контрольная функция направлена на обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.



Причины инфляции

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

§ монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

§ структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

§ внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Последствия инфляции

Как любой многофакторный экономический процесс инфляция имеет целый ряд последствий:

§ расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

§ стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;

§ искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.;

§ рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

Влияние инфляции на экономическую жизнь можно рассматривать в двух направлениях: воздействие на перераспределение национального дохода и на объем национального производства.

Финансовые инструментыФинансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера – у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты– это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций предприятий на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др.

Вопрос37. Государственный бюджет:формирование, роль в развитии нац.экономики.Госуда́рственный бюдже́т — смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

Государственный бюджет представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.
Доходная часть бюджета предусматривает источники и объемы денежных средств, поступающих в государственную казну и предназначенных для финансирования всех сфер жизни общества. Основные источники государственного бюджета: налоги, государственные займы, эмиссия бумажных и кредитных денег, займы у международных организаций.
Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются государственные финансовые ресурсы.

Формирование государственного бюджета Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. Во всех демократических государствах принятие государственного бюджета относится к полномочиям парламента.
Согласно Конституции Российской Федерации федеральный бюджет принимается в форме федерального закона Государственной думой по представлению правительства Российской Федерации и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство Российской Федерации.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. Он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику - предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. 2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы.Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

3. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.

4. Государственный бюджет служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований..Таким образом, на современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.

Вопрос38. Циклический характер развития хозяйства.Кризис и антикризисное регулирование.Инвестиции. Любая рыночная система подвержена циклическим колебаниям, которые выражаются в периодических подъемах и спадах не только в промышленном производстве, но и в развитии экономики в целом. Эти изменения называют цикличностью развития рыночной экономики, которые характеризуются следующими признаками: наличие колебаний, т. е. смена положительной динамики (роста) отрицательной динамикой (спадом); периодичность колебаний; наличие в колебаниях повторяющейся единицы – цикла.

Экономический цикл – это период времени, в течение которого совершаются спад и подъем экономической (деловой) активности.

Цикличность развития народного хозяйства каждой страны характеризуется совокупностью многих экономических показателей (ВНП, НД, объем промышленного производства, заработная плата в ее реальном значении, размер золотого запаса, добыча полезных ископаемых, уровень прибыли на капитал и др.)

На цикличность влияют и такие факторы, как: Научно-технический прогресс, Войны,Социальные революции, Стихийные бедствия.

Причины цикличности развития общественного производства следующие:1.Несовершенство рыночного саморегулирования.2.Развитие диспропорций в структуре народного хозяйства.3.Характер движения элементов основного капитала.

Экономический цикл, включает в себя четыре фазы: кризиса (рецессии), депрессии, оживления, подъема.

Фаза кризиса или рецессия – это резкое ухудшение всех параметров экономического развития вследствие разбалансированности национальной экономики. Её характеристики: резкое сокращение объемов производств, сокращение размеров доходов, сокращение занятости, сокращение инвестиций, падение цен, затоваривание, рост неиспользованных производственных мощностей и безработицы, массовое банкротство.Важными функциями кризиса являются: восстановление сбалансированности экономики и создание материально-технической и технологической основы для будущего экономического роста.

Антикризисное регулирование представляет собой систему мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства по обеспечению экономической безопасности государства, по защите предприятий от кризисных ситуаций, по предотвращению банкротств, по обеспечению и правовому регулированию процедур банкротства. Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в различные инновационные проекты, новые или существующие предприятия, различных сфер деятельности и форм собственности, предпринимательские проекты или социально-экономические программы и так далее. Особенностью инвестиций является долгосрочность окупаемости проектов.Роль инвестиций в экономике государства огромна, они играют значительную роль в поддержании, функционировании и динамическом развитии экономики страны. Происходящие изменения, в количественном соотношении инвестиций, воздействуют на изменения: объема общественного производства, занятости населения, структурных экономических показателей и динамики развития различных отраслей народного хозяйства.

Вопрос 39 Развитие экономики как соц.процесс.Соц.регуляторы.Типы поведения.Эконом.поведение семьи.Экономическое развитие и социальные процессы тесно взаимосвязаны. Экономический рост составляет основу социального прогресса, оказывая непосредственное влияние на развитие человеческого общества через увеличение производительных сил. В любом обществе экономический рост не только умножает материальные элементы, но и создает условия для социального развития общества. Экономика никогда не бывает саморегулирующейся и зависит от остальных социальных регуляторов: мораль, право, идеология, религия – это духовные регуляторы общества, от которых во многом зависят материальные отношения. В современном обществе практически все сферы общественной жизни (социальная, культурная, политическая и т.д.) направлены на производство товаров. Произведение искусства и деятельность политика, научное открытие и спортивное достижение – все становится объектом продажи, приобретает товарную форму, в силу чего и экономические отношения распространяют свое влияние на все общество. Экономическим поведением обычно называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта.

Виды экономического поведения:Дистрибутивное (распределительное) поведение соединяет рыночных субъектов с экономическими ресурсами, определяет нормы и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также механизмы и способы их перераспределения от одного пользователя к другому. Производственное поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.

Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности по отношению друг к другу. Участники обменного поведения - это множество экономических субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей.

Потребительское поведение обеспечивает извлечение (абсолютное или относительное) экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения человеческих потребностей.

Экономика семьи в современном понимании домоведения включает темы не только экономические, не только традиционно понимаемые как домоводство. Современное домашнее хозяйство является многопрофильным, где члены семьи могут творчески применять обширный комплекс знаний, умений и навыков. Это знания правил организации групповой деятельности, которые позволят эффективно организовать домашний труд или отдых, знания об управлении семейным бюджетом, возможностях экономии денежных и других ресурсов семьи. Нужны знания по основным вопросам питания, медицинские знания по сохранению здоровья, педагогические знания по воспитанию детей, знания по эстетике и этике быта, культуре одежды. Современному человеку нужны знания о потребительском поведении, включая элементы материаловедения и товароведения, и основы законодательства, регулирующего отношения покупателя с продавцом. Не обойтись без знаний по эксплуатации техники в доме. Нужны знания о том, как организовать семейный или домашний бизнес, сопротивляться влиянию рекламы, разрешать конфликты, организовать семейный праздник, поддерживать отношения с родственниками и соседями и т.д.

Вопрос 40 .Государство как полит.,админ. и правовой институт. Суверенитет. Полит-правовые отношения.Государство - важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения с целью совместить разные интересы людей и обеспечить консенсус по значимым вопросам общественно-политической жизни. Основу государства составляют политические институты и организации.
Основные признаки государства:
- публичная власть, состоящая из системы органов управления и принуждения;
- территория с ее административно-территориальным делением;
- народ, населяющий территорию государства;
- суверенитет, юридически закрепленная независимость на международной арене;
- взимание налогов и др. платежей. Любое государство выполняет определенные функции

 

Функции государства
Внутренние Внешние
осуществление экономической политики и составление бюджета страны, проведение антимонопольной политики, разработка антикризисных программ, реализация социальной политики, защита окружающей среды и др. оборона страны, поддержание мирового порядка, развитие международного сотрудничества (экономического, политического, культурного и т.д.), участие в решении глобальных проблем чел.


Способ организации и реализации государственной власти обозначают понятием формы государства


Форма государства Определение Разновидность
Форма государственного правления Организация государственной власти и взаимодействия госорганов, должностных лиц и граждан Монархия-абсолютная и конституционная; республика - парламентская, президентская, смешанная
Форма территориального устройства Административно-территориальное деление государства Унитарное - простое, единое; федерация и конфедерация
Политический режим Способы и методы, используемые властью для осуществления своей политической миссии Тоталитарный, авторитарный (автономия личности за пределами политической сферы), демократический. либеральный

В современном социально-гуманитарном знании активно используется понятие правового государства.Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом. Его сущностными характеристиками являются:

- верховенство закона как правовой основы демократически функционирующего государства;
- всеобщность права, сила которого распространяется как на государственные органы, так и на отдельных граждан;
- разделение властей как защитного механизма от сосредоточения власти в одних руках;
- гарантия прав и свобод граждан со стороны государственных органов;
- взаимная ответственность государства и личности.

Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет государства имеет свои символы: герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Государственный суверенитет включает следующие аспекты:1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;2) право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества;3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Политико-правовая сфера жизни общества - это подсистема, содержанием которой является осуществление государством власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством. Отношение граждан к правовым нормам и законам, совершенство законодательства выступают необходимой основой упорядочения политической жизни общества, исключения политического властного волюнтаризма и вседозволенности, злоупотреблений служебно-должностным положением, а также анархии и беспорядка со стороны граждан. Основными субъектами данной сферы жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи. Субъектами политики и права выступают также различные общественные организации, союзы и движения, целью которых является участие в политико-правовой жизни, в завоевании или удержании власти. Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.

 

№41 Право: понятия, признаки, источники и функции. Естетственное и позитивное право. Право в системе социальных норм. Отрасли право.

Право - это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемых им и регулирующих общественные отношения. Признаки права:

1. Системность: право представляет собой иерархичную, согласованную, непротиворечивую совокупность взаимодействующих норм.

2. Исходит от государства: нормы право создаются компетентными государственными органами - парламент издает законы, органы исполнительной власти - подзаконные акты.

3. Охраняется силой государственного легализованного принуждения - за правонарушением следует юридическая ответственность.

4. Общеобязательность - нормы права имеют общий характер, то есть они неперсонифицированы и действуют по отношению к неопределенному кругу лиц, независимо от того, желает лицо им подчиниться или нет, знаком он с ними или нет.

5. Формальная определенность - право имеет четкую форму (нормативно-правовой акт, прецедент, обычай, доктрина, нормативный договор или религиозный текст).

6. Право является государственным регулятором общественных отношений.

Выделяется объективное право - право, созданное государством и имеющее определенную форму (российское право), и субъективное право - возможность субъекта права действовать в своем интересе в рамках, предусмотренных объективным правом (право на жизнь)

Функции права - это направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие сущность права и его назначение в обществе. Функции права отличаются постоянством, долговременностью существования, хотя некоторые из них динамичны, постоянно развиваются и изменяются.

Виды функций права:

1. По месту в системе правового регулирования: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и норм права.

2. Виды общеправовых функций права:

а) собственно-юридические:

- регулятивная: оказывает правовое воздействие на типичные общественные отношения:

* регулятивно-ститическая: установление долговременных статусов субъектов права, придает праву стабильность;

* регулятивно-динамическая: позволяет прогнозировать изменяющееся поведение субъектов права;

- охранительная: правовое воздействие, направленное на охрану общезначимых отношений и вытеснение отношений, чуждых обществу и государству;

б)социальные:

- экономическая - осуществление правового воздействия на экономическую сферу общественной жизни;

- политическая - правовое воздействие на политическую сферу;

- воспитательная - правовое воздействие на духовную сферу общественной жизни, формирование правосознания и правовой культуры;

- оценочная - оценка поведения субъектов права с точки зрения соответствия правовым предписаниям.

Таким образом, право имеет особые признаки, сущность и функции, что отличает его от иных социальных норм.

Источники права.

Источники права - внешние формы выражения правотворческой деятельности государст-ва. Следует отметить, что указы президента о присвоении различных почетных званий деяте-лям науки, искусства не являются источниками права.

Источники права:

Источник права - совокупность (система) правовых актов, содержащих соответствующие нормы.

Одним из древнейших источников права является обычай – многократно повторяющее-ся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.

Источники права классифицируются:

по юридической важности (законы, подзаконные акты)ü

по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)ü

по форме акта (закон, указ, постановление, рекомендация)ü

по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомствен-ные)ü

Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется, каким орга-ном издана. В соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции РФ: Конституция имеет высшую юриди-ческую силу, на территории России нормы конституции являются нормами прямого действия, применяются на всей территории РФ. Все законы и иные правовые акты не должны противо-речить конституции. На втором месте по юридической силе стоит конституционный закон. На третьем – текущее законодательство.

Таким образом, источники права – это факторы, на основе которых формируется право, и осуществляется правовое регулирование отношений.

 

Естественные права появляются в силу рождения человека. Это неотчуждаемые от человека права: право на жизнь, право на свободу, право на свободу передвижения, на неприкосновенность личности, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д.

Теорияестественного правазавершённую форму получила в период буржуазных революций в XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Монтескье, Руссо, Радищев и др. Считает, что право не имеет божественного происхождения, а является результатом волевой деятельности людей.

Основной тезис заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. В тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теориивозрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления — неотомистскаятеория права и "светские" концепции естественного права.

Позитивные правапоявляются юридически в силу того, что само государство их учреждает. Государство может учредить избирательное право, а может его превратить в обязанность и никто удивляться не будет. Есть страны, где не избирательное право, а избирательная обязанность. Этим они и отличаются.

В основе позитивного права лежит естественное право. К примеру, Конституция, все естественные права превратила в позитивные юридические права. Есть международные правовые документы, например, билль о правах человека, все естественные права там отражены, в Декларации прав и свобод человека, в пактах международных правовых. Естественные права это величайшая социальная ценность.

Позитивное право вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.

Система объективного (позитивного) права- это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Множество юридических норм образует систему права. Правовые нормы являются первичным элементом системы права, это значит, что именно из их сочетаний складываются как система права в целом, так и её отдельные компоненты. Нормы могут формироваться в различные комплексы (институты, подотрасли, отрасли) и внутри самой системы права, это обуславливает возникновение новых связей между различными компонентами системы права (нормы взаимодействуют теперь не только между собой, но и с институтами, отраслями и т.п.).

 

Отрасль права - это наиболее крупное, центральное подразделение системы права, формирующееся на основе единства предмета и метода правового регулирования.

Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.

Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института, отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Каждая отрасль права имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные установления такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы права и институты отрасли, определяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права.

Отрасли права имеют собственный правовой режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения обязанностей, меры ответственности. Отрасль права содержит необходимый набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли права характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль от другой.

Выделяют следующие виды отраслей права: профилирующие, специальные и комплексные. Профилирующими (основными) являются такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Специальными являются такие отрасли, как трудовое право, семейное и другие. Комплексные отрасли образуются как объединение норм профилирующих и специальных отраслей права. Примером такого рода отрасли является предпринимательское право.

 

 

№42 Форма государства Российской Федерации. Оптимизация федерального устройства. Федеральные округа. Перспективы российского федерализма.

Форма государства- это способ организации политической власти, охватывающий: форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.033 с.