Методика 5. «Самочувствие — активность — настроение» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методика 5. «Самочувствие — активность — настроение»



(Предназначается для комплексной оценки

преобладающего настроения человека)

В этой методике испытуемому, как и в методике «Семанти­ческий дифференциал», предлагается много пар оценочных суж­дений с противоположными по смыслу прилагательными. С по­мощью этих суждений он должен оценить свое доминирующее самочувствие, активность и настроение. На каждую из этих ха­рактеристик доминирующего эмоционального состояния в ме­тодике приходится по 10 пар прилагательных, а всего их 30. Они представлены в таблице 26.

Таблица 26

 

Самочувствие плохое Самочувствие хорошее
Чувствую себя слабым Чувствую себя сильным
Пассивный Активный
Малоподвижный Подвижный
Грустный Весёлый
Плохое настроение Хорошее настроение
Разбитый Работоспособн ы й
Обессиленный Полный сил и энергии
Медлительный Быстрый
Бездеятельный Деятельный
Несчастный Счастливый
Мрачный Ж изнерадостн ы й
Расслабленный Собранный
Больной Здоровый
Безучастный Увлечённый
Равнодушный Заинтересованный
Унылый Восторженный
Печальный Радостный
Усталый Отдохнувший
Изнурённый Посвежевший
Сонливый Бодрствующий, энергичный
Желающий отдохнуть Желающий активно работать
Встревоженный Спокойный
Пессимистичный Оптимистичный
Утомляемый Выносливый
Вялый Бодрый
С трудом соображающий Соображающий легко
Рассеянный Внимательный
Разочарованный Полный надежд
Недовольный Довольный

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

На шкалах, представленных в таблице 26, испытуемый отме­чает свое типичное, повторяющееся изо дня в день состояние, за­черкивая на каждой шкале ту из цифр, которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хо­рошего настроения, а малые — на доминирование плохого на­строения.



Оценка результатов и выводы

Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30, и в результате получается средний показатель, от­ражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек, имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7, счита­ется таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настрое­ние. Таким и должен быть учитель. Тот, у кого оказалась оценка от 1 до 3 баллов,считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка, близкая к 4 баллам(от 3,5 до 4,5), указывает на доминирование изменчивого настроения или та­кого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое.

Личностный опросник А.Т.Джерсайлд

(Предназначается для оценки качеств личности из блока I,

представленных в Индивидуальной карте психологического

самоконтроля взрослого человека под № 6—14)

С помощью этого опросника оцениваются такие качества лич­ности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияю­щих на отношение человека к окружающим людям и к своей ра­боте, в том числе — на отношение педагога к детям и к педагоги­ческой работе с ними. При сильно развитых отрицательных по­казателях этих качеств человеку, по меньшей мере в тот момент времени, когда они диагностируются, противопоказано зани­маться педагогической работой с детьми, так как, находясь в подобных хронических состояниях, он принесет мало пользы детям.


_______________ Часть I, Психологическая диагностика__________

Инструкция к опроснику

«Приведенные ниже высказывания отобраны из типичных, по­вседневных суждений людей, которым свойственны личностные эмо­циональные проблемы и которым показана групповая психокоррек­ция или психотерапия. Прочтите внимательно каждое из суждений. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться в своей собственной жизни и глубже понять самих себя. Отметьте далее, вы­ражает ли данное суждение собой некоторое чувство, присущее вам, или вопрос, в котором вы лично хотели бы разобраться. Укажите также, хотелось ли бы вам лучше понять, что все это значит лично для вас, является ли данная проблема персонально значимой для вас.



В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые в текс­те повторно. Не обращайте на них внимание и отвечайте так, как если бы встретились с ними впервые. Помните, что «правильных» или «не­правильных» ответов на предложенные вопросы не существует. Рас­сматривайте каждое из суждений как вполне самостоятельное и от­вечайте на него независимо от остальных. Отметьте в конечном.сче-те, выражает ли это суждение именно ту проблему, с которой вам лично в жизни приходится постоянно иметь дело. В левой половине опросника даны формулировки соответствующих проблем в форме типичных высказываний людей по этому поводу. В правой полови­не представлены варианты ответов на них, из числа которых вы дол­жны выбрать тот, который вам более всего подходит, и отметить его».

 

Люди говорят: -«Это— вопрос, который касается меня лично. Поэтому я хотел(а) бы глубже разобраться в нём». Моё мнение по данному вопросу следующее: (Я выбираю следующий вариант ответа):
1.«Мне не легко видеть себя человеком, который постоянно нуждается, ищет и принимает помощь со стороны в решении собственных жизненных про­блем. Я думаю, что должен (должна) иметь в себе силы и способность решать личные проблемы без посторонней по­мощи». 1. Я думаю именно так. Это — одна из сфер, в которой я хотел(а) бы лично разобраться. 2. Я думаю так, но данный во­ прос считаю для себя не осо­ бенно важным, чтобы специ­ ально в нём разбираться. 3. Это не имеет отношения к моей жизни. 4. Я не знаю. Мне трудно отве­ тить на данный вопрос1.

'На все следующие суждения предлагаются идентичные варианты отве­тов, поэтому далее в тексте они подробно не расписываются и указываются только их порядковые номера.


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

 

2. «Я испытываю большую по­требность постоянно сравни­вать себя с другими людьми, доказывать себе, что я— выше других или, по крайней мере, не хуже других». 1. 2. 3. 4.
3. «Я чувствую, что у меня в жизни не было возможности для ведения нормальной по­ловой жизни». 1. 2. 3. 4.
4. «Я не знаю точно, что я в действительности хочу полу­чить от жизни. Я также недо­статочно представляю себе, что наиболее важное нужно сделать^ кем в жизни быть, что от неё получить». 1. 2. 3. 4.
5. «Мне трудно чувствовать себя настолько свободным, чтобы быть всегда самим собой в отношениях с людьми, особенно с теми, которые занимают более высокое положение, имеют бо­лее высокий ранг или пользуют­ся большим престижем. Я сво­боден только с теми людьми, кто равен мне или занимает более низкое положение». 1. 2. 3. 4-
6. «Хотя я думаю, что борьба за жизнь — стоящее дело, но лично для меня она кажется довольно безнадёжным делом». 1. 2. 3. 4.
7. «Я провёл значительную часть своей трудовой жизни в такой атмосфере, которая мне безраз­лична и в которой почти все люди были далеки друг от друга». 1. 2. 3. 4.

_______________ Часть I. Психологическая диагностика___________

 

8. «Хотя я пытаюсь общаться тактично с другими людьми, они часто не считаются с мои­ми чувствами». 1. 2. 3. 4.
9. «Я чувствую, что в целом я в жизни — довольно счастли­вый человек. Своим успехом в жизни я обязан счастливо сло­жившейся судьбе и доброй воле других людей. Иногда я, прав­да, беспокоюсь о том, не иссяк­нет ли моё счастье». 1. 2. 3. 4.
10. «Я чувствую, что в жизни есть важные вещи, которые я упустил и никогда больше не получу, независимо от того, как буду стараться и чего до­стигну». 1. 2. 3. 4.
11. «Я склонен загружать себя таким количеством дел и брать на себя столько обязанностей, что на себя самого мне уже не остаётся времени». 1. 2. 3. 4.
12. «Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чув­ства вины или страха, связан­ных с моим половым опытом». 1. 2. 3. 4.
13. «Мне кажется, что я пере­хожу от одной работы к дру­гой, от одних отношений с людьми к другим или из одно-то места в другое, нигде не на­ходя того, что мне нужно». 1. 2. з. 4.

Глава 6, Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

 

14. «Я часто чувствую, что ис­пытываю потребность оказы­вать на людей впечатление бо­лее способного, более сильно­го, более внимательного и бо­лее независимого человека, чем я есть на самом деле. У меня такое чувство, что я не соот­ветствую ожиданиям, которые мне предъявляют другие». 1. 2. 3. 4.
15. «Одиночество — это одно из чувств, которое часто охва­тывает меня». 1. 2. 3. 4.
16. «Я чувствую, что хотя у меня когда-то, может быть, и был свой дом в физическом и психологическом смысле этого слова, но я потерял его, а другого не приобрёл». 1. 2. 3. 4.
17. «Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чувства неадекватности, вины греха, связанных с тем, чего не было в моей прошлой половой жизни». 1. 2. 3. 4.
18. «Теоретически я знаю, что хорошо быть способным, лю­бить, наслаждаться, печалить­ся и испытывать другие глу­бокие человеческие чувства, но я не вижу, какие последст­вия это могло бы для меня иметь». 1. 2. 3. 4.

Часть I. Психологическая диагностика

 

19. «Когда я нахожусь дома со свои­ми людьми, то чувствую, что мне чего-то не хватает. Когда я общаюсь с людьми за пределами моего дома, то также ощущаю, что мне чего-то недостаёт. Вообще, мне кажется, что нигде я не чувствую себя пол­ностью в своей тарелке». 1. 2. 3. 4.
20. «Я чувствую себя слишком отор­ванным от других людей. Мне ка­жется, что между мной и другими всегда существует невидимый барьер». 1. 2. 3. 4.
21. «Довольно часто, когда кто-либо просит меня сделать что-либо, пой­ти куда-либо или взять на себя от­ветственность за что-то, я соглаша­юсь, но впоследствии сожалею об этом или чувствую досаду по пово­ду того, что сказал "да"». 1. 2. 3. 4.
22. «Я чувствую, что никогда не жил в соответствии с моими идеа­лами, и часто думаю, что мне это никогда не удастся». 1. 2. 3. 4.
23. «В моей работе (преподавании, уходе за детьми, домашних заботах и т.п.) мне часто приходится по­буждать других делать то или учить то, что мне самому не кажется до­статочно значимым и важным». 1. 2. 3. 4.
24. «Я чувствую, что моя семья предъявляет или предъявила мне такие требования и в такой степени, которые меня возмущают. Тем не менее, я оказываюсь не в состоянии защищать себя, утверждать своё право на собственные желания и мысли, пользоваться правом бунто- 1. 2. 3. 4.

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

 

25. «Я чувствую, что мне необходи­мо всегда быть начеку и не допус­кать промахов, так как другие люди моментально могут воспользовать­ся этим». 1. 2. 3. 4.
26. «Иногда я чувствую, что жизнь настолько сложна и запутанна, что у меня возникают сомнения по по­воду того, стоит ли продолжать борьбу». 1. 2. 3. 4.
27. «Иногда мне кажется, что я был бы разочарован и даже ужаснулся, если бы мне действительно удалось понять себя». 1. 2. 3. 4.
28. «Мне становится неловко, когда другие проявляют свои чувства, такие, как гнев, нежность или страх, открыто на людях или приходят ко мне и обнажают свои чувства». 1. 2. 3. 4.
29. «Иногда мне кажется, что я склонен оценивать себя как лич­ность на основе того, что было или чего вообще не было в моей поло­вой жизни». 1. 2. 3. 4.
30. «Иногда я теряю самообладание или испытываю чувства гнева, ярос­ти, которые выводят меня из равно­весия». 1. 2. 3. 4.
31. «Я чувствую, что есть вещи в жизни, от которых мне пришлось отказаться. Я полагаю, что в моём возрасте уже слишком поздно пы­таться навёрстывать упущенное». 1. 2. 3. 4.

_________ Часть I. Психологическая диагностика___________

 

32. «Я часто злюсь и возмущаюсь, когда меня подгоняют, оказывают на меня давление, навязывают своё мнение, особенно если я не могу со­противляться этому или проявлять своё недовольство». 1. 2. 3. 4.
33. «То, что я делаю, и то, что про­исходит в моей жизни, не кажется мне достаточно значимым дтя меня. Мне хотелось бы получать большее удовлетворение от прилагаемых усилий в работе, учебе, семейных делах, но не могу сказать, что в дей­ствительности я его получаю». 1. 2. 3. 4.
34. «У меня нет никого, кому бы я мог доверить свои глубокие личные переживания, зная, что меня дейст­вительно выслушают и поймут». 1. 2. 3. 4.
35. «Принимая решения или думая о предпринятом мною шаге, я часто спрашиваю себя, что бы сделал кто-либо другой — родитель, друг, руко­водитель или старший коллега — на моём месте в аналогичной ситуации». 1. 2. 3. 4.
Зб.«Независимо от того, нахожусь ли я на работе, дома или в отпуске, меня не покидает чувство отрешённости от того, что происходит вокруг меня, и я не чувствую себя личностно включённым в это». 1. 2. 3. 4.
«С моей точки зрения вопросы того типа, которые сформулированы выше: 1. Могут выводить из рав­ новесия, но лучше их ста­ вить, чем игнорировать. 2. Выводят из равновесия или ведут к разного рода самонаблюдениям, и лучше не утруждать себя по­ иском ответа на них. 3. Не имеют, с моей точки зрения, большого зна­ чения».

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.