Тема 1. Предмет и задачи неврологии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 1. Предмет и задачи неврологии

2017-06-19 1878
Тема 1. Предмет и задачи неврологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НЕВРОЛОГИИ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НЕВРОЛОГИИ

Неврология – область медицинских знаний о причинах неврологических расстройств, методах лечения и профилактики.

В основе неврологии лежат такие дисциплины, как анатомия центральной нервной системы, нейрофизиология, психофизиология, гистология. Все эти предметы формируют мощный фундамент в понимании особенностей функционирования нервной системы, а в рамках неврологии дают возможность представить, как развиваются патологические процессы на уровне нервной системы при воздействии неблагоприятных факторов.

Основной целью неврологии является профилактика и лечение неврологических расстройств.

Задачи неврологии:

1. Изучение структуры и особенностей функционирования центральной и периферической нервной системы.

2. Изучение этиологии и патогенеза неврологических расстройств.

3. Анализ эпидемиологии неврологических расстройств.

4. Изучение клинических проявлений неврологических расстройств в виде симптомов и синдромов, а также динамики отдельных неврологических заболеваний.

5. Формирование основных критерий в диагностике неврологических расстройств.

6. Создание методов обследования неврологических больных.

7. Формирование индивидуализированных комплексных реабилитационных программ для неврологических больных.

8. Создание лечебных заведений для реабилитации больных с неврологическими расстройствами.

9. Разработка современных методов диагностики неврологических расстройств.

10. Подготовка специалистов, осуществляющих лечение и дифференциальную диагностику неврологических расстройств (врачей невропатологов, социальных и клинических психологов и социальных работников).

ТЕМА 2. РАЗДЕЛЫ НЕВРОЛОГИИ

В структуре неврологии выделяют ряд очень важных разделов, к которым относятся:

1. Структура и особенности функционирования центральной нервной системы. Этот раздел содержит информацию о клеточном составе центральной нервной системы. Изучает межнейрональные связи и нервномышечную передачу, приводит данные о фило- и онтогенезе нервной системы, строении головного мозга, спинного мозга и особенности функционирования этих отделов нервной системы.

2. Общая неврология, которая изучает особенности диагностики неврологических расстройств, симптомы и синдромы неврологических расстройств, особенности высших мозговых функций и их нарушений.

3. Частная неврология, которая изучает особенности формирования течения неврологических расстройств, основные подходы к диагностике и лечению.

4. Социальная реабилитация – комплекс мероприятий, направленных на восстановление адаптации неврологических больных в семье, социуме и в рамках профессионального коллектива, а также определения мер социальной поддержки данного контингента.

 

Дополнительными разделами неврологии являются:

  • Детская неврология, которая занимается изучением особенностей развития неврологических расстройств в детском возрасте, анализом множественных врожденных аномалий развития нервной системы и анализом их проявлений.
  • Нейрохирургия – особое направление в хирургическом лечении больных с неврологической патологией. В последнее время она наиболее активно развивается, что позволяет спасти жизнь пациентам с ранее «безнадежными» диагнозами.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите симптом. При ходьбе у больного отмечается походка с широким расставлением ног, часто придерживается за стены.

Ответ:

 

2. Назовите симптом. У больного после травмы мозга отмечается ритмическое подергивание глазного яблока в горизонтальной плоскости.

Ответ:

 

3. Назовите симптом. Больной ходит мелкими шажками, содружественные движения рук отсутствуют, отмечается отклонение тела в стороны.

Ответ:

 

4. Назовите симптом. Больной не может стоять, ходить, однако параличей не отмечается. В положении лежа движение ног в полном объеме.

Ответ:

 

5. Назовите симптом. У пациентки отмечается поражение пирамидных путей. При этом наблюдается повышение тонуса мышц сгибателей в парализованной руке и разгибателей в ноге, симптом «складного ножа» в верхней конечности.

Ответ:

 

6. Назовите симптом. У больного поражена черная субстанция мозга, при этом отмечается равномерное напряжение как сгибателей, так и разгибателей, симптом «зубчатого колеса» при сгибании в локтевом суставе верхних конечностей.

Ответ:

 

7. Назовите симптом. У больного отмечается поражение центрального двигательного нейрона, которое характеризуется повышением мышечного тонуса, повышением сухожильных и периостальных рефлексов. Появились патологические рефлексы. Незначительная атрофия мышц на парализованных конечностях.

Ответ:

 

8. Назовите симптом. Мальчик 12 лет с трудом произносит слова, при этом идет повторение отдельных слогов, отмечаются трудности проговаривания в виде застревания на отдельных звуках.

Ответ:

 

9. Назовите симптом. У больного поражение периферического двигательного нейрона, отмечается снижение мышечного тонуса, выражена атрофия мышц, снижение рефлексов. Отмечается атрофия мышц в парализованной конечности.

Ответ:

 

10. Назовите симптом. У мужчины после ушиба лобной доли головного мозга отсутствует способность говорить, но понимание речи сохранено, отмечается гемиопарез справа.

Ответ:

 

11. Назовите симптом. Больной не может удерживать равновесие, при стоянии постоянно покачивается, нарушены координационные пробы: Ромберга, пальценосовая проба.

Ответ:

 

12. Назовите симптом. После черепно-мозговой травмы девушка не понимает произнесенную речь, однако может говорить. Речь неправильная, происходит замена одних слов другими.

Ответ:

 

13. Назовите симптом. Больной в положении стоя удерживает равновесие, но как начинает двигаться, так тут же его теряет. Нарушены координационные пробы: пальценосовая, коленная.

Ответ:

 

14. Назовите симптом. Больная не может правильно назвать предметы, забывает слова, при этом знает и может описать назначение предмета, при подсказке может назвать демонстрируемый предмет.

Ответ:

 

15. Назовите симптом. У больной отмечаются беспорядочные быстрые движения мышц лица и кистей рук, особенно усиливаются они при волнении. Напоминает гримасы.

Ответ:

 

16. Назовите симптом. Пациентка теряет сознание, падает, при этом мышцы – разгибатели значительно сокращаются. Отмечается вынужденное положение тела с опорой на пятки и затылок. В это время изо рта истекает вспененная слюна. Отмечается непроизвольное мочеиспускание.

Ответ:

 

17. Назовите симптом. Больной перенес грипп, осложненный энцефалитом, после чего перестал узнавать предметы, но зрительный анализатор не поражен.

Ответ:

 

18. Назовите симптом. У больного на фоне потери сознания поочередно сокращаются мышцы сгибателей и разгибателей. Больной «бьется в судорогах».

Ответ:

 

19. Назовите симптом. Больная после инсульта перестала на ощупь узнавать предметы, хотя периферические нервы не поражены.

Ответ:

 

20. Назовите симптом. Больная после перенесенного клещевого энцефалита не может на слух узнать привычные звуки: тиканье часов, гул машины, движущейся по дороге.

Ответ:

 

21. Назовите симптом. У больного отмечается дрожание верхних конечностей, особенно сильное при приближении к цели, например при пальценосовой пробе.

Ответ:

 

22. Назовите симптом. У больного после обморожения ампутировали ногу, однако после заживления раны по-прежнему ощущалась боль в ампутированной конечности.

Ответ:

 

23. Назовите симптом. У больного после травмы отмечается сильная головная боль, головокружение, тошнота, учащение сердцебиения, учащение дыхания.

Ответ:

 

24. Назовите симптом. После перенесенного ушиба мозга у больного отмечается паралич верхней и нижней конечностей справа и расстройство речи в виде неспособности повторять слова.

Ответ:

 

25. Назовите симптом. У больного поражение периферического двигательного нейрона, отмечается снижение мышечного тонуса, выражена атрофия мышц, снижение рефлексов. Отмечается атрофия мышц в парализованной конечности.

Ответ:

ТЕМА 1. ГИДРОЦЕФАЛИЯ

Понятие и классификация

 

Гидроцефалия – это расстройство ликвородинамики, следствием которого является расширение желудочковых систем мозга и субарахноидальных пространств за счет избыточного количества цереброспи­нальной жидкости.

Причинами развития гидроцефалии могут быть различные инфекционные заболевания центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, а также паразитарные заболевания. Часто гидроцефалия бывает врожденным расстройством, связанным с пороком развития центральной нервной системы, во внутриутробном периоде, а также травматизации в период родов.

Патофизиологически при гидроцефалии может быть расширено субарахноидальное пространство, желудочки мозга, причем либо отдельные структуры, либо все перечисленные. Вследствие повышенного давления на мозг цереброспинальной жидкости отмечается истончение вещества мозга, атрофия сосудистых сплетений, фиброз арахноидальной оболочки, эпендиматит, сращение мозговых оболочек.

Классификация гидроцефалии

Выделяют несколько вариантов гидроцефалии:

1. По механизму формирования патологического процесса:

  • Гиперсекреторная.
  • Аризоптивная.
  • Акклюзионная.

2. По локализации патологического процесса:

  • Наружная.
  • Внутренняя.

3. По нарушению ликвородинамики:

  • Открытая.
  • Закрытая.

4. По типу течения:

  • Острая.
  • Хроническая.

5. По степени прогрессирования:

  • Компенсированная.
  • Субкомпенсированная.
  • Декомпенсированная.

ТЕМА 6. МЕНИНГИТЫ

Этиология и патогенез

 

Менингит (от греч. meninx – мозговая оболочка, син. лептоменингит) – острое разлитое воспаление мягкой мозговой оболочки с некоторым вовлечением обычно и других оболочек, на которое приходится около 2–3% органических заболеваний нервной системы.

Причинами развития заболевания являются различные бактерии, вирусы, риккетсии, грибы, токсические вещества. Ворота инфекции – слизистая оболочка верхних дыхательных путей. Источники инфекции разнообразны – больные и здоровые носители (цереброспинальный и энтеровирусные менингиты) или животные – чаще всего мыши (хореоменингит). Инфекция передается от носителей капельным способом (цереброспинальный менингит) с частицами пыли (лимфоцитарный хореоменингит) или фекально-оральным путем (энтеровирусный менингит).

Механизм развития менингитов обусловлен воспалением мягкой и арахноидальной оболочки и тесно связанными с ними сосудистыми сплетениями желудочков. Нарушается всасывание и циркуляция цереброспинальной жидкости, что приводит к развитию внутричерепной гипертензии. В процесс могут вовлекаться вещество головного и спинного мозга, корешки, черепные нервы, сосуды мозга. Первичные менингиты протекают как самостоятельные заболевания, вторичные являются осложнением соматических болезней. У некоторых инфицированных развивается картина острого назофарингита, и лишь у некоторых лиц менингококк проникает в кровь, гематогенно поражая различные органы и системы (менингококкемия). Может развиться инфекционно-токсический шок. При вторичных формах инфекция проникает в субарахноидальное пространство из очагов в ухе, придаточных полостях носа или из легких (туберкулезный процесс) и т. д. В основе патогенеза лежит широкая диссеминация возбудителя по организму (на первом этапе), затем прорыв гематоэнцефалического барьера и внедрение в оболочки мозга. Именно здесь возбудители находят оптимальные условия для развития и размножения.

Патоморфология. При остром гнойном менингите мозговые оболочки инфицируются прямым путем или через ток крови. Инфекция быстро и диффузно распространяется во всем субарахноидальном пространстве головного и спинного мозга. Субарахноидальное пространство заполняется зелено-желтым гнойным экссудатом, который может покрывать весь мозг или располагаться только в его бороздах. При локальном инфицировании оболочек гнойное воспаление может быть ограниченным. Наблюдается отек оболочек и вещества мозга. Корковые вены переполнены кровью. Мозговые извилины уплощаются вследствие внутренней гидроцефалии. Микроскопически в мягких мозговых оболочках выявляется воспалительная инфильтрация, в начальной стадии целиком состоящая из полиморфных нуклеаров, а затем обнаруживаются лимфоциты и плазматические клетки. В полушариях изменения невелики, за исключением периваскулярной инфильтрации коры. Внутренняя гидроцефалия наиболее часто обусловлена воспалительной адгезией мозжечково-мозговой цистерны, что препятствует оттоку цереброспинальной жидкости. При серозных вирусных менингитах имеются отек оболочек и вещества мозга, расширение ликворных пространств.

ТЕМА 7. ЭНЦЕФАЛИТЫ

Этиология и патогенез

 

Энцефалит (др.-греч. воспаление мозга) – группа заболеваний, характеризующихся воспалением мозгового вещества. В настоящее время энцефалитом называют не только инфекционное, но и инфекционно-аллергическое, аллергическое и токсическое поражение головного мозга.

Этиология. Причиной возникновения энцефалитов служат в основном биологические факторы – вирусы, микробы, риккетсии, грибки, живые паразиты. Играют роль также физические, химические и механические воздействия.

Патогенез. Пути проникновения вируса в организм различны. Чаще наблюдается гематогенный путь распространения. При комарином и клещевом энцефалитах вирус, попадая при укусе в кровеносные сосуды, поступает с током крови в различные органы, в том числе и мозг. В головном мозге наиболее ранимыми оказываются структуры на дне III желудочка, подкорковые узлы, кора большого мозга, клеточные образования мозгового ствола и спинного мозга. Возможны также контактный, алиментарный, воздушно-капельный пути передачи инфекции от человека к человеку или от животного.

Тропизм вирусов к нервной ткани обеспечивается специфическими рецепторами структуры вируса. Взаимодействие вирус – клетка хозяина является сложным процессом, включающим многие патофизиологические механизмы. Клиническая картина заболевания, его тяжесть и особенности течения зависят от способности организма отвечать на воздействие инфекционного агента, а также от биологической природы вируса. Иммунный ответ зависит от многих факторов, в том числе от антигенных свойств вируса, генетически детерминированной силы иммунного ответа макроорганизма, его реактивности в данный момент. В последние годы открыт новый класс иммунных клеток, не относящихся ни к Т-, ни к В-лимфоцитам. Эти клетки называются естественными киллерами, они играют существенную роль в противовирусном иммунитете, обеспечивая цитотоксическую функцию. Большое значение имеет интерферон природного происхождения, продуцируемый иммунными клетками. Интерферон является иммунорегулятором, а также одним из эффективных факторов неспецифической противовирусной защиты, блокирующих репликацию вируса. Патогенез энцефалитов определяется кроме непосредственного разрушения нейронов вирусом токсическим действием, а также неспецифическими изменениями: поражением сосудистой стенки с повышением ее проницаемости, развитием отека, ликвородинамических и сосудистых нарушений.

Патоморфология. Гистологические изменения при энцефалитах не имеют специфического характера и могут встречаться при различных заболеваниях нервной системы. Они развиваются как универсальная реакция мозга на повреждающий агент вне зависимости от его природы. Тем не менее ответ мозга, вызываемый патологическим агентом, может варьировать с преобладанием той или иной реакции, что зависит от особенностей повреждающего фактора и состояния иммунологической реактивности организма. Тканевые реакции при энцефалитах в острый период заболевания заключаются в явлениях резкого отека, геморрагии, пролиферации микроглии, иногда в виде узелков, дегенерации нейронов (тигролиз, атрофия, нейронофагия) и нервных волокон (демиелинизация, дегенерация, распад осевых цилиндров). Отмечается диффузная инфильтрация нервной ткани, особенно периваскулярных пространств, мононуклеарами, плазматическими клетками, полинуклеарами. Определяются изменения сосудистой стенки в виде пролиферативного эндартериита. В хронической стадии преобладают изменения дегенеративного характера, продуктивная глиальная реакция с образованием узелков или рубцов.

ЗАДАНИЯ

1. Поставьте диагноз. Девушка перенесла грипп с высокой температурой, через неделю появилась головная боль, головокружение, рвота. Проявилась прогрессирующая слабость. При обследовании обнаружилось снижение зрения. На томографии обнаружилось расширение субарахноидального пространства за счет увеличения ликвора. На глазном дне застойные явления.

Ответ:

 

2. Поставьте диагноз. Ребенку 2 года, развитие нервно-психическое по возрасту, но 2 месяца назад нарушилась координация движения, появилась слабость в ногах, отказывался ходить, занимал вынужденное положение тела (с опущенной головой вниз). Консультация окулиста показала наличие атрофии диска зрительных нервов, преимущественно справа. На томографии отмечается объемное образование III желудочка с выраженным с давлением ликвородинамических путей, значительным расширением боковых желудочков.

Ответ:

 

3. Назовите синдром. Подросток 14 лет болен описторхозом. Внезапно вечером после ужина почувствовал себя плохо: стал задыхаться, появился озноб, обильный пот, почувствовал, что «сердце останавливается», побледнел. Кричал: «Умираю!», просил помощи, метался по дому. Такое состояние продолжалось около 15 минут, затем дважды, с небольшим интервалом, обильно помочился, лег на диван, прижав руки к груди – «проверял, как бьется сердце». Пришедший по вызову через 1,5 часа врач сказал, что «мальчик чем-то отравился», рекомендовал обильное питье, соблюдение диеты в течение нескольких дней. Через два дня такое же примерно состояние внезапно возникло в школе. Подростка по «скорой помощи» доставили в дежурный стационар, но к этому времени никаких расстройств, кроме страха смерти, уже не было. Теперь тревожно прислушивается к работе сердца, носит с собой пузырек валокордина, который дала ему бабушка, боится выходить из дома. Терапевты никаких расстройств со стороны сердечно-сосудистой системы при обследовании не выявили.

Ответ:

 

4. Поставьте диагноз. Больной 15 лет, была в контакте с пациенткой с ветряной оспой. Через 3 недели у нее поднялась температура до 40°, на коже появилась сыпь в виде пузырьков, после высыпания температура спала, но через 5 дней поднялась вновь, появились головные боли, головокружение, учащение пульса, светобоязнь, нарушилось внимание, память, появилось нарушение чувствительности в нижних конечностях. При томографическом обследовании в теменной доле диффузно отмечаются очаги некротические поражения диаметром до 1 мм. В пунктате цереброспинальной жидкости большое количество слущенных клеток, сама жидкость мутная, с высоким содержанием лимфоцитов.

Ответ:

 

5. Назовите синдром, назначить лечение, определить прогноз. Больному 47 лет, бухгалтер. В последние 2-3 года стал уставать на работе сильнее, чем обычно, испытывает постоянный звон в ушах и голове, иногда – мелькание мушек перед глазами, головокружение. Жалуется, что не всегда может сразу вспомнить имена и отчества сотрудников, с которыми проработал много лет. Быстро поседел, кожа стала дряблой, на лице выступила сеточка мелких сосудов. Отмечает, что с трудом засыпает, просыпается рано и на работу выходит разбитым – «как не отдыхал». Значительно сузился круг интересов, не читает книг, перестал ездить с друзьями на охоту. Не может смотреть «чувствительные сцены» в телесериалах, плачет, не может сдержать себя.

Ответ:

 

6. Назовите синдром. Больному 52 года, инженер. В последние несколько лет жалуется на периодически возникающие состояния раздражительной слабости, утомляемости, трудности засыпания, головные боли. Лечился у врача поликлиники, улучшение состояния было временным. Стал рассеянным, из-за ошибочного решения больного на работе произошла авария, его перевели на другую должность. К удивлению сослуживцев, нисколько этим не огорчился. Отмечается болтливость, обстоятельность, любит рассказывать «поучительные» истории из своей жизни, старые, всем известные анекдоты. При неврологическом обследовании – тремор рук, головы, симптом Маринеску–Радовичи. А/Д колеблется в пределах 170–130 на 120–100 мм рт. ст.

Ответ:

 

7. Поставьте диагноз. Девочке 12 лет, была в контакте с больным, страдающим менингококковой инфекцией. Через 2 недели у нее поднялась температура, появилась резкая слабость, головные боли, на пике которых развивалась рвота. Положительные менингиальные симптомы.

Ответ:

 

8. Поставить диагноз. Больная Н. заболела гриппом, на фоне высокой температуры появилась головная боль, головокружения, болезненность в мышцах, боли в глазных яблоках при движении. На 3-й неделе болезни появилась рвота, прогрессирующая слабость. При проведении томографии в белом веществе мозга отмечаются большое число микроинфарктов.

Ответ:

 

9. Поставить диагноз. Больной выпал из окна 2-го этажа в состоянии алкогольного опьянения. В состоянии травматического сопора был доставлен в реанимационное отделение, где находился в течение одной недели. После выписки беспокоила головная боль, рвота, головокружение, сильная слабость, утомляемость. Большую часть времени проводит в постели. При неврологическом обследовании отмечается снижение мышечного тонуса, анизорефлексия. Отчетливой очаговой симптоматики не выявлено. При проведении ЛМТ очагов кровоизлияния и очагового поражения мозга не отмечено.

Ответ:

 

10. Поставить диагноз. Новорожденный ребенок беспокоится по ночам, часто плачет, срыгивает, отказывается от груди, быстро устает при сосании, плохо фиксирует взгляд на матери. При лежании на боку занимает положение с запрокидыванием головы назад. При проведении ультразвука головы обнаруживается расширение желудочков мозга, при сохранности оттока ликвора.

Ответ:

 

11. Поставить диагноз. Пациент попал под машину, при этом отмечалось сдавление черепа передним бампером. «Скорой помощью» был доставлен в реанимационное отделение. Находился в этом отделении в коматозном состоянии в течение 1,5 недели. После возвращение в сознание отмечался центральный паралич руки и ноги справа; анизокория. Нарушение речи в виде сенсорной афазии. При проведении ЛМТ слева в височной доле отмечается кровоизлияние.

Ответ:

 

12. Поставить диагноз. Новорожденный мальчик при осмотре активно срыгивает, голова значительно увеличена. При пальпации головы отмечаются расхождения черепно-мозговых швов, роднички увеличены. В вертикальном положении с трудом держит головку, опуская ее на грудь. При перкуссии головы отмечается симптом «треснувшего горшка».

Ответ:

 

13. Назовите состояние, которое возникает у больного за несколько часов или суток до появления судорожного припадка и характеризуется изменением настроения, головной болью, общим недомоганием и т.п.

Ответ:

 

14. Назвать разновидность ауры. До появления большого судорожного припадка у больного внезапно возникает сердцебиение, затруднение дыхания, тошнота, жажда, позывы на мочеиспускание и дефекацию.

Ответ:

 

15. Предположить диагноз. Больной К. 3 недели назад подвергся укусу клеща. Внезапно появилась температура до 39о градусов, усилилась потливость, участилось сердцебиение, появилась светобоязнь, сильные головные боли, головокружение. На пике головных болей развилась рвота, появились сильные боли в виске. При неврологическом обследовании отмечались менингиальные симптомы. При исследовании крови на антитела выявилось повышение титра антител к вирусу клещевого энцефалита.

Ответ:

 

16. Назвать синдром. Больной более недели находился в нейрохирургическом отделении. Поступил по «скорой помощи» после того, как был сбит на улице автомобилем. Около получаса находился без сознания, отмечалась амнезия на события, непосредственно предшествовавшие катастрофе и на весь бессознательный период. В настоящее время чувствует себя значительно лучше: общается с соседями по палате, несмотря на запрет врачей, ходит курить па лестницу. В то же время жалуется на головные боли, головокружение, просит держать закрытыми шторы в палате, не включать верхний свет. Пользуется только прикроватной лампочкой, так как «от света болит голова». Ночами часто просыпается, просит снотворные средства, раздражается при отказе.

Ответ:

 

17. Предположить диагноз. Больного избили на работе, били по голове. Отмечалась потеря сознания до 2 суток. Больной находился в реанимационном отделении. После выхода из бессознательного состояния отмечались сильные головные боли, рвота, головокружение, нарушение зрения. При обследовании очаговой симптоматики не отмечается. Аппаратные методы исследования не обнаружили наличие локальных нарушений в головном мозге.

Ответ:

 

18. Поставить диагноз. Ребенок 4 лет упал с качели, проводилось лечение по поводу черепно-мозговой травмы, но состояние улучшилось не надолго, появились распирающие головные боли на высоте которых отмечалась рвота, нарушилась координация движений, появился тремор рук. При консультации окулиста отмечались застойные явления на дисках зрительных нервов. Постепенно увеличилась в объеме голова на 2 см. При проведении томографии выявлено, что желудочки боковые увеличены на 1,1 см, нарушен отток жидкости в сивильев водопровод.

Ответ:

 

19. Назвать тип припадка. Больной внезапно теряет сознание, падает, иногда с резким пронзительным криком, появляются сменяющие друг друга тонические и клонические судороги, заканчивающиеся комой с последующим сном и амнезией.

Ответ:

 

20. Поставить диагноз. Ребенок родился с увеличением головы. При неврологическом осмотре отмечается значительное расхождение швов черепа. Веки полуприкрыты; выраженная сосудистая сеть на висках, лбу, грудной клетке. При постукивании по голове слышен звук «треснувшего горшка». Часто срыгивает фонтаном, тонус мышц снижен, рефлексы асимметричны, снижены.

Ответ:

 

21. Поставить диагноз. Девушка 26 лет попала под обвал перекрытия дома. Доступ к телу появился только спустя 6 часов после обвала. Пострадавшая в состоянии комы была доставлена в реанимационное отделение. Длительность пребывания в бессознательном состоянии около 6 дней. После выхода из комы пребывала в состоянии помрачения сознания, что-то шептала; оглядывалась, в контакт не вступала; убирала с себя что-то невидимое. После чего пациентка вернулась в сознание, но не понимала о себе ничего. При неврологическом обследовании выявлена очаговая симптоматика с лобной доли мозга. Отмечалось прогрессирующее снижение памяти, сенсорная афазия и снижение интеллектуальных функций.

Ответ:

 

22. Поставить диагноз. Девушка 16 лет заболела корью, на 3–5 день после появления сыпи резко поднялась температура до 40°. Сознание больной спутано, отмечаются мимо-ответы, снижение чувствительности и двигательной активности. На 10-й день появились генерализованные судороги, нарушение координации движений, на 2-й неделе болезни появился гемиопарез.

Ответ:

 

23. Назовите тип припадка. Ребенок внезапно теряет сознание, но не падает. Судорожные явления ограничиваются клоническими подергиваниями отдельных групп мышц с последующей амнезией.

Ответ:

 

24. Поставить диагноз. Юноша перенес клещевой энцефалит, менинго-энцефалитическую форму. Острый период провел в стационаре. После выписки сохранился гемиопарез справа, нарушение слуха слева. Через 2 месяца усилились головные боли в виде приступов с рвотой и вынужденным положением головы, бледностью кожного покрова и брадикардией, резко снизилось зрение. При обследовании у окулиста отмечается застой на глазном дне. При проведении ЛМТ выявлена выраженное расширение боковых желудочков.

Ответ:

 

25. Назвать тип расстройства сознания. У больного внезапно помрачается сознание: он глубоко дезориентирован в окружающем, но сохраняется взаимосвязанность действий и поступков. В это время он высказывает бредовые идеи, испытывает галлюцинации на фоне бурного аффекта страха, тоски, злобы. Больной резко агрессивен, его охватывает ярость с бессмысленным стремлением к разрушению или убийству. Такие состояния возникают и прекращаются внезапно.

Ответ:

 

26. Поставьте диагноз. Ребенок болел ОРЗ, осложнением которого было воспаление среднего уха. На фоне лечения появились сильные головные боли, рвота, повышение температуры до 40о. При обследовании отмечается ригидность мышц затылка, боли при разгибании ног в коленных суставах.

Ответ:

 

27. Поставить диагноз. Больная 24 лет, жалуется на сильные головные боли, тошноту, слабость, головокружение. При сборе анамнеза выяснилось, что неделю назад поскользнулась на льду, упала и сильно ударилась головой, некоторое время с трудом понимала, где находится, окружающие отмечали, что в момент падения с трудом вступала в контакт, отвечала невпопад. Затем проявилась вышеуказанная симптоматика.

Ответ:

 

28. Поставить диагноз. Ребенок 2 недели, родился с весом 5 кг 500 г, во время родов у матери отмечалась слабость родовой деятельности, оказывались акушерские пособия. Через неделю после выписки у ребенка стала нарастать вялость, появилось срыгивание фонтаном, снизился тонус мышц, стали асимметричны рефлексы, появились патологические рефлексы. При проведении ультразвукового обследования мозга отмечалось увеличение субарахноидального пространства, боковых желудочков мозга. Консультация окулиста показала застойные явления на дисках зрительных нервов.

Ответ:

 

29. Поставить диагноз. Молодой человек перенес ушиб головного мозга с кровоизлиянием в теменную долю, после длительного лечения и выхода из коматозного состояния головные боли усилились, часто на высоте болей появлялась рвота фонтаном. Больной, облегчая боли, использовал вынужденные положения – вставал на четвереньки, опускал голову вниз. При проведении ЭХО-ЭГ отмечалось смещение срединных структур мозга больше влево. При томографии выявлено увеличение полости левого бокового желудочка на 2 см.

Ответ:

 

30. Предположить диагноз. Ребенок 12 лет заболел гриппом, болезнь протекала с высокой температурой до 40о. На четвертый день появилась головная боль, незначительные звуки воспринимались как сильные, раздражали. Появилась тошнота, потом рвота. При неврологическом обследовании наблюдаются менингиальные симптомы Брудзинского, Кёрнига. При анализе крови отмечается лейкоцитоз повышенного СОЭ.

Ответ:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Бадалян Л.О. Невропатология [Текст]: учеб. / Л.О. Бадалян. – М.: Академия, 2006. – 400 с.

2. Баркер, Р. Наглядная неврология [Текст] / Р. Баркер, С. Барази, М. Нил; пер. с англ. под ред. В. И. Скворцовой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 136 с.

3. Бортникова С. М. Нервные и психические болезни [Текст]: учеб. пособие / С. М. Бортникова, Т. В. Зубахина; под общ. ред. Б. В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.

4. Голубев, В. Л. Неврологические синдромы [Текст]: рук. для врачей / В. Л. Голубев, А. М. Вейн. - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 736 с.

5. Гусев, Е. И. Неврологические симптомы, синдромы и болезни: энциклопедический справ. [Текст] / Е. И. Гусев, А. С. Никифоров. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 1184 с.

6. Доронин, Б. М. Управление клиническими процессами в неврологии [Текст] / Б. М. Доронин, Ю. И. Бородин, В. И. Скворцова; науч. ред. Т. О. Бажутина; Федер. агентство по здравоохр. и соцразвитию РФ; Рос. гос. мед. ун-т; Новосиб. гос. мед. ун-т. – М.: Литтерра, 2007. – 448 с.

7. Никифоров, А. С. Общая неврология [Текст] учеб. пособие / А. С. Никифоров, Е. И. Гусев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 720 с.

8. Никифоров, А. С. Частная неврология [Текст]: учеб. пособие / А. С. Никифоров, Е. И. Гусев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 768 с.

9. Петрухин, А. С. Детская неврология [Текст]: учеб. в 2 т. / А. С. Петрухин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.1. – 272 с.: ил. – Предм. указ.: с. 263–272.

 

Дополнительная

1. Епифанов, В. А. Реабилитация больных, перенесших инсульт [Текст] / В. А. Епифанов. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 256 с.

2. Избранные лекции по неврологии [Текст]: учеб. пособие / под ред. В. Л. Голубева. – М.: Эйдос Медиа, 2006. – 624 с.

3. Кадыков, А. С. Сосудистые заболевания головного мозга [Текст]: справ. / А. С. Кадыков, Н. В. Шахпаронова. – М.: Миклош, 2006. – 192 с.

4. Кудрин, А. В. Микроэлементы в неврологии: обучающие программы ЮНЕСКО [Текст] / А. В. Кудрин, О. А. Громова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 304 с.

5. Можаев, С. В. Нейрохирургия [Текст]: учеб. для вузов / С. В. Можаев, А. А. Скоромец, Т. А. Скоромец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 480 с.

6. Неврология и нейрохирургия [Текст]: клин. рек. / гл. ред. Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, А. Б. Гехт; Всероссийское общество неврологов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 354 с.

7. Основы ранней реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения [Текст]: учеб. - метод. пособие / под ред. В. И. Скворцова; Федер. агентство по здравоохр. и соцразвитию; ГОУ ВПО РГМУ. – М.: Литтерра, 2006. – 104 с.

8. Ратнер, А. Ю. Неврология новорожденных: острый период и поздние осложнения [Текст] / А. Ю. Ратнер. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 368 с.

9. Ролак, Лоран А. Секреты неврологии [Текст] = Neurology Secrets / Лоран А. Ролак; пер. с англ. под ред. О.С.Левина. – М.: БИНОМ, 2008. – 584 с.

10. Сестринское дело в неврологии [Текст]: учеб. / под ред. С. В. Котова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 248 с.

11. Скворцов, И. А. Неврология развития [Текст]: рук. для врачей / И. А. Скворцов. – М.: Литтерра, 2009. – 544 с.

12. Снижение заболеваемости, смертности и инвалидности от инсультов в Российской Федерации [Текст]: сб. метод. рек., программ, алгоритмов / под ред. В. И. Скворцовой; М-во здравоохранения и соц. развития РФ; ГОУ РГМУ; НИИ инсульта. – М.: Литтерра, 2008. – 192 с.

13. Справочник врача-невролога [Текст] / под ред. А. А. Скоромца. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 576 с.

14. Степанченко, А. В. Головокружение: рук. для врачей / А. В. Степанченко, Н. А. Петухова, С. А. Трущелёв. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 272 с.

15. Трошин, В. Д. Острые нарушения мозгового кровообращения [Текст]: рук. / В. Д. Трошин, А. В. Густов; Минздравсоцразвития РФ; Нижегородская гос. мед. академия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: МИА, 2006. – 432 с.

16. Цементис, С. А. Дифференциальная диагностика в неврологии и нейрохирургии [Текст] / С. А. Цементис; пер. с англ. В. Ю. Халатова; под ред. Е. И. Гусева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 384 с.

17. Шток, В. Н. Фармакотерапия в неврологии [Текст]: практ. рук. / В. Н. Шток. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: МИА, 2006. – 480 с.

18. Ючино, К. Острый инсульт [Текст] = Acute stroke care / К. Ючино, Д. Пари, Д. Гротто; пер. с англ. К. В. Шеховцовой; под ред. В. И. Скворцовой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 240 с.

19. Яхно, Н. Н. Общая неврология [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Яхно, В. А. Парфенов. – М.: МИА, 2006. – 208 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛАМ ТЕКСТА

1. К теме «Обследование неврологического больного».

Исследование симптомов натяжения:

1, 2 – фазы исследования симптома Ласега; 3 – симптом Мацкевича; 4 – симптом Вассермана; 5 – симп­том Нери; 6 – симптом Сикара; 7 – симптом Турина; 8а–8б


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.