Использование кино в семейной терапии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Использование кино в семейной терапии



 

Кинофильмы могут использоваться для работы с семьей в целом и для работы с отдельными подсистемами, например, супружеской. Фильмы и их фрагменты могут быть полезны как во время сессии, так и в качестве домашнего задания.

Использование кино в супружеской терапии. Супружеская пара, которая нуждается в психотерапии из-за возникших семейных проблем, обычно испытывает заметные сложности в общении [55]. Чаще всего супруги либо вовсе перестают разговаривать, минимизируя контакты друг с другом, либо их общение сводится к спорам, ссорам, бесконечному повторению упреков и обид. Совместный просмотр фильмов позволяет супругам быть вместе и не браниться.

В качестве домашнего задания супругов просят в промежутках между сессиями вместе смотреть рекомендованные им кинофильмы, которые подбираются так, чтобы в них были представлены различные ситуации семейной жизни, ответственное и зрелое поведение героев. Это задание предполагает, что супруги посвящают часть своего свободного времени совместному досугу. Для просмотра фильма (или фильмов) они должны договориться о времени, что в какой-то мере переключает их общение с проблемы на продуктивное взаимодействие в сфере досуга и совместной деятельности. Фильмы, рекомендованные психологом, способны помочь направить семейный конфликт в конструктивное русло, осознать ошибки партнера и свои собственные, увидеть ситуацию глазами другого. Осознание того, что ренессанс отношений возможен, повышает оптимизм супругов.

На начальном этапе работы супругам может быть предложено просто смотреть фильм без всякого обсуждения. Однако, на последующей сессии необходимо уделить некоторое внимание обсуждению фильма. Нередко случается так, что вся сессия посвящается работе с содержание фильма. В этом случае у психолога появляется хорошая возможность для работы с коммуникацией в супружеской паре.

На продвинутом этапе терапии супруги могут обсуждать фильм сразу же после просмотра, не дожидаясь встречи с психологом. Обсуждая увиденное, они получают возможность говорить о важных сторонах жизни на примере героев фильма. Такие разговоры «как бы не о себе» вносят в общение супругов некоторую условность, смягчающую остроту межличностных конфликтов. Эмоциональная возгонка в конфликте бывает столь значительна, что содержательная сторона противоречия всякий раз оказывается вне фокуса сознания конфликтующих. Обсуждая свою ситуацию на чужом примере, супруги получают потенциальную возможность сфокусироваться на проблеме «не переходя на личности».



Семейная терапия. В том случае, если в терапевтический процесс вовлечена вся семья, а также для вовлечения в терапию членов семьи клиента, в качестве домашнего задания могут быть предложены семейные просмотры кинофильмов. Члены семьи могут не обсуждать содержание фильма. Достаточно того, что они увеличивают количество времени, посвящаемого семье и друг другу. Работая с семьей, психолог может очень точно подобрать фильм, или даже несколько фильмов, в которых представлены позитивные варианты поведения в ситуациях, подобных той, с которой обращается семья. Нередко во время очередной сессии члены семьи инициируют обсуждение фильма, рекомендованного им для совместного просмотра. Если это происходит, психолог получает возможности для диагностики и коррекции широкого спектра семейной и личностной проблематики.

Индивидуальная кинотерапия

Идея индивидуальной кинотерапии в значительной степени сформировалась на основе наших экспериментов по изучению терапевтических возможностей стимульного материала Тематического апперцептивного теста (ТАТ). В качестве предмета для совместного анализа мы предлагали нашим испытуемым составленные ими рассказы по картинкам ТАТ. Несомненно, что рассказ по картине ТАТ и рассказ, отражающий восприятие человеком художественного фильма, являются продуктами одних и тех же процессов.

Наилучшие возможности кино в индивидуальной психотерапии открываются, если использовать просмотры фильмов в качестве домашнего задания. Домашние просмотры клиентом кинофильмов, рекомендованных психологов позволяют решать целый комплекс задач:

1. Расширение представлений клиента о причинах возникновения сложностей в его жизни.

2. Обнаружение клиентом различных вариантов конструктивного поведения в его жизненной ситуации.



3. Осознание клиентом ответственности за совершаемые им выборы.

4. Обнаружение существующих ресурсов для преодоления сложившейся проблемной ситуации.

5. Диагностика психологических особенностей клиента и социально-психологических особенностей его взаимодействия с социальной средой.

Просмотр специально подобранного художественного фильма способен оказать значительное психологическое воздействие на клиента. Индивидуальная кинотерапия может быть как вспомогательной (в качестве домашнего задания), так и самодостаточной терапевтической программой. В качестве вспомогательного метода она может быть интегрирована в индивидуальную, семейную и групповую психотерапию.

Обсуждение с клиентом рекомендованного ему кинофильма открывает для психолога дополнительные возможности для более глубокого понимания клиента, установления и развития доверительного контакта с ним. В процессе беседы используются вопросы, побуждающие клиента к исследованию его жизненной ситуации.

- Есть ли что-нибудь общее в том, что происходит в жизни главного героя и в вашей жизни?

- Может быть, это напомнило вам что-то из вашей собственной жизни?

- Что из того, что делает герой могло бы быть вам полезно? Есть ли еще какие-либо варианты?

- Как вам кажется, какова степень авторства героя в том, что с ним происходит? А в вашей жизни?

- На что в себе может опереться герой?

- В конце концов, он помог себе… как он это сделал?

В процессе обсуждения фильма важное значение имеет анализ эмоций, сопровождающих его просмотр. Эмоции являются надежными маркерами субъективной значимости конкретного материала фильма. Более внимательный анализ фрагмента фильма, вызвавшего эмоциональный отклик у клиента, дает возможность осознать травматический опыт клиента.

- Что вы чувствовали во время просмотра фильма?

- Какие чувства вызвал у вас этот фильм?

- Был ли в фильме эпизод, вызвавший у вас сильные эмоции?

В процессе обсуждения фильма в индивидуальной кинотерапии мы используем те же техники и приемы, что и в групповой кинотерапии.

 

 






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.