Мирской идеал в древнерусской культуре — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Мирской идеал в древнерусской культуре



Система ценностей в культуре Древней Руси скла­дывалась под влиянием христианства, но, как и в дру гих христианских цивилизациях, не была однородной и неподвижной. Образ святого-отшельника или мона­ха, удалившегося от суетной земной жизни в посвя­тившего себя только молитвам, имел, конечно, огром­ное влияние на сознание древнерусского человека. Од­нако такой мистико-аскетический идеал не был единственным.

Мирское начало пронизывало фольклор, светское направление развивалось и в древнерусской пись­менности, хотя и слабее, чем в Западной Европе. Один из первых древнерусских писателей — князь Вла­димир Мономах — в своем знаменитом «Поучении» стремился найти некое равновесие между христи­анской системой ценностей и мирской деятельнос­тью. Мономах создал идеальный образ князя-хрис­тианина — гуманного по отношению к «убогим», не позволяющего «сильным погубит человека», отвер­гающего грубое насилие, радеющего об интересах своей страны. Не пост и выполнение обрядов, а доб­рые дела и искренняя молитва — показатели истин­ной веры.

Конечно, мыслителей, подобных Владимиру Моно­маху, было немного, и церковь, как правило, не одоб­ряла излишнюю приверженность к земному. Однако нельзя сказать, что церковь полностью отвергала цен­ность мирской деятельности. Не случайно многие рус­ские политические деятели (князья Борис и Глеб, Александр Невский и многие другие) были удостоены сана святых. И не только за христианские доброде­тели, но и за то, что ставили государственные инте­ресы выше личных или совершали военные подвиги. В XVI в. были признаны святыми и муромский князь Петр со своей женой Февронией, которые (согласно их житию) веля вполне мирской образ жизни и лишь пе­ред смертью приняли монашество. Они стали героями прекрасной поэтической повести о вечной любви, на­поминающей и по сюжету, и по звучанию роман о Три­стане и Изольде.

Процесс «размывания» средневековой системы ценностей шел постепенно. Переломным в этом отношении можно считать XVII в., особенно вторую его по­ловину, когда, по выражению современников, «стари­на и новизна перемешались».

Тяжелый для приверженцев православной стари­ны XVII век окончательно подорвал господство иск­лючительной церковно-византийской догмы... К жиз­ни, стали относиться свободнее и гуманнее... Взгляды на жизнь смягчились...

Я. С. Тихонравов, известный культуролог, XIX в.

В эту эпоху все более пристальное внимание в живописи стали уделять человеческой личности — не только ее духовному, во и телесному облику, свет­ские мотивы появились в церковной музыке, возрос­ла декоративность в оформлении церквей. Усилился приток переводной западной литературы. Западное влияние проникало и в систему образования, не непо­средственно из Европы, а через Украину и Бело­руссию. Оттуда церковные деятели, выученные на западный манер, приезжали в Москву, соперничая с учеными монахами-греками. В 1687г. было создано Славяно-греко-латинское училище (позднее оно стало академией), в котором изучались не только грече­ский, но и латынь, а также некоторые светские дис­циплины.



В литературе того времени тоже происходят замет­ные изменения. Во многих произведениях .на первое место выдвигается человек — с его земными страстя­ми и целями. Появляются и герои нового типа — не идеальные образы, в которых сконцентрированы все христианские добродетели, а обычные люди, с их до­стоинствами и недостатками. Это, например, обеднев­ший дворянин Фрол Скоебеев, который хочет разбога­теть, выгодно женившись, купец Савва Грудцын, про­давший душу дьяволу за любовь, славу и деньги, Юлиания Лазаревская, удостоенная сана святой за редкостную доброту к людям, но имеющая и свои мел­кие слабости.

Конечно, все эти новые тенденции утверждались не без борьбы и далеко не сразу могли одержать победу в сознании людей. Однако изменения, происшедшие в XVII в., были необратимы.

Средневековая система ценностей, особенно в среде интеллектуалов, уходила в прошлое, но на сме­ну ей не пришел индивидуализм, как это случилось в Западной Европе в эпоху Возрождения. Коллективи­стские идеалы продолжали. свое существование, и это наложило особый отпечаток ва дальнейшее раз­витие русской культуры.

Вопросы и задания

1.Является ли Россия преемственной цивилизацией? Сравните с Западной Европой. Чем объясняется отчуждение России от западной культуры вплоть до XVII в.? С какими произведениями имел возможность познакомиться русский читатель благодаря переводной византийской литературе?



2.В каком виде усваивалась в России античная культура? Что затрудняло для русских книжников обращение непосредственно к произведениям античной литературы? К каким результатам это приводило?

3.Какие идеи были усвоены от Византии а XIV—XV вв.? Вспомните, какие новые веяния появились в это же время а культуре Западной Европы.

4.Почему византийское влияние имело такой всеобъемлющий характер и воспринималось как образец для подражания?

5.Как древнерусские писатели представляли идеального -мирского» человека? В чем видели главные достоинства политических деятелей?

6.Какие сдвиги произошли в культурной жизни России в XVH в.? В чем заключались различия между Западной Европой и Россией в процессах изживания средневековой системы ценностей? Вспомните, какие преимущества и недостатки имеет индивидуализм.

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.