К новым небесам и новой земле — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

К новым небесам и новой земле



В XVI — XVII вв. привычная средневековая карти­на мира стала разрушаться. Свой вклад в этот процесс внесли Великие географические открытия. Но глав­ное — научная мысль Европы переживала невидан­ный взлет.

Перелом, происшедший на исходе средневековья, произвел своего рода революцию в умах. Мир рас­крылся перед человеком в иных красках, в ином измерении. Многие традиционные представления о нем были опровергнуты наукой; способность челове­ческого разума проникнуть в самые недоступные, ка­залось бы, области подтверждалась воочию. Такие изменения были бы невозможны без огромного рыв­ка, который произошел в технике и в естественных науках.

Дальние морские путешествия поощряли развитие астрономии; географические открытия опытным пу­тем доказали, что Земля имеет форму шара; использо­вание компаса (европейцы заимствовали его в Китае) привело к изучению магнетизма. Изобретение линз для очков побудило обратить внимание на законы пре­ломления света. Ремесло совершенствовалось, и это создавало основу для изобретения новых сложных приборов: в конце XVI — первой половине XVII в. по­явились гидрометр, ртутный барометр, телескоп и микроскоп. Приборы расширили границы мира, от­крыв то, что раньше было невидимо глазу.

Ручной труд стал вытесняться машинным, напри­мер в горном деле. В ту же эпоху был изобретен печатный станок. Взлет материальной культуры шел рука об руку с развитием естествознания, оба процесса как бы подпитывали друг друга.

Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентри­ческая теория польского ученого Н. Коперника (1473—1543), которая дала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Рань­ше центром мира считалась неподвижная Земля с об­ращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка от­счета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина ми­ра стала пугающе сложной. Идею Коперника подтвер­дили его последователи — итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548—1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564—1642).

Какое же впечатление произвели эти открытия на современников? Прежде всего надо сказать, что новые представления утверждались не без борьбы. Смелые теории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с цер­ковью. Конфликты с ней часто заканчивались для уче­ных трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которо­го сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заста­вили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг



Огромное влияние естествознание оказало на фило­софию: новая картина мира требовала философского осмысления. Реакция мыслителей той эпохи была раз­ной. Подчас она граничила со страхом; открывавшая­ся бесконечность Вселенной внушала растерянность. Так, известный французский философ XVII в. Блез Паскаль писал: «Вечное молчание этих бесконечных пространств поражает меня ужасом» Человека, ка­завшегося особенно ничтожным на фоне этой величественной картины, Паскаль сравнивал с хрупким мыс­лящим тростником.

Но возникали и другие, более оптимистичные те­ории. Были философы, для которых успехи науки яв­лялись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596—1650) создал новую картину мироз­дания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных на­ук, вводя их в философию. Мир представлялся ему ог­ромным механизмом, движение которого определено Богом — «великим геометром», как называл его Де­карт.

Английский ученый и политик Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в своем знаменитом труде «Новый Орга­нон» доказывал, что окружающий мир, природу сле­дует изучать, доверяя только опыту, научному экспе­рименту. Ему же принадлежит идея, которой сужде­но было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные от­ношения.

Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, получил в XVI—XVII вв. не­вероятно мощный импульс. Пройдет еще немного времени, и мысли о познаваемости мира, о «механи­ческих» законах, управляющих им, о безграничной власти над природой и обществом, которую дает че­ловеку наука, станут едва ли не аксиомами в созна­нии европейцев.



Вопросы и задания

1. Когда Западная Европа вступила в переходную эпоху? Какие новые процессы в эту эпоху развиваются'' Можно ли ска­зать, что средневековье было преодолено полностью9 Подтвер дите свой ответ примерами

2. Расскажите о важнейших географических открытиях К каким последствиям привела «встреча» цивилизаций, стоявших на разных уровнях развития?

3. Какие естественнонаучные открытия были совершены в XVI—XVII вв.? Как географические открытия и успехи естественных наук повлияли на духовную жизнь Запада? Как философы представляли мир в эту эпоху?






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.