Опишите процедуру анализа и оценки деловой обстановки. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опишите процедуру анализа и оценки деловой обстановки.



16. Что понимается под аналитическим обеспечением управления ?


Глава 4. ВЫРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Сущность управленческого решения

Деятельность любого субъекта управления осуществляется, прежде всего, посредством выработки и принятия разнообразных управленческих решений. От их качества зависит эффективность деятельности.

В теории и практике менеджмента термин "решение" употребляется в двух значениях. Во-первых, как действие, практическое разрешение какого-либо вопроса, той или иной проблемы (решить, то есть сделать). Во-вторых, как результат, продукт сложного многоаспектного мыслительного процесса, который заканчивается определенным выводом (суждением).

Для выработки и принятия управленческого решения характерно следующее:

1. Процесс выработки решения представляет собой выбор одной из нескольких возможных альтернатив.

2. Выработка решения завершается выводом о целесообразности определенного рода действий.

3. Решение содержит не всякий вывод, а только вывод о будущих действиях.

4. Вывод выступает своеобразной идеальной моделью предстоящих практических действий и обязательно отвечает на вопрос "что делать (сделать)?".

5. Принятие решения происходит в результате волевого акта.

6. Решение может предполагать не только в активность (действие), но и пассивность (бездействие).

Управленческое решение – это зафиксированный каким-либо способом (устно или письменно) волевой акт, отражающий выбор субъекта управления относительно необходимости или желательности конкретного действия или бездействия объекта управления, предусматривающий программу действий для достижения поставленной цели, обеспечения эффективного функционирования данной системы управления. В управлении организацией вырабатываются и принимаются самые разнообразные решения.

Решение субъекта управления определенного уровня может потребоваться, в частности, для выбора миссии организации, стратегии и тактики ее развития, при определении наиболее рациональной организационной структуры, при инвестировании в предпринимательские проекты, в случае утверждения положения о структурном подразделении организации, для приема на работу менеджера или специалиста и т.д.

В современном мире существуют следующие тенденции, имеющие значение для выработки и принятия управленческих решений в организациях, в их числе следующие:

- резко возросла динамика изменения окружающей среды, вследствие этого уменьшается период времени, когда принятые решения остаются актуальными и действенными;



- развитие науки и техники ведет к расширению возможностей использования средств вычислительной техники при обосновании и выработке решений;

- увеличилась взаимозависимость организаций и иных социальных общностей, а значит и взаимообусловленность принимаемых решений;

- усложнились варианты деятельности организации, из которых руководителю приходится выбирать один единственно верный;

- возросла неопределенность условий принятия управленческих решений, а также уровень рисков, сопутствующих решению;

- в результате все более затруднительным становится принятие рационального решения.

Способность принимать решения является важнейшим показателем эффективности деятельности менеджера. Другим показателем является его способности принимать правильные решения.

 

Виды управленческих решений

В зависимости от содержания и назначения в управлении организацией различают структурные и функциональныеуправленческие решения.

Структурные решения указывают на необходимое или желательное состояние организационной структуры данной системы менеджмента (например, распределение функциональных обязанностей, расстановка сил и средств и т.п.). Функциональные решения указывают на необходимые действия по реализации тех или иных функций менеджмента (по оценке и прогнозированию деловой обстановки, осуществлению контроля и т.д.). Основное место в деятельности субъекта менеджмента на уровне оперативного работника занимают функциональные управленческие решения.

По значению в достижении целей менеджмента решения могут быть стратегическими, тактическими и текущими. Стратегические решения определяют управленческую стратегию субъекта менеджмента, либо касаются отдельных ее элементов (например: цели и основные направления управленческой деятельности; кадровую политику и т.п.). Такого рода управленческие решения принимаются, главным образом, на верхних уровнях менеджмента и, как правило, после коллегиального обсуждения, согласования с вышестоящими органами менеджмента.



Тактические решения в управлении обычно связаны с осуществлением стратегических решений, определяют последовательность действий по реализации избранной стратегии, принимаются во исполнение указаний вышестоящих менеджмента, регламентируют или уточняют расстановку и использование сил и средств на конкретном участке или направлении деятельности организации. Тактические решения принимаются субъектом менеджмента, как правило, единолично.

Текущие решения связаны с осуществлением тактических решений в повседневной управленческой деятельностью субъекта менеджмента. Как правило, они отличаются одноразовым действием и направлены на разрешение несложных ситуаций в короткий срок, вызваны незначительными отклонениями от нормального течения управленческого процесса, которые требуют принятия незамедлительных мер.

По субъектно-объектному признаку в управлении деятельностью организации различают распорядительные и исполнительные решения.

Распорядительные решения – это преимущественно прерогатива субъекта менеджмента, исполнительные – объекта менеджмента. Распорядительное решение должно содержать не только цель предстоящих действий, но и конкретные указания: что, кому, каким образом, когда, в каких условиях, какими силами и средствами, к какому сроку и с какими показателями нужно сделать, а также кто, когда и как контролирует выполнение решения.

По форме фиксации управленческие решения могут быть устными и письменными. Значительная часть решений в управлении, прежде всего связанных с установленной нормативными правовыми актами ответственностью субъекта менеджмента, требует письменного оформления. Перечень таких решений четко регламентируется для каждого уровня менеджмента. В ряде случаев устанавливаются порядок их оформления и основные реквизиты соответствующих документов. Соотношение устных и письменных решений в процессе менеджмента в значительной мере зависит от самого субъекта и характеризует стиль его организаторской деятельности.

По форме подготовки принято различать единоличные, групповые и коллективные решения. По степени сложности – простые и сложные.

По степени регламентации будущей деятельности решения могут быть контурные, структурированные и алгоритмические. Контурное решение лишь приблизительно обозначает схему действий подчиненных и дает им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структурированное решения предполагает четкое определение состава и последовательности действий исполнителей. Инициатива с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов исполнения решения. Алгоритмическое решение предельно жестко регламентирует деятельность исполнителей, их инициатива при этом исключается.

По степени (широте) охвата управляющим воздействием объектов управления, решения могут быть общими, затрагивать деятельность всех объектов данной системы менеджмента, и частными (узкоспециализированными, индивидуальными), то есть относиться к конкретным объектам менеджмента (к конкретным подразделениям, работникам, участкам и направлениям деятельности). Как правило, чем выше уровень положения субъекта менеджмента, тем чаще он принимает общие решения.

По своему характеру управленческие решения могут быть как разрешающими (подтверждающими), так и запрещающими (отказывающими). Их соотношение определяется содержанием ситуации, требующей разрешения, конкретными условиями деятельности, личными качествами, характером субъекта менеджмента. По времени действияуправленческие решения могут быть длительного действия (долгосрочные), среднесрочные, а также краткосрочные и разовые.

По частоте принятия решения различают одноразовые (случайные) и повторяющиеся решения.

Различают также стандартные, типовые, единоличные, групповые и коллегиальные и некоторые другие виды управленческих решений.

Одно и то же решениеможет относиться сразу к нескольким видам (скажем, распорядительное решение может быть индивидуальным, разовым, инициативным и т.д.).

Приведенная классификация решений в системе менеджмента очень условна, но она необходима для того, чтобы облегчить определение параметров предстоящего решения (по его принадлежности к указанным видам), исходя из этого учитывать специфику подготовки и правильно организовать процесс выработки и принятия решения с тем, чтобы оно оказалось эффективным.

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.