Звуко-слоговой анализ и синтез. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Звуко-слоговой анализ и синтез.



Это — ... (экскаватор). Это — ... (эскалатор).

Разделим эти слова на слоги. Сколько слогов в каждом их них? (Четыре слога.)Какой последний слог в этих словах? (Слог тор.) Я проверю, запомнил ли ты увиденное. «Собери» слово из «разбросанных» звуков [к], [р], [а], [н]. (Кран.)Обозначь звуки кружочками. Что ты видел на реке? Яназываю слова с перепутанными слогами, а ты отгадай: ке-ту-ра ... (ракету), тер-ка ... (катер). Назови первый слог слова ракета (слог ра), второй слог слова катер (слог тер). Где мы были? Составь это слово из «рассыпанных» звуков [м'], [э], [т], [р], [о]. (Метро.)Ты узнаешь, как называется первый вагон электропоезда в метро, если соединишь следующие слоги в слово э, лек, тро, воз. (Электровоз.)Мы вышли из ... (метро). Нам надо попасть на Дворцовую площадь.
7. Физминутка
(Логопед читает стихотворение, а ребенок выполняет действия в соответствии с показаниями «светофора».)

Заучи закон простой:
красный — ясно, путь опасный!
Желтый — тоже подожди!
А зеленый впереди — проходи!

8. Ответы на вопросы
— Куда мчится пожарная машина? Кто тушит пожар? Что могло случиться на пожаре? Что надо сделать, чтобы помочь пострадавшим? (Вызвать «скорую помощь».)Кто работает на «скорой помощи»? (На «скорой помощи» работают врач и медсестра.)
9. Звук [р] в связной речи
1. Логическая задача.
На остановке ждут троллейбус девочка Рая, мальчик Рома с папой и старушка. Кто войдет первым в подошедший троллейбус?
2. Проблемные ситуации.
— Девочка Вера потерялась. Что бы ты сделал на ее месте?
— Что было бы, если бы в Санкт-Петербурге остановился весь транспорт?
— Хочешь побывать в Петропавловской крепости? Для этого надо переехать на другой берег Невы по Дворцовому мосту или по реке Неве. Какой транспорт выбираем? (Трамвай, катер, речной трамвай.)По Санкт-Петербургу мы ездили на ... (трамвае, троллейбусе), в ... (метро). Какой это транспорт? (Пассажирский.)Почему его так назвали? Какой еще бывает транспорт? (Грузовой, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный.)
3. Развитие воображения.
— Возвращаемся домой. В пути нам приснился сон о том, как Воробей подружился с вертолетом. (Сочинение коротких сказок.)
10. Чтение слов — названий транспорта.
Вставь пропущенную букву. Т...амвай, мет...о. Прочитай слова.
11. Итог занятия

54 Тема Звуки р, р'.

1. ПОЕЗДКА В ПРОСТОКВАШИНО

Материал:изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.



Ход занятия
1. Оргмомент

Психогимнастика.
— Дети, изобразите добродушного Кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

2. Введение в тему занятия
(Разговор по телефону с Котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.)
— Алло, это детский сад «Колокольчик?» С вами говорит Кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (Звуки [р], [р'].) Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти... Связь прервалась.
3. Сообщение темы занятия
— Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [р], [р'].
4. Развитие фонематических представлений. Произношение звуков [р], [р'] в словах
— Кто нас ждет в Простоквашино? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.)Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в посудохозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [р], [р'] . Что купим? (Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.)Какое сейчас время года? (Весна.)Значит, дяде Федору нужны ... (куртка, брюки)и на ноги ... (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся ... (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (Кровать, кресло, раскладушку.)На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.)Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки [р], [р']. (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.)Галчонку купим ... (крупу). Печкину подарим ... (ручки и карандаши), Шарику — ... (фоторужье), дяде Федору — ... (грабли, мини-трактор).
5. Звуки [р], [р'] в предложениях. Падежное управление
Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.
— А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (^ С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.)(Дети здороваются.) Кому и что вы подарите? (Я подарю дяде Федору трактор. Я подарю Шарику фоторужье.) И т. д.
6. Физминутка
Поможем дяде Федору вскопать огород.



Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали,
Семена рядами
Дружно мы сажали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли,
А потом водою
Теплой поливали.

(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.)
— Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (^ Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.)
7. Словесный анализ предложения
— Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин доит корову. Шарик ловит рыбу.)(Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.)
8. Звукослоговой анализ и синтез слов
— Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу». (Логопед говорит от имени дяди Федора) Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.)Продолжаем мы игру — где слова со слога ру?(Рука, рукавицы, ручей, рубашка.)Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но ... (рано, нора), са, ро ... (роса), ро, до, га ...(дорога), ре, ка ... (река), ки, ра ...(раки).
— А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак — (кот танк каша арбуз...).
9. Творческие задания детей
— Какое слово придумал Витя, если в нем первый звук [р], последний — [а]? (Радуга.)
Аналогичные задания придумывают и загадывают друг другу дети.
— А теперь, дети, отгадайте ребус (на рисунке нарисована рыба и буква к). (Рыбак.)
10. Чтение стихотворения
— Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке.

В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака —
Дядю Федю — чудака.
— Где же твой рыбак? Попался?
— Нет, ушел хитрец! Сорвался!

11. Чтение слов
— Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке слова из трех букв. Кто живет в речке? (Рак.)Под ним — слово из четырех букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это. (Рама.)Ниже — слово из пяти букв. Без чего ученик не ходит в школу? (Без ручки.)(Выкладывается слово ручка.)Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв. (Ракета.)(Слова составляются друг под другом и прочитываются.)
Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашино.
12. Итог занятия

55 Тема Звуки р, р'.

2. ПТИЦЫ.

Материал:картинки с изображением птиц (воробей, сорока, ворона, свиристель, тетерев, куропатка, рябчик, журавль, грач, гагара, стриж, снегирь, скворец); зимний и весенний пейзажи; кормушка; цветовые символы звуков; Незнайка.
Ход занятия
1. Оргмомент
Психофизическая гимнастика.
— Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им крошек. Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы переживаем и сочувствуем воробью, который побывал в лапах кошки. Покажите, как он страдал, вырывался.
2. Сообщение темы занятия
— Отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.

 

Маленький мальчишка В сером армячишке. По дворам шныряет, Крошки собирает. (^ Воробей) На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его ... (Скворец)

 

— Какой звук услышали в слове вор-р-робей?(Звук [р].) В слове скворец?(Звук [р'].) Звуки произносятся утрированно.
3. Характеристика звуков по акустическим признакам
4, Произношение звуков в слогах. Развитие просодии
— Как можно назвать птенцов вороны? (Воронята.)Один вороненок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру». (Произносится тоненьким голосом.) Ворона пригрозила ему: «Кра-кру-кро-кры!» (Произносится низким сердитым голосом.)
5. Произношение звуков [р], [р'] в словах. Падежное управление
(Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц.)

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам в кормушку прилетели...

(Появляется Незнайка.)
— Незнайка хочет узнать, кто прилетел к кормушке. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук [р]. (Выставляются картинки — ворона, сорока, воробей, коростель.) На кормушке появились птицы со звуком [р']. (Свиристели, снегири.)К нам не могут прилететь ... (куропатки, тетерева, рябчики). Кого мы увидели на кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, коростелей, свиристелей, снегирей.)Какие это птицы? (Зимующие.)Наступила весна. С юга вернулись ... (грачи, жаворонки, журавли, гагары). Мы радуемся встрече с ... (грачами, скворцами, жаворонками). Какие это птицы? (Перелетные.)
6. Согласование существительных с прилагательными
— Незнайка говорит, что воробей черный. Вы согласны с ним? (^ Воробей серый, пестрый.)Какой он? (Быстрый, юркий, шустрый.)О ком это говорится? Серая, хитрая ... (ворона). Черный ... (грач, скворец).
7. Развитие памяти и внимания
Игры «Кто улетел?», «Кого нет на кормушке?».
8. Звукослоговой анализ и синтез
Задания детям от имени Незнайки:
— узнавание птиц по первому и последнему звуку в названии;
— узнавание птицы, в названии которой всего четыре звука, второй звук [р] (грач);
— звуковой анализ слова стрижи;
— узнавание птиц, в названии которых три слога;
— узнавание птиц по перепутанным слогам: бей-во-ро (воробей), ли-жу-рав (журавли), на-ро-во (ворона).
9. Физминутка

Игра «Вороны».

Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались:
Кар-кар-кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

10. Звуки [р], [р'] в предложениях
(Восстановление деформированных предложений.)
— Послушайте, какие предложения о птицах составил Незнайка, и помогите исправить допущенные им ошибки. Юркий воробей «собирать» крошки. (Юркий воробей собирает крошки.)«Хитрый» ворона «размочить корка черствый хлеб». Черный скворец «поселиться» в скворечник. Тетерева «жить» в лес.
Словесный анализ одного-двух предложений.
11. Развитие мелодико-интонационной стороны речи
— Тетерев тетерева в лесу встретил. Послушайте, о чем они говорят.
— Тетерев, тетерев,
Как твои тетеревята?
— Мои тетеревята —
Хорошие ребята.
Твоим тетеревятам
От них привет.
Дети произносят чистоговорку подгруппами.
12. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов
— Покажите Незнайке, как мы умеем читать и составлять слова. Чтение слов гагара, воробей. Составление слов по желанию детей.
13. Итог занятия

56 Тема Звуки р, р'.

3. ПОЕЗДКА НА ДАЧУ

Материал:картина «Если бы художниками были мы» из серии Т.А. Тумаковой; изображения города, деревни; предметные картинки (ягоды, овощи, фрукты); куклы (девочка, мальчик).
Ход занятия
1. Оргмомент

— Где мы с вами живем — в городе или деревне? Кто из вас был в деревне? Изобразим, как можно шагать по чистым улицам города. Сейчас весна, на проселочных дорогах — грязь. Покажите, как шагают люди по раскисшей дороге. По выражению ваших лиц и движениям я должна догадаться, где вы шагаете.
2. Сообщение темы занятия
Выставляются куклы, им даются имена (Рома, Ирина). Выделение звуков [р], [р'] из слов Рома, Ирина, город, деревня.
— Сегодня Рома с Ириной приглашают нас в деревню. Вместе с ними будем повторять звуки [р], [р'].
3. Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук».
— Мы с Ромой будем называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [р], поднимите руку, если услышите звук [р']. Слова дорога, тротуар, деревья, рука, озеро, трактор, троллейбус.
4. Произношение звуков в словах
(Выставляется картина «Если бы художниками были мы».)
— Это дом, в котором живут Рома и Ирина. Из чего он построен? (^ Из бревен, дерева.)Какой он? (Бревенчатый, деревянный?)Он покрыт ... (черепицей). Крыша у него ... (черепичная). Рассмотрите все части дома. Назовите те части дома, в которых есть звук [р] и звук [р']. (Дети называют.) Ирина приглашает нас погулять вокруг дома. Какие цветы она вырастила? Что растет на огороде? Какие фруктовые деревья растут в саду? А по двору мы гуляем с ... (Ромой). (Дети называют деревья, животных и предметы с заданным звуком.)
5. Развитие фонематических представлений. Усвоение рода, падежа существительных и прилагательных
— Каких фруктовых деревьев нет в их саду? (Абрикосовых, персиковых.)Чего еще нет? (Винограда, смородины, крыжовника.)Каких овощей вы не увидели на грядке? (Редиса, редьки, репы, картошки.)
Если дети затрудняются ответить, то выставляются картинки отсутствующих овощей и фруктов.
6. Развитие функции языкового анализа и синтеза
— Рома предлагает вам игру «Угадай-ка».
Предлагаемые задания:
1) узнавание слов по первому и последнему звуку, например: первый звук [к], последний [о] (крыльцо);
2)узнавание слов с перепутанными слогами;
3) составление слов укроп, груша из «разбросанных» звуков;
4) «разбрасывание» звуков слов астры, конура. Дети сопровождают проговаривание звуков действием руки влево, вправо, вперед;
5) составление схем по указанному количеству кружочков (выкладываются два синих, затем один красный кружок, еще один синий и последний — красный). Какие слова подходят к этой схеме? (Труба, крыша.)Объяснения детей.
7. Физминутка
— Помогаем Ирине и Роме.
Дети придумывают, какую работу они могут выполнить. Действие сопровождается речью. Например:
Оры-оры-оры, собираем помидоры.
Ец-ец-ец, кладу в корзину огурец.
Ур-ур-ур, мы кормим кур.
Ор-ор-ор, подметаем двор.
Ру-ру-ру, мастерим мы конуру.
Цо-цо-цо, ремонтируем крыльцо.
8. Произношение звуков [р], [р'] в предложениях
— Расскажите, что вам понравилось в деревне. В предложении должны звучать слова со звуками [р], [р'].
Анализ словесного состава одного, двух предложений.
9. Произношение звуков [р], (р'] в стихах. Развитие логического мышления
— Послушайте, какие стихи прочтет нам Ирина.
Приготовим вкусный суп
Из картошки и из круп,
Из моркови и петрушки,
Из деревьев и игрушек.
— Из чего нельзя приготовить суп? (^ Из деревьев и игрушек.)
Теплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Рассуждения детей, почему такого не может быть. Повторение стихотворения хором.
10. Развитие воображения и связной речи
— Давайте пофантазируем, что мы могли бы увидеть в деревне такое, чего на самом деле не бывает. Это будут сны детишек-врунишек.
11. Итог занятия

 

57 Тема Звуки р, р', л, л'.

1. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕВЕРУ






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.