Понятие организации, как социально-экономической системы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие организации, как социально-экономической системы

2017-06-11 2422
Понятие организации, как социально-экономической системы 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Понятие организации, как социально-экономической системы

 

Организация - это объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ разделения труда и обязанностей. Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими. Они обладают следующими свойствами:

 

1. Наличие общих целей, которые определяют предназначение производственной организации, производимые ее продукты и услуги, обеспечивающие удовлетворение общественных потребностей.

 

2. Процессы, протекающие внутри организации. Деятельность организации состоит из трех основных процессов:

 

- преобразование сырья в конечный продукт;

- получение ресурсов из внешней среды;

- передача продукта во внешнюю среду.

Процессы можно подразделить на две большие группы:

 

- носящие материально-вещественный характер;

- информационные процессы.

Другой подход к классификации процессов основывается на их роли в создании новых ценностей. В этом случае процессы можно поделить на три группы:

 

- первичные или основные: они включают все виды работ и услуг, непосредственно связанных с созданием продукта: предпроизводственная логистика, производство, послепроизводственнная логистика, послепроизводственное обслуживание.

- вторичные или обеспечивающие: их основная задача - поддержание основных процессов с точки зрения непрерывности и экономичности: снабжение, техническое развитие и управление персоналом.

- управленческие или инфраструктурные: менеджмент, управление, финансирование, бухучет, юриспруденция.

3. Внутренняя среда организации. Она формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на происходящие в ней процессы.

 

4. Разделение труда и функций специализации. Результат организации зависит от того, располагает ли она возможностями для достижения поставленных целей и в первую очередь от выполняемых ею функций. Функции производственной организации включают в себя маркетинг, производство, финансы, НИОКР, персонал и менеджмент.

 

5. Зависимость от внешней среды. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных находящихся за границами организации, которые не являются сферой непосредственного воздействия руководства. Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию по степени, характеру и периодичности воздействия.

 

6. Необходимость управления. Разделение труда в социально-экономической системе и появление совместной деятельности определяет необходимость управления и согласования, координации этой деятельности. Организация – это система координации поведения. Основными составляющими организации являются:

 

- люди, входящие в нее;

- цели, ради которых она создана;

- управление, которое приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей.

Концепция менеджмента основана на предположении о том, что природа управленческой деятельности заключается в координации действий индивидов, групп и организаций. Задачей менеджмента является выявление возможностей повышения индивидуальной, групповой и организационной деятельности.

 

 

Законы развития и синергии

Закон синергии

Закон синергии — один из ведущих законов организации, означающий, что для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше. Иными словами, закон синергии заключается в том, что сумма свойств организованного целого превышает арифметическую сумму свойств каждого из его элементов в отдельности. Значение закона синергии определяется тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлена на достижение более высоких значений синергетического эффекта. Источники появления такого рода «организационного эффекта» исследует бурно развивающееся научное направление, которое получило название синергетики.

Термин синергетика был введен Германом Хакеном в 1977 г. в книге «Синергетика» для подчеркивания роли коллективистских, кооперативных эффектов в процессах самоорганизации. Организация, как любая другая система, обладает свойством эмерджентности, заключающимся в том, что свойства системы в целом не являются простой суммой ее составных частей. Система может обладать такими свойствами, какими не обладает ни одна ее часть. Синергетический эффект в отличие от эмерджентности связан с кооперативным взаимодействием входящих в систему элементов.

Термин «синергетизм» в биологии означает сотрудничество между различными органами. В менеджменте существует несколько его синонимов, лишь слегка отличающихся по значению: стратегический рычаг, взаимосвязи, стоимостные преимущества, достижения рационализации.

Изучение различных систем позволило установить некоторые особенности возникновения и проявления синергетического эффекта. Рассмотрим их.

1. Синергетический эффект наблюдается только в сложных системах, не находящихся в состоянии равновесия. Состояние неравновесия более свойственно открытым системам, с то время как закрытые системы в соответствии с законами термодинамики стремятся в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией и прекратить любые эволюции. Именно состояние неравновесия позволяет открытым системам развиваться.

2. Появление синергетического эффекта возможно только в самоорганизующихся системах, т.е. в системах, способных на установление согласованного внутреннего взаимодействия без внешнего управляющего воздействия.

3. Для возникновения синергетического эффекта необходимо кооперативное взаимодействие большого числа элементов системы, поэтому вероятность проявления синергии выше в крупных системах.

4. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех динамически стабильных и адаптивных системах за счет отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в более сложных открытых системах благодаря притоку энергии извне и усилению неравновесности отклонения со временем возрастают, накапливаются, влекут за собой «расшатывание» прежнего порядка и через относительно кратковременное хаотическое состояние системы приводят либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка.

5. Самоорганизация присуща системам достаточно высокого уровня сложности, с большим количеством взаимодействующих между собой элементов. Недостаточно сложные системы не способны к адаптации к внешним воздействиям и к развитию, для которых требуются затраты большого количества ресурсов, и при получении извне чрезмерного количества энергии теряют свою структуру и разрушаются.

6. Эффект самоорганизации наступает только в случае преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями.

7. Самоорганизация в сложных системах, переходы от одних структур к другим, возникновение новых уровней организации материи сопровождаются нарушением симметрии. Самоорганизация в сложных и открытых системах приводит к необратимому разрушению старых и к возникновению новых структур и систем.

Основные положения синергетики можно характеризовать следующим образом.

1. Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, формы проблемы самоуправляемого развития.

2. Хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, из хаоса собственными силами может развиться новая организация. Через хаос осуществляется связь разных уровней организации. В моменты неустойчивости малые возмущения, флуктуации могут стать источником формирования макроструктур.

3. Для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Неединственность эволюционного пути, отсутствие жесткой предопределенности обусловливает возможность выбора путей дальнейшего развития, причем таких, которые устраивали бы человека и вместе с тем не являлись бы разрушительными для природы.

Хотя путей эволюции и целей развития много, с выбором пути в точках ветвления (так называемых точках бифуркации), т.е. на определенных стадиях эволюции, проявляет себя некая предопределенность, преддетерминированность развертывания протекающих в системе процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и формируется из будущего в соответствии с грядущим порядком.

4. Существуют качественно иные, чем принято считать, новые принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей, т.е. построения сложных развивающихся структур из простых. Объединение систем не сводится к их простому сложению: имеет место перекрытие областей локализации структур с дефектом энергии. Целое уже не равно сумме частей. Вообще говоря, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное, а это качество отражается в ином качестве.

5. Методология оперирования сложными системами и эффективного управления ими заключается в следующем. Главное — не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия на сложную систему или среду. Малые, но правильно организованные и направленные, резонансные воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны.

6. Закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного, самостимулирующего роста сложно организованных систем имеют большое значение. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах, в частности в среде экономической, и какие существуют требования, позволяющие избегать вероятного распада сложных структур, в том числе вблизи моментов максимального развития.

Термин «синергия» применительно к управлению был введен в обиход Игорем Ансоффом, который классифицировал синергетические эффекты по критериям, составляющим прибыль фирмы, следующим образом.

1. Торговый синергизм (проявляется при использовании общих каналов распределения для разных товаров, продвижении товаров общего бренда группы).

2. Операционный синергизм (более эффективное использование производственных мощностей, персонала, снижение удельных издержек и операционных затрат на единицу товара при росте объемов производства, крупные закупки).

3. Инвестиционный синергизм (совместное использование различных источников финансирования, технологической базы, использование результатов разработок в различных направлениях деятельности).

4. Управленческий синергизм (возникает при совместном использовании опыта, квалификации управленческого персонала для реализации новых проектов, решения стратегических задач, что приводит к повышению конкурентоспособности компании, усилению ее рыночной позиции, выбору наиболее эффективных решений).

К ресурсам, потенциально способным к созданию синергетического эффекта, можно отнести активы, основанные на информации. Такие активы могут использоваться одновременно, не «изнашиваются» при использовании, комбинирование таких активов между собой и с физическими активами позволяет получить принципиально новый продукт. Способность генерировать синергию на базе знаний и информации выступает одним из методов конкурентной борьбы, когда добавленная стоимость возникает не из кумулятивного эффекта элементов, а из их взаимодействия.

Термин «синергия» использовался И. Ансоффом и для обоснования групповых структур в организации компаний. Приобретение как метод роста, в противоположность органическому росту, есть вид предпринимательства для людей, склонных к структурным решениям. Иногда это называется корпоративным вторжением, многие это считают беспощадной эксплуатацией людей и деловых структур, которые построил кто-то другой. Поэтому термин «синергия» приобрел плохую репутацию, и люди предпочитают употреблять другие выражения.

Синергический портфель — это группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом. Его противоположностью является диверсифицированный портфель, или конгломерат. Примером синергического портфеля является авиакомпания, которая владеет гостиницами, наземным транспортом и обслуживанием аэропортов. Другим примером может быть консалтинговая фирма, предлагающая менеджмент, компьютерную систему и услуги по консультированию маркетинга. Синергию можно обнаружить в различных функциях относительно стоимости и добавленной стоимости для клиентов.

При таком виде синергии, когда большая авиакомпания приобретает сеть гостиниц, чтобы иметь возможность предложить полный комплект услуг для пассажиров, добавленная стоимость с точки зрения туристов будет больше, чем сумма, которую авиакомпания и гостиницы могли бы предложить отдельно друг от друга.

Вместе с тем экономия, обусловленная ростом масштабов производства, часто подчиняется закону Гресхама: количественный анализ всегда вытесняет качественный. Это означает, что величину экономии, обусловленной ростом масштаба производства, в которой не принимается в расчет создание покупательского блага, легко подсчитать, а восприятие ценности этого блага — невозможно.

Позднее концепция синергизма получила расширительное толкование и дополнилась понятием возможного отрицательного синергетического эффекта, когда результаты объединенных элементов не достигают суммарных результатов до объединения: 2 + 2 < 4.

Так, при сделках слияния-поглощения синергетический эффект может носить как положительный результат (более низкие издержки, более эффективное использование ресурсов, расширение масштабов операций, мобильность в распределении финансовых ресурсов), так и отрицательный результат (технологическая несовместимость, невозможность централизации функций, несовпадение по качеству продукции, снижение гибкости и мобильности, увеличение времени на адаптацию). Положительным или отрицательным будет синергетический эффект, зависит от менеджмента организаций, его способности организовать эффективное управление объединенной структурой.

Следует отметить, что в социальных организациях именно социальные взаимодействия являются источником синергизма; объединенная структура наследует преимущества слагающих ее элементов, объединение материальных активов создает лишь предпосылки для возникновения синергии. Социальная составляющая, включающая организационную культуру, методы управления, социальный климат, является основным источником синергетического эффекта, только человеческие ресурсы способны приносить экономические результаты. Именно недостаточное внимание к социальной составляющей приводит к возникновению отрицательного синергетического эффекта.

Закон развития

Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития:

• эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями (изменение сознания сочетается с изменениями материи);

• революционную, характеризующуюся: а) скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому; б) скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса.

Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие — это переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивное развитие — это деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим или уже пройденным формам и структурам. Прогресс и регресс тесно связаны между собой, и составляют диалектическое единство. Без регресса нет прогресса, и наоборот.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.);

изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.);

потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

изменениями экологии (загрязнение или очищение среды, сокращение или увеличение флоры и фауны);

техническим прогрессом;

глобальным состоянием мировой цивилизации.

Развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы, который включает семь взаимосвязанных этапов: порог чувствительности (О — A), внедрение (A — B), рост (В — С), зрелость (С — D), насыщение (D — E спад (E — F) и крах (F — G) (рис. 5.1).

В соответствии с этим законом каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Этапы жизненного цикла

Закон развития опирается на ряд принципов (правил). Среди них следует отметить принципы инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (или запаздывания) состоит в том, что изменение потенциала системы Rj начинается спустя некоторое время (T1) после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время (T2) после их окончания (рис. 5.2).

В организациях инерция проявляется в функционировании устаревшего оборудования, в использовании устаревших знаний и навыков, в деятельности изживших себя организационных структур.

Инерция очень свойственна и человеку, независимо от возраста проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип эластичности заключается в том, что скорость (V) изменения потенциала системы Rj зависит от самого потенциала Rj

V=F(Rj).

На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций.

Потенциал системы

Разные организации по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от профессионализма персонала, технического, организационного и культурного уровня самой организации.

Приведем примеры высокой эластичности. При скачкообразном увеличении спроса на продукцию организация быстро задействует резервные мощности и привлекает смежные организации. При резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники организации в короткие сроки разработали, освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.

Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала системы Rj идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак изменения.

Кажущаяся дискретность (прерывистость) изменения потенциала системы чаще объясняется взглядом со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая (трансформирующаяся) к новому качеству или количеству.

Например, организация 28 марта получила кредит в сумме 50 000 долл., который был зачислен на ее расчетный счет в банке. Увеличился ли ее потенциал? Конечно, нет, так как в строке баланса «кредиторская задолженность» появилось число 50 000 долл. Если же организация будет успешно использовать этот кредит, то ее потенциал будет постепенно (непрерывно) расти.

Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы Rj. Этот принцип основан на известной потребности общества в стабильности. Стабилизация организации должна проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе за счет подключения новых ресурсов для изготовления нового изделия.

Стабилизация осуществляется путем включения новой продукции в деятельность организации. Так, не дожидаясь спада продукции «А», необходимо включить в деятельность организации новую продукцию «Б», а затем — продукцию «В». При этом образуется зона стабилизации ресурсов. Для стабилизации профессионального уровня персонала организации необходимо создать систему постоянного обучения сотрудников. Если такого обучения нет, этот процесс все равно будет идти, но спонтанно и неэффективно.

Для стабилизации потенциала организации могут использоваться также специальные виды страхования.

Успешное развитие и рост организации может привести к «синдрому большого бизнеса», который характеризуется следующими признаками:

крайне централизованный и разбухший аппарат управления;

всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных, повседневных решений;

рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Если в результате прогрессивного развития организации стал проявляться «синдром большого бизнеса», снять его позволят методы регрессивного развития пути движения к более простым структурам, но на новом уровне.

Линейная оргструктура

Область применения функциональной структуры – ϶ᴛᴏ однопродуктовые предприятия; предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации; крупные специализированные предприятия (табл. 5.7).

Специфические задачи менеджмента при использовании функциональной структуры:

  • тщательный подбор специалистов-руководителей функциональных подразделений;
  • выравнивание загрузки подразделений;
  • обеспечение координации деятельности функциональных подразделений;
  • разработка специальных мотивационных механизмов;

Таблица 5.7

Функциональная оргструктура

 

  • предоставление автономного развития функциональных подразделений;
  • приоритет специалистов над линейными руководителями.

Современная оргструктура – ϶ᴛᴏ линейно-функциональная структура, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает разделение управленческого труда. При ϶ᴛᴏм линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих решений, программ, планов. Руководители функциональных служб осуществляют влияние на производственные подразделения формально, не имеятрадиционно права самостоятельно отдавать им распоряжения (табл. 5.8).

Линейно-функциональная оргструктура обеспечила качественно новое разделение труда в управлении, но при решении проблемных задач становится малоэффективной.

Совершенствование линейно-функциональной оргструктуры привело к появлению дивизиональной оргструктуры управления, когда отдельные подразделения, обладающие определенной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом на основе самофинансирования. Принятие стратегических решений остается за высшим руководством.

Таблица 5.8

Дивизиональная оргструктура

Область применения – ϶ᴛᴏ многопрофильные предприятия; предприятия с расположением в различных регионах; предприятия, осуществляющие сложные инновационные проекты.

Специфические задачи менеджмента при использовании дивизиональной оргструктуры:

  • обоснование критериев выделения проектов и продуктовых групп;
  • тщательный подбор руководителей подразделений;
  • обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;
  • предотвращение внутрифирменной конкуренции между продуктовыми группами;
  • предотвращение автономного развития продуктовых групп;
  • разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию;
  • приоритет линейных руководителей над специалистами.

При поиске эффективной структуры управления в центре внимания всегда находились вопросы правильного соотношения централизации и децентрализации в управлении. На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных структур. В организациях с сильно децентрализованными структурами важнейшие решения часто принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела). Именно такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.

Для определения степени централизации организации по сравнению с другими используют следующие характеристики:

  • количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления: чем больше число решений, кᴏᴛᴏᴩые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;
  • важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;
  • последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. В случае если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация слабо централизована;
  • контроль за работой подчиненных. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей. Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов.

Решение вопроса централизации и децентрализации в управлении привело к появлению структур органического типа. Нужно помнить, такие структуры характеризуются индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Главное ϲʙᴏйство таких структур, известных в практике управления как гибкие и адаптивные, – присущая им способность сравнительно легко менять ϲʙᴏю форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления (табл. 5.10).

Структуры органического типа ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов.

Как правило, органические структуры управления формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

Таблица 5.10

Понятие организации, как социально-экономической системы

 

Организация - это объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ разделения труда и обязанностей. Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими. Они обладают следующими свойствами:

 

1. Наличие общих целей, которые определяют предназначение производственной организации, производимые ее продукты и услуги, обеспечивающие удовлетворение общественных потребностей.

 

2. Процессы, протекающие внутри организации. Деятельность организации состоит из трех основных процессов:

 

- преобразование сырья в конечный продукт;

- получение ресурсов из внешней среды;

- передача продукта во внешнюю среду.

Процессы можно подразделить на две большие группы:

 

- носящие материально-вещественный характер;

- информационные процессы.

Другой подход к классификации процессов основывается на их роли в создании новых ценностей. В этом случае процессы можно поделить на три группы:

 

- первичные или основные: они включают все виды работ и услуг, непосредственно связанных с созданием продукта: предпроизводственная логистика, производство, послепроизводственнная логистика, послепроизводственное обслуживание.

- вторичные или обеспечивающие: их основная задача - поддержание основных процессов с точки зрения непрерывности и экономичности: снабжение, техническое развитие и управление персоналом.

- управленческие или инфраструктурные: менеджмент, управление, финансирование, бухучет, юриспруденция.

3. Внутренняя среда организации. Она формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на происходящие в ней процессы.

 

4. Разделение труда и функций специализации. Результат организации зависит от того, располагает ли она возможностями для достижения поставленных целей и в первую очередь от выполняемых ею функций. Функции производственной организации включают в себя маркетинг, производство, финансы, НИОКР, персонал и менеджмент.

 

5. Зависимость от внешней среды. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных находящихся за границами организации, которые не являются сферой непосредственного воздействия руководства. Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию по степени, характеру и периодичности воздействия.

 

6. Необходимость управления. Разделение труда в социально-экономической системе и появление совместной деятельности определяет необходимость управления и согласования, координации этой деятельности. Организация – это система координации поведения. Основными составляющими организации являются:

 

- люди, входящие в нее;

- цели, ради которых она создана;

- управление, которое приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей.

Концепция менеджмента основана на предположении о том, что природа управленческой деятельности заключается в координации действий индивидов, групп и организаций. Задачей менеджмента является выявление возможностей повышения индивидуальной, групповой и организационной деятельности.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.