Глава 1. Психолого – педагогические основы моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 1. Психолого – педагогические основы моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников

2017-06-13 1146
Глава 1. Психолого – педагогические основы моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В условиях современной научно-технической революции, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, особое значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость активно использовать на уроках окружающего мира такой метод обучения, как моделирование. Именно моделирование, на мой взгляд, в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об окружающем мире и экологических связях в нем. Так как модели делают «видимыми» невидимые связи, где объекты соединены стрелками или линиями. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Вместе с тем, процесс моделирования предполагает решающую роль самостоятельной работы детей, их непосредственное участие в построении моделей. Всё это активизирует познавательную деятельность детей и помогает им устанавливать связи, существующие в природе.

Образовательная область "Познавательное развитие", заявленная ФГОС НОО, предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в этом возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой.

Благоприятным периодом для формирования экологического сознания является младший школьный возраст. Для этого возраста характерно, проявление эмпатии, доступна логика природы. Дети легко устанавливают сходства в окружающем мире. Достаточно высоко развита идентификация с собой ("растению, животному больно, так же как и мне, "оно дышит, движется"). Так как этот возраст является наиболее "сенситивным" к окружающему миру, именно в этот период важно сформировать у детей бережное отношение к нему, осознание взаимозависимости и равноценности. Важно, чтобы сообщение детям определенного набора экологических знаний сочеталось с эмоциональным воздействием природных объектов на них, с практической деятельностью, стимуляцией экологической активности детей.

Развитие представлений дошкольника в той или иной познавательной сфере должно идти по пути оптимизации мыслительных операций, доминирующих для данного возраста. В частности, для развития знаний о природе может быть использован метод моделирования - система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. Основной мыслительной операцией наглядного моделирования является замещение (по Л.А. Венгеру) - использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов [2].

Метод наглядного моделирования помогает ребенку создать образ особого типа - схематизированный, отражающий не все, а наиболее существенные связи и свойства объектов.

Моделирование как метод обучения применялся с первых шагов человека по передаче своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему времени принадлежит его активное теоретическое осмысление, а следовательно, и более осознанное применение в практике(Клепинина, З. А., С.166). Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков, формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Этой проблеме уделяют внимание следующие авторы: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина и другие.

Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков и т.д., формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Это позволяет учителю в последующем поставить перед собой задачу дальнейшего развития мышления ребенка, а именно способности выстраивать сложные гипотезы, проверяя их логичность и объяснительную силу.

В то же время в педагогической практике актуализируется противоречие между признанием педагогами важности формирования у детей представления о природе и отсутствием модели целенаправленной психолого-педагогической деятельности по реализации этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Проблема: каковы педагогические условия использования моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Цель: выделить и обосновать педагогические условия использования моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Объект исследования: процесс использования моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Предмет исследования: моделирование как средство формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого–педагогическую и методическую литературу с целью выявления сущности понятий «модель», «моделирование».

2) обосновать педагогические условия, способствующие использованию моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

3) выявить критерии, показатели и уровни сформированности знаний об окружающем мире у младших школьников.

4) разработать проект формирующего эксперимента по использованию моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Гипотеза: использование моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире будет более эффективным:

1. При использовании игрового моделирования, создание моделей в группах.

2. При использовании графической модели «календарь - ширма».

Методы исследования: теоретические и эмпирические.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. списка литературы и приложений.


 

Выводы по 1 главе

Таким образом, педагогические исследования по ознакомлению школьников с природой раскрывают возможность и необходимость применения метода моделирования. Модели являются важным средством формирования у дошкольников разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию школьников.

Целенаправленное и систематизированное применение моделирования в практике дошкольного воспитания можно рассматривать как метод ознакомления детей с растениями и животными - их многообразием, ростом и развитием, условиями жизни.

Моделирование может успешно применяться и как вид проектирования учебной деятельности, и как способ алгоритмизации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира».

Мы выяснили, что моделирование можно использовать практически на любом уроке окружающего мира. Всё зависит от творчества самого учителя.

Использование приема моделирования способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию.


 

 

Выводы по главе 2

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью определить уровень сформированности знаний у младших школьников об окружающем мире. Результаты исследования показали, что у болшинства младших школьников сформированы знания об окружающем мире.

Вторая методика показала, что школьники могут проводить сравнения и группировать объекты и предметы на основе имеющихся знаний.

Так же в ходе работы, нами была разработана система заданий, которые можно использовать для заполнения календаря наблюдений и приведен пример работы в группе при использовании игрового моделирования.


 

Заключение

 

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений и знаний о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в этом возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой.

Для развития знаний о природе может быть использован метод моделирования - система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. Важнейшим свойством модели является подобие или аналогия, способность к замещению одного предмета другим. В современной отечественной педагогике признается значимость моделирования как метода познавательного развития детей.

Модели являются важным средством формирования у школьников разнообразных знаний о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию школьников.


 

Список литературы

 

1) Базик, И. Развитие способности к пространственному наглядному моделированию - 1984. - № 11. - С 34-36.

2) Венгер, Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

3) Веракса, Н.Е. Детская психология: Учебник для студ. вузов / Н.Е..Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 с

4) Ветрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей - Л.: Наука, 1976. - С.37-44.

5) Выготский, Л.С. История развития высших психический функций / Л.С. Выготский // В кн.: Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2003. - С. 208-547.

6) Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения: Сборник статей. Вып.13- Томск: Пеленг, 1995. - 144 с.

7) Дьяченко, О.М. Психическое развитие - М.: Педагогика, 1984. - 128 с.

8) Запорожец, А.В. Восприятие и действие - М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

9) Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике - Чебоксары: Изд-во Чуваш. пед. ун-та, 2011. - 174 с.

10) Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования школьников: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования - М.: Академия, 2013. - 272 с.

 

 

11) Поддьяков, Н.Н. Умственное воспитание детей школьного возраста. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.


 

Приложения

Приложение 1

Методика «Тестирование». Цель данной диагностики выявить уровень знаний о живой и неживой природе, а так же уровень знаний из разных областей естествознания. Учащимся было предложено ответить на 6 вопросов и обвести выбранный вариант ответа. Тест включал следующие вопросы и варианты ответа:

Вопрос 1. При пожаре нужно звонить по телефону:

1) 01 2) 02 3) 03 4) 04

Вопрос 2. Какую из перечисленных достопримечательностей можно увидеть в Санкт - Петербурге?

1)Храм Христа Спасителя 3)Дворцовая площадь

2)Царь – колокол 4) Красная площадь

Вопрос 3. Что является объектом неживой природы? Выдели все верные ответы.

1) снежный ком 2) бабочка на цветке 3) солнце на небе

4) многоквартирный дом

Вопрос 4. Что является причиной смены времён года на нашей планете?

1) вращение Земли вокруг своей оси

2) влияние других планет Солнечной системы

3) вращение Земли вокруг Солнца

4)вращение Луны вокруг Земли

Вопрос 5. Укажи, что из перечисленного не является государственным символом России.

1) герб 2) марш 3) флаг 4) гимн

Вопрос 6. Укажи естественный водоём.

1) канал 2) река 3) водохранилище


 

Приложение 2

Методика «Четвертый лишний» (по методике Е. Рогова). Цель данной диагностики выявить умение младших школьников сравнивать и группировать различные объекты и предметы на основе знаний об окружающем мире. Учащимся было предложено выбрать лишнее по смыслу слово(предмет или объект) из четырех, предложенных в строке. Нами использовались данные группы слов:

1) лампа свеча фонарь солнце

2) часы очки весы термометр

3) лодка тачка мотоцикл велосипед

4) самолет гвоздь пчела вентилятор

5) книга портфель чемодан кошелек

6) Иней пыль дождь роса

7) Собака лошадь корова лось

8) стол стул пол кровать


 

Приложение 3

Фрагмент урока

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: создать условия для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Задачи:

-способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

- содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Метапредметные

Оборудование: учебники А.Плешакова «Окружающий мир», рабочие тетради к учебнику, схема «Животные».

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя и учеников Формируемые УУД
Изучние нового материала Рассказ учителя с элементами беседы. - Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Это первое звено. Второе звено цепи – это растительноядные животные. - Как вы думаете почему? Третье звено – насекомоядные или хищные животные. Работа в группах Для закрепления предлагаю опять поработать в группах. Используя карточки оранжевого цвета составить цепь питания и подумать как связаны они между собой. Каждая группа составляет разные по количеству звеньев цепи питания. капуста - гусеница капустной белянки - синица - ястреб трава - гусеница – мышь – еж – лиса трава – жук - воробей - кошка Что произойдет, если из первой цепи убрать звено-синица? (Гусеницы съедят всю капусту) Таким образом, мы выходим на значимость каждого компонента пищевой цепи. Регулятивные УУД: -проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД: - учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД - содействовать развитию умений слышать, слушать и понимать партнёра в учебном диалоге. - планировать свои действия в учебном сотрудничестве. Личностные УУД: - содействовать проявлению умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.  

 

Введение

 

В условиях современной научно-технической революции, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, особое значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость активно использовать на уроках окружающего мира такой метод обучения, как моделирование. Именно моделирование, на мой взгляд, в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об окружающем мире и экологических связях в нем. Так как модели делают «видимыми» невидимые связи, где объекты соединены стрелками или линиями. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Вместе с тем, процесс моделирования предполагает решающую роль самостоятельной работы детей, их непосредственное участие в построении моделей. Всё это активизирует познавательную деятельность детей и помогает им устанавливать связи, существующие в природе.

Образовательная область "Познавательное развитие", заявленная ФГОС НОО, предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в этом возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой.

Благоприятным периодом для формирования экологического сознания является младший школьный возраст. Для этого возраста характерно, проявление эмпатии, доступна логика природы. Дети легко устанавливают сходства в окружающем мире. Достаточно высоко развита идентификация с собой ("растению, животному больно, так же как и мне, "оно дышит, движется"). Так как этот возраст является наиболее "сенситивным" к окружающему миру, именно в этот период важно сформировать у детей бережное отношение к нему, осознание взаимозависимости и равноценности. Важно, чтобы сообщение детям определенного набора экологических знаний сочеталось с эмоциональным воздействием природных объектов на них, с практической деятельностью, стимуляцией экологической активности детей.

Развитие представлений дошкольника в той или иной познавательной сфере должно идти по пути оптимизации мыслительных операций, доминирующих для данного возраста. В частности, для развития знаний о природе может быть использован метод моделирования - система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. Основной мыслительной операцией наглядного моделирования является замещение (по Л.А. Венгеру) - использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов [2].

Метод наглядного моделирования помогает ребенку создать образ особого типа - схематизированный, отражающий не все, а наиболее существенные связи и свойства объектов.

Моделирование как метод обучения применялся с первых шагов человека по передаче своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему времени принадлежит его активное теоретическое осмысление, а следовательно, и более осознанное применение в практике(Клепинина, З. А., С.166). Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков, формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Этой проблеме уделяют внимание следующие авторы: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина и другие.

Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков и т.д., формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Это позволяет учителю в последующем поставить перед собой задачу дальнейшего развития мышления ребенка, а именно способности выстраивать сложные гипотезы, проверяя их логичность и объяснительную силу.

В то же время в педагогической практике актуализируется противоречие между признанием педагогами важности формирования у детей представления о природе и отсутствием модели целенаправленной психолого-педагогической деятельности по реализации этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Проблема: каковы педагогические условия использования моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Цель: выделить и обосновать педагогические условия использования моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Объект исследования: процесс использования моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Предмет исследования: моделирование как средство формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого–педагогическую и методическую литературу с целью выявления сущности понятий «модель», «моделирование».

2) обосновать педагогические условия, способствующие использованию моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

3) выявить критерии, показатели и уровни сформированности знаний об окружающем мире у младших школьников.

4) разработать проект формирующего эксперимента по использованию моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Гипотеза: использование моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире будет более эффективным:

1. При использовании игрового моделирования, создание моделей в группах.

2. При использовании графической модели «календарь - ширма».

Методы исследования: теоретические и эмпирические.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. списка литературы и приложений.


 

Глава 1. Психолого – педагогические основы моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.