Тягово-скоростные свойства автомобиля — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тягово-скоростные свойства автомобиля

2017-06-13 362
Тягово-скоростные свойства автомобиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы – приобретение студентами практических навыков по определению и анализу эксплуатационных свойств автомобиля.

Предмет работы: расчетное определение тягово-скоростных свойств автомобиля.

Курсовая работа предусматривает выполнение расчетов тягово-скоростных свойств и построение:

1) внешней скоростной характеристики двигателя;

2) мощностного и силового балансов автомобиля;

3) динамической характеристики автомобиля;

4) графика ускорений автомобиля;

5) диаграмм времени и пути разгона автомобиля;

Расчеты по оценке тягово-скоростных свойств могут выполняться на персональном компьютере. Пояснительная записка проекта оформляется на листах формата А4. В пояснительной записке приводят все формулы, после каждой формулы записывают формулы с числовыми значениями и результат расчета с указанием единицы измерения. При выполнении расчета по одной и той же формуле для нескольких значений аргумента, второй и последующие результаты сводят в таблицу, в которой должны быть указаны все значения переменных входящих в формулу. При необходимости приводят пояснения и выводы.

Исходные данные курсовой работы заносят в лист исходных данных (раздел 2), который подписывается руководителем проектирования и является неотъемлемой частью пояснительной записки.

Графическая часть работы включает в себя 8 диаграмм, выполненных на листах формата А4):

1) внешняя скоростная характеристика двигателя (рисунок 1);

2) мощностной баланс автомобиля (рисунок 2);

3) силовой баланс автомобиля (рисунок 3);

4) динамический паспорт автомобиля (рисунок 4);

5) диаграмма ускорений автомобиля (рисунок 5);

6) путь и время разгона автомобиля (рисунок 7);

Листы включают в пояснительную записку.

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Исходные данные на работу принимают согласно номеру зачетной книжки по табл. 1. Прототип автомобиля принимают по последней цифре номера зачетной книжки. В табл. 1 указаны:

1) модель прототипа;

2) максимальная мощность двигателя NМАХ, кВт;

3) угловая скорость коленчатого вала двигателя ωN, рад/с, при максимальной мощности двигателя NМАХ;

4) максимальная скорость автомобиля VМАХ, м/с.

В некоторых вариантах задания исходные данные могут значительно отличаться от характеристик прототипа, что объясняется необходимостью расширения числа вариантов.

 

 

Прототип автомобиля Параметры Размерность Значение
КрАЗ Самосвал Дизельн. кВт рад/с км/ч  

 

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТЫ

В соответствии с заданием на курсовую работу составляют лист исходных данных, бланк которого представлен в табл. 2:

1. Тип двигателя: дизель или бензиновый.

2. Максимальная разрешенная (полная) масса МА (кг).

3. Колесная база L (м), – расстояние по горизонтали от центровой линии передних колес до:

- для автомобилей с колесной формулой 4×2 – центровой линии задних колес;

- для автомобилей с колесной формулой 6×4 и 6×6 –до середины расстояния между двумя задними осями.

Таблица 1

ЛИСТ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

Задание
Наименование параметра автомобиля Обозначение Единица измерения Значение
Модель прототипа     КрАЗ
Максимальная мощность двигателя кВт  
Угловая скорость коленчатого вала двигателя при максимальной мощности NMAX рад/с  
Максимальная скорость км/ч  
Исходные данные
Наименование параметра автомобиля   Обозначение Единица измерения Значение
  Тип двигателя (дизель / бензиновый) - - дизельный
  Максимальная разрешенная масса МА кг  
  Колесная база L м 4,08+1,4
  Радиус качения колеса rK м 0,5207
  КПД трансмиссии ƞ   0,84
  Фактор обтекаемости KF Нс22  
  Коэффициенты эмпирической формулы внешней скоростной характеристики двигателя N(ω) a     - 0,5
b 1,5
c 1,0
  Удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя NMAX gN г/(кВт∙ч) 220…260
  Плотность топлива Y кг/л 0,82
  Передаточное число главной передачи U0 - 5,51
  Передаточное число раздаточной коробки UPK - 1,23
  Число передач коробки передач m -  
  Передаточные числа коробки передач (по прототипу) U1     - 5,22
U2 2,90
U3 1,52
U4 1,00
U5 0,664
  Угловые скорости коленчатого вала, при которых рассчитывают характеристики двигателя и автомобиля ω1     рад/с  
ω2  
ω3  
ω4  
ω5  
  Коэффициент сопротивления качению   f0   - 0,015

4. Радиус колеса r (м) шин грузовых автомобилей и автобусов и шин с регулируемым давлением (кроме широкопрофильных) можно определить по формуле:

, (1)

где d – посадочный диаметр обода, м;

В – ширина профиля шины, м.

Значения d и В определяются по обозначению шин. Например, в обозначениях 9,00-20; 260-508; 10,00R20:

- первая цифра – ширина профиля В (9,00 и 10,00 в дюймах, 260 – в мм);

- вторая цифра – посадочный диаметр обода d (20 в дюймах, 508 в мм). 1 дюйм равен примерно 25,4 мм.

5. КПД трансмиссии η имеет следующие значения:

- трансмиссия с одинарной главной передачей – η ≈ 0,90:

- трансмиссия с двойной (центральной или разнесенной) главной передачей – η ≈ 0,84;

- трансмиссия полноприводного автомобиля – η ≈ 0,80.

6. Фактор обтекаемости КF, Н·с22.

Коэффициент сопротивления воздуха К, Н·с2/м4, принимает следующие значения в зависимости от типа автомобиля:

- грузовой– К ≈ 0,45…0,7;

- автобус – К ≈ 0,3...0,45.

Лобовая площадь автомобиля F, м2, приближенно подсчитывается по уравнению

, (2)

,

где BК – колея передних колес, м;

Н – габаритная и высота автомобиля соответственно, м.

7. Коэффициенты a, b, c эмпирической формулы внешней скоростной характеристики двигателя N(ω) установлены в зависимости от типа двигателя и представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Значения коэффициентов эмпирической формулы внешней скоростной характеристики двигателя N(ω)

Тип двигателя Коэффициенты
а в с
Бензиновый 1,0 1,0 1,0
Дизель 0,5 1,5 1,0

 

8. Удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя qN, г/кВт·ч:

- бензинового двигателя – 300…340;

- дизеля – 220... 260.

9. Плотность топлива γ, г/см3:

- бензин 0,74;

- дизельное топливо – 0,82.

10. Передаточное число главной передачи U0.

В случае двойной разнесенной главной передачи передаточное число главной передачи U0 определяется произведением U0 = UЦUКП, где UЦ и UКП – передаточные числа центрального редуктора и колесной передачи соответственно.

Передаточное число главной передачи вычисляют по формуле:

, (5)

где ωМАХ – максимальная угловая скорость коленчатого вала, рад/с. Для грузовых автомобилей и городских автобусов ωМАХ = ωN;

VМАХ – максимальная скорость автомобиля, м/с;

UКВ – передаточное число коробки передач на высшей передаче;

UРК – передаточное число раздаточной коробки на высшей передаче;

UКП - передаточное число колесной передачи.

Передаточные числа UКВ, UРК, UКП принимаются по прототипу; если раздаточная коробка или колесная передача отсутствуют, вместо соответствующих передаточных чисел в формулу и карточку вписывают единицы.

11. Передаточное число раздаточной коробки на высшей передаче UРК. 12. Число передач в коробке передач m. Для коробок передач с делителем или демультипликатором расчеты выполняют для случая высшей передачи демультипликатора или делителя.

13. Передаточные числа в коробке передач Ui.

14. Угловые скорости коленчатого вала ωi, рад/с, при которых рассчитывают характеристики двигателя и автомобиля. Для расчета необходимо задаться шестью равномерно равноотстоящими друг от друга значениями угловой скорости ωi в интервале от ω1 = 0,2 ωN до ω6 = ωN. Из этих условий выводится уравнение ряда значений ωi, которое имеет вид:

, (6)

где i = 1, 2, … 6 – порядковый номер значения угловой скорости.

Для упрощения построения диаграмм рекомендуется округлить полученные значения до ближайших целых десятков.

15. Коэффициент сопротивления качению f0 на участках маршрута с асфальтобетонным покрытием, f0 = 0,015.

Силовой баланс автомобиля

Силовой баланс показывает распределение тяговой силы РТ на ведущих колесах по отдельным видам сопротивлений движению автомобиля на горизонтальной дороге:

, (15)

где РТ – тяговая сила РТ на ведущих колесах автомобиля;

РД – сила суммарного дорожного сопротивления;

РВ – сила сопротивления воздуха;

РИ – сила сопротивления инерции.

График силового баланса представляет собой зависимость сил входящих в силовой баланс от установившейся скорости автомобиля V.

Тяговая характеристика

Тяговая характеристика – зависимость тяговой силы РТ на ведущих колесах автомобиля от установившейся скорости движения V автомобиля на каждой передаче коробки передач.

Скорость V, км/ч, подсчитывают по значениям угловой скорости ω коленчатого вала двигателя (см. табл. 2, п. 14), тяговую силу РТ (Н) – по величинам крутящего момента двигателя М, подсчитанных для тех же значений угловой скорости ω (см. табл. 4):

(16)

где 3,6 – коэффициент пересчета скорости, выраженной в м/с, в км/ч.

Таблица 5 – Результаты расчета тяговой характеристики автомобиля и сил сопротивления движению

Расчетные параметры Значения
Угловая скорость коленчатого вала ω, рад/с            
Крутящий момент двигателя, М, Н∙м            
Передаточное число коробки передач 1-я передача U1=5,22 Скорость автомобиля V, км/ч            
Тяговая сила РТ,кН            
2-я передача U2=2,90 Скорость автомобиля V, км/ч            
Тяговая сила РТ,кН            
3-я передача U3=1,52 Скорость автомобиля V, км/ч            
Тяговая сила РТ,кН     15,7 16,4 16,6 15,7
4-я передача U4=1,00 Скорость автомобиля V, км/ч            
Тяговая сила РТ,кН     10,3 10,7 10,9 10,3
5-я передача U5= 0,664 Скорость автомбиля V, км/ч            
Тяговая сила РТ,кН     6,8 7,1 7,3 6,8
Сила сопротивления воздуха, РВ, кН 3,9 12,5 26,1 44,6 68,1 96,5
Сумма сил суммарного дорожного сопротивления и сопротивления воздуха (РДВ), кН 4,257 12,857 26,457 44,957 68,457 96,857

Расчеты по параметрическому уравнению (16) выполнить для всех передач коробки передач и свести в таблицу, рекомендуемая форма которой представлена в табл. 5.

Сила сопротивления воздуха

Сила сопротивления воздуха РВ, Н, подсчитывается по уравнению

, (18)

где KF – фактор обтекаемости, Н·с2/м2.;

13 – коэффициент перевода скорости из единиц измерения м/с в км/ч.

Расчет силы сопротивления воздуха РВ выполняют для значений скорости V движения автомобиля на высшей передаче (см. табл. 5) результаты расчета заносят в предпоследнюю строку табл. 5. В последнюю строку табл. 5 заносят значения суммы сил суммарного дорожного сопротивления и сопротивления воздуха (РД + РВ).

Графики силового баланса

Графики силового баланса строят по данным табл. 5. Сначала откладывают точки и проводят линии тяговой характеристики автомобиля РТ(V) для каждой передачи коробки передач. Затем проводят линию суммарного дорожного сопротивления РД и, наконец наносят точки и проводят линию суммы сил сопротивлений РД + РВ.

Мощность двигателя N

Мощность двигателя N, кВт, на графике силового баланса отображается кривыми N(V), соответствующими передачам коробки передач. Для построения кривых N(V) используют результаты предыдущих расчетов:

- мощности двигателя N (7), выполненных для построения кривой N(ω) внешней скоростной характеристики двигателя;

- скорости V (16), км/ч, движения автомобиля на каждой передаче коробки передач, выполненных для построения кривых тяговой силы PТi(V) силового баланса.

3.3.2. Мощность NТ, подводимая к ведущим колесам

Потери мощности в трансмиссии NТР приводят к тому, что к ведущим колесам подводится мощность NТ, кВт, величина которой ниже вырабатываемой двигателем мощности N:

NТ = ηN, (20)

где η – КПД трансмиссии (см. табл. 2, п. 5).

При этом потери мощности в трансмиссии NТР составляют

NТР = N – NТ. (21)

Кривые тяговой мощности NТ(V), так же как и кривые мощности двигателя N(V), строятся для каждой передачи коробки передач.

3.3.3. Мощность суммарного дорожного сопротивления NД Мощность NД, кВт, суммарного дорожного сопротивления подсчитывается по силе суммарного дорожного сопротивления РД (17), Н, в зависимости от скорости движения автомобиля V, км/ч:

NД = 0,0036РДV, (22)

где 0,0036 – суммарный коэффициент приведения единиц измерения скорости V в км/ч и мощности NД в кВт.

3.3.4. Мощность сопротивления воздуха NВ Мощность сопротивления воздуха NВ, кВт, подсчитывается по силе сопротивления воздуха РВ, Н, (18) в зависимости от скорости движения автомобиля V, км/ч:

NВ = 0,001РВV. (23)

График мощностного баланса

График мощностного баланса представляет собой зависимость мощностей (19) от установившейся скорости V автомобиля. Для его построения некоторые результаты предыдущих расчетов

1) внешней скоростной характеристики двигателя – мощность двигателя N (7;

2) силового баланса:

- скорость автомобиля V (16), км/ч, на каждой передаче коробки передач;

- сила суммарного дорожного сопротивления РД, Н, (17);

- сила сопротивления воздуха РВ, Н, (18).

Таблица 6 – Результаты расчета мощностного баланса автомобиля

Расчетные параметры Значения
Скорость V движения автомобиля на передаче коробки передач, км/ч            
           
           
           
           
Мощность, кВт N двигателя            
NT, подводимая к ведущим колесам            
NД суммарного дорожного сопротивления 0,193 0,392 0,502 0,656 0,81 0,964
NВ сопротивления воздуха 0,0005 0,003 0,009 0,02 0,038 0,064
                 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы – приобретение студентами практических навыков по определению и анализу эксплуатационных свойств автомобиля.

Предмет работы: расчетное определение тягово-скоростных свойств автомобиля.

Курсовая работа предусматривает выполнение расчетов тягово-скоростных свойств и построение:

1) внешней скоростной характеристики двигателя;

2) мощностного и силового балансов автомобиля;

3) динамической характеристики автомобиля;

4) графика ускорений автомобиля;

5) диаграмм времени и пути разгона автомобиля;

Расчеты по оценке тягово-скоростных свойств могут выполняться на персональном компьютере. Пояснительная записка проекта оформляется на листах формата А4. В пояснительной записке приводят все формулы, после каждой формулы записывают формулы с числовыми значениями и результат расчета с указанием единицы измерения. При выполнении расчета по одной и той же формуле для нескольких значений аргумента, второй и последующие результаты сводят в таблицу, в которой должны быть указаны все значения переменных входящих в формулу. При необходимости приводят пояснения и выводы.

Исходные данные курсовой работы заносят в лист исходных данных (раздел 2), который подписывается руководителем проектирования и является неотъемлемой частью пояснительной записки.

Графическая часть работы включает в себя 8 диаграмм, выполненных на листах формата А4):

1) внешняя скоростная характеристика двигателя (рисунок 1);

2) мощностной баланс автомобиля (рисунок 2);

3) силовой баланс автомобиля (рисунок 3);

4) динамический паспорт автомобиля (рисунок 4);

5) диаграмма ускорений автомобиля (рисунок 5);

6) путь и время разгона автомобиля (рисунок 7);

Листы включают в пояснительную записку.

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Исходные данные на работу принимают согласно номеру зачетной книжки по табл. 1. Прототип автомобиля принимают по последней цифре номера зачетной книжки. В табл. 1 указаны:

1) модель прототипа;

2) максимальная мощность двигателя NМАХ, кВт;

3) угловая скорость коленчатого вала двигателя ωN, рад/с, при максимальной мощности двигателя NМАХ;

4) максимальная скорость автомобиля VМАХ, м/с.

В некоторых вариантах задания исходные данные могут значительно отличаться от характеристик прототипа, что объясняется необходимостью расширения числа вариантов.

 

 

Прототип автомобиля Параметры Размерность Значение
КрАЗ Самосвал Дизельн. кВт рад/с км/ч  

 

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТЫ

В соответствии с заданием на курсовую работу составляют лист исходных данных, бланк которого представлен в табл. 2:

1. Тип двигателя: дизель или бензиновый.

2. Максимальная разрешенная (полная) масса МА (кг).

3. Колесная база L (м), – расстояние по горизонтали от центровой линии передних колес до:

- для автомобилей с колесной формулой 4×2 – центровой линии задних колес;

- для автомобилей с колесной формулой 6×4 и 6×6 –до середины расстояния между двумя задними осями.

Таблица 1

ЛИСТ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

Задание
Наименование параметра автомобиля Обозначение Единица измерения Значение
Модель прототипа     КрАЗ
Максимальная мощность двигателя кВт  
Угловая скорость коленчатого вала двигателя при максимальной мощности NMAX рад/с  
Максимальная скорость км/ч  
Исходные данные
Наименование параметра автомобиля   Обозначение Единица измерения Значение
  Тип двигателя (дизель / бензиновый) - - дизельный
  Максимальная разрешенная масса МА кг  
  Колесная база L м 4,08+1,4
  Радиус качения колеса rK м 0,5207
  КПД трансмиссии ƞ   0,84
  Фактор обтекаемости KF Нс22  
  Коэффициенты эмпирической формулы внешней скоростной характеристики двигателя N(ω) a     - 0,5
b 1,5
c 1,0
  Удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя NMAX gN г/(кВт∙ч) 220…260
  Плотность топлива Y кг/л 0,82
  Передаточное число главной передачи U0 - 5,51
  Передаточное число раздаточной коробки UPK - 1,23
  Число передач коробки передач m -  
  Передаточные числа коробки передач (по прототипу) U1     - 5,22
U2 2,90
U3 1,52
U4 1,00
U5 0,664
  Угловые скорости коленчатого вала, при которых рассчитывают характеристики двигателя и автомобиля ω1     рад/с  
ω2  
ω3  
ω4  
ω5  
  Коэффициент сопротивления качению   f0   - 0,015

4. Радиус колеса r (м) шин грузовых автомобилей и автобусов и шин с регулируемым давлением (кроме широкопрофильных) можно определить по формуле:

, (1)

где d – посадочный диаметр обода, м;

В – ширина профиля шины, м.

Значения d и В определяются по обозначению шин. Например, в обозначениях 9,00-20; 260-508; 10,00R20:

- первая цифра – ширина профиля В (9,00 и 10,00 в дюймах, 260 – в мм);

- вторая цифра – посадочный диаметр обода d (20 в дюймах, 508 в мм). 1 дюйм равен примерно 25,4 мм.

5. КПД трансмиссии η имеет следующие значения:

- трансмиссия с одинарной главной передачей – η ≈ 0,90:

- трансмиссия с двойной (центральной или разнесенной) главной передачей – η ≈ 0,84;

- трансмиссия полноприводного автомобиля – η ≈ 0,80.

6. Фактор обтекаемости КF, Н·с22.

Коэффициент сопротивления воздуха К, Н·с2/м4, принимает следующие значения в зависимости от типа автомобиля:

- грузовой– К ≈ 0,45…0,7;

- автобус – К ≈ 0,3...0,45.

Лобовая площадь автомобиля F, м2, приближенно подсчитывается по уравнению

, (2)

,

где BК – колея передних колес, м;

Н – габаритная и высота автомобиля соответственно, м.

7. Коэффициенты a, b, c эмпирической формулы внешней скоростной характеристики двигателя N(ω) установлены в зависимости от типа двигателя и представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Значения коэффициентов эмпирической формулы внешней скоростной характеристики двигателя N(ω)

Тип двигателя Коэффициенты
а в с
Бензиновый 1,0 1,0 1,0
Дизель 0,5 1,5 1,0

 

8. Удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя qN, г/кВт·ч:

- бензинового двигателя – 300…340;

- дизеля – 220... 260.

9. Плотность топлива γ, г/см3:

- бензин 0,74;

- дизельное топливо – 0,82.

10. Передаточное число главной передачи U0.

В случае двойной разнесенной главной передачи передаточное число главной передачи U0 определяется произведением U0 = UЦUКП, где UЦ и UКП – передаточные числа центрального редуктора и колесной передачи соответственно.

Передаточное число главной передачи вычисляют по формуле:

, (5)

где ωМАХ – максимальная угловая скорость коленчатого вала, рад/с. Для грузовых автомобилей и городских автобусов ωМАХ = ωN;

VМАХ – максимальная скорость автомобиля, м/с;

UКВ – передаточное число коробки передач на высшей передаче;

UРК – передаточное число раздаточной коробки на высшей передаче;

UКП - передаточное число колесной передачи.

Передаточные числа UКВ, UРК, UКП принимаются по прототипу; если раздаточная коробка или колесная передача отсутствуют, вместо соответствующих передаточных чисел в формулу и карточку вписывают единицы.

11. Передаточное число раздаточной коробки на высшей передаче UРК. 12. Число передач в коробке передач m. Для коробок передач с делителем или демультипликатором расчеты выполняют для случая высшей передачи демультипликатора или делителя.

13. Передаточные числа в коробке передач Ui.

14. Угловые скорости коленчатого вала ωi, рад/с, при которых рассчитывают характеристики двигателя и автомобиля. Для расчета необходимо задаться шестью равномерно равноотстоящими друг от друга значениями угловой скорости ωi в интервале от ω1 = 0,2 ωN до ω6 = ωN. Из этих условий выводится уравнение ряда значений ωi, которое имеет вид:

, (6)

где i = 1, 2, … 6 – порядковый номер значения угловой скорости.

Для упрощения построения диаграмм рекомендуется округлить полученные значения до ближайших целых десятков.

15. Коэффициент сопротивления качению f0 на участках маршрута с асфальтобетонным покрытием, f0 = 0,015.

ТЯГОВО-СКОРОСТНЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.