На булгарской земле стояло более пятидести больших и малых городов. Это были центры ремесла, торговли и культуры. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

На булгарской земле стояло более пятидести больших и малых городов. Это были центры ремесла, торговли и культуры.

2017-06-13 377
На булгарской земле стояло более пятидести больших и малых городов. Это были центры ремесла, торговли и культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

12. Духовная культура населения Волжской Булгарии.

Верхушка Волжской Булгарии для упрочнения своей власти еще в IX веке принимает и стремится распространить среди населения молодую еще в ту пору религию – ислам. Устанавливаются дипломатические, политические связи с Арабским Халифатом, Средней Азией, Древней Русью.

В период формирования Волжской Булгарии как государства (VII – X вв) этнический состав ее населения был еще довольно пестрым. В материальной культуре Волжской Булгарии раннего периода (VIII – X вв) археологи фиксируют два основных компонента – болгаро-салтовский и прикамско-приуральский. Оба компонента характеризуются многослойностью. Наряду с тюркоязычными племенами (берсула, эсегелы, сувары и т.д.) здесь жили и финно-язычные племена – предки мари, мордовы, пермяков и т.д.

Еще до принятия ислама волжские булгары имели богатую письменность, основывавшуюся на древнетюркских рунах орхонского типа. Письменность развивалась и распространялась, как средство эффективно содействовать экономике (торговля) и политике. С принятием ислама руническую письменность сменила арабская. Ислам стал ядром, вокруг которого развивалась вся духовная культурная жизнь Волжской Булгарии. Арабская письменность была не только средством распространения новой религии. Но и ключом к знаниям, открывающим дверь в богатейшее культурное наследие мусульманского Востока.

Еще в начале X в., в булгарских городах и селах при мечетях были начальные школы. Там обучали основам религиозных знаний, арабской письменности. Примерно к XII веку сложился литературный булгарский язык, способствовавший постепенному стиранию межплеменных языковых различий.

Появление литературного языка оказало глубокое влияние на систему образования. Во многих городах и селениях Волжской Булгарии имелись школы, в которых светским предметам уделялось не меньшее внимание, чем обучению религиозным канонам.

Установившиеся тесные культурные связи с арабским миром способствовали развитию у булгар просвещения, научных знаний и литературы.

Научные представления в средневековье были тесно связаны друг с другом. Например, история механики связана с историей строительства, архитектуры. Не используя разнообразные подъемные механизмы, не распределяя большие массы, строить многочисленные мечети, общественные здания, крепостные стены было невозможно

Развитие математических знаний было тесно связано с развитием торговли, земледелия, денежной податной системой и т.д.

Необходимость развития наук диктовались социально-экономическими и духовными потребностями самого булгарского общества.

Наука на мусульманском Востоке развивалась на основе богатых местных традиций и усвоения достижений других народ.

Булгарские ученые, богословы, писавшие свои сочинения на арабском языке, были довольно хорошо известны в Средней Азии, Хорасане. Впоследствии сама столица Волжской Булгарии, имевшая известное на Востоке медресе, становится одним из лучших научных центров. Известно стремление и самих восточных ученых получить образование в Булгарах.

В Волжской Булгарии развивались различные науки: математика и астрономия, химия и медицина, география и история и т.д.

Как и в странах Востока, у булгар развивалась вычислительная математика, столь необходимая в торговле, строительстве, ремесленном производстве, канцелярском деле.

Булгары обладали высокоразвитой метрологической культурой. Метрология булгар выделилась в особую систему знаний. Наличие вещественных мер в виде гирей, линеечек и т.д. позволяло воспроизводить большое количество одинаковых мер. Это обстоятельство открывало путь к использованию математических действий.

Более сложные математические расчеты требовала архитектура. Останки показывают, что здания и сооружения имеют сложную конструкцию, четкие пропорции, продуманную соразмерность и строгую логику архитектурного замысла, немыслимые без сложных математических расчетов, включая геометрические и тригонометрические.

Математические знания были необходимы также при изучении астрономии, географии, химии, фармакологии и т.д. Наличие этих наук само по себе говорит о довольно высоком уровне математических знаний у булгар.

В развитии астрономических знаний была заинтересована и мусульманская религия, многие обряды которой требовали точного соблюдения сторон света и времени года, определения дат. Наблюдения за движением солнца, луны, звезд и планет привели к созданию астрономических календарей.

На развитие астрономической науки немалое влияние оказала среднеазиатская астрономия – наиболее развитая из естественных наук в странах Ближнего и Среднего Востока.

С необходимостью познания в области химии булгары, прежде всего, столкнулись в ремесленном производстве и фармакологии. Археологические материалы свидетельствуют, что они были хорошо знакомы с металлами и металлоидами (железо, медь, золото, ртуть и т.д.), некоторые, из которых они добывали и обрабатывали. Высокого совершенствования достигли золотых и серебряных дел мастера.

Все это требовало значительного уровня химических знаний, а также их умелого практического применения.

Определенные знания требовали также стеклоделие, гончарное производство, особенно изготовление поливы. Спектральный анализ билярской поливы показывает, что в качестве поливы использовались простейшие по химическому составу стекла, относящиеся к классу свинец-кремний. На штукатурке из Биляра встречаются также росписи, выполненные различными по химическому составу красителями.

Булгары умели готовить и добывать различные яды. Ими, в частности, смазывались наконечники стрел.

В Волжской Булгарии определенного развития достигла и медицина, основанная на прогрессивных традициях народной медицины.

На развитие медицинских знаний, бесспорно, оказали воздействие труды восточных медиков, достигших в то время больших успехов. Среди них следует особо отметить крупнейшего ученного X – нач. XI вв. Абу-Али Ибн Сину, сочинения которого были написаны языком, доступным широким массам. Для нас представляют большой интерес дошедшие до нас сообщения о булгарских ученых-медиках, труды которых были популярны на Востоке. Это братья Тадж-ад-дин и Хасан ибн Йунс ал-Булгари. Ими было написано сочинение, посвященное противоядным лекарствам.

Таким образом, булгарская медицина в этот период истории была известна и в восточных странах. Судя по дошедшим до нас источникам, булгарские медики писали трактаты, как по фармакологии, так и по медицине .

Булгары достигли определенных успехов и в области географии.

Развитию географических представлений способствовало само расположение государства на стыке торговых магистралей Азии и Европы. Здесь встречались купцы из разных стран мира. В свою очередь, торговые колонии булгар функционировали и за пределами страны.

13. Волжская Булгария и монгольские завоевания.

Осенью 1236 г. Волжская Булгария, несмотря на отчаянное сопротивление, была завоевана монголами. Города и села были разрушены, жители угнаны в рабство. Началась новая страница в ее истории.

Образ жизни монголов. Откуда распространилось имя «татары»? Монголы были кочевниками. Еще во времена Тюркского каганата, в VI-VIII вв. в степях Центральной Азии жили многочисленные монголоязычные племена дунху, жужани, сяньби, кидании другие. В это же время мы впервые встречаемся с названием «татары». В тексте надгробного камня, поставленного в честь полководца Кюль-Тегина (731-732 гг.), в числе подчиненных ему племен упоминаются «отуз татары». До сих пор неизвестно, на каком языке говорили эти татары на древнемонгольском или древнетюркском. Все племена, обитавшие за северными границами Китайской империи, назывались общим именем «татары» (по-китайски «да-да», «та-тань» в смысле «кочевник», «варвар»).

У монголов, которые хлебопашеством не занимались, главным богатством был скот. За бесчисленными стадами лошадей, верблюдов, овец и коз в течение года переходили они с одного места на другое. Жили в войлочных юртах, которые быстро собирались и разбирались. Почти вся жизнь монголов проходила верхом на коне. Современники говорили, что монгольские дети учились ездить верхом раньше, чем начинали ходить.

Соперничество монгольских племен за верховенство друг над другом порождало частые войны между ними. В конце XII начале XIII вв. в длительной межплеменной войне победил молодой и сильный Темучин, будущий Чингисхан.

По легенде, когда Темучин был малолетним ребенком, его отца убили люди из татарского племени. Повзрослев, он объявил татар своими кровными врагами. Во время одной из войн между татарами и китайцами, в которой участвовал Темучин, татары потерпели поражение. Согласно приказу Темучина, большинство их, вплоть до женщин и детей, было уничтожено. Попавших в плен мужчин-татар присоединили к войску Темучина, и многие из них смешались с монголами. Однако название «татары» не исчезает со страниц истории.

После этих событий Темучин подчинил себе остальные разрозненные монгольские племена и объединил их в единое Монгольское государство. В 1206 г. вожди (нойоны) монгольских племен, собравшись на курултае, провозгласили его Чингисханом, т.е. Великим ханом.

Вскоре Чингисхан начал усиленно готовиться к завоевательным походам. Свою многочисленную армию он разбил, как это было принято у кочевников, на тумени (в одном тумене было 10 тыс. человек), тумени на тысячи, тысячи на сотни, сотни, на десятки воинов. Во главе войска стоял сам хан, а во главе туменей и тысяч военные руководители из высшего сословия. Среди воинов была установлена жесточайшая дисциплина. Если с поля боя убегало десять человек, то казнили сто. За попавшего в плен одного воина казнили десять. При штурме городов и военных укреплений монголы применяли тараны, камнеметы, осадные башни. Деревянные укрепления и крыши домов забрасывали горшками с горючей жидкостью, стрелами, на которых была намотана пакля с горящей смолой и дегтем.

Повсюду и всегда Чингисхан заставлял воинов из подчиненных ему племен идти впереди и первыми бросаться в атаку. Один из современников писал так: «Чингисхан везде первыми пускает татар, поэтому их имя было распространено еще больше, чем имя монгол, потому что везде кричали: «Вот татары идут!» Более того, все племена, покоренные монголами позже, несмотря на язык, на котором они говорили, по велению Чингисха­на должны были именоваться татарами.

Первые столкновения булгар с монголами. В начале 20-х гг. XIII в. монгольские войска завершили завоева­ние Средней Азии и Ирана, захватили Азербайджан, Армению и Грузию, причинив им огромные разруше­ния. Весной 1223 г. монголы под предводительством Джебе и Субудая вышли в степи Восточной Европы. Недалеко от Азовского моря, на реке Калке, они наголову разбили объединенные войска русских и кыпчаков (половцев).

Осенью того же года монгольская армия вторглась на территорию Булгарии. Битва произошла в районе Са­марской Луки. Здесь булгары поджидали монгол, спрятавшись за удобно расположенными укреплениями. Часть булгарского войска, чтобы ввести противника в заблуждение и заманить его в засаду, начала отступать. Монголы стали преследовать отступавших. В это время, оставшаяся часть булгар, выйдя из укрытий, внезапно напала на монгол с тыла. Монголы были окружены. «На них со всех сторон, как пишет историк того времени, обрушились удары сабель. Многие погибли, только немногие спаслись бегством. Их было, говорят, около 4 тысяч человек». От уцелевших в битве монгол Чин­гисхан узнал о первом поражении своей, прежде непобедимой армии.

Но впереди булгар ждали новые испытания. Осенью 1229 г. монгольское войско, которое было послано Чингисханом в новый поход на Восточную Европу, оказа­лось в степях Яика (Урала) и Волги. В Нижнем Поволжье монголы захватили кыпчакские земли, город Саксин, встретили врага на реке Яик (Урал). В жестокой битве на Яике булгарские сторожевые отряды потерпе­ли поражение. Но монголы не решились идти дальше, чтобы вступить на территорию Волжской Булгарии.

Через три года они предприняли еще одну попытку завоевать Волжскую Булгарию и дошли до Биляра. Перед взором монгол предстал сильно укрепленный город. Взять его небольшим войском было невозможно, и монголы повернули обратно.

Поход Батыя 1236 г. Героическое сопротивление булгар. В 1235 году в столице Монголии Каракоруме был собран большой курултай для организации решающего похода на Европу. Основная цель этого похода заключалась в завоевании до сих пор еще не покоренных земель Булгарии и Руси. Во главе монгольских войск встал внук Чингисхана Батый (Бату).

После тщательной подготовки в 1236 г. стотысячная армия выступила на запад. К началу лета ее передовые части подошли к южным границам Волжской Булгарии. До осени, поджидая подхода главных сил, монголы при помощи лазутчиков изучали оборону булгарских городов, вели небольшие разведывательные бои.

Булгары готовились к отражению нашествия. Они укрепляли свои города, стягивали в них дополнительные войска. Так, в это время в булгарской столице было сосредоточено около 10-20 тысяч воинов. Но соотношение сил было явно не в пользу булгар. Русские князья, сами погрязшие в междоусобицах, помощи им не оказали.

Осенью 1236 г. на территории Булгарии развернулись ожесточенные сражения. Смерть или рабство ждали каждого, кто оказывался на пути монгольских воинов. Свидетель тех событий писал: «На Булгарской земле угла-ны (сыновья монгольского хана) соединились; от множества войск земля гудела и стонала, от множества шума полчищ столбенели дикие звери и хищные птицы. Сначала монголы силой и штурмом взяли город Болгар (Би-ляр). Многочисленность населения этого города, неприступность его укреплений были известны всему миру. Чтобы был урок всем остальным, часть жителей убили, а другую часть захватили в плен». Похожие наблюдения оставил и русский летописец: «Toe же осени приидоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожные татары (монголы. Ф.Х.) и взяша славный Великьш город Болгарьскыи и избипш оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца, и взяша товара множество, о город их пожгоша и всю землю их плениша».

Билярская-земля до сих пор хранит следы побоища. При раскопках древней столицы археологи находят слои пепла, останки погибших, убитых, в том числе детей. О кровавой трагедии 1236 г. говорят массовые захоронения, остатки луков и стрел, копий, другого оружия.

Были разграблены, сожжены многие другие булгарские города и села, которые навсегда исчезли с лица земли. Часть жителей смогла спастись бегством в более безопасные районы, некоторые из них ушли на Русь.

Таким образом, Булгарское государство потеряло свою независимость. Но страна была покорена лишь после ожесточенного и длительного сопротивления. Различные источники говорят о том, что это сопротивление булгар продолжалось более сорока лет.

14. Образование Улуса Джучи, его территория и население.

При образовании Золотой Орды Джучиев улус был разделен между сыновьями Джучи в виде наследственных владений. Каждый из братьев Батыя, стоявший во главе улуса, считал себя государем своего улуса и не признавал над собой никакой власти. Тем не менее, в первый период существования Золотой Орды все же имелось условное единство всего Джучиева улуса.

Отсчет политической истории Улуса Джучи можно начинать с самого начала 1243 г., когда Ипатьевская летопись сообщила, что Бату "воротился есть изо Оугорь" (Венгрии) и когда великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

Первая ставка Батыя находилась в Болгаре, где вскоре возобновляется чеканка монет. Но в начале 40-х гг. XIII столетия по приказу хана разворачивается строительство новой столицы Улуса Джучи - города Сарая на Нижней Волге.

Таким образом, при правлении Батыя (1242 - 1256 гг.) начинается формирование нового государства. Но при нем Золотая Орда все еще оставалась зависимой от верховного главы всей Монгольской империи. Батый считался вассалом Менгу-каана и чеканил свои монеты от его имени. Даже своего преемника на престол, старшего сына Сартака, он просил утвердить в Каракоруме. 3, с.61 - 62

После смерти Батыя, на престол вступил Берке в 1258 г. Новый хан, как и его предшественник, стремился к полной самостоятельности. Когда в Каракоруме сменилась власть и кааном стал Хубилай, Берке отказался чеканить монеты с его именем, но еще и не ставил своего имени.

Превращению Улуса Джучи в независимое государство способствовало перенесение Хубилаем столицы монгольских ханов из Каракорума в Ханбалык (Пекин) в 1264 г. С этого момента связь между центральной администрацией империи и ее отдаленными областями-улусами практически прервалась. В Ханбалык уже не отсылали налоги, собранные с населения Улуса Джучи. Берке в пределах Золотой Орды провел перепись всего податного населения, в том числе в Булгарии. В русских княжествах появились баскаки - наместники хана, которые контролировали деятельность местных князей.

Юридическим и фактическим оформлением независимости Золотой Орды от великих ханов стала чеканка собственной монеты с титулом "правосудный великий хан" при Менгу-Тимуре (1266 - 1282 гг.). В это время он начинает выдавать ярлыки (повеления), в честности в 1267 г. Менгу-Тимур первый из ханов дает ярлык русскому духовенству, освободивший митрополита от целого ряда повинностей и урегулировавший взаимоотношения русской церкви с ханами Золотой Орды. Сохранился также ярлык хана на имя великого князя Ярослава Ярославича об открытии "пути" немецким купцам из Риги на беспрепятственный проезд рижан через Новгородскую землю в Золотую Орду.

Таким образом, с конца 60-х годов XIII века улус Джучи отделяется от общеимперского центра и становится самостоятельным государством. Для обозначения этого нового монгольского государства в сочинениях мусульманских авторов и текстах официальных документов на протяжении всего средневековья употреблялись различные названия. Вот неполный их перечень: улус Джучи, Дешт-и Кипчак, Кипчак, Дом Бату, страна Берке, Северное царство, Улуг улус, Токмак, Токмакский улус, Узбеково государство, Узбекский улус. В исследовательской же литературе оно известно под именем Золотой Орды.

"Царевичи", стоявшие во главе отдельных улусов - орд, при хане Узбеке сделались послушным оружием хана и ханской администрации. Исторические источники больше не сообщают о созыве курултаев. Вместо них созываются совещания при хане, в которых участвовали его ближайшие родственники, жены и влиятельные темники. 4, с.70

Совещания созывались и по семейным вопросам хана, и по вопросам управления государством. В последнем случае их передавал совет (диван), состоявший из четырех улусных эмиров, назначенных самим ханом. Из этих четырех эмиров, входивших в совет, более или менее ясно определена функция двух его членов - беклерибека (князь князей, старший эмир) и визиря, из них первый распоряжался военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д., второй - визирь - гражданскими делами государства.

Золотая Орда была феодальным государством, которым правил хан из династии чингизидов. Во время правления хана Узбека Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. Ибн Баттута, который побывал во многих странах и видел на своем веку много правителей, называл Узбека "одним из величайших и могущественнейших царей мира". При Узбеке государство стало централизованным, был создан управленческий аппарат, эффективно действовавший как в центре, так и на местах. Прежние улусы были преобразованы в области во главе с областными начальниками-эмирами.

Эмиры пользовались обширной полнотой власти в своих областях. На эти должности назначались обычно представители знатных родов феодальной аристократии, преимущественно из одной и той же фамилии, по наследству занимающие должность правителей областей.

15. Политическая история Улуса Джучи.

В первые десятилетия Улус Джучи был включен в обширную систему организации власти Империи. Судя по монгольским источникам, первые правители западных улусов – сыновья Чингисхана, Джучи и Чагатай еще в 1219 голу дали отцу обещание беспрекословного повиновения в будущем их младшему брату Угедею, наследнику главного ханского престола. Формально каган являлся главным правителем империи. Между имперской и улуской властью в сущности, с одной стороны, разделение полномочий, с другой – разграничение компетенций в соответствии с традиционным вековыми нормами кочевников.
Территория и население делились на два крыла – восточное и западное (левое и правое)с самостоятельными правителями в каждом из них. При этом правое крыло считалось младше левого. Восточная часть империи, получившая в Китае XIII века название Юань, составляла левое крыло под хаканом. У чингизидов формировалось своеобразное соправительство, когда хан Джучиева Улуса возглавлял правое крыло и фактически оказался равным по положению к государю Каракорума. Еще Чингисхан замечал отделение УД от левого крыла, после его смерти стал править Чагатай. А после его смерти, первоначальное старшинство на Западе перешло в дом Джучи в Каракоруме. Гуюк, сын Угедея, в 1246 году его отношения с Бату были враждебными. Но после смерти Гуюка монгольская знать предложила императорский престол Бату, как старшему на тот момент чингизиду. Тот отказался, мол у него и так много земель. Он предложил воцарить своего друга и младшего кузена Менгу. Конечно, уверенным ханом Бату не был, ЗО тогда не имела права на дипломатические отношения без ведома центрального правительства задерживать послов Монголии. После смерти Бату его трон переходит сыну – Сартаку. Менгу-хакан передал ему власть отца – это командование всеми войсками и владение покорными Бату княжествами, он назначался вторым человеком государства. Таким образом, приемник Бату, как и его отец, занял второе по рангу положения правителя в Империи и получил право автономного законодательства. Как известно, Сартак умер, едва успев воцариться. Этими прерогативами в Сарае в 1256 году воцарился Берке. Он продолжал сохранять ограниченную власть и влияние в западном крыле, и даже пытался распространить свое влияние на новые улусы в Иране и Месопотамии. С 1260х реальный контроль центра над ордой утрачен. Улус Джучи отделился от Монгольской империи при Менгу-Тимуре, когда тот чеканил свое имя на монетах Ари-Буги.

 

16. Материальная культура Улуса Джучи.

Главной отраслью хозяйства, приносившей в ханскую казну баснословные доходы, была торговля, особенно внешняя. Еще при правлении хана Токты, в 1311 - 1312 гг., была проведена денежная реформа. Сарайский дирхем стал единой, устойчивой по весу и курсу монетой. Он господствовал не только в Золотой Орде, но и в сопредельных государствах.

Узбек установил порядки, максимально благоприятствующие развитию торговли. Торговые пути были безопасны, хорошо организованы, таможенные пошлины не очень высокие. Внешняя торговля велась по двум транспортным магистралям: Великому шелковому пути и Великому Волжскому пути. Первый связывал Восток с Западом, второй южные области Золотой Орды с северными. Вдоль этих двух дорог, прежде всего, по Волге, находилась основная часть городов. Торговля велась не только с русскими княжествами и Болгаром, но и с Китаем, Индией, Средней Азией, Кавказом, странами Средиземноморья. 3, с.65

Улус Джучи был богат различными животными, поэтому главным экспортом считался именно этот живой товар. Люди, побывавшие там, обращают на это особое внимание. По Ибн-Баттуте, в караванах, следующих в Индию, бывает, например, более шести тысяч лошадей. Даже во времена Иосифата Барбаро татары отправляли в Персию лошадей по 4 тысячи в партии. Барбаро говорит, что ими вывозятся также "прекрасные крупные быки" в Европу: Польшу, а также в Валахию и Пенсильванию, т.е. в Румынию, даже в Германию и Италию. Известные двугорбые верблюды отправлялись в Персию, за каждого из которых там получали по 25 дукатов, тогда как местный одногорбый стоил всего 10 дукатов.

Весьма широкое развитие получила в Золотой Орде обычная средневековая караванная торговля на верблюдах и лошадях, центрами которых были: Сарай (Сарай-Бату и Сарай-Берке) - столица государства, Хаджитархан (Астрахань), Ургенч - центр Хорезма, Сарайчук в низовьях Яика, Солхат в Крыму, Булгар на Средней Волге. Правящая феодальная аристократия поощряла караванную торговлю, получая от нее большие барыши. Торговля, главным образом, проходила по путям, которые шли через владения Джучиева улуса на Восток, в Среднюю Азию и Китай.

В этой караванной торговле золотоордынские товары, за исключением скота, занимали самую ничтожную долю. Участие кочевников Улуса Джучи в торговле ограничивалось лишь продажей скота, в основном коней. В числе золотоордынских товаров экспорта и импорта в исторических источниках так же отмечаются: различные меха, кожа, дорогая рыба, воск, мед, соль, шелк, камка, перец, хлеб, вино, различные ткани, ковры, серебряные изделия, жемчуг, фарфор, краска и целый ряд других. Серебро, хлеб, частично меха, воск по своему происхождению являлись русскими или вывозились из Литвы; ковры и шелка из Средней Азии, фарфор и драгоценные камни - из Китая, жемчуг, перец и краски - из Индии, вино - с Кавказа. Часто золотоордынская торговля носила формы простого обмена товаров. 2, с.49

Золотая Орда вела еще и речную и морскую торговлю через Каспий и Черное море. На южном побережье Крыма располагались известные города-порты - бывшие генуэзские торговые колонии в Причерноморье, а теперь города Улуса Джучи: Судак (Солдайя), Кафа (Феодосия), Балаклава (Чембало). После походов Бату они вошли в состав Золотой Орды. В Судаке и Кафе одно время даже чеканились джучидские монеты. Товары через эти порты переправлялись на рынки Европы, арабского мира Азии и Северной Африки.

Одной из самых доходных статей золотоордынской торговли была работорговля. Причерноморские итальянские города, особенно город Каффа, были главными центрами работорговли. Они снабжали рабами все невольничьи рынки Европы, Азии и Африки. Испанский путешественник Перо Тафур, посетивший г. Каффу между 1435 - 1439 гг., в своей книге "Происшествия и путешествия" оставил подробное описание работорговли в этом городе. Тогда город уже захирел, а в Золотой Орде заканчивался процесс ее распада, но даже в то время в г. Каффе шла бойкая работорговля. "В этом городе они продают рабов и рабынь в большем количестве, - пишет он, - чем в любом месте мира".

А тем временем, даже значительно позднее, шла оживленная торговля обычными товарами в центральном Улусе Джучи. Приведем такой эпизод. Один из богатых ширазских купцов Шамс ад-дин Мухаммад (Шираз - город на юго-западе Ирана) после своих торговых сделок в Средней Азии летом 1438 года прибыл в город Сарай-Бату с товарами общей стоимостью в 21 тысячу динаров - это были типичные восточные вещи типа амбры, алоэ, перца, имбиря, мускатного ореха, гвоздики и др. В Сарае же он купил: шелк-сырец, шелковую камку, русское полотно и т.д. 1, с.56

Таким образом, в Золотой Орде, несмотря на завершающийся период ее существования, особого недостатка в товарах не было. Они продолжали еще туда поступать из различных стран.

17. Духовная культура Улуса Джучи.

Элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром, предшествовавшим появлению данного государства. Этот мир состоял из двух основных компонентов: местного тюркоязычного, главным образом кипчакского, и пришлого центральноазиатского - также тюркского, татарского и монгольского.

Духовный мир центральноазиатских тюрок, в том числе и древних татар, а также их западных соплеменников-кипчаков, получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей. Раннетюркские статуи VI - VII веков на Алтае, в Монголии и прилегающих областях изображали воина-мужчину, погибшего в бою с врагами. Его ваяли в одежде, с поясными наборами, а также с оружием, в одной, и с сосудом - в другой руке. Перед таким изваянием совершались культовые обряды.

Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отличаются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны, немало уже и женских статуй (от них и название "каменные бабы"). И те, и другие держат сосуд уже двумя руками в области живота. Надо полагать, что подобный сосуд символизировал обилие, достаток, который должен был сопутствовать человеку в потустороннем мире. 2, с.35 - 36

Исследователи считают, что кипчаки в своих изваяниях воплотили культ героизированного предка. Этот культ связан с почитанием племенной, дофеодальной аристократии. Монголы частью вытеснили, частью уничтожили эту местную верхушку и сами заняли ее место. После монгольских завоеваний и образования Золотой Орды обычай установления "каменных баб" в Дешт-и-Кипчак прекращается. Этому способствовало также принятие ислама с его запретом языческих культов и изображения человека.

Итак, Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был, достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, материальной и духовной культуры. Золотая Орда была страной, где любая религия пользовалась одинаковой свободой. Еще по законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

Централизованное государство, каким была Золотая Орда, многочисленные города, широкие торговые связи с внешним миром создавали самые благоприятные условия для развития культуры. Многие золотоордынские правители стремились привлечь ко двору крупных ученых, богословов, поэтов, образованных людей из дальних стран, оказывали им покровительство. Такими покровителями в государстве джучидов были ханы Берке, Узбек и Джанибек.

Городская культура Золотой Орды является сплавом традиций мастеров-ремесленников различных стран, покоренных монголами. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булгарии. Так, по Великому шелковому пути основные достижения китайской цивилизации легко проникали и в ордынские города. При их раскопках археологи находят китайские зеркала, фарфоровую посуду, костяные изделия с изображениями птиц и драконов, чугунные котлы, китайский шелк и т.д.

К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими являлись Сарай, Сарай ал-Джедид и Крым (Солхат). Среди наиболее известных городов были также Хад-житархан (совр. Астрахань), Укек (остатки находятся неподалеку от совр. Саратова), Мохша (в Пензенской области), Маджар (в Ставропольском крае), Аккерман (совр. Белгород-Днестровский). 2, с.37

Всех, кто посещал города Золотой Орды, поражала красота невиданных доселе ханских дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев, общественных бань и караван-сараев. Эти сооружения украшались изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался с изящной вязью арабских надписей, передававших отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние помещения украшались мозаичными и майоликовыми панно с позолотой в чередовании с арабесками, полы устилались изразцовыми кирпичами различных оттенков, а во внутреннем дворе устраивались сады, где били фонтаны.

Одним из важнейших градообразующих элементов мусульманских городов Востока и Запада являются минареты, встроенные в здания мечетей или стоящие рядом с ними. Именно минареты своими стройными башнями возвышаются над всей остальной застройкой и определяют неповторимый силуэт города.

В Золотой Орде, несмотря на определенные заимствования из Средней Азии, Ирана и Закавказья, выработался свой яркий стиль высокохудожественной керамики. Об этом свидетельствует большой археологический материал золотоордынских городов и селений в виде глиняных сосудов и их обломков. Помимо простой красноглиняной посуды широкое распространение получила изразцовая керамика с блестящей толстой поливой и подглазурными тонкими узорами в виде различных цветов, сплетений геометрических фигур, птиц и зверей. В обоих Сараях и некоторых других городах обнаружены мастерские по производству поливной изразцовой керамики. 5, с.90

Золотоордынское общество достигло больших высот в духовной культуре. В этой области оно пережило в первой половине XIV века крутой поворот, связанный с переходом от архаичной, языческой культуры мира кочевников-скотоводов к более высокой, оседло-земледельческой и городской культуре мусульманского Востока.

Центром этой культуры была столица Золотой Орды - Сарай. Этот город уже при хане Берке "сделался средоточием науки и рудником благодатей, и за короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных" (Ибн Арабшах). Сарай был не только крупным административным центром, откуда шли нити управления огромной империей, но и центром ремесленного производства, где целые кварталы были заняты ремесленниками, специализировавшимися на металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной и других отраслях. В Сарае были дворцы ханов, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани и водопровод. 4, с.73

Из наиболее ранних памятников воинской культуры Джучидов (60-е годы XIII века) следует выделить поясные наборы из золота и золоченого серебра, железный топор с инкрустацией латунью и серебром, обкладки конских седел, украшения конского убора. Однако уже в XIV веке в материалах торевтики дает о себе знать влияние процесса активной исламизации Золотой Орды. В связи с чем примечательны шедевры исламского искусства. Например, особенности иконографии медальонов с виньетками связывают с восточно-иранскими и среднеазиатскими прототипами X века. Кроме того в Золотой Орде было развито ювелирное искусство. Такими ювелирными изделиями как браслеты, перстни, застежки, брелки обладали не только женщины ханских домов, но и простые горожанки Золотой Орды.

До наших дней дошли предметы быта. Например, поливная чаша для вина с орнаментом в технике сграффито обнаружена в 1986 г. при исследовании центральной части средневекового Солхата (г. Старый Крым) в закрытом комплексе с монетами первой половины XIV в. Внутренние стенки украшены рыбами, на внешних представлена сцена пира молодых людей в гранатовом саду. Естественно предположить в них представителей ассоциации молодых людей - фитйан. Эти объединения возникли на Ближнем Востоке еще в IX в., в Золотую Орду попали через Малую Азию в XIII в. 7, с.84

Большой интерес также представляет уникальный керамический кубок, обнаруженный при раскопках золотоордынкого города Азака (г. Азов) в 1992 году. Сосуд декорирован трехцветной надглазурной росписью (красным, зеленым и черным) по белому непрозрачному фону с добавлением накладного золота и подглазурной росписью темно-синим (кобальтом). На сосуде имеются изображения цветущих растений, водоемов и фениксов, что символизирует коранический Рай. Чаша призвана напоминать людям о наградах и наслаждениях, обещанных благочестивым праведникам в будущей жизни.

Роспись кубка выполнена в цветочном мусульманском стиле и является формой художественного отображения действительности. Он выражает метод поэтического видения мира и его изображения не в реальном содержании, а в условном обозначении. Узор, гармония линий и пропорций определяет главное эстетическое содержание произведения.

Частью духовной культуры Золотой Орды были наука и просвещение. О развитии в Сарае астрономии и геодезии свидетельствуют обломки астролябии и квадрантов, обнаруженные там при археологических раскопках. В столице жили и работали медики из других стран. Широко была распространена грамотность среди простого народа.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.