Дискур-анализ в изучении сознания реципиента как основа формирования имиджа — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Дискур-анализ в изучении сознания реципиента как основа формирования имиджа

2017-06-13 260
Дискур-анализ в изучении сознания реципиента как основа формирования имиджа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе социализации человек обретает мир ценностей, которые в ходе жизни человека воплощаются в цели, намерения и ожидания, интенции. Одним из важнейших механизмов освоения совокупного опыта является включение человека в многочисленные дискурсы. Именно такое включение и формирует ценности, значения символов, образов, формирует способы восприятия, интерпретации и понимания мира. Этот процесс культивирования имиджеобразующих качеств как индуктором, так и реципиентом идет на протяжении всей социализации. Обе стороны порождают и воспроизводят и качества, и имиджи, и типы поведения, в которых сами и заинтересованы.

Одним из наиболее перспективных направлений исследования сознания является подход, получивший название «дискурс-анализа». Непосредственными зачинателями дискурс-анализа стали в первые десятилетия XX столетия русские формалисты. Особенно важным для дискурсного подхода стало учение о речевых актах, развитое представителями аналитической философии. Благодаря их изысканиям было обосновано, что вся деятельность людей имеет семиотическую природу. С середины 50-х гг. начинается интенсивное использование термина «дискурс» в философии, а позднее — и в других общественных науках, в том числе и психологических. Дискурс-анализ — это не столько метод, обладающий собственной спецификой, сколько направление, сконцентрированное на порождении человеком значений объектов окружающего мира. Дискурс-анализ сосредоточен на анализе процесса интерпретации социальной реальности, представленной в различного рода текстах, прежде всего «жизненных текстов» — дневников, статей, писем, видео- и аудиозаписей.

Для понимания того, что такое дискурс, необходимо выделить несколько существенных моментов.

1. Дискурс — это текст. Причем текстом следует считать любой продукт речевой деятельности, текст устный или письменный, современный или исторический, фильмы, спектакли, любые явления действительности, имеющие знаковую, семиотическую природу. Образ также может рассматриваться как одна из сложившихся знаковых систем, обеспечивающих коммуникацию. Образ определяется как обобщенное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления.

2. Дискурс всегда содержит в себе объекты реальности первого рода и является репрезентациями реальности первого рода и конструирует объекты реальности второго рода. Анализ включает описание реальности первого рода. Дискурс являет вместе с тем и практикой репрезентирования. Говоря об объекте, мы описываем его и, говоря об описании объекта, мы также осуществляем дискурс. Таким образом, являясь дискурсом об объекте, дискурс сам становится объектом дискурса.

3. Дискурс — это целенаправленное социальное речевое действие. Текст является формальной конструкцией, дискурс — ее актуализацией, участники дискурса понимают друг друга или, по меньшей мере, понимают, почему не понимают. Многие древние тексты, например, сегодня не поддаются восстановлению, текст есть, понимания — нет. Дискурс является текстом, который понимается и удерживает субъектов, являющихся индукторами и реципиентами в едином пространстве понимания. Люди говорят или пишут, слушают или читают, организуя множество социальных практик. Дискурс является частью социальной практики, которая содержит в себе субъектов этих практик.

4. Дискурс имеет тему. Утверждения, метафоры, образы и аналогии, изображенные в дискурсе, группируются в определенной последовательности по степени их отношения к определенной теме, сконцентрированы в утверждения о реальности. Существуют различные культуры — от поддерживающих данную систему утверждений до противостоящих ей. Каждая культура имеет свое понимание того, что представляет собой данная тема или вопрос. Все это делает неизбежным анализ проблемы репертуара интерпретаций.

Дискурс анализ есть создание модели, раскрывающей механизм понимания. В исследованиях дискурса всегда присутствуют основные элементы социолингвистической структуры коммуникации, которая в нашей интерпретации будет следующей: индуктор — имидж — реципиент. При этом центральный элемент «имидж» дополнен таким элементом как код или языковый контекст. Кроме того, все эти элементы существуют и во внеязыковой реальности или социальном предметно-деятельностном контексте. Любой текст окружен контекстом. Это совокупность экстралингвистических, прагматических, социокультурных, психологических обстоятельств, это знания о мире, мнения, установки, цели, нормы, ожидания.

Именно благодаря механизму категоризирования реципиент может приписывать, дописывать, дорисовывать, додумывать те признаки, которые непосредственно не воспринимаются, но могут быть у индуктора как представителя данной группы людей.

В наиболее общем виде об имиджеформирующем дискурсе можно сказать, что он представляет собой систему утверждений, способов говорения, визуальных элементов, которые презентируют имиджеобразующие качества. Имидж можно трактовать как вариант свернутого текста. Поскольку в момент первого впечатления реципиент не в состоянии обрабатывать большие тексты (их в тот момент просто нет), он пользуется краткими сообщениями, принадлежностью к классу, обозначениями типа «новый русский», «кислотная чувиха». Любой имидж как вариант малого текста может быть развернут в большой текст, если возникает такая потребность. При этом, в отличие от привычного нам чисто вербального понимания текста, имидж как текст строится по всем каналам (визуальный, поведенческий и т.д.). С этих позиций управление имиджем выглядит как операция по свертыванию — развертыванию текстов, состоит в замене несущественных визуальных и текстовых характеристик на более важные с точки зрения имиджмейкера.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каково значение дискурса для формирования социальных схем и образцов, смыслов и способов интерпретаций реципиента?

2. Что означает понятие дискурс-анализа?

3. Опишите основные положения дискурс-анализа.

4. Каково соотношение реальностей существования человека?

5. Что дискурс-анализ может дать для понимания сознания реципиента?

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.