Свойства перцептивного образа как основа формирования имиджа — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Свойства перцептивного образа как основа формирования имиджа

2017-06-13 983
Свойства перцептивного образа как основа формирования имиджа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую извне и, в частности, от другого человека, являются ощущение, восприятие, представление, мышление. Понятие образа так же как и понятие имиджа является многозначным. В психологии под образом в широком смысле слова понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая сам субъект, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Понимание многих существенных моментов формирования образа затруднено тем, что процесс восприятия может быть исследован только как междисциплинарный объект. Сведения, которые известны сегодня в нейрофизиологии, генетике, психологии, весьма ограничены, чтобы полностью знать природу восприятия как процесса и образа как продукта этого процесса. Вместе с тем ряд свойств перцептивного образа изучены и описаны. Именно эти свойства и обеспечивают неизбежность имиджа.

Основные свойства образа: пространственно-временные характеристики, модальность и интенсивность. В перцептивном образе отражены пространственные характеристики, в частности, форма, величина, трехмерность, локализация и временные — длительность, последовательность, одномоментность. Пространственно-временные характеристики, модальность и интенсивность присутствуют в образах, возникающих во всех органах чувств. Что касается отражения формы и контура предмета, которая, являясь разделительной гранью двух реальностей, выделяет его из окружения и выражает единство строения предмета как целого, является основой целостности и структурности зрительного и тактильного перцептивного образа. Модальность же отражает качественное своеобразие образа, т.е. зрительный образ не похож на слуховой, а тактильный на двигательный. Интенсивность также присуща образам всех модальностей.

Перцептивному образу присуще такое свойство как константность. Константность — соответствие характеристик образа характеристикам объекта в определенных условиях. Несмотря на изменения в освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого объекта остается относительно постоянным. Константность образа заключается в возможности человека в опознании и идентификации объектов в искаженных и нарушенных условиях восприятия в определенных пределах.

Такое свойство как целостность образа раскрывает возможности человека в опознании и идентификации объектов по отдельным элементам при изменениях и вариативности условий восприятия. Целостность перцептивного образа отражает соотношение между элементами образа и его структурой. При этом как целое дает возможность воспринимать элементы, которые сразу не были восприняты, так и ключевые элементы позволяют достраивать в восприятии целый образ. Более того, один и тот же элемент, будучи включенным в различные структуры, воспринимается по-разному.

Предметность (в учебниках по психологии это свойство еще называется «структурность») — пространственная обособленность того, что воспринимается.

Феномен предметности заключается в том, что все поле восприятия разделяется на воспринимаемый объект (фигура) и все остальное (фон). Взгляд человека всегда в движении, но при этом продвижении взгляда фигуры и соответственно фон все время изменяются, но сам факт выделения остается. То, что человек определенно выделяет и воспринимает в данный момент объект, в психологии получило название «гештальт» (нем. Gestalt – форма, конфигурация, структура). Этот подход в психологии подчеркивает целостный, структурный, предметный характер восприятия. Человек реагирует не на изолированные стимулы, а на определенное состояние окружающей среды в целом.

Обобщенность (осмысленность, категориальность) — свойство, в котором отражено отнесение любого объекта при всей его специфичности к определенному классу объектов. Разумеется, что сохранение качества объекта, позволяет отнести его к определенному классу, имеет определенный диапазон.

Восприятие человека человеком особенно характеризуется осмыслением, категоризацией. Каждый человек, как и всякий иной предмет, относится к определенным классам, категориям, типам. Человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах, но и как личность, типичная в тех или иных своих социальных проявлениях. Отнесение к типу может действительно характеризовать того, кого воспринимают, а может быть и приписыванием воспринимаемому совсем ему не присущих характеристик.

Следует указать еще на одну характеристику восприятия, имеющую особое значение для возникновения имиджа, а именно избирательность восприятия. Избирательность восприятия обусловлена направленностью (интенциональностью) личности реципиента. Воспринимается то, что для воспринимающего человека так или иначе значимо. Фигуры, «вырезаемые» определенным «интересом» человека из общего фона, представлены последовательно по мере снижения уровня значимости. Реальное восприятие всегда «выхватывает» нечто из поля, сосредотачиваясь на одном и отбрасывая другое. Человек в каждый данный момент сознание фиксирует много меньше, чем все то, что находится вокруг воспринимающего человека.

Образ восприятия или перцептивный образ формируется практически мгновенно. Механизм формирования перцептивного образа имеет нейрофизиологическую природу и не представлен сознанию. Не менее важным моментом перцепции является неосознаваемость целого ряда факторов, влияющих на восприятие и, в первую очередь, влияние бессознательного на формирование образа.

В 1885 году З. Фрейд пришел к выводу, что симптомы истерии есть проявление психологических проблем пациента, причем эти проблемы как таковые пациентом не осознаются. Этот вывод стал основной идеей психоанализа — теории бессознательного. Несмотря на то, что после посещения Фрейдом США психоанализ становится одной из основных парадигм психологии и философией, практическая работа с бессознательным не подается никакой технологизации и является результатом мастерства психоаналитика и пациента. Подлинное бессознательное имеет невербальную природу, и вербальные методы работы с бессознательным чаще всего бесперспективны. Но невозможно говорить о том, что ни при каких условиях не может быть осознано. Достаточно вспомнить яркость образов и эмоциональное богатство снов, с одной стороны, и убогость наших рассказов о наших снах — с другой. Бессознательное практически всегда непроницаемо для сознания.

Идеи Фрейда получили дальнейшее развитие в аналитической психологии К-Г Юнга в идеях об универсальном, коллективном и индивидуальном бессознательном. Особое значение приобрел конструкт архетипа и размышления об основных архетипических фигурах.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов. Архетипы как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, лишены ясного содержания. Архетип – врождённые психические структуры, первичные схемы побуждений-образов-чувств-мыслей, содержащиеся в коллективном бессознательном и организующие восприятие, понимание, активность воображения, переживание и реакцию на события. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия и поведения. Архетипы, которыми снабжен новорожденный, это пустые формы, которые в межличностном и массовом общении заполняются опытом и обретают содержание. Обеспеченные материалом сознательного опыта архетипы реализуются как конкретные образы, проецируются на других людей и в зрелом состоянии могут выражаться в большом разнообразии персонификаций. Как в первом случае, процесс идет вне сознания, так и в зрелом состоянии работа по декодированию и вычленению собственно архетипической структуры практически не выполнима.

Особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется таким архетипам, как анима и анимус, персона и тень, самость. Анима – представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону личности мужчины. Анимус внутренний образ мужчины вженщине, ее бессознательная мужская сторона. Вероятно, по этой причине распознавание пола при восприятии другого человека практически всегда осуществляется мгновенного и безошибочно, но никогда не может быть осмысленно проговорено. Большинство высказываний о критериях выделения группы пола являются ничего не объясняющими ссылками на одежду, макияж, манеры, тембр и т.п. Персона(от латинского «persona» — «маска») — наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими. В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип теньпредставляет подавленную сторону личности, которая содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Самость— наиболее важный архетип втеории Юнга. Самостьпредставляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Юнг подчеркивал, «что эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной наследственности, равно как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, обусловлены в первую очередь тем, что они предназначены для общения, понимания и взаимодействия людей.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое перцептивный образ?

2. Какими свойствами обладает перцептивный образ?

3. Какие воззрения составляют основу гештальтпсихологии?

4. Что такое категоризация?

5. Что такое неосознаваемое и бессознательное в восприятии?

6. Что такое архетип?

7. Какие архетипы имеют наибольшее значение?

 

5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Со временем социальной перцепцией стали считать процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В этом значении и закрепился термин в социально-психологической литературе. Многие исследователи обращаются к французскому выражению «connaissance d¢autrui», что обозначает «познание другого». К этому термину они обращаются потому, что при восприятии другого человека обращается внимание не только на физические характеристики объекта, но и на поведенческие, такие как его мысли, способности, установки, эмоции и т.д. В содержание этого понятия включаются представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.

Имидж имеет особое значение на начальных этапах общения, при возникновении первого впечатления. Важно подчеркнуть, что первое впечатление и имидж-образ, возникающий в момент первого впечатления, при первичной презентации — ключевая характеристика общения. Имидж может формироваться как на начальных этапах при непосредственном контакте, лицом к лицу, так и при опосредованном общении, при восприятии различных информационных материалов. Чем ближе будет имидж к реальным характеристикам своего носителя, тем адекватнее стратегия взаимодействия, тем успешнее общение.

Дома, в гостях, на улице, в любом месте мы постоянно обращаем внимание на поведение другого человека и интерпретируем поведение другого человека. В первое мгновение выявляются признаки, затем на основании этих признаков выстраивается образ другого человека. Первое впечатление — момент первоначального восприятия человека, именно в этот момент складывается целостный, устойчивый, стереотипный образ, имидж. При первом впечатлении проявляется ориентировочный рефлекс по отношению к воспринимаемому:

Кто такой? Что характерно для него? Что можно ожидать от этого человека?

Первое впечатление — момент первоначального восприятия человека, длящийся буквально доли секунды, достаточный для возникновения целостного образа, имиджа. При формировании первого впечатления существует известное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения. Хотим мы того или нет, наш внешний вид несет основной поток информации о нас. При первом впечатлении имидж-образ отражает очевидные характеристики индуктора. Наиболее значимыми каналами получения информации в момент первого впечатления являются: невербальный (внешний вид, манера поведения, жестикуляция и мимика), на его долю приходится 55% информации; паравербальный (тон голоса, манера разговора) — 38%; вербальный (то, что мы говорим) — 7%.

Особую значимость первое впечатление приобретает в бизнесе, политике, образовании и любой другой публичной деятельности. Часто именно от первого впечатления зависит результат выбора и последующее развитие отношений.

Способность воспринимающих правильно относить других к тем или иным группам может сформироваться у них при встречах с самыми разнообразными категориями людей. Та же способность может проявляться лишь по отношению к определенной категории лиц, и быть связанной с тем, насколько похож или не похож своим внешним обликом и поведением оцениваемый человек на тех людей, с которыми познающему субъекту пришлось в прошлом вместе жить, учиться, работать, отдыхать.

Такое свойство образа как категориальность, обусловленное речью и влиянием мышления, определяет социальную типичность человека. Именно социальная типичность и является одной из основ возникновения имиджа. Принадлежность любого воспринимаемого человека к тому или иному типу в значительной мере зависит от социализации и личного опыта реципиента. Если определение таких типов как мужчина и женщина не вызывают никаких ошибок и недоразумений, то множество других социальных типов вовсе не очевидны, но неумолимость категоризации порождает такое явление как стереотипы. Гендерные, профессиональные, этнические стереотипы и есть отражение социальной типичности в восприятии и понимании человека человеком.

Однако при восприятии человека человеком возможны искажения, получившие название эффектов первого впечатления. Такими эффектами являются следующие:

– «эффект стереотипизации» — наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, обобщенного образа некоторого класса, группы, категории людей. Новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, возникает явление стереотипизации. Отнеся по индивидуальным признакам к классу, типу воспринимаемого человека, воспринимающий субъект строит свои взаимоотношения с данным человеком, подстраиваясь под сложившиеся и усвоенные им стереотипы. Со стереотипами теснейшим образом связаны установки, готовность действовать обобщенным образом в типовых ситуациях, относиться определенным образом к определенному классу, типу людей. Кроме того, принадлежность человека к определенному классу позволяет наделить его целым рядом признаков, характерных для данного типа людей, хотя сам этот человек может этими качествами и не обладать. Стереотипизация как стремление к внутренней непротиворечивости вытесняет все аспекты образа воспринимаемого человека, противоречащие сложившейся о нем концепции группы, к которой принадлежит данный человек;

– «эффект ореола» — влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств и проявлений его личности. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестным качествам воспринимаемого. Общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Оно проявляется наиболее явно, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия.

Впервые термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот американским журналистом и социологом У. Липпманом в 1922 г. Стереотип (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта человека, группы, события. В человеческом сообществе социальные стереотипы складываются в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе. Социальные стереотипы упрощают жизнь, делая сложные объекты и явления более понятными.

Восприятие и мгновенная классификация объектов только потому и возможна, что относительно воспринятых объектов срабатывают стереотипы, образ представлен сознанию целостно и как определенный типаж. Стереотип формируется на протяжении всего периода социализации и является исключительно устойчивым образом, мыслью и чувством. При этом стереотип плохо осознается, в большинстве случаев он адекватен, но может оказаться и ошибочным. Можно предположить, что более укорененной и менее осознаваемой структурой может являться только архетип. Как правило, стереотип актуализируется при необходимости делать выводы на базе ограниченной информации. Именно по этой причине значение стереотипа резко возрастает в момент первого впечатления и по мере формирования мнения утрачивает свое значение. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным последствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативный, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Когда мы оцениваем людей, принадлежащих к определенным группам, мы склонны преувеличивать сходства внутри групп и различия между ними. Само деление на группы может вызвать эффект внутригрупповой гомогенности — чувство, что они «все на одно лицо» и отличаются от «нас» и «нашей группы». Психологическими механизмами, поддерживающими стереотипы, являются каузальная атрибуция, идентификация и рефлексия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социальная перцепция?

2. В каких случаях создание образов является значимым действием?

3. Что такое первое впечатление?

4. Социальная типичность и стереотипы.

5. Что такое эффекты первого впечатления?

6. Что такое стереотип?

 

 

6. СОЗНАНИЕ РЕЦИПИЕНТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ
ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Если основной трудностью в изучении бессознательного является его невербальный характер, то феноменология сознания — знания об объекте и есть сам объект, порождает главную трудность в изучении сознания — картина мира и собственно мир неразделимы друг от друга. Сознание имеет несколько характерных признаков, выделяющих его как особую область психического.

Сознание есть способность выделять себя и отдавать себе отчет в том, что происходит во внешнем и внутреннем мире. Выделять себя и относиться к себе невозможно без идентификации и отражения собственной аутентичности.

Сознание позволяет человеку прогнозировать, предвосхищать ход событий, ставить цели, проектировать деятельность и предвидеть последствия своих действий. Все эти действия относительно внешнего мира возможны только в том случае, если сознанию представлена картина потребностей, мотивов и интересов, интенций, эмоций и чувств человека. Следует указать, что чаще всего нашему сознанию представлены не причины и следствия, а приписывание причин, получившее название каузальной атрибуции.

Сознание есть со-знание — знание, приобретаемое совместно с другими в процессе коммуникации, общения об объекте познания. Индивидуальное сознание формируется и может существовать только при наличии языка, сохранения общечеловеческого опыта и разнообразных дискурсов.

Одним из основных механизмов восприятия и понимания человека человеком является идентификация. Начало исследований феномена идентификации было положено в психоанализе. В работах «Психологический анализ человеческого Я» (1921) и «Я и Оно» (1923) Фрейд отмечает, что идентификация представляет собой «самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом» и понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении, посредством которого ребенок усваивает образцы поведения Значимых Других, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр.

В современном понимании идентификация рассматривается как процесс и результат уподобления, отождествления себя с другим человеком, группой, животным, предметом, идеей, образом или символом и пр. Установление сходства обеспечивает эмоциональную связь, включение норм, ценностей и образцов, присущих другому человеку, в свой внутренний мир и принятие их как собственных.

Межличностная идентификация обеспечивает процесс категоризации, выделения типа, образование обобщений и их классификацию. Важнейшую роль в межличностной идентификации играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осознается человеком, но они серьезно влияют и управляют процессом формирования образа. Когда объект идентификации — человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании которого можно отнести личность к некоему классу или типу. Процесс идентификации чаще всего не осознаваем.

Дома, в гостях, на улице, в любом месте люди постоянно обращают внимание на поведение других людей и постоянно интерпретируют их поведение. При взаимодействии каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретаций его поведения, в частности его причин. В обычной жизни люди не знают настоящих причин поведения другого человека или знают их недостаточно точно, но возможность идентификации позволяет приписывать друг другу причины поведения или какие-то более общие характеристики. В результате возникает целая система способов такого приписывания. В социальной психологии концепция, исследующая процессы приписывания, получила название каузальная атрибуция. С помощью этого механизма происходят приписывание определенных мотивов и причин, объясняющих поступки воспринимаемого и другие особенности с разной степенью достоверности. Достоверность зависит от уникальности или типичности поступка и социальной «желательности» или «нежелательности». Типичное поведение — поведение, предписанное ролевыми образцами, и социально «желательное» поведение — поведение, соответствующее социальным и культурным нормам, легко поддается интерпретации. Уникальное поведение и социально «нежелательное» поведение — поведение, не соответствующее социальным и культурным нормам, допускает много различных интерпретаций.

Категориальность, так же как и другие свойства перцептивного образа, является основой формирования имиджа. Именно идентификация воспринимаемого человека, его принадлежность к определенной категории, типу дает возможность по элементам, имиджеобразующим качествам реципиенту выстраивать целостный имидж. Если человек неизбежно классифицирует любой объект, который попадает в его поле зрения, то есть смысл рассмотреть, какие классы, типы, категории объектов, в частности такого, как другой человек, существуют в сознании реципиента. Зная эти типы, мы получаем возможность проектировать, используя имиджеобразующие качества, имиджи. Индуктор, порождающий имидж, и реципиент, воспринимающий имидж, действуют в рамках одних и тех же закономерностей восприятия и интерпретации. Выделить себя, описать и осуществлять диалог с самим собой возможно только соотнося себя с персонифицированными образцами, которые с раннего детства и на протяжении всей жизни мы находим в ближайшем окружении. Идентификации себя с любимыми героями экрана или литературы выступают в качестве чуть ли не основного способа соотнесения в подростковом и юношеском возрасте. В зрелом возрасте соотнесение и уподобление уже осуществляется с некими ментальными образцами, категориями и типами.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какова структура сознания?

2. Что такое межличностная идентификация?

3. Каково значение идентификации для формирования образов?

4. Что такое каузальная атрибуция?

5. Каково значение категоризации для формирования имиджей?

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.