От заговаривания зубов к современной психотерапии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

От заговаривания зубов к современной психотерапии

2017-06-11 253
От заговаривания зубов к современной психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Люди вымаливают свое здоровье у богов.

Им неизвестно, что они сами

могут влиять на свое здоровье.

Демокрит

В примитивных обществах существует так называемая смерть вуду, когда человека за нарушение табу «вычеркивают из жизни». Провинившийся падает на землю, его пульс замедляется, он задыхается и через несколько часов умирает. Яркие примеры смерти, обусловленной магическим воздействием шамана или влиянием «табу» племени, приводят Р. Конечный и М. Боухал (1983). Человек, на которого шаман нацелился костью, завороженно фиксирует ее, протягивает к ней руки, как бы принимая умерщвляющую силу, вливающуюся в него. Он бледнеет, глаза его стекленеют, лицо искажается. Человек пытается кричать, но крик застревает у него в груди; он дрожит, падает, какое-то время лежит в обмороке, затем поднимается, медленно идет к своей хижине и там через некоторое время умирает.

Экспедицию группы ученых на Новую Гвинею сопровождал прусский военный врач могучего телосложения. Грузы экспедиции несли молодые туземцы, которых угнетало тяжелое предчувствие из-за того, что своим уходом из деревни они нарушили табу, а потому после возвращения их ожидает смерть. Вскоре двое из них умерли уже в лагере — причем без признаков органического заболевания. Когда от страха слег и третий туземец, прусский врач громовым голосом произнес заклинание, которым якобы прусские демоны изгнали местных. Молодой туземец после этого шока остался жив.


В нашей стране вера в колдовство, сглаз, порчу и прочие первобытные способы, использующие внушение, широко распространена до сих пор. Народная медицина в этих случаях успешно использует метод контр внушения, который применил прусский врач, спасший дикаря. Экстрасенсы, заменяющую «плохую энергетику» больного своей «хорошей», по сути, делают то же самое.

Древние врачи воспринимали человека целостно, не отрывая друг от друга психические и соматические расстройства, а лишь учитывая, какие из них у больного выражены больше. В египетском «Папирусе Эверса», датируемом 1550 г. до н. э., дана характеристика эмоционального расстройства женщин, которое объясняется неправильным положением матки.

В Древней Греции во времена Сократа и Платона (V — IV вв. до н. э.) психогенные нарушения телесных функций объединяли термином истерия (греч. hystera — матка), связывая их с «бешенством матки», поскольку они наблюдались в основном у незамужних женщин; им рекомендовалось вступление в брак. В «Диалогах» Платона его учитель Сократ говорит юноше, жалующемуся на головную боль, что для исцеления тела должно лечить и душу, ибо любое зло и любое благо для тела исходит из души, а врачевать душу следует «добрыми речами». В «Хармидах» Платон выступает против того, что есть врачи для тела и врачи для души, поскольку одно неотделимо от другого. Там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой.

В Индии с незапамятных времен существует практика йоги, открывающая фантастические возможности саморегуляции человека. Чтобы стать учеником йога, мальчик должен сдать вступительный экзамен. В холодную зимнюю ночь его сажают на берегу реки, раздевают, мочат в студеной воде простыню и окутывают голого. Он должен внушать себе, что ему жарко, пока простыня на нем не высохнет. И так три раза. Справился до утра — готов к настоящему обучению.

Через несколько лет учебы йог уже умеет уменьшать частоту сердцебиения почти до полного исчезновения пульса, а также снижать температуру тела. Дыхание при этом становится практически неопределимым, все функции организма понижаются до уровня, свойственного животному в состоянии зимней спячки. Таким он может быть зарыт в землю заживо на несколько недель.

Чемпион мира по йоге француз Куду — «гуттаперчевый человек» — демонстрировал такой фокус. Он складывался в три погибели и втискивался в прозрачный кубик со сторонами 50 см. А это


длина самой большой — бедренной кости, ее даже йоги складывать не могут. Затем кубик герметизируют и погружают на дно бассейна с водой. Там йог проводит несколько часов практически без воздуха, за счет особого йоговского дыхания — попросту говоря, почти не дыша.

Другой йог, по фамилии Шварц, в присутствии группы исследователей ввел в левую руку иглу, проткнув кожу, бицепс и вену, а затем по команде остановил в течение трех секунд вызванное проколом кровотечение. В ходе другого опыта он сунул руку в горящий камин и перемешивал ею раскаленные угли, после чего у него не было обнаружено никаких повреждений кожи. Кожа в самогипнозе как бы не замечает огня, ожоговая реакция не запускается. Не зря патофизиологи говорят, что все болезни «организуют» нервы.

Наша эра начинается с Рождества Христова. Иисус неохотно творил чудеса, но иначе народ не верил, что он сын Божий. Чудеса же сводились в основном к мгновенному исцелению психосоматических больных с помощью внушения. Вот «клинические случаи» из Библии. Когда Христос спустился с горы, огромные толпы народа следовали за ним. Один прокаженный пришел, склонился перед ним и сказал: «Господи, если Ты захочешь, то сможешь очистить меня». Протянул Иисус руку, коснулся прокаженного и сказал: «Хочу. Очистись!» И тот очистился от проказы тотчас же.

Принесли к нему паралитика, лежащего в постели. И сказал тогда Иисус паралитику: «Вставай, возьми постель свою и иди домой». И встал паралитик, и пошел домой. Когда Иисус уходил, за ним последовали два слепца. Они беспрестанно восклицали: «Смилуйся над нами!» Когда Иисус вошел в дом, слепцы приблизились к нему, и сказал им Иисус: «Верите в то, что могу сделать вас снова зрячими?» Они ответили: «Да, Господи!» И тогда коснулся он глаз ихисказал: «Пусть же случится с вами то, во что верите». И зрение вернулось к ним. Когда они уходили, к Иисусу привели человека, лишенного дара речи, ибо он был одержим бесами. Иисус изгнал бесов, и к одержимому вернулся дар речи. Народ был поражен.

В средние века в Европе «эстафету» приняли короли: в королевские обязанности входило исцелять больных наложением рук. Например, английский король Карл II (1630— 1685) за время своего правления коснулся рукой около ста тысяч своих подданных, страдавших золотухой (кожной болезнью, которую по методу лечения называли «королевской»). Давка во время лечения возникала такая, что многих затаптывали насмерть. Вильгельм III Оранский в начале XVIII в. первым отказался участвовать в этом обряде, и ког-


да в положенные дни дурно пахнущая толпа осаждала его дворец, откупался милостыней. Однажды все же удалось уговорить его возложить руку на больного, и он кротко пожелал ему: «Дай тебе Бог лучшего здоровья и побольше ума».

В 1778 г. в Париж по приглашению короля Людовика XVI приехал венский врач Франц Антон Месмер для проведения опытов по животному магнетизму. Месмер первым объяснил чудесные исцеления не вмешательством божественных сил, а воздействием одного человека на другого, как он считал, посредством особой энергии, похожей на энергию магнита. Первый экстрасенс, как и его современные последователи, перераспределял «флюиды» или, по-нынешнему, биотоки — нервную энергию в организме больного с помощью магнитной палочки. А потом и вовсе руками, благо эффект достигался и так. Даже на расстоянии «пассы» Месмера действовали безотказно, вот он и объявил себя источником «животного магнетизма».

Во время массовых сеансов Месмер доводил больных до кризиса — истерического припадка с судорогами, криками, хохотом или рыданиями (похоже на изгнание беса, не правда ли?). Охваченных кризисом, буйствующих больных помощники Месмера переносили в «зал кризисов» — устланную коврами и перинами большую комнату, где больные нередко приходили в себя уже здоровыми. Клиенты не давали магнетизеру прохода, пришлось «намагнитить» дерево во дворе, где он жил. Но этого оказалось мало, и тогда он поставил там громадный бак с железными опилками.

Кончил Месмер плохо. В 1784 г. возмущенная медицинская общественность вынудила Людовика назначить комиссию по изучению животного магнетизма. Собрались авторитетные мужи (классики из наших школьных учебников физики и химии), поэкспериментировали с больными и объявили на всю Европу, что лечебный эффект достигается безо всякого магнетизма, достаточно внушения врача и воображения больного. Месмера же объявили шарлатаном и с позором изгнали из Парижа.

В 1813 г. португальский аббат Фариа вывез из Индии способ, который применяли там факиры: он неожиданно оглушал человека ударом гонга у самого уха. А для усиления эффекта издавал вопль: «Спать!». Английский хирург Брэд воспользовался индийским методом для обезболивания при операциях (эфир и хлороформ тогда еще не изобрели). Только вместо воздействия на слух он утомлял зрение больного блестящим предметом. Как и Фариа, Брэд добавлял словесное внушение сна. Причем роль сна он считал столь важ-


ной, что назвал такое состояние гипнозом, что по-гречески означает сон. К концу XIX в. гипнотерапия благодаря работам французских врачей и ученых Льебо, Бернгейма, Жане, Шарко и др. стала распространенным и эффективным методом лечения многих болезней. А в 1932 г. немецкий психоневролог Иоганн Шульц, занимавшийся гипнозом, создал свою систему самовнушения — аутогенную тренировку, основанную на индийской йоге.

Слово «психосоматический» впервые употребил английский поэт и литературный критик Сэмуэл Кольридж в своем эссе об эмоциях. В 1811 г. он уточнил это понятие: «То, что я выражаю в своем настроении или, скорее, вытесняю в бессознательное, это определенно действие, вся сила которого направлена на мое тело». Идею психосоматики Кольридж привез из путешествия по Германии, где он посещал научные семинары.

В 1818 г. немецкий психиатр Иоганн Хайнрот ввел термин «психосоматика» в научный оборот, имея в виду психическое происхождение телесных болезней, делая при этом акцент на этическом аспекте. Так, причины туберкулеза, рака и эпилепсии он рассматривал как результат переживания чувства злобы и стыда, особенно при наличии сексуальных страданий. В своем двухтомном «Руководстве по психическим расстройствам» он писал: «Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, то мы с удивлением узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело. В истории окончательно расшатанного пищеварения, пораженной в своих тканях печени или селезенки, в истории заболевания воротной вены или больной матки с ее яичниками мы могли бы найти свидетельства долгой порочной жизни, врезавшей все свои преступления как бы неизгладимыми буквами в строение важнейших органов, необходимых для человека» (цит. по: Каннабих, 1994, с. 236). Между прочим, в этом руководстве Хайнрот задолго до З.Фрейда выделил три уровня психических процессов: 1) инстинкты, 2) Эго как самосознание и интеллектуальное обеспечение радости жизни; 3) Сверх-Мы как совесть и альтруизм.

Немецкий психиатр Вильгельм Гризингер в своем учебнике 1845 года писал: «Психическая жизнь человека, так же как и животных, начинается в органах чувств и находит свое окончательное проявление в движениях. Переход чувственного возбуждения в двигательный акт совершается по плану рефлекторного действия, сопровождаемого сознанием или без этого последнего» (цит. по: Каннабих, 1994, с. 279).


Эту идею в 1863 г. развил русский физиолог И. М. Сеченов в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга»: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, открывает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде и всегда окончательным будет мышечное движение» (Сеченов, 2001, с. 5). А в 1904 г. И. П. Павлов получил Нобелевскую премию за экспериментальное изучение нервной регуляции кровообращения и пищеварения.

В 1914 г. КарлЯсперс в своем классическом труде «Общая психопатология» провел разделение психосоматических синдромов, которое послужило основой для большинства последующих классификаций. К первой группе синдромов он отнес соматические ощущения, которые существуют или могут быть вызваны у любого человека. Для них характерны недифференцированность, слабая осознаваемость, они не имеют никакой телесной основы или отражают соматические процессы с грубым искажением, либо являются не столько ощущениями, сколько продуктом воображения. Ясперс включил в эту группу синдромов боли без органической основы, психогенную анестезию, телесные галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Вторая группа охватывает перманентные соматические явления, сопровождающие любую психическую активность, например, физиологические проявления эмоций. Третья группа — соматические болезни, зависящие от психической сферы. К этой группе относятся:

• Обмороки и психогенные припадки, возникающие при сильном волнении.

• Функциональные расстройства различных органов, психогенные нарушения менструального цикла, зрения, голоса, слуха, а также «псевдоневрологические» проявления (тремор, тики, заикание). «Невроз поражает душу, которая... избирает тот или иной орган специально для того, чтобы проявить это свое поражение вовне». Функции этого органа легко можно понять символически.

• Соматические заболевания, зависящие от состояния души. Для осуществления своего воздействия душа использует уже ослабленные органы. Примером таких расстройств служат язва желудка или бронхиальная астма.

• Расстройства «комплексного инстинктивного поведения». К ним относятся писчий спазм, сексуальные дисфункции, на-


рушение потоотделения, эндокринные нарушения и колебания веса у психически больных.

Психоаналитическая психосоматика возникла в 1913 г., когда Поль Федерн представил в Венском психоаналитическом обществе отчет об успешном лечении больного бронхиальной астмой по методу 3. Фрейда. Во врачебный лексикон термин «психосоматика» включил в 1922 г. венский психоаналитик Ф. Дойч. В 1921 г. Вильгельм Штекель ввел в клинический оборот термин «сомати-зация» для обозначения соматовегетативных расстройств, обнаруживавшихся при неврозах.

Со времен Фрейда превращение психологических симптомов в двигательные и чувствительные нарушения, не соответствующие ожидаемой локализации и имеющие символическое значение, называется конверсией (лат. превращение). Защитное удаление из сознания нежелательных переживаний составляет «первичную выгоду» симптома. Имеется также «вторичная выгода» от нарушенных функций, позволяющая избегать неприятных обязанностей и получать внимание. Для больных конверсионными (псевдоневрологическими, истерическими) расстройствами характерны эгоцентризм, самовнушаемость и внушаемость, аффективно-непоследовательное мышление, патологическая лживость, демонстративно-шантажное поведение, склонность к беспорядочным полупроизвольным ситуационным реакциям. Им свойственна аггравация (лат. усиление тяжести) — произвольные попытки усилить симптоматику, и симуляция (лат. притворство) — намеренное изображение определенной болезни. •

Сексуальная революция уменьшила число грубых конверсионных расстройств. Настоящим бичом индустриального общества с его ускоренным темпом и ломкой традиционного уклада жизни становятся социальные стрессы и на их фоне — соматоформные расстройства. Главной характеристикой этих расстройств являются постоянные жалобы пациента на соматические расстройства, продолжающиеся, несмотря на отрицательные результаты медицинских обследований и отсутствие какого-либо патологического процесса, объясняющего их возникновение. Больные часто испытывают неопределенные и буквально неописуемые страдания, при этом обычно противятся попыткам обсуждать возможность психологической обусловленности расстройства. Отличительной особенностью психосоматических симптомов является то, что они появляются или усиливается при волнении и исчезают во сне, имеют особую устойчивость перед медикаментозным лечением и выраженную тенденцию к хронизации.


Если раньше больные с конверсионными расстройствами попадали, как правило, в поле зрения невропатологов, то теперь больные с соматоформными расстройствами обращаются к врачам любого профиля. Пациенты с различными болезнями «на нервной почве» составляют сегодня треть всего контингента больных, и каждый из них обходится здравоохранению в среднем в десять раз дороже обычного. В США на них тратится 20 миллиардов долларов в год. Американские семейные врачи сообщают о том, что функциональные симптомы предъявляют от 20 до 50% их пациентов.

В. Я. Семке (1988) отмечает, что в последнее время судорожные припадки стали редкостью. На смену им пришли легкие обмороки, спазмы в горле, пищеводе, приступы удушья, плач, блефароспазм (спазм круговой мускулатуры глаза). Среди расстройств чувствительности более распространенными симптомами стали глоссал-гия (боли в языке) и масталгия (боли в грудных железах).

В. Я. Гиндикин (2000) обнаружил соматоформные симптомы у 28% сотрудников крупного промышленного предприятия. Из-за недостаточного развития психосоматической медицины больные с подобными расстройствами часто не могут получить адекватную помощь. Со временем функциональные нарушения у них перерастают в реальные органические изменения в виде психосоматических болезней: бронхиальной астмы, гипертонической и коронарной болезни, гипертиреоза, пептической язвы и язвенного колита, нейродермита и ревматоидного артрита.

Группа риска все больше пополняется людьми, чья работа связана с повышенной ответственностью. Более чем у трети авиадиспетчеров обнаруживается язва желудка. Каждый второй хирург в США умирает от инфаркта миокарда, не дожив до 50 лет. Гипертония широко распространена среди учителей, банковских служащих, машинистовлокомотивов, летчиков и телефонисток крупных коммутаторов. Примерно треть больных сердечно-сосудистыми заболеваниями на самом деле страдают маскированной депрессией и нуждаются в лечении антидепрессантами в сочетании с психотерапией.

По данным различных авторов, в психотерапевтической помощи нуждается до 90% соматических больных. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1999 году выявили, что от 30 до 40% пациентов, обращающихся к врачам-интернистам, нуждаются не в терапевтической помощи, а в психотерапевтической, и по их прогнозам, количество таких пациентов к 2020 г. возрастет вдвое. Причем если в европейских странах в амбулаторной


практике в настоящее время выявляется 35 — 40% детей с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, то в России - 68%.

К сожалению, общество и медики оценивают соматические заболевания как более важные. Человек с детства приучается игнорировать свои душевные переживания и ожидать внимания и льгот при наличии соматических расстройств. В России, несмотря на существование соответствующей законодательной базы, совершенно недостаточно специалистов и учреждений психосоматического профиля, практически не ведется профилактическая работа с населением. Подготовка профессионалов и организация медицинской помощи продолжает игнорировать специфику психосоматических больных.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.