Глава 1 законодательствооб охране ииспользовании особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1 законодательствооб охране ииспользовании особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь

2017-06-13 245
Глава 1 законодательствооб охране ииспользовании особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция РеспубликиБеларусь в ст. 46 законодательно определила право каждого гражданина наблагоприятную окружающую среду. Согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусьграждане имеют право на получение, хранение и распространение полной,достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов,общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни,состоянии окружающей среды. Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто вспециальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды. Право наблагоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь.

Вышесказанным, на наш взгляд, и обусловлена актуальность настоящего исследования данной контрольнойработы.

Исходя, из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставленаследующая цель: осуществить анализ законодательства в области государственногоуправления, правопользования и ответственности об особо охраняемых природныхтерриториях.

При проведенииисследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы– анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

Принаписании работы были использованы нормативные акты, регламентирующие государственное управление,правопользования, правовое положение, ответственность в сфере соблюдения законодательства об особоохраняемых природных территориях, а такжеработы таких исследователей как Бринчук М.М., Васильева М.И., Демичев Д.М., Балашенко С.А. и некоторых других.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Написав контрольную работу на тему «Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в Республике Беларусь» и проработав все поставленные мной цели и задачи контрольной работы, делаем вывод, что правовой режим особо охраняемых территорий и объектовв Республике Беларусь регулируется: Конституцией Республики Беларусь, кодексами Республики Беларусь (Лесной кодекс, Кодекс о земле, Уголовным кодексом),законами Республики Беларусь (Об охране окружающей среды, Об особо охраняемых природных территориях), Указами Президента Республики Беларусь, положениями Совета Министров.

Особо охраняемые природные объекты в Республики Беларусь – это объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное(восстановительное), оздоровительное значения. Особо охраняемые природные объекты – это уникальные либо типичные, ценные в научных, культурно-позновательных и оздоровительных отношениях природные объекты естественного либо искусственного происхождения [6, ст. 62].

К особо охраняемым природным территориям относятся: заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы [7, ст. 3].

На территории Республики Беларусь существует 79 особо охраняемых природных территорий общей площадью794,1 тыс. га (около 3,8 % территории страны). Особо охраняемые природны етерритории включают в себя: два заповедника – Березинский биосферный заповедник, Полесский государственный радиационно-экологический заповедник;национальные парки – Беловежская пуща, Нарочанский, Браславские озера, Припятский и 90 заказников [11, с. 410-411].

Целью объявления особоохраняемых природных территорий является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Из всех существующих отраслей права, только экологическое право имеет специальную часть, которая посвящена международным правовым актам в области экологического законодательства, так как проблема экологии является мировой проблемой. Ведь в данное время многие виды животных и растений находятся на грани исчезновения, вырубаются леса, загрязняются моря и реки, а мы еще не успели даже их изучить.

Следовательно, сохранениеблагоприятной окружающей среды является главной задачей всего человечества. Дляэтого и создаются особо охраняемые природные территории и объекты.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и допол-нениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.

2. Водный кодекс Республики Беларусь 30 апреля 2014 г. № 149-З (ред. от от 18 июля 2016 г. № 399-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

3. Кодекс о земле Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 425-З (ред. от26 октября 2012 г. № 432-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003г. №194-3 (24 октября 2016 г. № 439-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

5. Лесной кодекс: Кодекс Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 332-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

6. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982- XII: в ред. Закона от от 18 июля 2016 г. № 399-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

7. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 20.10.1994 г. № 3335-XII (с изм. и доп. от 07.05.2016 г. №213-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

8. Бринчук М.М. Экологическое право:Учебник, — 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ. 2005. – 670 с.

9. Балашенко С.А., Демичев Д.М.Экологическое право: Учеб. пособие. 2-е изд. – Мн.: Ураджай. 2000. – 398 с.

10.ВасильеваМ.И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения ипредупреждения экологического вреда: Учеб. пособ. – М.: Юристъ. 2006. – 652 с.

11.Демичев Д.М. Экологическое право.Особенная часть: Учебник. Мн.: Вышэйшая школа. 2007. – 494 с.

12.Дубовик О.Л. Экологическое право:Учебник. – 2-е изд. М.: ТК Велбби, Изд-во Проспект. 2006. – 688 с.

13.Овчаренко Е.В. Экологическиепреступления в уголовном праве: Учеб. пособ. М.: Юристъ-Гардарика. 1997. – 345с.

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция РеспубликиБеларусь в ст. 46 законодательно определила право каждого гражданина наблагоприятную окружающую среду. Согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусьграждане имеют право на получение, хранение и распространение полной,достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов,общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни,состоянии окружающей среды. Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто вспециальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды. Право наблагоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь.

Вышесказанным, на наш взгляд, и обусловлена актуальность настоящего исследования данной контрольнойработы.

Исходя, из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставленаследующая цель: осуществить анализ законодательства в области государственногоуправления, правопользования и ответственности об особо охраняемых природныхтерриториях.

При проведенииисследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы– анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

Принаписании работы были использованы нормативные акты, регламентирующие государственное управление,правопользования, правовое положение, ответственность в сфере соблюдения законодательства об особоохраняемых природных территориях, а такжеработы таких исследователей как Бринчук М.М., Васильева М.И., Демичев Д.М., Балашенко С.А. и некоторых других.

 

ГЛАВА 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВООБ ОХРАНЕ ИИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Объявление, преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляется согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об особоохраняемых природных территориях». Данная статья устанавливает, что территория приобретает или утрачивает статус особо охраняемых природных территорий с момента принятия соответствующего решения об ее объявлении или прекращении функционирования уполномоченным на то государственным органом.

По административно-правовому статусу особо охраняемые природные территории могут быть республиканского и местного значения. Заповедники и национальные паркисоздаются только на республиканском уровне, а заказники и памятники природы какна республиканском, так и на местных уровнях. Согласно, ст. 4 Закона РеспубликиБеларусь «Об особо охраняемых природных территориях», земли особо охраняемыхприродных территорий являются землями природоохранного назначения и не подлежатпередаче в частную собственность.

Особо охраняемыеприродные территории могут передаваться в оперативное управлениегосударственным органам. Порядок передачи особо охраняемых природных территорийустанавливается нормативными правовыми актами Республики Беларусь [6, ст. 11].Например, Указ Президента Республики Беларусь «О создании национального парка Нарочанский».

Правовой режим каждогозаповедника, национального парка и заказника устанавливается положением оданной особо охраняемой природной территории. Например, Положение «Онациональном парке Беловежская пуща». В данном Положении, что национальный парк «Беловежская пуща»является особо охраняемой природной территорией республиканского значениия. Главы Положения посвящены: структуре, режиму охраны и использованиетерритории национального парка Беловежская пуща; ответственности за нарушениязаконодательства о национальном парке.

Правовой режим отдельногопамятника природы определяется его охранными документами. Для предотвращениянарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результатехозяйственной и иной деятельности осуществляется резервирование территорий,которые планируется объявить особо охраняемыми.

Изъятие земель особоохраняемых природных территорий и земель их охранных зон допускается только вслучаях особой необходимости в порядке, предусмотренном Кодексом РеспубликиБеларусь о земле [3, ст. 40, 41].

Для предотвращениянарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результатехозяйственной и иной деятельности, планируемых для включения в состав особоохраняемых, уполномоченные на то органы могут принимать решения об ихрезервации – установления щадящего режима природопользования. Резервированиетерриторий производится в соответствии со Схемой рационального размещения особоохраняемых природных территорий республиканского значения решением областныхисполнительных и распорядительных органов по представлениям Министерства природных ресурсов и охраныокружающей среды. Резервирование территорий, которые планируется объявитьзаказниками и памятниками природы местного значения, осуществляется решениямиместных исполнительных и распорядительных органов по представлениямтерриториальных органов Министерство природных ресурсов и охраны окружающейсреды.

Зарезервированныетерритории остаются в ведении их землевладельцев, землепользователей исобственников земельных участков и используются по целевому назначению ссоблюдением режима охраны и использования данных территорий, установленногорешением об их резервировании. В соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь землевладельцам, землепользователем и собственникам земельных участковвозмещаются потери, нанесенные им при ограничении их хозяйственнойдеятельности, а также при изъятии земель в связи с их резервированием исозданием на них особо охраняемых природных территорий.

В заключение данного вопроса следует повторить, что правовые основы функционирования и охраны, особо охраняемыхприродных территорий, их объявления, преобразования и прекращения функционирования определяется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охранеокружающей среды» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной области.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.