Руководство по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Руководство по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ

2017-06-13 267
Руководство по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ

ВЫБОР ТЕМЫ

 

Курсовая и дипломная работа представляют собой научный труд, в котором отражается умение студента работать самостоятельно, умение подобрать необходимую литературу, получить с ее помощью необходимую информацию, умение провести наблюдение или научный эксперимент, умение делать обобщения и выводы, находить закономерности.

Тема курсовой или дипломной работы, может быть предложена научным руководителем, исходя из специфики его деятельности и научно-практических интересов. Студент может самостоятельно определить тему курсовой или ВКР, исходя из своих научных интересов.

Количество курсовых работ, обычно определяется учебным планом. Выбор темы курсовой работы зависит от перечня дисциплин, которые изучаются на соответствующем курсе. Как правило, сроки выполнения курсовой работы определяются длительностью одного семестра.

Тема ВКР должна формироваться в соответствии с содержанием дисциплин профессиональной направленности. Студент для выполнения дипломной работы закрепляется за той кафедрой, которая имеет специализацию, соответствующую выбранной теме. Минимальное время выполнения ВКР – один учебный год.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра и магистра педагогического образования являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы. Содержание ВКР по этим направлениям должно быть посвящено изучению возможностей, потребностей и достижений обучающихся, разработке образовательных программ и индивидуальных маршрутов обучения, разработкой технологий образовательного процесса, соответствующих возрастным особенностям обучаемых, изучению возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, проведению экспериментов по внедрению и анализу различных форм учебной и воспитательной деятельности. Темы ВКР должны разрабатываться с учетом перечисленных аспектов.

Стандарты 05.03.02 География и 020401.65 География предусматривают подготовку бакалавра и специалиста, способного заниматься проектной, производственной, научно-исследовательской, контрольно-ревизионной, административной и педагогической деятельностью. Он должен знать методики экспедиционных и камеральных исследований, уметь их применять, вносить инновации, проводить экспертизы географических и экологических проектов, производить комплексную диагностику явлений, заниматься территориальным планированием, проектированием и прогнозированием. Объектами профессиональной деятельности географа являются: географическая оболочка, ее строение, функционирование и развитие; природные, природно-антропогенные, социально-экономические и территориально-производственные системы на глобальном, региональном и локальном уровнях. Темы ВКР должны разрабатываться с учетом перечисленных аспектов.

Закрепление за студентом темы и научного руководителя на основании личного заявления студента (Приложение 1) осуществляется решением кафедры с изданием соответствующего приказа по высшему учебному заведению. Изменение темы курсовой работы или ВКР возможно в сроки, не позднее тех, что указаны в ГОС ВПО/ ФГОС ВПО на подготовку и защиту. В случае несоблюдения сроков, отводимых для подготовки курсовой работы и ВКР, защита переносится на другую дату в соответствии с ГОС ВПО (ФГОС ВПО).

Изменение темы ВКР и перенос сроков защиты производится в исключительных случаях по решению ректора. В этом случае оформляется приказ ректора университета на основании мотивированного заявления студента, подписанного научным руководителем, зав. кафедрой и деканом факультета.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

Планирование исследования

В процессе выполнения курсовой или дипломной работ кафедрой создаются благоприятные условия для самостоятельной работы студентов. Им предоставляется обязательная консультативная помощь со стороны научного руководителя, которая закрепляется определенным количеством часов в общей годовой нагрузке преподавателя.

Кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам курсовой или дипломной работы в счет времени, выделенного на научное руководство работой. Консультанты приглашаются из числа профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения или специалистов других предприятий и организаций соответствующей квалификации.

Студент совместно с научным руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования и календарный план работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов, систематически работает над литературой, занимается сбором и анализом первичного материала по теме исследования, периодически докладывает научному руководителю о ходе работы, исправляет и дополняет содержание своей работы в соответствии с полученными замечаниями. В установленные сроки отчитывается перед руководителем, а в необходимых случаях перед кафедрой, о готовности работы.

За достоверность информации и обоснованность принятых в дипломной работе решений ответственность несет ее автор.

Научный руководитель выдает задание на выполнение курсовой или дипломной работы, оказывает студенту помощь в разработке графика на весь период выполнения курсовой или дипломной работы, рекомендует студенту основную литературу по теме исследования, проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком, систематически контролирует ход работы и информирует кафедру о состоянии дел, выставляет оценку за курсовую работу в ведомость и зачетную книжку студента, дает отзыв на законченную дипломную работу и заключение о допуске дипломной работы к защите во время государственной итоговой аттестации.

Сбор и обработка материалов

Сбор материалов заключается в накапливании фактов по выбранной теме. К фактическому материалу относятся выписки из литературных источников и собственные наблюдения. Все собираемые факты должны быть достоверными. Достоверность их заключается в детальной паспортизации. Любая выписка должна сопровождаться полными библиографическими данными об источнике. Это помогает в дальнейшем правильно оформлять ссылки на используемые источники по тексту работы и список литературы, приводимый в конце работы.

Полевые материалы или наблюдения должны иметь точную дату и указание места наблюдения. При проведении наблюдений совместно с научным руководителем должна оговариваться периодичность фиксирования измеряемых параметров, форма ведения записей. В полевых условиях записи делаются простым карандашом, все цифры четко прописываются, чтобы не было двусмысленной трактовки знаков. При записи цифровых данных обязательно указывается единица исчисления. Полевые наблюдения или экспедиционные материалы считаются первичным фактическим материалом. Они могут быть приложены затем в приложении к основной работе. Таким фактическим материалом могут служить, например, таблицы наблюдений за метеоэлементами, оформленный гербарий (к характеристике ландшафта), фотографии, коллекция горных пород или минералов, схемы и пр.

Обработка собранных материалов представляет собой приведение полученных данных в соответствующий вид. Если это статистический материал, он оформляется в виде таблицы, удобной для обработки статистическими методами. Если это фотографии, они датируются и подписываются. Фотографии могут вклеиваться в дальнейшем в основной текст работы по одной или по две на одну страницу как иллюстративный материал. Если это гербарий, то растения монтируются на листы ватмана нужного формата, определяется их название (русское и латинское) с использованием соответствующих научных определителей (название определителя включается в список использованной литературы) и приклеивается этикетка. В этикетке указывается русское и латинское название растения, место и дата сбора, фамилия и инициалы собравшего. Если это коллекция, образцы должны быть разложены по ячейкам в коробке, определены и снабжены этикетками.

Теоретические выписки распределяются по группам, чтобы затем легче было с ними работать. Например, в одну папку можно сложить определения нужного термина или понятия в трактовке разных авторов, в другую – имеющиеся в литературе сведения о характере изучаемого явления и т. д. Выписки из книг или журналов могут быть дословными и иметь вид цитаты. В таком случае к библиографическим данным этой выписки обязательно добавляется номер страницы, где она находится, так как по правилам цитирования в тексте ссылка должна иметь эти сведения. Выписка может иметь вид свободного изложения, когда нужный фрагмент источника излагается своими словами. При этом важно сохранить без изменения главную мысль взятого материала. Номер страницы на этот материал в библиографической ссылке не указывается.

Чтобы приобрести навыки правильного оформления собранных материалов, студенту необходимо изучать специальные действующие стандарты, в которых эти правила прописываются, читать научную литературу различного характера, обращая внимание на правила оформления этой литературы.

Первичные материалы, собранные студентом в результате собственных наблюдений или экспедиционных работ, являются интеллектуальной собственностью кафедры, факультета или лаборатории, на базе которых осуществлялась работа. Они включаются в их научные фонды. На основе собранных материалов могут выполняться публикации, в которых студенты имеют право на соавторство, а работа относится к категории научно-исследовательской.

 

Методы исследования

Научные методы, как способы достижения поставленной цели, очень разнообразны. Чтобы определиться, какие методы будут использоваться при проведении исследования, необходимо познакомиться с их многообразием, изучив соответствующую литературу. Например, достаточно подробную классификацию научных методов можно найти в книге В. П. Максаковского «Географическая культура» (1998) и в книге К. Н. Дьяконова, Н. С. Касимова, В. С. Тикунова «Современные методы географических исследований» (1996). Краткая характеристика методов, излагаемых в этих книгах, приводится ниже.

Методы исследования делят на две большие группы: эмпирические и теоретические.

К эмпирическим методам, например, относят полевой (экспедиционный) метод. Он позволяет получить представление о количестве, разнообразии, свойствах и пространственном положении изучаемых элементов относительно друг друга. Таким способом собирается главная первичная информация. К этой же группе относятся и камеральные методы. Работа в фондах различных организаций и библиотек позволяет получить сведения об изучаемых объектах, собранные ранее. Анализ литературы позволяет сделать описание территории или явления, абстрагируясь от них (описательный метод).

Метод ключей или выборочный метод, и тесно связанный с ним, метод аналогий позволяют решить проблему больших территорий, когда исследование отдельных объектов дает возможность экстраполировать результаты на другие ареалы со сходными характеристиками, например, распространение видов почв.

К группе теоретических относятся методы, предполагающие рассуждения и умозаключения. Из формализованных теоретических методов сюда относятся, например:

- статистический (статистико-математический), позволяющий анализировать многие количественные показатели, отражающие общие закономерности, например, относительная влажность, среднемесячные температуры, количество осадков;

- балльный метод, который используется для того, чтобы ранжировать территорию по степени выраженности явления. Для этого вся территория разбивается на операционные территориальные единицы, для каждой ячейки определяется количественный показатель выбранного явления или комплекса явлений, а затем производится выделение ареалов, исходя из рангов шкалы исследуемой характеристики;

- картографический, который является одним из основных методов в географии, т. к. позволяет, с одной стороны, изобразить изучаемую территорию и явления, связанные с ней, с другой – изучать картографические изображения с целью получения новой информации теоретического плана, которую невозможно получить эмпирическим путем;

- комплексный (системный), который позволяет изучить проблему как систему взаимосвязанных элементов, выявляя их иерархию.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ

Структура работы

 

Курсовая и дипломная работа имеют определенную структуру, то есть части, которые логически связаны друг с другом и располагаются в определенном порядке. Их структурными элементами являются: 1) титульный лист; 2) содержание (оглавление); 3) введение; 4) основная часть, состоящая из глав и параграфов; 5) заключение (выводы); 6) список использованных источников; 7) приложения. Основная часть работы должна иллюстрироваться рисунками, таблицами, схемами, графиками, фотографиями, наглядно отражающими излагаемый материал. Дополнительные сведения помещаются в приложение и в общий объем работы не включаются.

 

Титульный лист

 

Титульный лист – это начало работы. На нем указываются полные выходные данные образовательного учреждения, на базе которого выполнялась работа, фамилия, имя и отчество автора работы, фамилия, имя, отчество, научная степень научного руководителя, название работы и ее категория (курсовая или дипломная), наименование населенного пункта и год написания работы. Образцы оформления титульного листа для курсовой и дипломных работ бакалавра и магистра приводятся в приложениях 5-7, 15.

 

Требования к содержанию введения

 

Введение представляет собой краткую аннотацию работы. Его объем, как правило, не превышает двух страниц в курсовых и бакалаврских работах и 3-4 страницы в магистерских. Начинается введение объяснением актуальности темы, обосновывающим ее выбор. Обоснование актуальности складывается из указания степени изученности вопроса и перечисления имен ученых, исследования которых являются основополагающими в этой области. Затем формулируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения: определяется цель работы и комплекс задач, решение которых позволит раскрыть выбранную тему. Затем указываются объект, предмет исследования, методы исследования, структура работы.

Во введении к магистерской диссертации помимо перечисленного выше должны быть сформулированы защищаемые положения, указано наличие публикаций и участие в мероприятиях (конференции, семинары), где апробировались результаты работы.

Окончательный вариант введения обычно складывается тогда, когда исследование и написание всей работы подходит к завершению. Но проблема, цель и задачи исследования должны быть сформулированы в начале, потому что они определяют ход всего последующего исследования. В процессе написания работы, если возникает такая необходимость, их можно скорректировать.

Требования к содержанию основной части работы

 

Основная часть посвящается раскрытию задач, сформулированных во введении. Названия глав должны быть краткими, четкими, точно отражать их основное содержание и не могут повторять название курсовой работы или ВКР.

Каждый параграф должен обязательно заканчиваться выводами, к которым пришел студент (магистрант) в результате проведенных исследований.

Курсовая работа может быть посвящена одному небольшому вопросу и ее содержание может быть разделено на параграфы и подпараграфы без выделения глав. Параграфы при этом нумеруются арабскими цифрами.

ВКР должна содержать не менее 2 глав, каждая из которой, в свою очередь, может делиться на параграфы и подпараграфы.

Первая глава ВКР представляет собой литературный обзор по теме исследования. Вторая глава и последующие, если они выделяются, должны содержать в большей степени результаты собственного анализа, и собственные выводы по исследуемой теме.

 

Требования к содержанию литературного обзора

 

В первой главе дается теоретическое обоснование исследуемой проблемы, раскрытие понятийного аппарата. Может быть изложена история исследования вопроса, современные концепции и подходы к изучению проблемы, спорные или нерешенные современной наукой вопросы исследуемого направления, обоснование своей приверженности к определенным взглядам по выбранной проблеме. Для первой главы характерно наибольшее количество ссылок на прочитанную литературу, список которой приводится в конце работы. Глава должна завершаться выводами о состоянии исследуемого вопроса на современном этапе развития науки, определяющими аспекты, которые будут раскрываться во второй главе. Таким образом, формируется логический мост между теоретической первой и практическими последующими главами.

 

Требования к содержанию второй (практической) главы

 

В географии практически любая информация обладает территориальностью. Если в первой главе рассматриваются общие теоретические положения и закономерности, то во второй главе эти закономерности раскрываются применительно к конкретной территории.

Во второй главе должен прослеживаться личный вклад студента в исследование выбранной темы, должно быть показано умение применять на практике изученные теоретические положения. Во второй и последующих главах (если таковые будут) должны последовательно реализоваться поставленные задачи. В целом содержание этого раздела работы должно соответствовать образовательному направлению осваиваемого учебного стандарта.

 

Требования к содержанию заключения

 

Заключение является очень важной завершающей частью работы. В нем тезисно формулируются ответы на поставленные в начале работы задачи, поэтому заключение всегда бывает кратким. Его объем состоит из 1-2 страниц. В нем излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате проведенного исследования.

Данная часть работы может иметь два типа заголовка: «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» или «ВЫВОДЫ».

Если работа носит описательный характер и четко сформулировать какие-то положения не удается, то целесообразно использовать заголовок «ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Здесь можно кратко резюмировать проделанную работу, показать ценность полученных результатов, сравнить их с имеющимися, отметить нерешенные вопросы. В данном случае заключение имеет вид текста из одного или нескольких абзацев.

Если полученные результаты можно выразить в виде четко сформулированных высказываний с применением порядковой нумерации, показать новизну этих результатов, отразить теоретическое и практическое значение в виде конкретных предложений, тогда целесообразно использовать заголовок «ВЫВОДЫ».

Выводов не должно быть много. Обычно их количество соответствует количеству поставленных задач, и увеличивается тогда, когда решение какой-либо из задач привело к формулированию большего, чем один, количества обобщений.

Выводы (заключение) должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности предложенных разработок.

 

Требования к списку литературы

 

Список использованной литературы, приводится в конце дипломной работы после заключения с новой страницы. Качество его оформления говорит о добросовестности автора, подтверждает факт действительного использования тех или иных источников. Сведения об источниках, включаемых в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 с обязательным приведением названий работ.

В список литературы включают все источники, которые, так или иначе, упоминались в работе. Источники располагают в алфавитном порядке. Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, название издательства, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, сокращения названий допускаются лишь для: Москва - М., Ленинград - Л., Санкт-Петербург - СПб.

Сведения о статье из периодической печати должны включать фамилию и инициалы автора (авторов), название статьи, наименование издания (журнала или газеты), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Допускается при оформлении библиографических данных опускать черточки, которые указываются перед названием места издания и перед указанием страниц. Но при этом необходимо придерживаться единообразия во всем списке. Если черточки ставятся, то они должны быть в сведениях у всех источников, если нет – то также у всех источников.

Ниже приводятся образцы оформления библиографических данных источников, наиболее часто используемых студентами в курсовых или дипломных работах:

 

Законодательные материалы

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. 39 с.

Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» от 14.03.95 №33-ФЗ СЗРФ. 1905. №12. Ст. 1024.

 

Правила

Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций: РД 153-34.0-03.205-2001: утв. М-вом энергетики Рос. Федерации 13.04.01: ввод, в действие с 01.11.01. М.: ЭНАС, 2001. 158 с.

Правила охраны от загрязнения прибрежных вод морей. М.: Минрыбхоз СССР. 1984. 108 с.

 

Стандарты

ГОСТ F 517721-2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. - Введ. 2002-01-01. М.: Изд-во стандартов, 2001. IV. 27 с.

 

Промышленные каталоги

Оборудование классных комнат общеобразовательных школ; каталог / М-во образования РФ, Моск. гос. пед. ун-т. М.: МГПУ, 2002. 235 с.

 

КНИГИ

Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. Кн. для учителя / К.Н. Дьяконов, Н.С. Касимов, В.С. Тикунов. М.: Просвещение: - АО «Учеб. лит.», 1996. 207 с.

Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.

Мирзеханова З.Г., Нарбут Н.А. Методика расчета потенциальной природной уязвимости территории. Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 1993. 53 с.

Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Зенкевича Л. А. М.: Просвещение, 1968-1971.

Жизнь животных: в 6 т. Т.1: Беспозвоночные / Под ред. Зенкевича Л. А. М.: Просвещение, 1968. 580 с.

Заповедники Дальнего Востока СССР / Отв. ред. В. Е. Соколов, Е. Е. Сыроечковский. М.: Мысль, 1985. 319 с.

 

ГАЗЕТА

Ишаев В.И. Дальний, но близкий: Государству необходимо иметь стратегию экономического и социального развития восточных регионов страны // Газета «Поиск», 14 января 2005 г. С. 11.

 

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (ОТЧЕТЫ)

Формирование генетической структуры стада: отчет о НИР (промежуточ.): 42-44 / Всерос. науч.-исслед. ин-т животноводства; рук. Попов В. А.; исполн.: Алешин Г. П. [и др.]. М., 2001. 75 с.

 

ЖУРНАЛЫ И СБОРНИКИ

Авессаломова И. А. Анализ природной ландшафтно-геохимической ситуации при изучении городов // Эколого-геохимическая оценка городов различных регионов страны: сб. научных статей. М.: ИМГРЭ, 1991. С. 4-11.

Алексеенко Н. А. О видах и типах экологических карт // Геодезия и картография, 2004. № 7. С. 44-51.

Мирзеханова З.Г., Шлотгауэр С.Д. Проблемные экологические ситуации разработки россыпных месторождений // Эколого-экономические аспекты освоения новых районов. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1990. С. 100-105.

Приморье в цифрах в 2002 году (краткий статистический сборник). Владивосток: Примкрайкомгосстат, 2003. 48 с.

 

БЮЛЛЕТЕНИ

Информационный бюллетень. О состоянии недр на территории ЕАО за 2002 год. Вып. 7. Биробиджан-Хабаровск, 2003. 164 с.

Российская Федерация. Гос. Дума (2000). Государственная Дума: стеногр. заседаний: бюллетень / Федер. Собр. Рос. Федерации. - М.: ГД РФ. 2000. 63 с.

 

КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Мир. Политическая карта мира: полит, устройство на 1 янв. 2001г. / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2001г.; гл. ред. Н.Н. Полушина; ред. О.И. Иванцова. Н. Р. Монахова; рук, проекта М.Ю. Орлов. - 1: 25 000 000; поликон. пр-ция ЦНИИГАИК. М.: ПКО «Картография». 2001.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Берсенев Ю. И. http: //www.fegi.ru/PRIMORYE/PROTECT/zap-hank.htm 16.09.00.

Water Environment // www.zhb/gov.cn/english/SOE/soechina 2001.

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

 

ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ

Краснокутская И.В. Природные комплексы г. Комсомольска-на-Амуре их антропогенные изменения и экологическая оценка (автореферат диссертации). М.: 1994. 22 с.

Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в ХШ-XIV вв.: дис. канд. ист. наук. М., 2002. 215 с.

 

Требования к содержанию приложения

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистры учета. В приложение можно вынести обработанную первичную информацию, собранную в ходе наблюдения или эксперимента.

Содержание приложений может быть представлено текстом, картой, таблицей, диаграммой, фотографией, рисунком и т. д.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

5.1. Технические требования к оформлению текста

Выпускная квалификационная работа выполняется на белой стандартной бумаге на одной стороне листа формата А-4 (210х298 мм). Текст набирается на персональном компьютере через полтора межстрочных интервала. На одной странице размещается не более 29 строк (60 - 62 знаков). Общепринято для написания текста использовать шрифт Times New Roman, кегль 14. Каждая страница должна иметь поля. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего 20 мм. Отступ для красной строки выставляется автоматически с использованием окна «абзац» в команде «Формат» и составляет 1,25 см.

Номера страниц обозначаются арабскими цифрами в центре верхнего поля страницы. Отсчет страниц начинается с титульного листа, однако цифры номера страницы не проставляется на титульном листе и на листе содержания. Не проставляются номера страниц и на листах, которые имеют альбомную ориентацию. Но все указанные страницы в сквозной нумерации работы учитываются.

Отдельные слова (латынь), формулы, условные знаки разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом черным цветом (чернилами, тушью, пастой). Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте работы, следует после подчистки аккуратно исправлять от руки черной тушью (пастой).

Выполнять схемы и рисунки допускается в рукописном варианте разным цветом, но с использованием общепринятых цветов и правил оформления. Схемы и рисунки могут быть выполнены в черно-белом варианте тушью, чернилами или пастой. При возможности можно использовать компьютерные графические программы.

Главы и параграфы курсовой или дипломной работы нумеруются арабскими цифрами. Слово «Глава» пишется перед ее названием, слово «параграф» не пишется. Параграфы в пределах каждой главы имеют двузначную нумерацию. Первая цифра означает номер главы, вторая – номер параграфа в этой главе. В свою очередь параграфы могут делиться на пункты. Их нумерация при этом становится трехзначной. Цифры порядковой нумерации каждого раздела разделяются точкой. Обратите внимание на шрифт и ступенчатое расположение строк. Каждая строка после слов названия продолжается до конца строки точками и заканчивается цифрами, обозначающими номер страницы текста. Чтобы не было опасности расползания элементов содержания, его лучше набирать в виде таблицы. При печати границы ячеек таблицы делаются невидимыми. Ниже в качестве примера приведено оглавление одной из работ, выполненное в таблице.

Заголовки глав в оглавлении и в тексте работы печатаются жирными, прописными (заглавными) буквами, заголовки параграфов – нежирными строчными с выделением заглавных букв. Точка в конце заголовков не ставится. В заголовках недопустим перенос слов по слогам. Подчеркивание заголовков не допускается.

Заголовки структурных частей работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются прописными буквами.

Каждая глава, а также содержание, введение, заключение, список литературы и приложения в рукописи должны начинаться с новой страницы, их заголовки ориентируются по центру строки. Название главы отделяется от названия параграфа одной пустой строкой.

 

 

Пример

 

СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..  
Глава 1. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ  
1.1. Значение воды для живых организмов………………...............  
1.2. Понятие водных ресурсов………………………………………  
1.3. Структура водных ресурсов…………………………………….  
1.3.1. Поверхностные воды……………………………………...  
1.3.2. Подземные воды…………………………………………..  
Глава 2. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ БИРОБИДЖАНА И ИХ СОСТОЯНИЕ  
2.1. Физико-географическая характеристика территории………...  
2.2. Структура водных ресурсов города……………………………  
2.3. Состояние поверхностных водных объектов Биробиджана….  
2.4. Состояние подземных вод города……………………………...  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….  
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..  

 

Параграфы внутри глав пишутся не с новой страницы каждый, а последовательно друг за другом. Заголовки параграфов ориентируются по центру строки и отделяются от текста сверху и снизу одной пустой строкой. При автоматическом выставлении ориентации строки в заголовках необходимо значок отступа первой строки на линейке разметки страницы сверху убирать на начало строки. Текст заголовков в содержании и в самой рукописи должен быть одинаковым.

Недопустимым считается оставлять в тексте работы полупустые страницы, выделять абзацы, состоящие из одного предложения. Если страница начинается текстом, а ниже должен следовать рисунок или таблица, и он не умещается на оставшейся части страницы, его можно целиком сместить на следующую страницу, а часть текста со следующей страницы перенести на предыдущую, заполнив, таким образом, образовавшуюся пустоту. Так следует поступать с рисунками или таблицами, размер которых не превышает одной страницы. Если таблица большая, ее можно разбить, оставив одну часть таблицы на одной странице, а другую часть перенести на следующую страницу. При этом на каждой следующей страницы перенесенная часть должна иметь подпись в правой стороне в виде: «Продолжение таблицы 1.1.1», или «Окончание таблицы 1.1.1». Для крупных рисунков можно выделять целые страницы, не занимая их текстом. Если рисунок занимает все рабочее поле страницы, пояснение к нему можно сделать на следующей странице с обязательным указанием в виде надписи «Условные обозначения к рисунку 2.1.1». Далее под этим заголовком располагаются пояснения к рисунку, выполняемые по общепринятым правилам.

Иллюстративный материал обозначается словом «Рисунок» и нумеруется арабскими цифрами. Разрешается сквозная нумерация или нумерация в пределах раздела (главы). В первом случае порядковый номер рисунка определяется его очередностью в работе. Например, «Рисунок 1,…Рисунок 21). При нумерации в пределах раздела, номер рисунка состоит из номера главы, параграфа и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: «Рисунок 2.4.1» (первый рисунок второй главы четвертого параграфа). Правила оформления рисунков изложены в разделе 5.9.

Таблицы обозначаются словом «Таблица», которое располагается по правому краю. Правила их нумерации такие же, как у описанного выше иллюстративного материала.

Приложения имеют сквозную нумерацию в виде прописных букв русского алфавита. Например, «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Знаки препинания в предложениях ставятся после слов без пробела. После знака препинания обязательно делается пробел.

Все кавычки должны быть одного вида. Между кавычками и текстом внутри них не должно быть пробела. Не допускается пробел между скобкой и текстом внутри нее.

Правила цитирования

Если в работе цитируется текст, он должен полностью заключаться в кавычки. В ссылке на автора в этом случае обязательно указывается страница, на которой эта цитата расположена.

Например:

1. Так, по мнению Л. М. Корытного [24. c. 184], представляющего «территориальные ресурсы» как ресурсы особые и универсальные», они не должны включаться ни в один из видов ресурсов,…

2. По мнению А. А. Минца и Т. И. Петряковой, популярность использования этого термина объясняется именно его расплывчатостью и гибкостью. «Под территорией обычно понимают некоторое пространство, ареал, район, принадлежность которого к конкретной таксономической ступени природного либо экономического районирования не оговорена. В какой-то мере «территория» может рассматриваться как синоним слова «земля» [46. с. 6).

3. В таком восприятии освоение территории базируется на «понимании интегральной связи всех средообразующих компонентов экосистем и нереальности эксплуатации одного ресурса без ущерба для других» [34. с. 181].

4. Рисунок 5.1. Распространение подповерхностных холодных вод с температурой менее 19С в ядре холодного промежуточного слоя (ХПС) в Охотском море в мае-июне [56].

Если рисунок или таблица взяты из книги, а в ней указывается, что он заимствован у другого автора, после названия рисунка необходимо сделать двойную ссылку: (по: фамилия автора и год публикации; из: номер источника по списку).

Оформление таблиц

Заголовок к таблице помещается вверху и выравнивается по центру строки. Если таблица берется из источника в готовом виде, после заголовка в квадратных скобках должен быть указан номер источника по библиографическому списку. Если таблица или рисунок составлены автором самостоятельно, то в скобках указывается (составлено автором).

Слово «Таблица» пишется целиком с большой буквы справа. После последней цифры номера таблицы точка не ставится. Таблица с ее подписью отделяется от основного текста сверху и снизу одной пустой строкой.

Если таблица большая и не помещается на одну страницу, необходимо сделать разрыв таблицы, используя соответствующую команду в меню компьютера, на второй странице справа поместить надпись, например, «Продолжение таблицы 2.2.3», если таблица займет больше двух страниц, или «Окончание таблицы 2.2.3», на последней странице. В продолжении таблицы повторяется первая строка заголовков таблицы, а затем продолжается ее содержание.

Заголовок таблицы выполняется жирными строчными буквами с высотой кегля 12 с одинарным интервалом между строк. Внутреннее содержание таблицы выполняется нежирными строчными буквами с высотой кегля 12 с одинарным интервалом между строк. Заголовки и цифровой материал в таблице выравниваются по центру строки. Текстовый материал внутри таблицы выравнивается по правому краю без красной строки. Пример оформления таблицы приведен ниже.

Таблица 6.5.2

Качество воды источников питьевого водоснабжения в Приморье и в России в целом (% нестандартных проб) [45]

Категории водопользователей Санитарно-химические показатели Микробиологические показатели
1996 г.

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.