Общественный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общественный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914)

2017-06-13 809
Общественный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Российской империи в нач.20 в. продолжал действовать Свод законов Российской Империи 1833 г., который определял положение сословий населения в гос-ве. Все население по Своду законов 1833 г. было разделено на природных, российских обывате­лей, инородцев и иностранцев. В свою очередь го­родское и сельское население делилось на дворян­ство, духовенство, городских и сельских обывателей, В начале 20 в. выделяли следующие сословия:

1) дворянство, сохранившее большинство своих прежних привилегий. Проведение первой русской революции в 1905-1907 гг. привело к объедине­нию дворянства, в связи с чем в 1906 г. на всерос­сийском съезде уполномоченных дворянских об­ществ был создан центральный орган этих обществ — Совет объединенного дворянства. Дворянство в нач.20 в. делилось на:

а) потомственное дворянство, которое приобрета­лось по царскому жалованию; выслугой чина дей­ствительного статского советника по граждан­ской службе либо полковника по военной службе; при награждении высшим российским орденом военных и гражданских чиновников, духовен­ства; по факту рождения; для женщин вступле­нием в брак с потомственным дворянином;

б ) личное дворянство, приобретаемое пожалова­нием императором; выслугой девятого класс­ного чина по гражданской службе и первого обер-офицерского чина по военной службе; награждением низшим российским орденом военных и гражданских чиновников, духовенства и купечества; для женщин заключением брака с личным дворянином;

2) духовенство, в котором различали белое и черное духовенство (священнослужители, церковнослу­жители и монахи);

3) городские обыватели — лица, которые были в го­родах старожилами, родились или поселились в них, имели недвижимость в городах, записаны в цеха и гильдии, на городскую службу или город­ской оклад.

Среди городских обывателей различали:

а) гильдейское купечество и почетных граждан (потомственных, личных, купцов первой и вто­рой гильдий);

б ) мещан или посадских — лиц, которые осуществ­ляли торговлю или промысел без купеческих свидетельств и без записи в цеха;

в ) ремесленников или цеховых — лиц, которые занимались ремеслом ("промыслом») и были за­писаны в цеха (вечные и временные];

г) вольных людей в западных и прибалтийских гу­берниях — иностранных выходцев и прочно по­селивших в городах западных губернии Россий­ской империи;

д) рабочих людей, приписанных к городам в ме­щанский оклад из неспособных к военной служ­бе из-за дурного поведения, заграничных вы­ходцев, не желающих иметь у себя общество;

4) сельские обыватели составляли большую часть населения и были по-прежнему самым низшим, неравноправным сословием. Среди крестьянства различали:

а) крепостных (водворенных на владельческие, дворцовые и казенные земли, колонистов, ка­заков, однодворцев);

б) свободных (водворенных на удельные, дворцо­вых и собственных землях, оседлых инородцев, половников и однодворцев);

5) инородцы и иностранцы, которые были вправе всту­пать в некоторые состояния городских и сельских обывателей;

6 ) буржуазия. В нач.20 в. самый экономический могущественный класс, создавший в России свои политические партии: «Союз 17 октября» и консти­туционно-демократическую партию (кадетов), в которую входили представители средней город­ской буржуазии, либеральных помещиков, служа­щих и интеллигенции;

7) пролетариат — рабочий класс, особенностью ко­торого была их высокая концентрация на крупней­ших предприятиях государства. Пролетариат был общественной силой, способной возглавить ре­волюционную борьбу народных масс против им­ператора.

 

39. Госстрой Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914)

В результате революции 1905-1907 гг. произош­ли изменения в гос. системе самодер­жавной России. В результате первой русской рево­люции был сделан первый шаг превращения Российской империи по форме прав­ления в конституционную монархию. Эти изменения в форме правления были закреплены в «Основных за­конах Российской империи - от 23 апреля 1906 г. После революции исполнительная власть принадлежала императору, который был впра­ве издавать указы, необходимые для исполнения законов, повелений, назначать все высшие должност­ные лица, утверждать законопроекты, осуществлять судебную власть. Император осуществлял свою власть через Совет министров, который был реорга­низован в исполнительно-распорядительный орган, министерства, главные управления и губернаторов на местах.

Законодательную власть император делил с пре­образованным в законодательный орган Государ­ственным Советом и новым гос.орга­ном — Государственной Думой, которые были палатами парламента. Эти органы созывались и рас­пускались императором.

В компетенцию парламента входили: издание, изменение и отмена законов;

государственная роспись доходов и расходов; утверждение отчетов об исполнении государст­венного бюджета; разрешение государственных займов и др.

Государственный Совет отличался от Государ­ственной Думы порядком комплектования, составом и сроками полномочий. Половина Гос. Совета назначалась императором, а вторая изби­ралась. В Гос. Совет могли быть избра­ны лица, достигшие возраста 40 лет, несудимые, со средним образованием. Члены Гос. Совета, назначенные императором, утверждались на 1 год, а избранные члены выбирались на 9 лет с пере­выборами каждые 3 года на треть членов.

В отличие от Гос. Совета Гос. Дума была общероссийским представи­тельным органом и формировалась исключительно на основе выборов, которые были неравными, непря­мыми и не всеобщими. Для выборов в Гос. Думу устанавливались губернские и городские избирательные округа, на которых губернские и го­родские избирательные собрания выбирали членов Государственной Думы. Губернские и городские из­бирательные собрания состояли из выборщиков. Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям, явное преимущество имели эксплуататорские классы. Выборщики губернских избирательных собра­ний избирались по таким куриям, как:

1) курия уездных землевладельцев —2) курия городских избирателей — лица, которые вла­дели недвижимостью в городах, владели торгово-промышленными предприятиями;

3) курия волостных представителей — крестьяне, ко­торые принадлежали к сельским общинам;

4) курия рабочих— уполномоченные от предприятий, введенная 11 декабря 1905 г.

При этом не обладали избирательными правами женщины, мужчины, не достигшие возраста 25 лет, учащиеся и студенты, военнослужащие действитель­ной службы.

В период с 1905-1907 гг. было созвано 3 Государ­ственные Думы, различные по своему составу. Первая Гос. Дума (27 апреля — 8 июля 1906 г.) просуществовала 72 дня и была распущена 9 июля 1906-царизм недолго терпел оппозиционную Г. Думу. 2-я Гос.Дума (20 февраля — 3 июня 1907 г.) была распущена в результате обвинения их в подготовке гос.переворота. В нарушение Основных гос. законов 1906 г.,запрещавших царю единолично изменять избирательное право, Николай 2 принимает новый закон, где урезаны права трудящихся. 3 -я Гос. Дума, деятельность которой связана с именем П.А. Столыпина, была созвана в результате изменения императором избирательного закона. Произведя Гос. пере-ворот царь продемонстрировал, что он может изменить закон, игнорируя Думу. Продолжающееся революционное движение в стране исключало для царизма возможность отказа от Думы, создавая видимость участия народа в гос. жизни страны. Следом произошла реорганизация Гос. совета, его состав был более реакционным. Половина Совета назначалась царем, вторая была выборной.(трудящиеся попасть не могли). Законопроект из Думы поступал в Госсовет, который мог отклонить его. Если обе палаты были согласны с законопроектом окончательное решение принадлежало царю. Наивно полагать, что в лице Гос. Думы в России появился парламент. Министры назначались и увольнялись царем, перед Думой они не отчитывались, от нее зависели. Фактически царь демонстрировал, что с Думой он не считается.

40. Право России в период кризиса абсолютизма (1900 – 1914 гг) Источники. Правовое регулирование экономики.

Гражданское, семейное, уголовное законодательство Эк. соц. полит. развитие России требовали изм. в праве. Интен. правотвор. деят. много законпроектов. Наиб. изм. в гражд. адм. зем. и уг праве

Манифест «Об усовершенствовании государ­ственного порядка» 17 октября 1905 г. провозгла­шал демократизацию политического режима Рос­сийской империи и дарование населению России демократических прав и свобод, подтверждение со­зыва Гос. Думы, обещание расшире­ния избирательных прав, провозглашение Гос. Думы законодательным органом.

Манифест провоз­гласил неприкосновенность личности, свободу слова, совести, собраний и союзов, но и стал официаль­ным основанием для возникновения различных политических партий: партии правительственного лагеря, выступавшей за сохранение абсолютизма в государстве;либеральной оппозиции, выступающей за консти­туционную форму правления и проведение демо­кратических реформ; Союза русского народа, считавшего самодержав­ную монархию наиболее приемлемой формой правления и использовавшей в качестве методов борьбы террор; Конституционно-демократической партии (каде­тов), стремившейся к установлению конституци­онной монархии мирным путем, Российской социал-демократической рабочей пар­тии (РСДРП), выступавшей за свержение самодер­жавия;Партии социалистов-революционеров (эсеров), выступающей за свержение самодержавия и со­зыв учредительного Собрания.

Манифест выполнил свое на­значение в качестве политического документа, акти­визировав буржуазные силы и создав основу для возникновения множества политических организаций. «Основные государственные законы» 1906 г. яви­лись результатом изменений гос. строя вследствие революции и свидетельствовали о первом шаге превращения Российской империи в консти­туционную монархию. С принятием Основных государственных законов» 1906 г. были связаны создание Гос.думы, реорганизация Гос. Совета и образова­ние специального правительственного органа — Сове­та министров. Согласно «Основным государственным законам» 1906 г. власть императора была уже ограничена. Он мог осуществлять законодательную власть совмест­но с Государственной Думой и Государственным Сове­том. По «Основным государственным законам» 1906 г. законодательная власть и законодательная инициа­тива принадлежали Государственной Думе и Госу­дарственному Совету.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.