Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога

2017-06-13 288
Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы процесса обучения

Процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и уча­щихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесто­ронне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные каче­ства и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.

Существуют различные подходы в определении структуры учебного процесса. Одним из таких подходов является соотнесе­ние звеньев учебного процесса с этапами научного познания. При этом вы­деляются специфичные для учебного процесса звенья: подготовка к вос­приятию знаний, закрепление знаний и выработка на их основе умений и навы­ков, контроль за качеством усвоения содержания образования (Данилов, Сорокин, Бабанский,Махмутов и др.)

Общие закономерности свойственны любому образовательному процес­су, они охватывают своим действием всю систему обучения:

•закономерности цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) по­требностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

•закономерности содержания обучения.

Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и це­лей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и прак­тики обучения; д) материально-технических и экономических возможно­стей учебных заведений;

•закономерности качества обучения.

•закономерности методов обучения.

•закономерности управления обучением.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные сто­роны системы обучения:

• собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяе­мых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);

• гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной ак­тивности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);

• психологические (результаты обучения зависят от учебных возможно­стей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);

• социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);

• организационные.

Принципы: 1. Принцип природосообразности и научности; 2. Принцип соответствия содержания, форм, методов и условий обучения ее целям. 3. Принцип плановости, систематичности, последовательности,
преемственности и согласованности обучения. 4. Принцип интереса, активности, сознательности и самостоятель­ности. 5. Принцип доступности, наглядности и посильности. 6.Принцип прочности. 7. Принцип сочетания групповой и индивидуальной работы. 8. Принцип связи обучения с воспитанием, развитием, с фундамен­тальным просвещением, образованием

Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога

Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности.

1. Преемственно-перспективный характер деятельности педагога;

2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т.п., которые регулируют их деятельность и поведение;

3. Педагогическая деятельность имеет групповой характер, так как трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспитанника;

4. Профессиональная деятельность педагога многофакторна. Педагогу приходится вести поиск благоприятных влияния такого мощного фактора как социальная среда и «бороться» с неблагоприятными её воздействиями;

5. Творческий характер педагогической деятельности;

6. Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии — развития личности воспитанника;

7. Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности;

8. Непрерывное образование.

Профессиональные качества педагога:

— высокая гражданская ответственность и социальная активность;

— любовь к детям, гуманистическая направленность;

— духовная культура, интеллигентность;

— инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

— физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

— потребность и готовность к постоянному самообразованию.

3.Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности. Документы, регламентирующие содержание образования

Для успешного осуществления образовательного процесса большое значение имеет само содержание образования. Так как образование имеет целью не только интеллектуальное, но так же морально-эстетическое развитие человека, содержание образования можно условно разделить на две части. Первая включает комплекс систематизированных научных, профессионально-направленных знаний, умений и навыков, а так же методы обучения полноценного и правильного использования их в будущей профессиональной деятельности. В качестве содержания второй части образования выступает государственная политическая и культурная идеология, социальный статус общества, исторический опыт и нравственно-эстетические идеи.

В педагогической науке разработана целая система требований к содержанию образования. Один из пунктов системы указывает на то, что содержание образования должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Именно по этой причине в школьную программу включены не только предметы, дающие знания научных основ, но и такие дисциплины как физкультура, музыка, изобразительное искусство. Важным требованием к содержанию образовательной программы является построение материала на строго научной основе. Это значит, что учащиеся должны предлагаться для усвоения, только твердо устоявшиеся и проверенные научные факты. Содержание образования должно строиться с учетом взаимосвязей между отдельными предметами.

Любое образование должно сочетать теоретические основы и практические навыки и должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Школьное образование должно в полной мере обеспечивать ученика знаниями и умениями достаточными для следующего этапа получения образования.

Гуманистическое образование направлено на формирование оптимистических взглядов на жизненный процесс, навыков самоорганизации и саморегуляции поведения. Каждый предмет преподносится с позиции конкретного применения в целях усовершенствования уровня человеческой жизни.

В условиях современного состояния экологической ситуации в мире, в систему образования включены дисциплины, имеющие основной целью развить у человека представлении о неразрывности существования человека с природой.

Использование мировых научных и культурных достижений предполагает периодическое пополнение и видоизменение содержания образования в соответствии с мировыми переменами в различных научных и культурных областях. Значительное влияние на весь образовательный процесс оказало развитие в области информационных технологий.

Учебные планы. В практике используется несколько типов учебных планов:1) базисный; 2) типовой; 3) учебный план школы.

 

 

.

4.Личность ученика как субъекта образования и развития

В прежние годы к ученику зачастую относились как объекту обуче­ния и воспитания, а это означало, что ученик должен был слушать, воспринимать и делать так, как повелевает учитель. В результате формировался стереотип послушно­го, дисциплинированного, шаблонно мыслящего ученика.

Задача пе­дагога —развивать творческие качества ученика все­ми доступными педагогическими средствами обучения и воспитания. Для того чтобы решить такую задачу, нужно знать природу и уникальность человеческой личности, по­тенциальные возможности и движущие силы ее развития.

Эффектив­ность использования потенциальных возможностей (даро­ваний) индивидуума зависит от глубокого понимания учи­телем индивидуальных и возрастных особенностей лично­сти, создания условий дома и в школе, а также от уме­ния и желания (мотивов, интересов, потребностей) самого ученика.

Таким образом, учащийся не выступает в качестве пассив­ного объекта воспитательных воздействий. У него форми­руется внутренняя позиция (отношение) к этим воздей­ствиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием), или же оставаться пассивным. Средовые влияния и воспитание относят­ся к внешним факторам, личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так­же вся совокупность его чувств и переживаний (отно­шений), которые возникают под влиянием внешних воз­действий (среды и воспитания), относятся к внутренним факторам. С этой точки зрения должно быть понятно, что воспи­тание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.