Понятие психотерапии. Медиц и психол. подходы к психотерапии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие психотерапии. Медиц и психол. подходы к психотерапии

2017-06-13 224
Понятие психотерапии. Медиц и психол. подходы к психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классификация методов психотерапии

С развитием психотерапии возрастает потребность в систематике используемых психотерапевтических методов. Каждый из них представляет собой способ лечебного воздействия на психику и через психику на весь человеческий организм. Понятие метода в психотерапии крайне размыто. Прежде всего это проявляется в различных классификациях.

Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы:

1) динамическое (психодинамическое, психоаналитическое) (см. ДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ),

2) бихевиористское (см. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ) и

3) гуманистическое (см. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ, ОПЫТНОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ).

В этих трех направлениях психотерапии, ориентированных на личностные изменения, а не на один лишь симптом, наличие определенной личностной концепции позволило создать психотерапевтическую систему, характеризующуюся логической последовательностью взглядов, которая присуща и другим областям медицины. Это представление о норме (в психотерапии — о личности), о патологии (в психотерапии — о личностных изменениях) и логически вытекающее из этого представление о задачах и способах лечения. Так, психоанализ, рассматривающий в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз — как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, логически понятно определяет и основную задачу психотерапии — осознание этого конфликта. Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз — это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам поведения. Гуманистическая психология рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз — как результат блокирования этой потребности. Из такого понимания следует и задача психотерапии, которая заключается в приобретении пациентом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа «Я», и возможностей для самоактуализации личности.

Разработка и применение нового, более широкого психотехнического арсенала определяют специфику и относительную самостоятельность позитивной психотерапии в рамках гуманистического направления, но отнюдь не выводят за его пределы, точно так же как когнитивная психотерапия, использующая технические приемы, отличные от классического и оперантного обусловливания, но теоретически рассматривающая когнитивные структуры как «промежуточные переменные», находится в русле поведенческой традиции.

 

Если ПК ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных проблем личности.

Основные формы Психотерапии

Психотерапия – комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее – на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Основные формы психотерапии:

а) психодинамическая индивидуальная психотерапия (психоанализ З.Фрейда) – метод лечения психических расстройств путем выяснения взаимодействия сознательных и бессознательных элементов психики и переведения вытесненных чувств и конфликтов в сознание.

Показания: невротические расстройства, зависимости, расстройства личности, парафилии.

б) когнитивно-бихевиоральная психотерапия (поведенческая терапия, Лазарус, Айзенк) – в поведенческой терапии главное – это изменение поведения пациента, регулятором которого будет служить позитивный стимул, в когнитивной основная роль отводится познавательным структурам психики. Наиболее распространенные методы: метод систематической десенсибилизации (сочетание стимулов, вызывающих негатив, с переживанием удовольствия), метод прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону, метод активной аутосуггестивной релаксации по Шульцу.

Показания: нарушения умственного развития; неадекватные поступки; тревожно-фобические расстройства; навязчивые состояния; расстройства поведения.

в) игровая психотерапия – основана на приниципах динамики психического развития, направлена на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных игровых материалов.

Показания: при невротических и протекающих по типу соматических расстройствах у детей; для улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей; для снижения тревоги у госпитализированных детей; для облегчения заболеваний при психосоматозах, для ослабления агрессивности в поведении и т.д.

г) недирективные методы гипносуггестии – лечебный метод, ставящий специфические лечебные цели и использующий специфические технические приемы во время нахождения пациента в состоянии гипноза.

Показания: человек адекватно реагирует на методы индукции транса; проблема может быть решена данным способом; между клиентом и психотерапевтом устанавливаются доверительные позитивные взаимоотношения; клиент имеет хотя бы минимальную мотивацию к разрешению проблемы

д) групповая психотерапия – применения искусственно созданных малых групп для решений проблем взаимоотношений.

Показания: нарушения социального поведения; страх перед контактами; специфические эмоциональные нарушения с повышенной чувствительностью, робостью; при трудностях во взаимоотношениях

 

Техника АТ 2

К высшей ступени аутогенной тренировки Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний.

В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

1-е упражнение медитация на цвете. После исполнения 6 упражнений низшей ступени пациент, не меняя позы, мысленно концентрирует свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины.., зеленый луг.., синий цветок. Во время упражнений пациент должен стремиться удерживать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов.

Упражнение повторяется до тех пор, пока пациент не научится визуализировать цветные образы.

2-е упражнение – медитация на образе определенного цвета. Цель упражнения заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет – ощущения. Например, фиолетовый – чувство покоя, черный – печаль, тревога и т, д.

3-е упражнение – медитация на образе. Цель упражнения – научиться произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это может быть цветок, ваза, человек. Критерием успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.

4-е упражнение – медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежда, радость, любовь и т, п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у вторых – с морем, у третьих – с бескрайней степью.

5-е упражнение – медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании.

6-е упражнение – медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а потом – на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы «нейтральными».

7-е упражнение – «ответ бессознательного». Овладев способностью к визуализации образов, пациент сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интерпретируются. Наиболее часто задаются такие вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен себя вести в конкретной ситуации?»

 

Арттерапия

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Был разработан и комплексный метод - арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.

История арт-терапии

Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог. Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

 

13 Общая характеристика групповой психотерапии

Групповая психотерапия не является использованием любого психотера­певтического метода в группе больных. Она отличается от групповой тера­пии, коллективной терапии и психотерапии в группе. Понимание этих четырех терминов как синонимов вполне объяснимо с формальной точки зрения: индивидуальная психотерапия — это врач и пациент, группо­вая — это врач и несколько пациентов.

 

Однако термины групповая терапия, коллективная психотерапия и психотерапия в группе означают лишь использование какого-либо психотерапевтического метода в группе больных. Психотерапевт, например, проводя гипноз в группе и, ра­ботая при этом с одним пациентом и привлекая других лишь к обсуждению, как фон, по сути использует индивидуальную психотерапию. Её часто называют групповой психотерапией. Однако это не верно.

собственно групповой психотерапии мы можем говорить только тогда, когда психотерапевтом используется терапевтический потенциал группы как таковой. Что это означает? В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определен­ные групповые феномены, такие как нормы, распределение ролей, выделе­ние лидеров и другие. Эти нормы далеко не всегда осознаются, но они всегда формируются и определяют поведение людей. Именно эти груп­повые процессы могут использоваться для психотерапевтических целей.

 

Помогая пациенту понять, какую роль в груп­пе он стремится играть или играет на самом деле, мы можем помочь ему осоз­нать, какие потребности хочет он удовлет­ворить, насколько успешным является это его поведение. Таким образом, анализируя поведение пациента в рам­ках группового взаимодействия, мы расширяем сферу его самопонимания.

Групповая психотерапия не является самостоятельным теоретическим на­правлением в психотерапии. Группа - модель реальной жизни: в ней пациент проявляет те же отношения, установки и ценности, те же способы эмоционального реагирования и пове­денческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на созда­ние в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы и изменить их в атмосфере доб­рожелательности и взаимного принятия.

 

Первым, кто обратил внимание на терапевтические возможности применения группового взаимодействия, был американский врач Пратт, который в 1905 г. впервые организовал психоте­рапевтические группы для больных туберкулезом. Он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, воздействие которой заключается в эф­фективном влиянии одного человека на другого, способствующих преодолению песси­мизма и ощущения изоляции.

Практически все психотерапевтические направления XX века так или иначе использовали групповые формы и внесли определенный вклад в раз­витие групповой психотерапии (А.Адлер, К. Роджерс, К.Левин и др.)

Групповая динамика

Групповая сплоченность

Групповое напряжение

Задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания:

на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы.

Групповая динамика чрезвычайно важное понятие. Именно использование групповой динамики в лечебных целях определяет специфику групповой психотерапии как психотерапевтического метода. Групповая динами­ка - это совокупность внутригрупновых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, расцвет, регресс, распад..

Цели и задачи группы. Кратохвил следующим образом формулирует цели психотера­певтической группы: разобраться в проблемах каждого участника; помочь ему понять и изменить собственное состояние; постепенно изменить слабую приспособляемость, достигая адекватной социальной адаптации; предостав­лять информацию о закономерностях интерперсональных и групповых про­цессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людь­ми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собствен­ного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные признаки и симптомы.

 

Важное значение для понимания влияния группы имеет понятие нормы группы. Нормы группы это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между учас­тниками группы. Групповые нормы определяют, что допустимо, что недо­пустимо, что желательно и что нежелательно, что правильно и что неправиль­но.

К психотерапевтическим нормам обычно относят: искреннее проявление эмоций (в том числе по отношению к психотерапевту); открытое изложение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах; принятие других и терпи­мость по отношению к их позициям и взглядам; активность, стремление из­бегать оценочных суждений и пр. Важная проблема в психотерапевтической группе — формирование собственно психотерапевтических норм и преодо­ление, изживание «антипсихотерапевтических».

Психотерапевт, работая с группой, учитывает и другие её особенности: структуру, лидерство, групповую сплочённость, групповое напряжение и др.

Психотерапевтическая группа предоставляет возможности для выявления нарушений, коррекции и расширения ролевого диапазона и репертуара. Лидерство в группе — важная составляющая групповой динамики, тесно связанная с проблемами руководства, зависимости, подчинения и соперни­чества. Во взаимоотношениях с лидером пациенты проявляют собственные амбивалентные тенденции и установки, связанные с проблемами ответственности, безопасности, самостоятельности, руководства, подчинения и зависимости.

Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничества при решении об­щих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу. Она рассматривается также как аналог психотера­певтических отношений между пациентом и психотерапевтом в процессе ин­дивидуальной психотерапии.

Групповое напряжение. Групповое напряжение возникает в связи с не­совпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуаци­ей, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, об­ращением к болезненным проблемам и переживаниям.

Групповая сплоченность и напряжение выполняют в группе противопо­ложные функции: первая является стабилизирующим фактором (под ее вли­янием члены группы чувствуют поддержку и определенную безопасность), а вторая — побуждающим фактором (она ведет к неудовлетворенности и /стремлению что-либо изменить).

Напряжение является следствием внутригрупповых конфликтов, неудовлетворенности или подавления тех или иных потребнос­тей участников группы. Возникающее в группе напряжение может играть как положительную, так и отрицательную роль. Слишком высокое или слиш­ком длительное напряжение, холодная, неприязненная, враждебная атмос­фера, если она не компенсируется групповой сплоченностью и положитель­ными эмоциями, может привести к дезорганизации работы в группе, к ухо­ду отдельных ее участников и даже к распаду группы.

Слишком низкий уровень напряжения не является позитивной характеристикой груп­повой динамики и процесса групповой психотерапии.

В целом напряжение в груп­пе играет положительную роль, если поддерживается его оптимальный уро­вень, а также динамическое равновесие между групповым напряжением и групповой сплоченностью.

 

Понятие психотерапии. Медиц и психол. подходы к психотерапии

Впервые термин «психотерапия» был введен в конце XIX в. Тьюком в опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело». Общеупотребительным термин «психотерапия» становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза.

Термин «психотерапия» не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную философскую и психологическую модель психотерапии. Эта модель основана на первичном значении этого слова – «исцеление душой». Основная цель этого подхода – не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, другом, наставником. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания психотерапии является распространение ее методов в различных областях в педагогике, социальной работе, практической психологии и пр.

Психотерапия отличается от других методов лечения по крайней мере тремя особенностями: 1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии (в отличие от используемых в медицине, фармакологии, педагогике, социологии и юриспруденции); 2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различными пациентами и оценивать их; 3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики.

Психотерапевтическое лечение специфично, оно основано на психологических методах воздействия на клинические феномены и отчасти на страдание и поэтому становится точкой пересечения ряда областей знания: медицины, психологии, социологии, педагогики и др.

При современном уровне развития медицины, широком использовании психотерапии в соматических клиниках определяющим становится принцип интеграции собственно психотерапевтических, психологических, социотерапевтических и биологических воздействий в системе лечения больного.

Ведущие тенденции развития психотерапии в полной мере отражают общенаучное содержание понятия интеграции. С одной стороны, это тенденция к выделению психотерапии в самостоятельную область медицины, прежде всего из психиатрии, с другой – интегративные тенденции, активное использование в своем становлении не только медицинских, но и психологических, педагогических и других наук, а также интеграция в лечебной практике различных психотерапевтических направлений, подходов, методов и технических приемов.

В. Е. Рожнов (1983) разделял психотерапию на общую и частную, или специальную.

Под общей психотерапией, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью.

Общая психотерапия включает комплекс психических воздействий на больного, направленный на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию и ятрогению.

При этом психотерапия является вспомогательным средством, создающим общий фон, на котором применяются другие виды лечения.

Специальная, или частная, психотерапия применяется в клинике таких заболеваний, при которых психические методы лечения выступают на первое место и составляют то основное лечение, которым пользуется врач.

Общепризнанным является применение психотерапии при широком круге расстройств.

В первую очередь это касается невротических состояний и других пограничных расстройств психогенной этиологии, некоторых форм психосоматических нарушений, реакций дезадаптации, кризисных состояний.

Психотерапии применяется также у пациентов с личностными нарушениями, психическими расстройствами на этапах формирования медикаментозной ремиссии, с алкогольной и другими формами зависимости. Хотя психотерапия используется при широком круге заболеваний, этиопатогенетическое значение она приобретает преимущественно при психогениях, возникновение и течение которых обусловливается психическими (психологическими) факторами. В этой группе заболеваний психотерапия может выступать в виде единственного метода лечения или включаться в систему комплексного лечения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.