Марксистская концепция культуры — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Марксистская концепция культуры

2017-06-13 875
Марксистская концепция культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из центральных проблем социально-философского и культурологического анализа является проблема взаимосвязи культуры и человеческой деятельности. С точки зрения предшественников К. Маркса и Ф. Энгельса, человек в культуре предстает не как творимое, а как творящее существо во всем многообразии своих проявлений.

Приблизительно из тех же теоретических предпосылок исходят и классики марксизма. Человек для них активное существо, изменяющее среду своего обитания и создающее мир по своему образу и подобию. Он – подлинный субъект исторического действия, постоянно выходящий за пределы своего существования. Но если в домарксистской философии вся культурно-творческая практика осознается прежде всего как чисто духовная практика, как процесс деятельности сознания, проявляющего себя в продуктах духовной деятельности, то в марксизме общественная практика понимается прежде всего как деятельность, направленная на преобразование материальных условий существования людей, как процесс взаимодействия общественного человека с природой и социумом, в результате которого совершается изменение условий его материального бытия.

Таким образом, согласно марксистской концепции, культура охватывает всю область общественной деятельности человека, а не только сферу духовной деятельности. Артефактами культуры являются не только творения изобразительного искусства, литературы, музыки, философии результаты политической, нравственной, религиозной практики (опредмеченные в политических теориях, моральных доктринах, религиозных учениях), но и орудия, одежда, предметы повседневного обихода, а также та система связей и отношений, которая складывается в условиях конкретного общества (алгоритмы поведения, стиль общения и т. д.).

То есть область культуры рассматривается как область «производства материальной жизни», которая является базовой сферой человеческой активности.

В культуре марксизм видит область действительного развития человека, где разворачивается его полное существование. Только в культуре человек обретает себя как целостное существо во всем многообразии своих бытийных проявлений. С точки зрения классического марксизма, процесс создания культуры есть не просто процесс создания материальных и духовных благ, изменения условий обитания человека, возникновения новых форм общения, но прежде всего процесс человекотворчества. Создавая богатый и разнообразный мир предметов, человек одновременно производит себя как человека, формирует и развивает свои собственные силы и отношения. Производство мира культуры, таким образом, оказывается самопроизводством, саморазвитием человека.

Итак, культура понимается как особого рода объективная реальность, возникающая в процессе человеческой практики, имеющая субъективный (деятельный) источник происхождения. Следовательно, марксистская концепция культуры является деятельностной или трудовой концепцией. В ее рамках общественный труд рассматривается как основной источник общественного богатства и культуры.

Культура в реальности выступает в двух формах – материальной и духовной (в силу существования двух видов труда – физического и духовного и, соответственно, двух основных вида производства – материального и духовного). Согласно воззрениям Маркса и Энгельса культура создается в рамках обоих типов производства, а не только в духовном производстве, как об этом говорило большинство их предшественников. Однако, с их точки зрения, материальное производство играет определяющую роль, влияя на процесс духовного производства.

Таким образом, культура – есть результат общественного производства. Ее формы и виды определяются наличным материальным базисом и зависят от формы собственности и типа власти. Производство ценностей культуры и их потребление тесно связаны, а это значит, что культура создается не только производителями культурных ценностей, но и их потребителями. Поэтому культура рассматривается как самосозидание, самопроизводство человека в конкретных формах его материальной и духовной деятельности. Действительным содержанием культуры является развитие человека во всем многообразии его связей и отношений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.