Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

2017-06-13 436
Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

 

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1895гг.). В книге «Россия и Европа» он обосновал концепцию многолинейного и замкнутого развития культур, т.е. теорию «культурно-исторических типов».

Отрицал существование единой мировой культуры: мир – множество разнокачественных культур.

Ход истории выражается в смене культурно-исторических типов, каждый из которых проходит в своем развитии стадии: рождение, расцвет, упадок, гибель (от этнографического состояния, через государственность, до цивилизации).

Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого культурно-исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая влияние других цивилизаций.

В истории выработалось только десять культурно-исторических типов:

1) египетский,

2) китайский,

3) халдейский, или древнесемитический,

4) индийский,

5) иранский,

6) еврейский,

7) греческий,

8) римский,

9) ново-семитический, или аравийский,

10) германо-романский, или европейский.

Народы, создавшие эти великие цивилизации, Данилевский называет «позитивными творцами истории». Роль же других народов не была столь “положительной”; они либо действовали в качестве “бичей Божьих”, разрушителей “дряхлых цивилизаций”.(таковы гунны, монголы, турки), либо составляли “этнографический материал” для других культурно-исторических типов (как, например, финны).

Культурно-исторические типы классифицируются в зависимости от преобладающих разрядов человеческой деятельности:

1) религиозной;

2) культурной;

3) политической;

4) общественно-экономической.

Большинство цивилизаций являются созидательными только в одной или двух областях. Прогресс в том, чтобы человечество шло в разных направлениях.

Сформулировал общие законы развития самобытных цивилизаций:

· для возникновения цивилизации необходимо, чтобы народ обладал соответствующими “духовными задатками” и пользовался политической свободой.

· “Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа”.

· Полнота и богатство культурно-исторического типа зависят от разнообразия входящих в него этнографических элементов,

· Период роста цивилизации всегда неопределенно продолжительнее периода цветения и плодоношения, после которого она истощает свои жизненные силы и больше не возобновляется.

По схеме Данилевского, Запад, создавший последнюю историческую цивилизацию, уже пережил “апогей своего цивилизационного величия”, и на очереди теперь — возвышение славянства. Именно ему предстоит создать новый тип, новую форму цивилизации, который будет “четырехосновный”.

Культурная динамика

1. Культурная динамика (греч. – относящийся к силе) – это изучение изменений культуры во времени и пространстве, а также тех средств и механизмов, которые описывают трансформацию культуры. Термину «динамика» близко по значению понятие «развитие», т.е.поступательное движение культуры, переход от одного состояния в другое.

Развитие включает в себя как прогрессивную линию (прогресс – направленность развития от низшего к высшему, от простого к сложному), так и регрессивную (регресс – переход от высшего к низшему). Прогресс бывает двух видов: постепенный (реформа) и скачкообразный (революция).

2. В рамках культурной сферы принято выделять несколько источников, которые формируют и поддерживают изменения в культуре.

1. Инновации – изобретения или выработка новых идей, образов, моделей действия, политических и социальных программ, которые нацелены на изменение общественного бытия.

2. Обращение к культурному наследию – под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в общественной памяти.

3. Синтез – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает явление или модель социокультурного устройства, которое отличается от обоих составляющих элементов и имеет собственное качественное содержание или форму.

4. Культурное заимствование – внедрение в культуру предметов, ценностей и норм деятельности, используемых в жизнедеятельности других культур.

В социальной антропологии этот процесс рассматривается как аккультурация -(англ. неологизм от лат. ad – к и cultura - возделывание) - процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности, традиции и т.п. у представителей другой культуры (донора).

Заимствование предполагает отбор (культурную селективность – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую).

Заимствуется: - наиболее близкое своей культуре (что можно понять, оценить и использовать); - наиболее выгодное (что позволяет прогрессировать, дает преимущество перед другими); - отвечающее внутренним потребностям (удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты, имеющиеся в распоряжении). Перенимаются: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. Среди факторов, влияющих на характер заимствований, обычно выделяют следующие: 1). Степень интенсивности контактов. 2). Условия контакта. 3). Степень дифференциации общества.

5. Культурная диффузия – стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве, посредством взаимопроникновения культурных черт из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы диффузии (пути, по которым может идти влияние): миграция, туризм, торговля, война, научные конференции и т.д.

Происходящие изменения в культуре отображены также в следующих понятиях:

Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития духовной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией. (У. Огборн)

Культурная трансмиссия – процесс,благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение, что обеспечивает преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству.

Культурная аккумуляция – накопление культурного потенциала, наследия. Имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Представляет собой такой процесс, завершением которого выступает образование нового культурного наследия.

Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

 

 

Сущность культуры

1. Этимология слова «культура». Возможные определения и аспекты культуры

Морфология культуры

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.

Т.е., Морфология культуры – это учение о составе культуры, связи между элементами культуры и динамике их развития.

Морфология культуры занимается изучением вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического и географического распределения.

Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования:

1. генетическое: изучается порождение и становление культурных форм;

2. микродинамическое: изучается динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений;

3. историческое: изучается изменение, развитие культурных форм в исторических масштабах времени:

4. технологическое: изучается распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры.

 

Общая морфологическая модель культуры строится по уровню связи субъекта социокультурной жизни с окружением (по видам человеческой деятельности).

Таких уровней культуры выделяется три: обыденный (повседневная культура), специализированный (профессиональная культура), трансляционный (СМИ, учреждения культуры).

Профессиональная культура – совокупность специфических теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Составные части: наука, искусство, философия, право, религия. Институционально закреплена.

Обыденная культура – владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Это культура, не получившая институционального закрепления. Ограничена домом, районом, городом, межличностными отношениями.

 

Специализированный уровень культуры включает в себя следующие модальности культуры:

 

А) Культурные аспекты социальной организации: хозяйственная, политическая, правовая культура.

Их аналоги на обыденном уровне – домашнее хозяйство, нравы, обычаи, мораль.

 

Б) Культурные аспекты социально-значимого знания: художественная, религиозная, научная, философская культура.

Обыденные аналоги: обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки.

 

В) Культурные аспекты социально-значимого опыта: образование, просвещение, массовая культура.

Обыденные аналоги: слухи, игры, беседы.

 

 

Типология культуры

Культура представляет собой явление, которое столь сложно и многообразно определяемо, что ее изучение с необходимостью требует типологизации.

Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью идеализированной модели или типа. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.

Тип культуры – это понятие или идеальная конструкция, которая дает основу для выявления общего, особенного и единичного в каждой культуре.

Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. Но ни одна из них не может быть ни единственной, ни единственно верной. Типология культуры осуществляется путем выделения какого-либо основания (критерия). Таких оснований может быть множество:

1) связь с религией (религиозная и светская);

2) региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, латиноамериканская и т.д.);

3) регионально-этническая особенность (русская, французская и т.п.);

4) хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, скотоводов…);

5) сфера общества или вид деятельности (производственная, политическая, педагогическая);

6) этническая принадлежность (народная, национальная, этническая);

7) связь с территорией (сельская и городская);

8) уровень мастерства или тип аудитории (элитарная, народная, массовая).

Типология культуры по одному основанию может быть связана с типологией и по другому основанию.

 

Историческая типология – классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.

Исторический тип культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества.

Историческая типология позволяет установить повторяемость историко-культурного процесса, выявить закономерности, общее и особенное.

Выделяют следующие исторические типы культуры:

1. Архаика (первобытное общество): 2,5 млн. л. н. – 1 тыс. н.э.

2. Древний Восток и Античность: 1 тыс. н.э. – 5 в. н.э.

3. Средние века: 5-15 вв.

4. Возрождение: 15-16 вв.

5. Новое и Новейшее время: 17-20 вв.

 

 

Виды культуры

Виды культуры – такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. В зависимости от того насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна, доминирующая культура может быть этнической и национальной.

Этническая культура – культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре. В ней господствует сила традиций, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения в поколение на семейном или соседском уровне.

Национальная культура – совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства. Она включает в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры, субкультуры всех больших групп, этнические культуры.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями. Она не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Содержание национальной культуры составляет: осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам.

 

Любое общество распадается на множество групп (национальных, демографических, профессиональных) и постепенно у каждой из них формируется собственная культура (система ценностей и правил поведения). Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Типы субкультур: молодежная, пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная и т.д.

Субкультура – часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации (доминирующую культуру). Она формируется под влиянием социального класса, этнического происхождения, религии, места жительства.

Субкультура отличается от доминирующей культуры: языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ее ценностей и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Когда нормы, ценности и образ жизни приходят в противоречие с нормами и ценностями всего общества, появляется контркультура.

Контркультура – обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи (хиппи, «новые левые», движения против расизма и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест приобретает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом; образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не только отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Термин «контркультура» был введен в научный оборот Маркузе и Росзаком в 1972 году для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных группировок, прежде всего идеологического явления.

Когда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно, тогда к одному явлению можно применять оба названия.

Формы культуры

Формы культуры – такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые нельзя считать полностью автономными образованиями, но они не являются составными частями какого-либо целого.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

Элитарная (высокая) культура – культура, созданная привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Включает: изящное искусство, классическую музыку и литературу. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная культура – форма культуры, создаваемая непрофессионалами. Состоит из двух видов: популярной и фольклорной.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Она возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Аудитория народной культуры – всегда большинство общества.

В структуру народной культуры входят: народные медицина, промыслы, игры и забавы, песни и танцы, кухня, этика и педагогика. Элементы народной культуры сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека – его памяти, устной речи, природного музыкального слуха, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи.

Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с НТР и постоянным обновлением СМИ Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носят индустриально-коммерческий характер.

Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив).

К массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналами массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса). Появление современных СМИ позволило тиражировать один и тот же продукт культуры (н-р, популярную песню) в тысячах и миллионах экземпляров и делать его доступным широким слоям населения.

Массовая культура: упрощает потребности и вкусы; отвечает запросам широкой аудитории в досуге, развлечении, общении; не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа; обладает меньшей худ-ой ценностью, чем элитарная или народная культура; удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его (поэтому ее образцы часто теряют свою актуальность, выходят из моды).

Характеристика массовой культуры: - авторская культура;

- широкая аудитория;

- низкий эстетический вкус;

- нивелировка отдельной личности (насаждение конформизма);

- примитивизм изображения человеческих отношений;

- развлекательность, культ успеха, потребительства; - стандартизация содержания;

 

 

«Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби

Арнольд Тойнби (1889—1975) Его заслуга как культуролога состоит не только в подробном описании различных культур (в терминологии Тойнби — «цивилизаций»), но и в создании общей концепции развития культуры.

Как и Шпенглер, Тойнби исходит из существования многих различных культур, каждая из которых обладает своей собствен­ной истиной. Однако, в отличие от Шпенглера, Тойнби не рассматривает каждую культуру как обо­собленный и замкнутый в себе организм. Наоборот, каждая локальная культура выступает у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначе­ния.

Тойнби видит в истории реализацию божественного начала, стремящегося к совершенству своего куль­турно-исторического воплощения, но сталкивающегося при этом с внешними препятствиями, с противостоящей внешней необходи­мостью. Однако эти препятствия превращаются для творца в усло­вие прогресса.

Препятствие воспри­нимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт культурно-исторического созидания.

Тойнби не дает этому творческому началу «научного» имени, но фактически речь идет о свободном духе, осуществляющем себя в истории. Способ этого осуществления излагается Тойнби в терми­нах притчи о борьбе Бога и Дьявола. Дьявол бросает Богу «Вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые стороны божественного творения, тем самым побуждая Бога к «От­вету», т. е. к новому творчеству. «...Дьявол обречен на проигрыш... Зная, что Господь не отвергнет... предложенного пари, Дьявол не ведает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение бу­дет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избран­ников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем са­мым дает Богу возможность совершить акт нового творения. И та­ким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведома»

Однако какова же роль самого человека, являющегося пред­метом спора Бога и Дьявола? Отвечая на этот вопрос, Тойнби скло­няется к тому, что человек и есть то самое существо, которое несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьявольское» стремление к разрушению.

Если отвлечься от образного стиля изложения, то концепция Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса.

Он выделяет: сперва - 21, а затем - 37 цивилизаций. Каждая из цивилизаций, считал А. Тойнби, уникальна. Одна цивилизация не может превратиться в другую. В жизни любой цивилизации от её возникновения до исторического конца можно обнаружить повторяющиеся, сравнимые элементы.

1. Локальные цивилизации проходят определенный цикл развития: возникновение, рост, разложение и гибель (истощение «жизненных сил»).

2. Умеренно неблагоприятная природная и социальная среда бросает «вызов» обществу, которое посредством усилий «творческого меньшинства» находит решение возникающих проблем, т.е. Ответом на Вызов является новый акт культурно-исторического созидания.

3. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов.

4. Если Вызов слишком сильный, то это может привести к гибели цивилизации. Слишком благоприятные условия замедляют или прекращают рост и развитие культуры.

 

 

Культура и цивилизация

1. Впервые понятие «цивилизация» появилось в 18 веке, в тесной связи с понятием «культура», когда французские просветители определили «цивилизованным» общество, основанное на началах разума, справедливости и частной собственности. В это время «цивилизация» означала степень образованности человека, меру разумности общества.

Первым употребил слово «цивилизация», по мнению французского историка Люсьена Февра, барон Поль Анри Гольбах (французский философ - просветитель). Он писал о происходящей в ходе истории «цивилизации народов», имея в виду, что «цивилизация – это процесс совершенствования их образа жизни».

19 век: под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л. Морган, Ф. Энгельс и другие философы и историки рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством.

Конец 19 века: К Маркс, Ф Ницше стали говорить о пороках цивилизации. Они утверждали, что европейская цивилизация порождает тенденции, которые ведут к упадку человеческой культуры. Постепенно цивилизацию стали отличать от культуры. В обиход вошло представление о цивилизации как совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства.

Развивая эти взгляды на цивилизацию, О. Шпенглер в начале XX века говорил о европейской цивилизации как завершающей фазе эволюции современного западного мира.

Таким образом, существует 4 способа понимания цивилизации:

Цивилизация – 1) синоним культуры;

2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры;

3) третья ступень общественного развития после дикости и варварства;

4) эпоха деградации и упадка культуры (О. Шпенглер).

Цивилизация (лат. Civilis – гражданский, государственный, общественный) – локальная, межэтническая общность, которая формируется на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, на основе длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции (правовой и политической системах. религии, философии, науке, системе образования и т.д.).

Уже во II в. н.э. римский историк Корнелий Тацит, сопоставляя образ жизни германских племен и жизнь «цивилизованного» Рима, выделил три основных признака, отличающих римскую культуру от других народов: 1) материальное изобилие; 2) государственность; 3) письменность.

Постепенно сложилось несколько подходов к объяснению цивилизации. Среди них выделяются три наиболее изученных:

I. Линейный поход сложился во французской литературе: П.А. Гольбах, Ш. Фурье, Г. Баль и др. Признаком цивилизации считалась грамотность, сфера ее распространения. Такого подхода придерживаются, вслед за Л. Морганом, К. Маркс и Ф. Энгельс, считая, что цивилизация – этап в историческом развитии человечества, который следовал за дикостью и варварством.

II. Локально-цивилизационный подход определяет каждую цивилизацию как особый, относительно замкнутый и самостоятельный тип культуры. Он сформировался во второй половине XIX века. Одним из первых его предложил русский ботаник, социолог и историк Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа». Такой же точки зрения придерживались О. Шпенглер и А. Тойнби.

III. Согласно географическому подходу, цивилизация означает развитие общества в определенной географической среде.

Географический подход восходит к идеям французского просветителя 18 в. Ш.Л. Монтескье, который считал, что климатические условия определяют индивидуальные особенности развития человека, его телесную организацию, характер и склонности. Идею воздействия климатических условий на развитие общества и его культуры продолжил русский ученый 19 в. Л.И. Мечников.

Он выделил 3 периода социальной эволюции:

На первом этапе – Древней истории – формируются великие культуры или цивилизации: египетская, китайская, индийская, ассирийская. Они являются речными, т.к. возникают в бассейнах великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхе и Янцзы (изолированы друг от друга).

На втором этапе – Классической истории – формируются морские цивилизации: Греции, Рима, Финикии. Они получают свое развитие на берегах Средиземного моря и Персидского залива.

Третий этап – Новой истории - связан с океаном. Эта эпоха океанических цивилизаций начинается с открытия Х. Колумбом Америки (1492г.). Последствием этого открытия был быстрый рост стран, расположенных на побережье Атлантического океана: Португалии, Испании и т.д.

 

Теория культуры Освальда Шпенглера

В 1918 году вышла в свет работа Шпенглера «Закат Европы» и сразу же стала знаменитой. Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет собственную судьбу. Не существует поступательного движения культуры с его закономерностями, а есть только круговорот «локальных» культур.

У Шпенглера первичной является внерациональная и не сводимая ни к какой логике душа культуры. Логика, искусство, наука, политика всегда вторичны по отношению к этой душе.

Культура в шпенглеровском понимании — это символически выраженная смысловая целостность (система), в которой естественно (и многообразными способами) реализует себя соответствующая душа.

У каждой культуры есть своя собственная «душа», реализующаяся во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, ве­рований.

Шпенглер выделяет несколько («аполлонический», «магичес­кий», «фаустовский») типов души, лежащих соответственно в основе греческой, средневековой арабской и европейской культуры.

Для Шпенглера все культуры равноправны в том смысле, что каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры.

Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения:

1. египетскую,

2. индийскую,

3. вавилонскую,

4. китайскую,

5. греко-римскую,

6. майя,

7. византийско-арабскую,

8. западно-европейскую.

«Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость.

Смерть культуры есть исчерпание ее души, когда ее смыслы уже не вдохновляют людей, обращенных теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связы­вает с наступлением эпохи цивилизации.

Если культура перестает притягивать и вдохновлять чело­веческие души, она обречена. С этих позиций Шпенглер видит опасность, которую несет с собой цивилизация. Нет ничего дурно­го в практическом благоустройстве жизни, но когда оно поглоща­ет человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил, «огонь души угасает».

Гибель культуры происходит через утрату ее гибкости, многообразия, через технцизм.

 

 

Язык и символы культуры

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов вербальной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно-значимая информация.

Языками культуры являются формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в социокультурном пространстве и времени.

Формирование языка культуры происходит в процессе взаимодействия совместно проживающих людей, когда общие для них представления обретают общепринятое выражение и статус знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным установленным общеобязательным правилам. При помощи системы знаков в культуре производится, сохраняется и передается информация. Поэтому освоение языка культуры является ключевым моментом как социализации, так и инкультурации.

Изучением языка культуры занимаются следующие науки:

1. Семиотика – анализ знаковой представленности языка культуры.

2. Лингвистика – анализ естественных языков.

3. Культурная семантика – изучение языка культуры как средства выражения смысла.

Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В его составе можно выделить следующие типы знаков: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные.

I. Естественные знаки – это вещи и явления природы.

Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком только тогда, когда указывает на какие-то другие предметы или рассматривается в качестве носителя информации о них.

Естественные знаки – это знаки-признаки (напр., дым как знак огня).

II. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. (Напр., обнаруженное в кургане оружие – функциональный знак того, что в нем захоронен воин.). Это также знаки-признаки.

Функциональные знаки наряду с первичными значениями, связанными с их прагматическими функциями, могут приобретать и вторичные значения, которые приписываются им более или менее произвольно. Например, суеверные приметы: подкова, пустые ведра и т.д.

III. Иконические (греч. - изображение) знаки – это знаки-образы, определяющей чертой которых является их сходство с тем, что они изображают. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей (но можно использовать и естественно образовавшийся предмет, если он похож на то, что необходимо обозначить). Например, скульптура или портрет.

IV. Конвенциональные знаки – это искусственно созданные знаки, которым люди «договорились» приписывать определенное значение (лат. – соглашение, договор). Эти знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и не для какой другой цели не нужны (например, красный крест на скорой помощи, звезды на погонах).

Существует три основных вида конвенциональных знаков: сигналы, индексы и символы.

Сигналы – знаки извещения или предупреждения (значение цветов светофора).

Индексы – условные обозначения каких-то предметов или ситуаций (условные значки в схемах, графиках).

Символы – это знаки, которые не только указывают на объект, но несут в себе добавочный смысл. (эмблемы, гербы, медали).

Функции языка в культуре

Язык выполняет две основные функции: он служит людям как средство мышления и как средство общения. Для культуры более важной является вторая.

Коммуникативных функций языка три:

1. Референтная направлена на предмет сообщения и заключается в передаче информации о нем.

2. Экспрессивная связана с отражением в сообщении личности автора (речь – средство самовыражения автора).

3. Импрессивная ориентирована на адресат сообщения и предполагает воздействие на его состояние.

Язык культуры полисемантичен (многозначен). Его можно дифференцировать (классифицировать) по нескольким основаниям:

- по отнесенности к человеческой деятельности (язык искусства, сленг математики);

- по принадлежности определенной субкультуре (язык хиппи);

- по знаковой представленности, ее типам (вербальный, жестовый, графический, иконический) и видам (язык причесок, язык костюмов);

- по языковому сообществу (французскии, русский);

- и т.д.

Понимание человеком языка культуры и овладение им дает человеку возможность коммуникации, хранения и трансляции культуры.

 

Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

 

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1895гг.). В книге «Россия и Европа» он обосновал концепцию многолинейного и замкнутого развития культур, т.е. теорию «культурно-исторических типов».

Отрицал существование единой мировой культуры: мир – множество


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.