Референдумы в отечественной истории: краткий обзор — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Референдумы в отечественной истории: краткий обзор

2017-06-13 610
Референдумы в отечественной истории: краткий обзор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В истории нашей страны состоялись один референдум в СССР (17 марта 1991 г.) и три референдума в Российской Федерации (17 марта 1991 г., 25 апреля 1993 г. и 12 декабря 1993 г.).

Референдум СССР 17 марта 1991 г. В Конституции СССР 1977 г., как уже упоминалось, была ст. 5, согласно которой наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсужде­ние, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). За­кон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» был принят IV Съездом народных депутатов СССР и касался лишь обще­союзного референдума. Большинство позиций Закона представляло собой попытку кодификации в целом данного конституционно-пра­вового института. В этом плане Закон становился своеобразным об­разцом для последующих актов республик о республиканских и мест­ных референдумах.

В Законе была сделана попытка определить вопросы, выносимые на референдум СССР. Согласно ст. 4 на союзный референдум выно­сятся предложения по вопросам, отнесенным Союзным Договором (в момент принятия Закона идея Союзного Договора была весьма по­пулярна, он должен был сформулировать основы Федерации в новых исторических условиях) и Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Предметом референдума могли быть: 1) принятие нового закона СССР; 2) изменение либо отмена закона СССР или его отдельных положений; 3) принятие решения, предопределяющего основное со­держание законов СССР и других актов; 4) выявление общественного мнения по иным наиболее важным вопросам, находившимся в веде­нии Союза ССР.

Таким образом, по существу, в Законе СССР «О всенародном го­лосовании (референдуме СССР)» были закреплены два правовых ин­ститута — референдум и опрос, обособленные как по своему назначе­нию, так и по результатам. В п. 1—3 ст. 4 речь идет о принятии наро­дом решения, в п. 4 — о выявлении общественного мнения. И то, что подразумеваются разные институты, подтверждается далее ст. 29 За­кона, говорящей о последствиях голосований: решение, принятое пу­тем референдума СССР, является окончательным, имеет обязатель­ную силу на всей территории СССР и может быть отменено или из­менено только путем референдума; итоги же референдума, «проводимого для выявления общественного мнения в соответствии с п. 4 ст. 4 настоящего Закона, должны учитываться при принятии ре­шений соответствующими государственными органами».

Любопытна и позиция, отраженная в п. 3 ст. 4 этого Закона: «при­нятие решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов». С одной стороны, это принятие решения на­родом, с другой — это решение должно найти последующее развитие в соответствующих нормативных документах СССР. И конечно, все зависело от формулировки вопроса: если спросить на референдуме: «Вы за то, чтобы права граждан в полной мере соответствовали меж­дународным пактам о правах человека?», то, получив ответ «да», все равно нельзя быть уверенным в том, что не будет предела усмотрению соответствующих органов при их воплощении в законы и иные акты СССР.

На референдум СССР не могли быть вынесены вопросы: о грани­цах Союза ССР, границах республик; об изменении статуса и терри­ториальной целостности республик, автономной области и автоном­ных округов; обеспечении обороны и безопасности государства; о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан; вопросы, связан­ные с назначением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции Съезда народных депутатов СССР и Верховного Сове­та СССР, а также вопросы, касающиеся выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Союза ССР (ст. 4 рассмат­риваемого Закона).

Закон определил круг тех, кому принадлежала инициатива прове­дения референдума. На первое место в перечне поставлены граждане СССР (надо было собрать под требованием о референдуме не менее 2 млн подписей), затем названы Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, обе его палаты — Совет Союза и Совет На­циональностей, Президент, республики в лице их высших органов го­сударственной власти.

Съезд народных депутатов СССР или Верховный Совет СССР по требованию о проведении референдума принимали одно из следую­щих решений: 1) о назначении даты референдума и мерах по его обес­печению; 2) необходимости принятия закона или иного решения, предлагаемого в требовании о референдуме, без проведения референ­дума. Второе положение делало практически бессмысленным сбор подписей и другие инициативы по проведению референдума.

Закон или иное решение, поставленное на референдум, считались принятыми, если в голосовании участвовали более половины граж­дан, внесенных в списки для голосования, и в результате референду­ма его одобрили более половины граждан, принявших участие в голо­совании (ст. 24 рассматриваемого Закона). Иначе говоря, сказавших «за» должно было быть 50% плюс один голос от числа получивших бюллетени (а не от числа обнаруженных в урнах бюллетеней).

Предпосылки референдума СССР 17 марта 1991 г. связаны со сле­дующими событиями. В ходе процессов демократизации, охвативших весь Союз ССР после 1985 г., остро встал вопрос об обновлении феде­рации, связей между центром и республиками. Вместе с тем в ряде ре­гионов страны активизировались центробежные силы. В одних рес­публиках они выступали за усиление самостоятельности мест, децен­трализацию государственного управления, освобождение Союза ССР от полномочий, означавших сверхцентрализацию государственного руководства и фактический унитаризм вместо федеративного устрой­ства. В других республиках центробежные силы на начальном этапе заявляли те же требования, хотя уже тайно предполагали свое буду­щее отделение от Союза ССР, официально не заявляя об этом — опа­саясь применения Союзом ССР насильственных мер для их сохране­ния в своем составе. Эти устремления стали позже открытыми и вы­лились в отделение от Союза ССР. Центробежные силы — на волне популярных идей государственного и национального суверенитета — довольно быстро пришли к власти в большинстве республик, стали требовать расширения их прав, фактически вели политику сепаратиз­ма. Простые граждане в подавляющем большинстве республик были за сохранение Союза ССР — на обновленной основе, с максимальной передачей на места функций управления, сохранением у центра наи­более важных для федеративного государства полномочий, единого территориального и экономического пространства.

В этой ситуации и было решено провести референдум по вопросу о будущем СССР. Он был назначен IV Съездом народных депутатов СССР, который принял от 27 декабря 1990 г. Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». Съезд поручил Верховному Со­вету СССР сформулировать вопрос для включения в бюллетень рефе­рендума. Постановлением Верховного Совета СССР от 16 января 1991 г. на референдум СССР был вынесен следующий вопрос: «Счи­таете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалисти­ческих Республик как обновленной федерации равноправных суве­ренных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»

Референдум проводился в следующих республиках: РСФСР, Ук­раина, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан, Киргизия, Таджики­стан, Туркмения. Казахстан изменил формулировку, здесь она звуча­ла так: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза ССР как союза равноправных суверенных государств?» При этом Президиум Верховного Совета Казахской ССР просил включить результаты ре­ферендума в Республике в общие итоги референдума СССР.

Таким образом, референдум проводился в 9 из 15 союзных респуб­лик. Причем в России, Узбекистане и Азербайджане он охватил и республики, входившие в их состав. Надо сказать, что для участия республик (союзных или автономных) в референдуме СССР не пре­дусматривалось принятия решения самими республиками на этот счет. Иначе говоря, решение Съезда народных депутатов СССР о на­значении референдума было достаточно для его повсеместного про­ведения (не предусматривалась и возможность изменения формули­ровки вопроса референдума каким-то субъектом Союза ССР).

Однако ситуация в стране была такова, что органы ряда республик не выполняли решений органов Союза ССР либо выполняли те, ко­торые считали для себя нужными. Деструктивное поведение внутри государства уже набрало большие обороты. Это коснулось и референ­дума СССР. Именно на нем сказались сепаратистские настроения ру­ководства ряда республик.

Официально не были созданы республиканские комиссии рефе­рендума и не организовывалось голосование в Литве, Латвии, Эсто­нии, Грузии, Армении, Молдавии. В этих республиках к власти при­шли особенно сепаратистски настроенные силы. Они опасались того, что общий результат голосования, — а его нетрудно было спрогнози­ровать по республикам — участницам референдума, где проживало более 90% населения Союза ССР, — дал бы центру вновь сильные по­зиции и означал сохранение данных республик в Союзе ССР.

Другое основание отказа от участия в референдуме состояло в бо­язни (иначе не скажешь) того, что большинство граждан данной рес­публики выскажется за сохранение Союза ССР. Тогда было бы труд­но отстаивать свои националистические устремления и курс на пол­ное отделение. Причем довод о том, что большинство в поддержку сохранения СССР даст русскоязычное население соответствующей республики, и тогда, и позже нельзя считать убедительным. Ведь только в Латвии и Эстонии был ощутимый процент русских среди на­селения этих республик, в остальных республиках титульная нация имела большинство и любое решение на референдуме было бы ее ре­шением. Тем не менее результат голосования за сохранение СССР в данных республиках нельзя было исключать.

Решения органов власти данных республик о неучастии в рефе­рендуме СССР вызвали протесты значительной части населения этих республик. Вопреки решениям республиканских органов власти, го­лосование на референдуме СССР проводилось на частях территорий республик. Например, в Абхазской автономной республике, входив­шей в Грузию, голосование состоялось по решению ее органов вла­сти. На территории других союзных республик, отказавшихся прово­дить референдум, ряд местных Советов, трудовых коллективов и об­щественных объединений предприятий, учреждений и организаций, командование воинских частей организовали участки референдума и провели голосование.

В целом по стране в референдуме приняли участие 147 млн чело­век, за сохранение СССР высказались 112 млн, или 76% голосовав­ших. Согласно Закону результаты референдума окончательны, обяза­тельны и могут быть изменены или отменены новым референдумом. Это не помешало руководителям РСФСР, Украины и Белоруссии в декабре 1991 г. принять — вопреки союзному Закону — решение о ли­квидации СССР.

Референдум России 17 марта 1991 г. Юридической основой этого референдума был Закон РСФСР «О референдуме РСФСР». Часть 1 ст. 1 «Понятие референдума» гласила: «Ввсенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, об­ладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РСФСР». В ч. 2 ст. 1 Закона указывалось, что на референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса и территориальной цело­стности субъектов Федерации, о налогах, бюджете, об амнистии, по­миловании, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общест­венного порядка, здоровья и безопасности населения.

Право принятия решения о референдуме принадлежало Съезду народных депутатов РСФСР, а в период между съездами — Верховно­му Совету РСФСР. Решение о проведении референдума могло быть принято Съездом или Верховным Советом по их собственной ини­циативе, а также по требованию: не менее чем 1 млн граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР.

Инициатива проведения референдума могла исходить от государ­ственных и общественных органов, коллективов предприятий, уч­реждений и организаций, а также отдельных граждан РСФСР. В этом случае она реализовывалась через органы, которые обладали правом назначения, и лиц, обладавших правом требования референдума. Иначе говоря, юридического значения такие инициативы не имели, поскольку надо было или собрать 1 млн подписей, или обратиться к народным депутатам РСФСР либо непосредственно адресоваться Съезду, Верховному Совету, принимающим решение, по существу, о назначении референдума.

Решение о проведении референдума по требованию не менее од­ной трети депутатов могло быть принято путем поименного голосова­ния на Съезде народных депутатов РСФСР либо путем сбора подпи­сей депутатов (напомним, что Съезд состоял из 1068 народных депу­татов РСФСР, одна треть составляла, следовательно, 356 депутатов). Подписи депутатов под требованием о проведении референдума под­лежали удостоверению Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Что касается реализации требования граждан о проведении рефе­рендума, для этого полагалось организовать сбор подписей. Согласно ст. 12 Закона право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежало каждому гражданину РСФСР или группе граждан, имеющим право на участие в референдуме. Закон гласил, что граждане реализуют свое право на сбор подписей добро­вольно и самостоятельно.

Требование о проведении референдума адресовалось Верховному Совету или Съезду народных депутатов РСФСР и должно было содер­жать обоснование необходимости референдума, четкую формулиров­ку вопросов либо проект закона или иного решения, предлагаемых на референдум.

В соответствии со ст. 18 Закона Съезд народных депутатов или Верховный Совет РСФСР по требованию о проведении референдума принимали одно из следующих решений: 1) о назначении референду­ма, дате его проведения и мерах по его обеспечению; 2) об отклоне­нии требований о назначении референдума в случае нарушения на­званного Закона инициаторами референдума; 3) о принятии закона или иного решения, предлагаемого в требованиях о проведении рефе­рендума, без последующего проведения референдума.

Как и по союзному референдуму, п. «в» ст. 18 российского Закона практически делал беспредметным положение Закона об обязатель­ном проведении референдума (при правомерном возбуждении хода­тайства). Какая уж тут обязательность, если Съезд народных депута­тов или Верховный Совет вместо назначения референдума могли са­ми принять необходимое решение.

Назначая референдум РСФСР, Съезд народных депутатов, Вер­ховный Совет руководствовались следующими сроками: референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее четырех меся­цев со дня принятия постановления о его проведении. Этот срок мог быть продлен назначившим референдум органом, если в течение бли­жайших двух месяцев предусмотрено проведение другого референду­ма или выборов народных депутатов РСФСР. В бюллетене для голо­сования на референдуме полагалось воспроизвести текст поставлен­ного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего — «за» и «против». В случае постановки на референдум нескольких альтернативных проектов решений все они должны быть включены в один бюллетень, последовательно про­нумерованы, отделены друг от друга горизонтальными линиями и го­лосоваться отдельно.

Особого внимания заслуживают правила Закона РСФСР «О рефе­рендуме РСФСР», касавшиеся подведения итогов референдума. Со­гласно ст. 35 референдум признавался несостоявшимся, если в голо­совании приняло участие менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же во­просу мог быть проведен не ранее чем через два года. Решения по вы­несенным на референдум вопросам по Закону считались принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считались при­нятыми, если за них проголосовало более половины граждан, внесенных в списки. Последнее положение вызвало немало вопросов. Было неяс­но, шла ли речь о законах, прямо изменяющих или дополняющих Конституцию, либо также о решениях, которые затем потребуют из­менения и дополнения Конституции. Противостояние по этому поводу возникало при проведении российских референдумов.

Если на референдум выносились альтернативные варианты реше­ния и ни один из них не получал необходимого числа голосов, то все варианты считались отклоненными и их повторное вынесение на ре­ферендум могло состояться не ранее чем через год.

Согласно ст. 36 Закона итоги референдума доводились до сведения населения через СМИ Центральной комиссией референдума не позд­нее 10 дней со дня окончания голосования. Решения Центральной комиссии могли быть обжалованы в Верховный Суд РСФСР в тече­ние недели со дня их принятия.

Принятое на референдуме решение полагалось опубликовать не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, выне­сенному на референдум. Вступало оно в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусматривался иной срок. И наконец, одно из ключевых положений Закона, перекликающееся с его ст. 1, говорившей об обязательности решений референдума, со­держится в ст. 37: «Изменение либо отмена решения, принятого ре­ферендумом, производится только референдумом».

Как уже отмечалось, первый общероссийский референдум был проведен одновременно с референдумом СССР — 17 марта 1991 г. Постановление о проведении референдума принято Верховным Со­ветом РСФСР 7 февраля 1991 г. На референдум был вынесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?»

По сообщению Центральной комиссии РСФСР по проведению референдумов СССР и РСФСР, в списки для голосования в РСФСР всего были включены 101776550 граждан. Приняло участие в голосо­вании по вопросу референдума РСФСР 75,42% избирателей Респуб­лики. Из них ответили «да» 69,85% принявших участие в голосова­нии, «нет» — 27,89%. В итоге было объявлено, что решение на рефе­рендум РСФСР о введении поста Президента РСФСР принято.

Подсчет голосов на референдуме проводился как по простому, а не конституционному вопросу. Хотя многим было очевидно, что во­прос о введении поста Президента относится к числу конституцион­ных и непременно потребует включения данного института в Консти­туцию РФ (24 апреля 1991 г. принят Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» (ныне утратил силу), а 25 мая 1991 г. внесены соответствую­щие изменения и дополнения в Конституцию). И следовательно, счи­тать надо было от половины списочного состава избирателей, а не от числа пришедших на участки для голосования.

Референдум Российской Федерации 25 апреля 1993 г. С референду­мом 1993 г. связаны драматические страницы в истории России как при его назначении и проведении, так и при интерпретации результа­тов. Частично это рассматривалось нами в разд. II настоящего учеб­ного курса. Не повторяясь, напомним, что внеочередной IX Съезд на­родных депутатов РФ принял 29 марта 1993 г. постановление «О Все­российском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума». Четы­ре вопроса, вынесенные на референдум, формулировались так:

1) «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ель­цину? — Да. Нет. (Ненужное зачеркнуть)»;

2) «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуще­ствляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? — Да. Нет. (Ненужное зачерк­нуть)»;

3) «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? — Да. Нет. (Ненужное зачерк­нуть)»;

4) «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? — Да. Нет. (Ненужное зачеркнуть)».

В постановлении говорилось, что по каждому вопросу, вынесен­ному на референдум, составляется отдельный бюллетень. Всенарод­ное голосование — референдум проводится в соответствии с Законом РСФСР «О референдуме РСФСР». Решения по вынесенным на рефе­рендум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право быть включенными в спи­ски для голосования.

Из постановления не было видно, как реализовать результаты ре­ферендума по первому и второму вопросам. Допустим, избиратели не доверяют Президенту, не одобряют проводившуюся им и Правитель­ством социально-экономическую политику — а что дальше? Означает ли это автоматическую отставку Президента и Правительства? Или они должны подать в отставку? Или это всего лишь мнение граждан, с учетом которого они должны лучше работать и обрести в дальней­шем их доверие и одобрение? Если последнее, то мы имеем дело с оп­росом, а не императивным референдумом.

Но это не все. Вопросы референдума могли породить явно проти­воречивые ситуации. Допустим, ответы на первый и второй вопросы дают результаты «не доверяем» и «не одобряем», а по третьему вопро­су не прошло решение о досрочных выборах Президента. Тогда еще очевиднее, что голосование по первому и второму вопросам носит консультативный характер и никого ни к чему не обязывает. А как быть, если большинство скажет «не доверяем» по первому вопросу, но «одобряем» по второму вопросу? Выходит, личность Президента не устраивает, а вот политика его и Правительства вполне при­емлема?! Это несуразно. В том же плане можно оценивать и обратный вариант: доверие Президенту по первому вопросу и неодобрение по­литики Президента и Правительства — по второму. Вроде бы как лич­ность хорош, мы ему доверяем, но его политику не одобряем. Это от­сутствие логики, непонятное обычному избирателю. А как быть при доверии по первому вопросу, одобрении политики по второму, но поддержке досрочных выборов Президента (третий вопрос) — зачем же переизбирать того, кто пользуется доверием?

С принятием постановления Съезда от 29 марта 1993 г. сразу же возникла и такая проблема: считать ли вопросы референдума имею­щими конституционное значение? Ведь Съезд в п. 2 постановления предусмотрел, что решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины списочного состава избирателей. Иначе говоря, речь шла о варианте подсчета, установленном ч. 4 ст. 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», — для вопросов принятия, изменения и дополнения Кон­ституции РФ, где требовалось именно такое большинство.

В связи с последним обстоятельством группа народных депутатов незамедлительно обратилась в Конституционный Суд РФ с ходатай­ством о признании этой части постановления Съезда противореча­щей Конституции. Мотивы: голосование ни по одному из вопросов, вынесенных на референдум, не означает принятия, изменения или дополнения Конституции.

Из ходатайства депутатов вытекало, что подсчет голосов на этом референдуме надо проводить по ч. 3 ст. 35, согласно которой решения считаются принятыми на референдуме, если за них проголосовало «более половины граждан, принявших участие в референдуме».

Конституционный Суд РФ должен был оперативно рассмотреть данное ходатайство. Его постановлением от 21 апреля 1993 г. призна­валась соответствующей Конституции ч. 2 п. 2 постановления Съезда по третьему и четвертому вопросам референдума. По первому и вто­рому вопросам предусмотренный в постановлении порядок подсчета объявлялся не соответствующим Конституции.

Итак, по первому и второму вопросам надо было считать голоса от числа получивших бюллетени, по третьему и четвертому вопросам — от числа включенных в списки. В чем логика решения Конституци­онного Суда? Дело в том, что действовавшая тогда Конституция во­обще не предусматривала возможности досрочного прекращения полномочий Президента и Съезда на основе референдума. Поэтому для выполнения решений референдума пришлось бы прежде изме­нить Конституцию. Результаты же голосования по первому и второму вопросам не вели к ее изменению.

Из всех результатов голосования на данном референдуме, как уже говрилось ранее, Президент РФ ключевым для себя счел голосование за выражение доверия себе, незамедлительно опубликовал свой про­ект Конституции РФ и начал новый виток борьбы с парламентом, за­кончившийся его разгоном в сентябре 1993 г., проведением в декабре референдума по новой Конституции и выборов депутатов Федераль­ного Собрания.

Референдум Российской Федерации 12 декабря 1993 г. О драматиче­ских событиях, связанных с этим референдумом, мы говорили в разд. II настоящего учебного курса, не будем повторяться.

Отметим, что этот референдум проводился не по нормам Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», а на основании Положения о все­народном голосовании по проекту Конституции Российской Федера­ции 12 декабря 1993 года, причем в ситуации, когда официально на­званный Закон не отменялся. Согласно Указу от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначался референдум и утвер­ждалось Положение, в бюллетень для голосования включалась фор­мулировка: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федера­ции?» — «Да» или «Нет».

По содержанию Положение сходно с иными актами по вопросам референдума. Его принципиальное отличие от Закона РСФСР «О ре­ферендуме РСФСР» состоит в том, что Конституция РФ признается принятой на референдуме, если за ее принятие проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании (по Закону тре­буется большинство от числа включенных в списки).

Напомним результаты этого референдума: в нем приняло участие 54,8% от общего числа зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

 

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

Референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

1. Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном настоящим Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

5. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

1. Участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума.

2. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума (далее - региональная подгруппа) должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

3. Гражданин (граждане) Российской Федерации, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума, не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы (далее - собрание региональной подгруппы) уведомляет (уведомляют) в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.

4. Собрание региональной подгруппы проводится на территории того субъекта Российской Федерации, где находится место жительства участников референдума, принимающих участие в собрании.

5. Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально.

13. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, и принимает соответствующее решение.

14. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом, и принимает одно из следующих решений:

1) о регистрации региональной подгруппы. В данном решении указываются формулировка вопроса (вопросов) референдума, фамилии, имена и отчества всех членов региональной подгруппы (при необходимости - иные сведения о членах региональной подгруппы, перечисленные в пункте 3 части 11 настоящей статьи), а также фамилии, имена и отчества уполномоченных представителей региональной подгруппы;

2) об отказе в регистрации региональной подгруппы.

19. В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов Российской Федерации уполномоченные представители региональных подгрупп более чем половины субъектов Российской Федерации вправе на своем собрании принять решение об обращении в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума (далее - ходатайство инициативной группы) и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы. На данном собрании также принимаются решения о назначении из числа участников собрания уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченных п<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.