Цицеронпотрадиции,принятойвГреции,выделяеттриродаречей: выступлениянафоруме,выступлениявсуденагражданскихделахи разбирательствах, хвалебные речи. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Цицеронпотрадиции,принятойвГреции,выделяеттриродаречей: выступлениянафоруме,выступлениявсуденагражданскихделахи разбирательствах, хвалебные речи.

2017-06-13 275
Цицеронпотрадиции,принятойвГреции,выделяеттриродаречей: выступлениянафоруме,выступлениявсуденагражданскихделахи разбирательствах, хвалебные речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердитьвсеэтов памяти;произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь „ от мысли к звучащему публичному слову".

Кроме того, в задачу оратора входит расположить ксебеслушателей; изложитьсущностьдела;установитьспорныйвопрос;подкрепитьсвое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи.

Слово, искусство красноречиясвязаносличностьюговорящего,через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт,атакжеволя, которая действует на слушателей через речь.Красноречие-этовысшее проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем нравственнеечеловек,тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие-благо, которое использует оратор для людей.Сила ораторскойречи,по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокоймудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло. Философский подход к слову как благу и аду, как орудию честных и нечестных людей дает возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом гуманистического направления риторического искусства, его высшего назначения в качестве выразителя общегуманитарных идей. Не случайно Цицерон силу слова связывает с мудростью, отмечая, что эту науку мыслить и говорить, эту силу слова древние называли мудростью. „ Ведь в старину-то наука, - замечает он, - как видно, одинаково учила и красному слову, и правому делу; и не особые учителя, но одни и те же наставники учили людей и жить, и говорить ".

Автор в трактате „Об ораторе" основывался на некоторых теоретических исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.

Трактаты „Брут" и „Оратор", написанные в 46 г. до н. э.,онобращаетк Бруту, представителюнового,аттическоготечения,защищаясвоюточку зрения. Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге „Об ораторе".

Обосновывает он это направление и с точки зрения исторической (в „Бруте"), и с точки зрения теоретической (в „Ораторе"). Вдиалоге„Брут,илиО знаменитых ораторах" Цицерон перечисляет почти всехзнаменитых ораторов- свыше двухсот-в хронологическом порядкескраткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате.

Оратор"-завершающеепроизведениериторическойтрилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенногооратора,однако делаетоговорку: „Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был". Онвыдвигает в качестве аргумента эллинистическоеучениеотрехстиляхкрасноречия: высоком, среднеми простом. Простойстильпризванубедить,средний- усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя.

Цицерон видит красоту речи в ее свежести, сочности, нежности, учености, благородстве, пленительности, изяществе, страстности, причем „цветы слов и мыслей" должны распределяться в речи „с разбором". Словесные нагромождения, речь, расцвеченная чрезмерно яркими красками, не доставляет длительного удовольствия, пресыщает слушателей, раздражает их. По этим взглядам Цицерона нельзя было причислить ну к аттицистам, ни к азианцам. Он создал свой собственный стиль и требовал разумного употребления «цветов красноречия». Он продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и критически переосмыслилвзглядына ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия,путем тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свою теорию.

 

РИТОРИКА КВИНТИЛИАНА

 

Знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (35 - ок.100г.н.э.)- автор обширного сочинения в двенадцати книгах„Риторические наставления".

Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. В этой работе философ отмечает, что труд оратора обширен и разнообразен, и никогда о нем не сказано все, тем не менее он попытается изложить из традиционных правил самое лучшее, а кое-что неважное изменит, кое-что добавит или отбросит.

Это хорошо систематизированное сочинение по ораторскому искусству: в нем анализируются теория и практика римского красноречия, рассматриваются проблемы педагогики, этики, дается характеристика риторических школ, стилей. Труд Квинтилиана - вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия.

Сначала Квинтилиан рисует образ идеального оратора, продолжая разрабатывать эту тему вслед за Цицероном: «Итак, да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершенен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, еще не довольно), но совершенен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия».

Квинтилиан риторику как науку разделяет на три части: в первой рассуждают об искусстве, во второй - об искуснике, в третьей - о самом произведении. «Искусством будет то, чему по правилам учиться должно, и это составляет науку хорошо говорить; искусник есть тот, кто постиг сие искусство, т.е. оратор, коего цель есть хорошо говорить. Произведение же то, что делает искусник, то есть хорошая речь».

Здесь Квинтилиан повторяет мнение Цицерона: истинным красноречием владеет лишь добрый и честный человек. Собственно, это мнение было распространено в Древнем Риме, ибо Квинтилиан ссылается и на других, кто придерживался этого. Он пишет, что риторика состоит в способности и силе убеждать. Это определение, замечает Квинтилиан, идет от Исократа (риторика - творительница убеждения). Такого же мнения придерживается Цицерон. Тот же недостаток в определении Аристотеля, который говорил, что риторика есть способность или сила изобретать все, что может убеждать в речи. Автор критикует эти определения, которые подхватили и учебники красноречия. Он предлагает иное определение, делая оговорку, что оно найдено у других: риторика есть наука хорошо говорить.

Квинтилиан задает вопрос: природное дарование или учение способствует красноречию? Оратором сделаться нельзя без помощи того и другого. Он замечает: „ Словом, природа есть вещество, а наука художник: сия дает вид или образ, а та приемлет. Художество без вещества ничего не значит, вещество и без художества имеет свою цену; но превосходная отделка есть лучше самого драгоценного вещества ". Но все же Квинтилиан считает, что одни только правила не могут сделать человека, изучившего их, оратором. В главе „О изобилии слов" он проводит мысль о том, что оратору необходимо постоянно увеличивать активный запас слов, однако это не означает, что оратор должен ими пользоваться для безостановочной болтовни. Жесткий отбор нужных слов из богатого запаса лексики должен быть постоянной заботой оратора. Вершина ораторского мастерства, по мнению Квинтилиана,- способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы огромные знания и разнообразные навыки.

Итак, Труд Квинтилиана - это систематическое и строго продуманное изложение риторического учения с учетом достижения теоретической риторики и опыта классического красноречия. Он доказывает, что для ораторского искусства необходимы два момента: обучение и следование определенным правилам. По мнению ученого, специфичность ораторского искусства в том, чтобы убедить при помощи красивой речи. Риторика - искусство, одного дара природы для которого слишком мало, необходимо учиться и развивать его. Основная же цель оратора - при помощи этого искусства вмешаться в духовный мир слушателей. Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность речи, украшения же могут выполнять свою функцию лишь в том случае, если соответствуют предмету речи и цели выступления.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.