Отличительные признаки религиозной идентичности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Отличительные признаки религиозной идентичности

2017-06-13 1622
Отличительные признаки религиозной идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современное понятие религиозной идентичности не является всесторонне разработанным и устоявшимся в социальных и гуманитарных науках. В современном российском религиоведении выработано следующее определение: «Религиозная идентичность – категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме религии и религиозной группе»[84].

Таким образом, понятие религиозной идентичности включает как общее религиозное самоопределение человека, так и конкретную форму конфессиональной идентичности. Религиозная идентичность является способом осознания своей духовной ориентации в ее соотнесенности с иной формой духовности.

Типы религиозной идентичности могут быть выделены по различным основаниям. Например, по субъекту выделяются типы индивидуальной и групповой идентичности.

Индивидуальная религиозная идентичность обретается в процессе социализации личности, включения человека в систему определенных конфессиональных отношений, с одной стороны, восприятия и внутреннего усвоения человеком религиозных идей, ценностей и норм с учетом индивидуальных личностных особенностей – с другой.

Результатом этого процесса является религиозный опыт личности, конкретизирующийся в религиозной идентичности, которая может переживать и радикальное преобразование под влиянием нового опыта.

В коллективном типе идентичности субъектом осознания является группа. Данный тип идентичности формируется, в первую очередь, в процессе сопоставления с иными конфессиональными группами, что создает определенную, характерную для этого сообщества, религиозную картину мира.

Эти представления позволяют человеку или группе соотнести себя с имеющимися в культуре религиозными парадигмами и интегрироваться в определенную религиозную традицию.

В мультикультурной среде возможно возникновение множественной религиозной идентичности (двойной, тройной и т.д.).

Так, в силу исторических особенностей крещения Руси и распространения православия в поликонфессиональном обществе возник феномен русского двоеверия. Различные конфессиональные идентичности могут совмещаться непротиворечиво, но вероятно и возникновение сложных духовных конфликтов.

Другая типология имеет в своем основании степень выраженности и интенсивности религиозно-мировоззренческой определенности. По этому критерию можно выделить типы религиозной идентичности от нулевой и слабовыраженной до фанатичной.

Интересен вопрос о соотношении разного рода идентичностей – этнической, половозрастной, гражданской, религиозной и т.д. В определенных культурных условиях либо в определенных обстоятельствах жизни конкретного человека религиозная идентичность может выходить на первый план, подчиняя или подавляя другие идентичности. В иных же условиях статус религиозной идентичности может снижаться до минимума в иерархии идентичностей.

В целом процессы глобализации, идеи экуменизма, толерантности, поликультурного общества содействуют размыванию религиозной идентичности.

С другой стороны, можно выделить процессы, имеющие иной вектор направленности, и те факторы, которые содействуют интенсификации религиозной идентичности.

В первую очередь, это этнический и религиозный ривайвелизм (ривайвелизм – от англ. revival, возрождение; религиозный ривайвелизм – совокупность христианских движений в англоязычном мире, придающих принципиальное значение личному обращению, покаянию и эмоциональной стороне веры, а также миссионерству).

Помимо ривайвелизма, связанного с национальным и культурно-религиозным возрождением, выделим крайние формы процессов, способствующих формированию религиозного самоопределения, – фундаментализм и экстремизм.

При общности влияния на кристаллизацию религиозной идентичности необходимо учитывать существенные различия в корнях и идеологии названных крайних течений.

Религиозный фундаментализм, в ХХ в. возникающий как реакция на распространение в религиозном сообществе различных проявлений религиозного модернизма, направлен на возвращение к истокам и идеологически близок к различным типам ортодоксии. Фундаментализм выдвигает требования преодоления появившихся в ходе развития религиозной системы направлений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты.

Это консервативное религиозное течение в христианстве и исламе направлено как против господствующей в современном мире секулярной идеологии, против вытеснения священного на периферию общественной жизни, за возрождение сакрального языка и ритуалов, так и против любых попыток критического пересмотра или либеральной трактовки «священных текстов» и исходных религиозных понятий.

Религиозный экстремизм, напротив, ориентирован на конфронтацию со сложившимися традициями. Он формируется либо внутри конфессии в результате радикализации существующих догматов и норм, как, например, ваххабизм в исламе, либо вне традиционных конфессий в результате синкретизации различных вероучений и создания новой догматики, как многочисленные религиозные движения нового времени неохристианского, нео-ориенталистского и иных направлений.

Соответственно, можно выделить разные типы религиозного экстремизма, имеющие целью либо коренное реформирование существующей религиозной системы или ее отдельных компонентов (внутриконфессионально ориентированный тип), либо в большей степени направленные на коренные личностные и социальные трансформации (социально ориентированный тип).

Поскольку такие изменения тесно связаны с преобразованием системы экономических, политических, правовых, социальных, нравственных и иных отношений, для религиозного экстремизма характерно в процессе достижения своих целей обращение к средствам, выходящим за рамки общепринятых норм, что ведет к пренебрежению религиозными и светскими институтами и к правовому нигилизму.

Вместе с тем при оценке экстремистской деятельности движений, использующих религиозную идеологию, нельзя игнорировать прямую взаимосвязь их возникновения и развития с распространением политико- экономической глобализации, стремящейся к унифицированному миру, приспособленному к образу жизни США и ведущих западных стран, а также отвечающей интересам транснациональных корпораций.

Таким образом, в современном мире, в силу интенсификации новых явлений, в первую очередь глобализации, значительно меняется ситуация с определением религиозной идентичности. Ее становление происходит в условиях разнонаправленных тенденций: с одной стороны, мы имеем дело с реальностью глобализации в ее различных сферах – культуре, политике, экономике и т.д., значительно осложняющей поиск национальной и религиозной идентичности в новых условиях, с другой стороны, усиливается тенденция роста этнорелигиозного сознания в различных формах.

Религиозная идентичность является концентрированным выражением мировоззрения. Поэтому в конкретно- исторических условиях определенного общества, с учетом его фундаментальных историко-культурных корней, представляется очень важным найти конструктивный ответ на вызовы современного многополярного мира, вовлеченного в процесс глобализации, с тем чтобы сформировать модель новой духовной реальности, которая в будущем показала бы свою плодотворность и обогатила поликультурное пространство.

3. Исследование особенностей религиозной идентичности в современном российском обществе на примере населения города Ярославля различных возрастных групп

Программа исследования

Выбор данной проблемы исследования обосновывается тем, что сегодня, в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований. Особенно это заметно среди молодежи. Для этого слоя резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. В современном мире резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Именно эти проблемы общества, на наш взгляд, и обуславливают актуальность данного исследования. С течением времени свое место в ряду институтов молодежной социализации активно стремятся занять различные религиозные организации, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек свою лепту.

Для исследования нами были выбраны две возрастные группы населения города Ярославля: 1) молодежь 17-25 лет и 2) старшая возрастная группа (40-45 лет). Старшая возрастная категория будет использована в данном исследовании в качестве своеобразной «контрольной группы» для выявления особенностей религиозной идентичности более молодого поколения, прошедшего социализацию в резко изменившихся условиях 1990-2000-х годов.

Современная молодежь представляет интерес как поколение, которое в силу активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. Молодежь занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения. Адаптация к инновациям происходит в молодежной среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста. Являясь наиболее прогрессивной частью общества, молодежь особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.

В то же время, поколение современной молодежи проходило социализацию в относительно не простое для страны и ее граждан время. В отличие от стабильных и благополучных 70-80-х годов XX века, когда процесс социализации проходила старшая, «контрольная» для данного исследования возрастная группа, пореформенные 1990-2000-е были годами аномии. Параллельно с кардинальными сдвигами в организации экономики и системе политико-правового управления обществом наблюдались дезорганизация и разрушение сложившихся в советское время институтов социализации. Наиболее ярко это проявилось в свертывании системы подготовки профессиональных кадров; для работы с молодежью – в разрушении системы внешкольной работы с детьми и подростками, спортивных школ, детских и юношеских организаций.

Именно необходимость более глубокого изучения влияния кризисных условий социализации на социальные и нравственные ориентиры современной молодежи и обусловливает актуальность данной темы исследования.

Для исследования нами были выбраны две возрастные группы населения города Ярославля: 1) молодежь 17-25 лет и 2) старшая возрастная группа 40-45 лет. Старшая возрастная категория будет использована в данном исследовании в качестве своеобразной «контрольной группы» для выявления особенностей религиозной идентичности более молодого поколения, прошедшего социализацию в резко изменившихся условиях 1990-2000-х годов.

Объект исследования: представители двух поколений населения города Ярославля.

Предмет исследования: особенности религиозной идентичности молодежи в сравнении со старшим поколением.

Цель исследования: выявить особенности религиозной идентичности у представителей двух поколений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести сравнительный анализ компонентов религиозной самоидентификации молодежи и старшей возрастной группы,

2. Изучить элементы религиозного мировоззрения и религиозную активность разных поколений,

3. Проследить, каким образом степень религиозности сказывается на их поведении,

4. Провести анализ полученных результатов.

Так как данная проблема является малоизученной, то наше исследование не имеет гипотезы и будет носить разведывательный характер.

Метод исследования: выборочный опрос с помощью индивидуального анкетного опроса. Выбор данного метода обусловливается тем, что анкетные опросы широко применяются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области. Опрос – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их мнениях, интересах, склонностях и мотивах деятельности. Также большим преимуществом анкетного опроса является низкие материальные затраты проведения.

Для изучения религиозности населения города Ярославля, мы использовали анкету, состоящую из 28 вопросов, из которых 8 вопросов направлены на определение социально-демографических характеристик респондентов.

Объем выборки: 60 человек. Из них 15 юношей и 15 девушек в возрасте от 17 до 25 лет, а так же 15 женщин и 15 мужчин старшей возрастной группы от 40 до 45 лет.

Паспортичка выборки:

1. Эмпирический объект – жители города Ярославля;

2. Исследование выборочное;

3. Генеральной совокупностью выступают жители города Ярославля;

4. Используется квотная неслучайная

5. Единицей наблюдения выступает отдельный человек.

Данное исследование проводилось в 3 этапа:

1. Подготовка инструментария.

2. Сбор социологической информации методом индивидуального анкетного опроса.

3. Обработка полученных данных.

Операционализация понятий:

Религиозность – приверженность личности к религии, то есть ее положительное восприятие и усвоение, следование ее нормам, установлениям и традициям, включение в ее институциональные структуры, ее воспроизведение в поведении.

Идентичность – аспект самосознания личности, который в концентрированном виде выражает то, как индивид представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям.

Религиозная идентичность – категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме религии и религиозной группе.

Секуляризация — процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.

Респондентам был предоставлен опросный лист, состоящий из 24 вопросов для обязательного заполнения и 4 вопросов паспортички. Основную структуру опросника составляли закрытые вопросы с вариантами ответов.

Для обработки результатов исследования была использована программа MicrosoftExcel. А основе полученных результатов были построены соответствующие графики и диаграммы, что позволило более наглядно представить результаты исследования.

 

 

Результаты исследования

В данном исследовании использовались критерии религиозности, названные в одной из публикаций Синелиной Ю.Ю.[85]: самоидентификация себя, как верующего человека, посещение храма, частота молитвы, соблюдение постов, частота исповеди, отмечание религиозных праздников, чтение религиозных текстов, наличие священных предметов в доме.

По перечисленным критериям становится возможным определить религиозность интересующих нас социальных групп. Проявление истинной религиозности будет определяться по приоритетным ценностям в сознании респондента и наличию религиозной веры.

Одним из самых важных, на наш взгляд, может считаться вопрос о самоидентификации респонденов.

На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы себя верующим?» положительно ответили по 60% респондентов обеих возрастных групп. Атеисты составили 20% в младшей и 10% в старшей возрастной группе. Затруднившихся ответить на этот вопрос анкеты – 20% и 30% в младшей и старшей возрастных группах соответственно.

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Причем, можно отметить, что среди юношей респондентов, определивших себя как неверующие, больше, чем среди девушек: соответственно 26,67% и 13,33% всех опрошенных обоего пола. Такое же распределение наблюдается и среди затруднившихся ответить: 26,67% юношей и 13,33% девушек.

В старшей возрастной группе верующих женщин так же больше, чем мужчин: 73,34% и 46,67% соответственно. Среди затруднившихся ответить в этой возрастной группе мужчин в 3,5 раза больше, чем женщин. Но, в отличие от молодежи, среди неверующих здесь больше женщин, чем мужчин. В старшей возрастной группе мужчины более охотно выбирали ответ «Затрудняюсь ответить» или «Да», но редко признавали себя атеистами.

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

По вопросу вероисповедания опрошенные разделились следующим образом: большинство опрошенных в обеих группах считают себя православными христианами (66,67% молодежи и 80% взрослых), 13,33% в младшей возрастной группе и 20% в старшей назвали себя неверующими или атеистами. Интересно, что большинство респондентов старшей возрастной группы, которые затруднились дать ответ на первый вопрос анкеты (2\3 от общего количества затруднившихся с ответом взрослых), тем не менее, относят себя к православным христианам, что можно интерпретировать, как жесткость в отношении религиозных ориентаций в сознании респондентов старшей группы. Если среди молодежи 1\5 часть опрошенных молодых людей и девушек, которые не смогли отнести себя ни к атеистам, ни к православным, указывали в вопросе о вероисповедании самые различные варианты, различные верования и новые религиозные течения, а так же пробовали своими словами описать, во что именно они верят. Так в младшей возрастной группе среди респондентов, не выбравших ни атеизм, ни титульную конфессию, встречались такие варианты: старообрядчество, пастафарианство, язычество, «верю в себя и свои силы», кришнаизм, дзэн-буддизм.

Такие результаты опроса наглядно показывают, что религиозные ориентации современной молодежи гораздо более подвижны, чем среди респондентов старшей возрастной группы, и менее обусловлены классическими религиозными канонами титульной конфессии. Молодежь гораздо чаще, чем взрослые причисляет себя к группе неверующих, в то время как представитель старшей возрастной группы этот вариант выбирают реже всего.

 

 

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Перейдем к рассмотрению ответов респондентов по критериям религиозности Ю.Ю. Синелиной.

Первым из названных критериев является посещение храма. На соответствующий вопрос анкеты: «Как часто Вы посещаете церковь (мечеть, синагогу и др.)?» были получены следующие ответы.

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Ни один из респондентов не ответил, что посещает церковь один раз в неделю, и лишь очень немногие указали, что посещают ее даже один-два раза в месяц. Большинство опрошенных в обеих возрастных группах (50% молодежи и 40% взрослых респондентов) посещают церковь несколько раз в год. Респонденты, затруднившиеся дать ответ на вопрос «Считаете ли Вы себя верующим?», так же посещают церкви в основном несколько раз в год или по религиозным праздникам, что может служить доказательством их формальной религиозности, т.к. их религиозное поведение не подкреплено самоидентификацией себя, как верующего человека. Такая тенденция прослеживается среди респондентов обеих возрастных групп. Представители младшей возрастной группы, относящие себя к «другим» религиозным течениям так же посещают церкви несколько раз в год и в религиозные праздники.

30% молодежи и 20% опрошенных взрослых в церкви не были никогда. Причем такой ответ дали только те респонденты, которые не причислили себя к какой-либо религии, а также затруднившиеся с определением собственной религиозной принадлежности.

Следующим критерием религиозности выступает частота совершения молитвы. На вопрос «Как часто Вы молитесь?» были получены следующие результаты:

 

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Большая часть респондентов старшей возрастной группы совершает молитву, только находясь в критической жизненной ситуации. Такой вариант ответа выбрали ровно половина всех верующих респондентов, а также все затруднившиеся с отнесением себя к категории верующих или не верующих. Этот факт также можно расценивать как говорящий о формальной религиозности ответивших подобным образом. В критической ситуации молитва осуществляется неосознанно, на всякий случай, можно даже сказать машинально. При отсутствии идентификации себя с религиозной культурой, такое поведение можно расценивать как подражание поведению или даже просто лингвистическим формулам окружения. Половина верующих респондентов старшей возрастной группы совершают молитву ежедневно, а все атеисты из этой группы ответили, что не молятся вовсе. Эти ответы показывают, что 40% всех опрошенных взрослых в этом вопросе подтверждают свою религиозную самоидентификацию соответствующим поведением.

Среди молодежи ежедневно не молится никто из респондентов, а так же очень малый процент опрошенных указали, что молятся несколько раз в месяц, несколько раз в год или в критических ситуациях. Почти половина респондентов в этом вопросе выбрали вариант «Затрудняюсь ответить», причем в их числе были как атеисты и затруднившиеся определись степень своей религиозности, так и многие православные. Объяснить это можно также размытостью социокультурных ориентаций и формальностью самого процесса молитвы для молодых респондентов. Этот религиозный ритуал они не формализуют в своей жизни и не отводят ему достаточного значения.

Соблюдение постов – следующий критерий религиозности по Ю.Ю. Синелиной. На вопрос: «Соблюдаете ли Вы посты?» ответы распределились следующим образом:

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Абсолютное большинство опрошенных обеих возрастных групп не соблюдают постов. В младшей возрастной группе в число этих респондентов попали все атеисты, все респонденты, затруднившиеся с определением своего вероисповедания, а также 77% опрошенных, считающих себя православными. Этот факт также можно отнести к показателям формальной религиозности среди современных молодых верующих. В настоящее время наблюдается тенденция к избирательному соблюдению морально-этических норм определенной религии. Проще говоря, современные верующие сами выбирают, какие из заповедей им легче исполнять.

Соблюдают посты время от времени только 6,67% опрошенных, такое же количество опрошенных пробовали когда-то соблюдать пост, но это у них не получилось. Среди ответивших таким образом оказались исключительно православные христиане.

Респонденты, соблюдающие пост регулярно, встретились только в старшей возрастной группе, такой ответ дали 30% опрошенных взрослых, и все они считают себя верующими и православными. Но это лишь половина всех респондентов этой группы, которые назвали себя православными. Остальные же опрошенные, отнесшие себя к данной конфессии, указывают, что пробовали когда-то соблюдать пост, но безуспешно. 17% православных респондентов этой группы признались, что никогда не соблюдали постов.

Следующий критерий – частота исповеди. Респондентам был задан вопрос: «Бывали ли Вы на исповеди?».

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Ни один из респондентов младшей возрастной группы не ответил, что посещает исповедь регулярно или хотя бы несколько раз в год, из чего следует, что эта религиозная норма современными верующими практически перестала соблюдаться. 40% опрошенных не посещали исповедь никогда, причем среди них есть как атеисты, так и респонденты, относящие себя к верующим. Большинство опрошенных посещали исповедь 1-2 раза. Можно предположить, что эти посещения носили формальный характер и были совершены под влиянием старшего окружения, традиций, либо из любопытства и более не повторялись. Причем, такой ответ также дала треть всех респондентов, относящих себя к неверующим, что также можно объяснить, как однократное посещение исповеди под влиянием окружения или обычаев.

Ответы респондентов старшей возрастной группы на этот вопрос распределились похожим образом. 30% опрошенных этой группы никогда не посещали церковь, в их число вошли все неверующие, а так же 2\3 всех респондентов затруднившихся ответить на первый вопрос анкеты. Посещали исповедь 1-2 раза 60% опрошенных. Так же в этой группе наблюдается небольшая доля респондентов, которые регулярно исповедуются несколько раз в год, так ответили только 10% респондентов старшей возрастной группы.

На вопрос «Читали ли Вы священные книги (Библию, Коран и т.д.)?» респонденты ответили следующим образом:

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Подавляющее большинство опрошенных когда-либо читали культовую литературу, включая в том числе и неверующих. Не читали религиозных книг никогда только 10% взрослых респондентов, причем только те, кто отнес себя к атеистам. Среди молодежи священных книг не читали 33,33% опрошенных. В этой возрастной группе данный ответ выбрало большинство атеистов и затруднившихся с определением своей религиозности, а так же 10% всех верующих респондентов.

На вопрос «Хранятся ли в Вашем доме предметы, которые имеют отношение к религиозному культу?» все без исключения респонденты старшей возрастной группы ответили положительно. Среди молодежи отрицательно ответили только 20% опрошенных. Даже в современном мире сложно встретить человека, у которого в доме абсолютно отсутствовали бы такие предметы. Однако существенно различаются мотивы их хранения.

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Более половины опрошенных молодых людей действительно относятся к культовым предметам, хранящимся в их домах, как к священным. Среди взрослых респондентов этот ответ менее популярен, так ответили лишь 40% опрошенных. В эту группу попали лишь те респонденты всех возрастов, которые относят себя к верующим. Такое отношение к религиозным предметам можно расценивать как черту истинной религиозности в современных верующих.

В младшей возрастной группе среди респондентов, не хранящих дома предметы религиозного культа, оказали 10% всей верующей молодежи. Еще 10% всех верующих молодых людей хранят предметы культа только как память о родственниках. Интересно, что большинство атеистов в этой возрастной группе так же хранят дома священные предметы, хотя и без особенной цели. Это может свидетельствовать о том, что предметы культа хранятся в доме этих респондентов под влиянием старшего окружения и семейных традиций, но уже давно утеряли свое истинное предназначение.

Так же хранят предметы культа дома без особенной цели все атеисты из старшей возрастной группы, кроме них такой ответ дали 16,67% верующих респондентов этой группы. Еще 11,11% верующих взрослых хранят предметы культа дома лишь как память о родственниках. Этот факт говорит о проявлении формальной религиозности в сознании некоторых верующих респондентов старшей возрастной группы.

Таким образом, в ответах респондентов присутствуют все критерии религиозности. Но для их подтверждения были заданы дополнительные вопросы, которые могли бы указать на интересные особенности религиозности исследуемых нами социальных групп.

На вопрос, в каких случаях мнение священнослужителя имеет значение для респондента, были даны следующие ответы:

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

В младшей возрастной группе почти половина респондентов указали, что мнение священнослужителей не имеет для них абсолютно никакого значения ни в одной из сфер жизни. В эту группу попали как неверующие, так и 22,22% из тех респондентов, которые отнесли себя к верующим. Этот факт может говорить как о формальной религиозности опрошенных, так и об общем падении уровня доверия к церкви, как социальному институту, падении популярности ее служителей. 40% респондентов все же руководствуются мнением носителей священного сана в вопросах морали и нравственности. И только 6,67% респондентов этой группы готовы следовать советам священнослужителей в вопросах, касающихся решения семейных проблем и при оценке политической ситуации. Принятие решений на работе для молодежи не является сферой, где бы требовался совет лиц, обладающих духовным саном.

Среди респондентов старшей возрастной группы абсолютно все предпочитают руководствоваться мнением лиц, обладающих духовным саном, в различных сферах своей жизни. Чаще всего взрослые респонденты интересуются мнением священника в вопросах, касающихся решения семейных проблем (50%), а так же в вопросах морали и нравственности (43,33%). Все атеисты этой группы так же интересуются мнением лиц, обладающих духовным саном, хотя и только в критических ситуациях.

Чтобы точнее определить степень религиозности, необходимо также выяснить, каким образом религия отражается на поведении респондентов. Для этого был задан вопрос: «Как религия влияет на Ваше поведение?»

 

 

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Постоянное следование религиозным заповедям не свойственно для современных верующих, так не ответил ни один из респондентов как в младшей, так и в старшей возрастной группах. Вариант ответа: «Стараюсь следовать религиозным заповедям по мере возможности» выбрало абсолютное большинство респондентов старшей возрастной группы (70%) и только 20% молодежи. Основной части опрошенных младшей возрастной группы не свойственно соблюдение религиозных заповедей. 60% из них исходят в своих действиях из реальной ситуации, а не из религиозных правил и обычаев, что может говорить о более сильном проявлении религиозного поведения у старших респондентов, чем у молодежи.

Респондентам были предоставлены несколько утверждений. Им предлагалось выразить свое согласие либо несогласие по этому поводу.

 

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

Только около 30% респондентов обеих групп считают, что наука более важна для общества, чем религия. В эту группу попали только неверующие респонденты и затруднившиеся ответить на вопрос о своей религиозности. Порядка 70% опрошенных считают, что религия и наука равноважны для человека. Некоторые неверующие также считают, что религия необходима, т.к. выполняет ряд важных функций в жизни общества. Верующие же также считают науку полезной и важной. Такое распределение ответов отражает понимание респондентами обеих возрастных групп важности науки в их жизни. Ни один из респондентов не ответил, что религия для человека важнее, чем наука, что говорит о потере религией доминирующей роли в сознании современных верующих не зависимо от их возраста.

Чтобы узнать, насколько респонденты осведомлены о положении религиозности в современном обществе, им был задан контрольный вопрос: «Как Вы считаете, с чем связан процесс возрождения религиозности в современной России?». Для ответа на этот вопрос было перечислено несколько вариантов ответа. Были получены следующие результаты.

Среди респондентов младшей возрастной группы 60% опрошенных считают, что процесс возрождения связан в первую очередь с трудными жизненными условиями, сложившимися в стране. Многие обращаются к религии, когда им необходима психологическая поддержка, либо в том случае, когда все остальные способы улучшить собственное положение оказываются бессильны. Здесь и реализуется психологическая функция религии. 46,66% респондентов этой группы называют причиной процесса возрождения необходимость возрождения нравственности.

Так же респонденты обуславливают процесс возрождения религиозности неспособностью науки ответить на многие вопросы (26,66%), модой на интерес к сверхъестественному (26,66%). Это явление связано с тем, что в последние годы СМИ все больше пропагандируют интерес к сверхъестественному, многочисленным магам, целителям и т.д. Таким образом люди пытаются наполнить свою жизнь чем-то необычным, таинственным, отвлекающим от серых будней. А так же – навязыванием религии со стороны государства (26,66%).

Старшая возрастная группа в основном связывает процесс возрождения религиозности в современной России с необходимостью в возрождения нравственности. Этот ответ выбрали 80% респондентов данной возрастной группы. Таким образом, можно отметить, что, по их мнению, упадок нравственности является наиболее серьезной проблемой, на которой старшие респонденты акцентируют особое внимание, в отличие от молодежи. Самый популярный среди молодых людей ответ о трудных жизненных условиях в стране занимает лишь четвертое место по популярности среди ответов старшей возрастной группы. Эта группа опрошенных более склонна объяснять процесс возрождения религиозности так же необходимостью подъема национального самосознания (60%) или интересом людей к традициям своего народа (50%). Интересно так же, что ни один из взрослых респондентов не считает решающей в процессе возрождения религиозности роль государственной пропаганды.

Младшая возрастная группа
Старшая возрастная группа

Чтобы проследить наличие истинной религиозности в сознании респондентов, в анкете было предложено несколько утверждений. Респонденты должны были выразить свое согласие или несогласие. Были получены следующие результаты.

Младшая возрастная группа Старшая возрастная группа

С утверждением о том, что Бог – суть всего сущего на Земле, согласен каждый второй представитель старшей возрастной группы и лишь 26,67% респондентов среди молодежи. Соответственно, число противников данного утверждения среди представителей молодого поколения превосходит старшую группу более, чем в три раза (33,33% и 10%). Равное количество – по 40% всех опрошенных из каждой группы затруднились с ответом на этот вопрос. Причем в группу затруднившихся ответить попали только респонденты, относящие себя к верующ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.