Хутба 66. Заповедный месяц Аллаха — мухаррам — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Хутба 66. Заповедный месяц Аллаха — мухаррам

2017-06-13 551
Хутба 66. Заповедный месяц Аллаха — мухаррам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует Его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто последовал за ним в благодеянии, до самого Судного дня.

Бойтесь Аллаха, о люди, и знайте, что вы обязательно встретитесь с Ним:

«Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрёл, и с ними не поступят несправедливо» (2:281).

Всевышний также сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (59:18).

Мои братья по вере! Всевышний Аллах сделал некоторые места и периоды времени благодатными и благословенными. Это — одно из проявлений Его мудрости. Он — Мудрый, Осведомлённый.

Благословенные месяцы и дни — это не только рамадан, первые десять дней зу-ль-хиджжи, день ‘Арафа, пятница, два Праздника и дни ташрика. В месяце мухаррам тоже есть великий день. Это — день ‘Ашура. Кроме того, месяц мухаррам входит в число месяцев, в которые Посланник Аллаха * совершал особые обряды поклонения. Больше, чем в мухаррам, он постился только в рамадан.

Этот месяц занимает особое место в истории пророков (мир им всем). О его достоинствах и особенностях мы и поговорим сегодня.

Во-первых, это — месяц победы верующих и возвышения веры. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что когда Посланник Аллаха * прибыл в Медину, он увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил: «Что это?» Они ответили: «Это — благой день. Это — день, в который Господь избавил сынов Израиля от их врага» [Аль-Бухари; Муслим].

А в версии Муслима говорится: «Это — великий день, в который Аллах спас Мусу и его народ и потопил Фараона и его народ».

Сообщается также, что и христиане возвеличивали этот день. Существует также вероятность того, что ‘Иса (мир ему) постился в этот день, потому что это предписание относится к числу предписаний шариата Мусы, которые не были отменены с приходом ‘Исы. Многие другие предписания его шариата были отменены, когда Аллах послал ‘Ису. Всевышний сказал, передавая его слова:

«Я пришёл, чтобы подтвердить истинность того, что было в Таурате [Торе] до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено» (3:50).

Даже если бы нам было известно только о том, что Муса и Мухаммад (мир им обоим) возвеличивали его, этого было бы достаточно для того, чтобы считать этот месяц особенным и великим. Достаточно того, что этот месяц напоминает мусульманам о спасении группы верующих, возвышении веры и гибели нечестивцев и их предводителя — Фараона, а также поражения, которое они потерпели.

Во-вторых, не только пророки возвеличивали день ‘Ашура. Арабы во времена невежества также его возвеличивали. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Во времена невежества курейшиты постились в день ‘Ашура, и Посланник Аллаха * также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, он также постился в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же было предписано соблюдать пост в рамадан, он перестал поститься в день ‘Ашура, и с тех портот, кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, тот не делал этого» [Аль-Бухари].

Почему же язычники-курейшиты, которые не относились к людям Писания и не имели связи с ними, постились в этот день?

Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал: «Скорее всего, курейшиты постились в этот день, следуя шариату пророка, жившего до них. Наиболее вероятно, что это был Ибрахим (мир ему). И Посланник Аллаха * постился в этот день, как и они, подобно тому, как в хадже он совершал практически те же действия, что и они. Или же Аллах разрешил ему поститься в этот день, совершая благое дело… Возможно, есть и другие объяснения».

А Ибн Хаджар сказал: «Скорее всего, курейшиты постились в этот день, соблюдая предписание шариата, который был ниспослан их предшественникам. Они возвеличивали этот день и набрасывали на Ка‘бу покрывало, и совершали другие действия. Однажды ‘Икриму спросили об этом, и он сказал: “Во времена невежества курейшиты совершили великий грех и испугались последствий, и им сказали: ‹Поститесь в день ‘Ашура, и вам простится!›”».

Мои братья по вере! Если этот день возвеличивали иудеи и курейшиты, которые были язычниками и многобожниками, то мы, тем более, должны возвеличивать этот день, потому что мусульман связывает со спасёнными верующими прочная нить убеждений и веры, и время и расстояние ей не преграда.

В-третьих, к проявлениям благодарности Всевышнему и возвеличивания этого месяца относится пост в любые дни этого месяца или пост в день ‘Ашура.

Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«أفضلُ الصِّيامِ بَعْدَ رَمضَانَ: شهرُ الله المُحَرَّمِ ، وأفْضَلُ الصَّلاةِ بعدَ الْمَكْتُوبَةِ: صَلاةُ اللَّيْلِ»

«После рамадана лучшим для поста является заповедный месяц Аллаха (мухаррам), а наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва» [Муслим].

У некоторых людей может возникнуть вопрос: как согласовать сказанное о достоинствах поста в месяц мухаррам и сказанное о достоинствах пост в месяц ша‘бан и о том, что Пророк * много постился в ша‘бан? Ведь ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Я не видела, чтобы Пророк * постился в каком-либо месяце больше, чем в ша‘бан» [Аль-Бухари]. А в другой версии сказано: «Он постился весь ша‘бан».

Ан-Навави ответил на этот вопрос следующим образом: «Возможно, Пророк * узнал о достоинствах мухаррама лишь в конце жизни и потому не смог много поститься в этом месяце. Или же этот месяц обычно совпадал с путешествиями, болезнями и иными оправданиями, из-за чего он не смог много поститься в месяце мухаррам».

Как бы там ни было, если вам тяжело много поститься в этом месяце, то хотя бы постарайтесь поститься в день Ашура, потому что в хадисе сказано:

«صِيامُ عَاشُورَاءَ ، أَحْتَسِبُ عَلىَ اللهِ أنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتيِ قّبْلّهُ»

«Пост в день ‘Ашура даёт надежду на то, что Аллах простит человеку прегрешения за прошедший год» [Муслим].

А в другой версии хадиса сказано: «За пост в день ‘Ашура прощаются грехи за прошлый год».

Сунной является соблюдение поста не только в день ‘Ашура, но и в предшествующий ему день, чтобы отличаться от иудеев, которые постятся только в день ‘Ашура. Пророк * сказал:

«لَئِنْ عِشْتُ إِلىَ قَابِلٍ ، لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ»

«Если я доживу до следующего года, обязательно буду поститься и девятый день (мухаррама)» [Муслим].

Однако ещё лучше поститься в девятый, десятый (‘Ашура) и одиннадцатый день мухаррама. Учёные упоминают о трёх степенях постящихся в день ‘Ашура.

Низшая степень — это соблюдение поста только в день ‘Ашура. Следующая степень — соблюдение поста в день ‘Ашура и в предшествующий ему день. А высшая степень — соблюдение поста в девятый, десятый (‘Ашура) и одиннадцатый день мухаррама.

Когда будете поститься в день ‘Ашура, вспомните о достоинствах поста вообще, а также о том, что пост в этот день искупает прегрешения прошедшего года. Вспомните о величии этого дня и о победе ислама и верующих, которая была дарована им в этот день в далёком прошлом. Соблюдая пост в этот день, просите Всевышнего, чтобы Он и дальше помогал исламу и мусульманам.

В-четвёртых, Пророк * любил, когда благое дело, пусть даже незначительное, делалось постоянно, а пост в мухаррам — прекрасная возможность последовать примеру Пророка * и продолжить пост, который мы соблюдали в рамадан и в дни зу-ль-хиджжи. ‘Аиша сказала: «Пророк * постился весь ша‘бан. Он говорил:

«خُذُوا مِنَ الْعَمَلِ مَا تُطِيقُونَ ، فَإِنَّ اللهَ لاَ يَمَلُّ حَتَّى تَمَلُّوا ، وَأَحَبُّ الصَّلاَةِ إِلَى النَّبِيِّ صَلَىَ اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، مَا دُووِمَ عَلَيْهِ وَ إِنْ قَلَّتْ ، وَكَانَ إِذَا صَلَّى صَلاَةً دَاوَمَ عَلَيْهَا»

“Из всех дел совершайте те, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллаху не наскучит, пока не наскучит вам”. Пророк * больше всего любил молитву, которая совершалась постоянно, и совершив какую-нибудь молитву однажды, он совершал её после этого постоянно» [Аль-Бухари].

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Этот хадис указывает на то, что следовать примеру Пророка * в посте должен только тот, кому это по силам. Ведь тому, кто чрезмерно усердствует в поклонении, изнуряя себя, может наскучить это, и он вообще оставит дело, в котором так усердствовал. Лучшее поклонение — умеренное, но постоянное, а не кратковременное надрывное усердие, за которым следует прекращение. Лучше мало, но постоянно, чем много, но беспорядочно, с перерывами».

Часть вторая

Хвала Аллаху, Который укрепляет и защищает Свою религию, возвышает Своё Слово и помогает Своим приближённым! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он постановил, что будет всегда помогать Своим посланникам и верующим, и постановление Его не подлежит изменению. Однако Всевышний будет помогать нам лишь в том случае, если мы будем поддерживать Его религию. Всевышний сказал: «Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (47:7).

Всевышний также сказал: «…и Мы сделали Своим долгом помощь верующим» (30:47).

И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Всевышний подверг его и его сподвижников испытаниям, а потом ниспослал им помощь и победу, когда они сделали всё необходимое для того, чтобы снискать её. Всевышний утвердил их на земле после того, как они доказали свою искренность и долго трудились, и сражались на Его пути. Если бы Аллах пожелал, Он даровал бы им победу раньше, однако таков обычай Всевышнего. Он распространяется и на первых, и на последних. Всевышний сказал:

«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (29:2–3).

О Аллах, благословляй и приветствуй его и остальных пророков и посланников!

О рабы Аллаха! Месяц мухаррам и особенно — день ‘Ашура неотделимы от истории Мусы (мир ему), а в Коране нет истории длиннее и величественнее, чем история Мусы. Муса — самый великий из всех пророков сынов Израиля, и у него было больше всего последователей. Ему была дарована великая сила, посредством которой он утвердил религию Аллаха и призывал к ней, а также ревность и усердие, которых не было у других. Муса жил в самое трудное время.

Из этой истории можно извлечь очень много пользы. Мы узнаём об общинах, которые жили до нас, и знамениях Аллаха, связанных с этими общинами. Всевышний Аллаха приводит подобные истории, чтобы они служили назиданием для верующих. Всевышний сказал об истории Мусы:

«Мы доподлинно прочтём тебе для верующих людей историю Мусы [Моисея] и Фараона» (28:3).

История Мусы также демонстрирует нам, что даже если община очень слаба, она должна неустанно бороться за свои права и не должна отчаиваться. Нужно верить в то, что однажды община сможет достичь высот — особенно, если эта община притесняема. Ведь Всевышний избавил сынов Израиля от их слабости и освободил их от рабства Фараона, а потом утвердил их на земле и предал в их руки обширные земли.

До тех пор, пока община живёт в унижении и не пытается добиться соблюдения своих прав, она не сможет возвысить и утвердить свою религию, привести в порядок свои мирские дела и обеспечить себе благополучную жизнь.

Из этой истории также следует, что запрещено убивать неверующего, которого связывает с верующими договор. Ведь Муса, убив копта, раскаялся в содеянном и попросил у Аллаха прощения за свой грех.

Из истории Мусы также можно почерпнуть, что человек, даже когда он верит в предопределение Всевышнего и в то, что оно непременно сбудется, не должен опускать руки. Он должен трудиться ради достижения цели и прилагать усилия, потому что эти старания — часть предопределения Аллаха. Всевышний Аллах обещал матери Мусы, что вернёт ей сына, однако когда семья Фараона подобрала его, она не стала сидеть сложа руки. Она послала сестру Мусы следить за ним, ища возможности вернуть его.

Из истории также следует, что женщине разрешено выходить по своим надобностям, если только это не сопряжено с чем-то запретным, и что она дополняет мужчину. Ведь сестра Мусы и дочери праведного человека выходили одни…

В истории также содержится сообщение о том, что говорили о человеке в качестве предупреждения и предостережения от угрожающей ему опасности и зла. Это — не сплетни. Более того, это — обязанность человека. И Всевышний упомянул о человеке, который пришёл к Мусе издалека, чтобы предупредить его о нависшей над ним угрозе, указывая, что он совершил похвальный поступок.

Из истории Мусы также следует, что Аллах любит, когда Его раб обращаясь к Нему с мольбой, старается приблизиться к Нему, упоминая не только о Его Именах и Атрибутах, но и о собственной слабости и бессилии и потребности в помощи и защите Всевышнего. Вспомним слова Мусы: «Он напоил для них скотину, а затем вернулся в тень и сказал: “Господи! Поистине, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлёшь мне”» (28:24).

Из этой истории также следует, что самое суровое наказание для раба Всевышнего — стать предводителем зла и призывающим к нему, а величайшая милость — стать предводителем добра и призывающим к нему, выводить людей на прямой путь и следовать этим путём самому. Всевышний Аллах сказал о Фараоне и ему подобных: «Мы сделали их предводителями, которые призывают в Огонь, и в День воскресения им не окажут помощи» (28:41).

А о пророках сынов Израиля Всевышний сказал: «Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь» (21:73).

Всевышний также сказал, повествуя историю Мусы: «И совершай молитву для поминания Меня» (20:41).

Человек сотворён для того, чтобы поминать своего Господа. Это поминание приносит ему пользу и преуспеяние. Выстаивание молитвы нужно именно для поминания Аллаха. Если бы не молитва, которую верующие совершают по несколько раз ежедневно, поминая и восхваляя Аллаха, обращаясь к Нему с мольбой и читая Коран, если бы не эта великая милость, люди были бы беспечными и небрежными. Они забывали бы о своём Господе.

В историю Мусы, приведённую в Коране, входит аят:

«Поистине, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путём» (20:82).

В этом аяте упоминаются действия, которые помогают верующему снискать прощение Всевышнего. Это — покаяние, вера, благие дела, постоянство в следовании прямым путём и укрепление веры.

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, будь доволен Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом, ‘Али и остальными сподвижниками, а также супругами Пророка — матерями верующих (Аллахумма-рда ан Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва саири-с-сахабати ва азваджи-н-набиййи уммахати-ль-муминин).

О Аллах помоги нам следовать Твоим прямым путём и трудиться ради снискания Твоего довольства (Аллахумма ваффикна ли-худака ва дж‘аль ‘амаляна фи ридака).

О Аллах, даруй нам, и не лишай нас, почти нас и не унижай нас, добавь нам и не забирай у нас (Аллахумма а‘тына ва ля тахримна ва акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна).

О Аллах, прости мусульманам и мусульманкам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-муслимина ва-ль-муслимат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни жили, и избавь их от бед! (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кулли макан. Аллахумма фарридж ‘анхум).

О Аллах, ниспошли им Свою милость, довольство и прощение (Аллахумма анзиль ‘аляйхим рахматака ва ридака ва ‘афвака ва магфиратака).

О Аллах, помилуй малых и старых из числа мусульман, и прости их женщинам! (Аллахумма-рхам сагырахум ва-льтуф би-кабирихим. Аллахумма-стур ‘аля нисаихим).

О Аллах, даруй им благополучие, здоровье и благоденствие! (Аллахумма альбисхум сауба-с-сыххати ва-ль-‘афийа).

О Аллах, мы просим Тебя о том, что поможет нам снискать Твою милость и Твоё прощение, мы просим Тебя помочь нам в совершении благих дел и уберечь нас от всякого греха (Аллахумма инна насалюка муджибат рахматика ва ‘азаима магфиратика ва-ль-ганима мин кулли биррин ва-с-салямата мин кулли исм).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.