Хутба 6. Вера в предопределение — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Хутба 6. Вера в предопределение

2017-06-13 870
Хутба 6. Вера в предопределение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Хвала Аллаху, Который сотворил всякую вещь, и определил для неё меру, и сотворил Своих рабов в соответствии со Своей мудростью. Он — Проницательный, Сведущий. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит владычество, и Ему — хвала, и Он всё может. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он направил незадолго до наступления Часа добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к религии Аллаха с позволения Его и сияющим светочем. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Судного дня.

О люди! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника. Вера включает в себя веру в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников.

Всевышний сказал:

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: “Мы не делаем различий между Его посланниками”. Они говорят: “Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие”» (2:285).

Вера также включает в себя веру в предопределение Аллаха. Мы должны верить в то, что Аллах знает о всякой вещи. Он знает обо всём, что было в прошлом, и обо всём, что произойдёт в будущем. Он знает обо всём в общем и в мельчайших подробностях, и не укрывается от Него ничто ни в небесах, ни на земле. Всевышний сказал:«Мы сотворили человека и знаем, что нашёптывает ему душа» (50:16).

Мы должны верить в совершенство знания Аллаха, которое объемлет всякую вещь, а также в то, что Аллах заботится обо всём сущем и управляет всем, и что Он записал на Хранимой скрижали за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли всё, что произойдёт до самого Судного дня. Первым, что сотворил Аллах, стала Письменная трость, которой Он сказал: «Пиши!» Она сказала: «Господи, а что мне писать?» Он сказал: «Пиши всё, что будет», и она записала всё, что должно произойти до Судного дня. Всевышний сказал:

«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно о том, что на небе и на земле? Поистине, это есть в Писании. Поистине, это для Аллаха легко» (22:70).

Всевышний также сказал:

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами, записано в Писании ещё до того, как Мы сотворили его. Поистине, это для Аллаха легко» (57:22).

О мусульмане! Веруйте в то, что воля Всевышнего распространяется на всё сущее, и всё, что в небесах и на земле, принадлежит Ему. Всевышний сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами, землёй и тем, что на них, и Он всё может» (5:120). Всё подвластно Ему и подчинено Его воле. В Его руках власть, и в Его руках — ключи небес и земли. Всё в мире происходит только по воле Всевышнего — и благополучие, и беды, и страх, и безопасность, и здоровье, и болезни, всё большое и малое, важное и незначительное.

О мусульмане! Веруйте в то, что Аллах сотворил всё, что в небесах и на земле: «Аллах — Творец всякой вещи. Он — Попечитель и Хранитель всякой вещи» (39:62). Всевышний также сказал: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37:96).

Аллах сотворил небеса и землю, и Он распоряжается ими и управляет, и Он сотворил человека и распоряжается им. Человек наделён волей и решимостью, а также способностью действовать. А даровал ему эту решимость и способность Всевышний Аллах. А если бы Аллах пожелал, Он мог бы лишить человека способности мыслить, и у него не осталось бы воли. И если бы Он пожелал, он мог бы лишить человека силы и способностей, и он не смог бы ничего делать.

О мусульмане! Поистине, вера в предопределение — один из шести столпов веры, и без неё вера человека не будет совершенной и полноценной. Однако человек не имеет права приводить предопределение Аллаха в качестве оправдания своих грехов и мерзких поступков или нерадивого исполнения велений Всевышнего и нарушения Его запретов. Аллах даровал человеку разум, который позволяет ему стремиться к чему-то и желать чего-то, и даровал ему силы и способности, позволяющие ему действовать. Не зря с умалишённого не взыскивается за грехи и неисполнение обязательного, и тот, кто не способен выполнять какую-либо обязанность, не подвергается наказанию за невыполнение её. И человек, оправдывающий свои грехи и невыполнение своих обязанностей предопределением Аллаха, неправ. Его довод несостоятелен, и Всевышний сообщает о его несостоятельности в Своей Книге, и это подтверждает разум. Всевышний сказал:

«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого оправдания перед Аллахом» (4:165).

Если бы предопределение Аллаха могло служить оправданием, тогда и направлять к людям посланников и пророков не было бы смысла, а мы знаем о том, что Всевышний направил Своих посланников к людям при том, что существует предопределение. Всевышний сказал:

«Многобожники скажут: “Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего”. Так же считали посланников лжецами те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: “Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжёте”» (6:148).

Если бы предопределение могло служить оправданием и доводом, то Аллах не покарал бы тех, кто оправдывал своё придавание Аллаху сотоварищей (ширк — شرك) Его предопределением, потому что Аллах никого не притесняет и ни с кем не поступает несправедливо. Довод того, кто оправдывает свои действия предопределением, несостоятелен, и это понимает любой разумный человек. Человек, который ссылается на предопределение, не знает, что предопределено ему, и не подстраивается под предопределение, так как же он может приводить в качестве оправдания то, что никак не влияет на его дела и поступки? Ведь то, о чём человек не знает, не может влиять на его поведение.

Если один человек нападает на другого и забирает его имущество или убивает его, а потом говорит: «Это предопределение Аллаха!» — его оправдание никто не примет. Так как может человек оправдывать свои действия тем, что он сам не принял бы в качестве оправдания от других? И как может он нарушать право Аллаха, прикрываясь Его предопределением?

Нельзя оправдывать грехи и невыполнение религиозных обязанностей предопределением Всевышнего, потому что этот довод не соответствует действительности. Если человек узнает о соревновании, за победу в котором полагается награда, примет участие в этом соревновании, приложив все усилия, займёт первое место и получит награду, то это случится по предопределению Аллаха, и в этом никто не сомневается. Однако человек прилагал усилия для того, чтобы это случилось, а не сидел сложа руки, ожидая, пока всё случится само по себе. Так почему же в таком случае находятся люди, которые не выполняют свои обязанности перед Всевышним, хотя это им по силам, и они знают, что это поможет им снискать довольство Аллаха и введёт их в Рай, а потом оправдывают свою лень и нерадение предопределением Аллаха?! Почему же они не прикладывают усилия для того, чтобы войти в Рай, подобно тому, как прикладывают они усилия для того, чтобы получить приз на соревнованиях или заработать на жизнь?!

Во время сессии мы видим, что студенты готовятся к экзаменам день и ночь, чтобы получить хорошие оценки, и никто из них не отказывается от подготовки к экзаменам под предлогом того, что всё предопределено Всевышним, и ничего нельзя изменить. Так как может человек отказываться исполнять свои обязанности перед Всевышним, хотя он знает, что их исполнение приведёт его к довольству Аллаха и Раю, и при этом оправдывать своё поведением предопределением Аллаха?!

Мы видим, как некоторые люди отказываются от определённой пищи, которая вредит их здоровью — они любят её, но отказываются от неё, опасаясь вреда. Знаете ли вы человека, который начинает употреблять вредную для него пищу под предлогом того, что всё предопределено Всевышним, и ничего уже не изменить? Так почему же люди совершают грехи, которые наносят им вред, и оправдывают свои действия предопределением Всевышнего?!

Разумный человек, который задумывается об окружающей действительности и размышляет над Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника *, осознаёт, что не может быть оправдания тому, что человек делает по своей воле и своему выбору, и оправдывать неисполнение обязательного и совершение запретного предопределением Аллаха могут только нечестивцы.

Что же касается того, что происходит помимо воли человека — смерть, болезнь, падение на человека чего-нибудь тяжёлого, приводящее к смерти, то это человек не может изменить, и за это Аллах не взыскивает со Своих рабов. Именно по этой причине Аллах не наказывает умалишённого за оставление обязательного и совершение запретного и не взыскивает с человека за то, что он делает по неведению или по забывчивости: если бы он знал или помнил о запрете, он не сделал бы того, что сделал. Пророк * сказал: «Аллах снял с моей общины ответственность за сделанное по ошибке, по забывчивости или по принуждению» [Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

Имеется в виду, что люди не будут отвечать в мире вечном за подобные действие, однако в этом мире с них взыскивается за их действия, если они ущемили права других людей. Если умалишённый или малолетний нападает на человека, пострадавшему выплачивают компенсацию из его имущества или же за его действия отвечает его опекун. Если сказано, что от человека подняты перья, это означает, что Всевышний не станет наказывать его за его проступки, однако это не даёт ему права поступать несправедливо по отношению к другим людям, притеснять их, а также портить или присваивать их имущество. Всевышний прощает ему несоблюдение Его прав в указанных случаях, и это одно из проявлений Его милости к нам и облегчение для нас.

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

 

Часть вторая

Хвала Аллаху, Который творит и повелевает. Никто не может отвести Его предопределение и удержать Его милость. В Его владениях ничего не происходит против Его воли, и Он не желает рабам Своим неверия… Благословения и приветствия Пророку Аллаха Мухаммаду, который был лучшим из тех, кто поклонялся Аллаху со страхом и надеждой и не полагался на предопределение Всевышним того, что он войдёт в Рай без расчёта, а также членам его семьи и его сподвижникам.

О рабы Аллаха! Знайте, что величайшим следствием веры в предопределение является правильность веры человека, потому что вера в предопределение дополняет его веру во все остальные столпы веры (иман), и она становится полноценной. Вера в предопределение приносит сердцу человека спокойствие. Он живёт, не зная тревог, и беспокойство не овладевает им даже тогда, когда он сталкивается с трудностями на своём жизненном пути. Он знает: всё, что постигло его, не могло обойти его стороной, а что обошло его стороной, то не могло постигнуть его, поэтому он спокоен — в отличие от того, кто не верит в предопределение. Если с человеком, не верящим в предопределение, случится беда или же он упустит что-то из того, чего желал и к чему стремился, он начинает сокрушаться, демонстрировать своё недовольство и беспокоиться. Жизнь кажется ему невыносимой, и он начинает думать о смерти. Сколько мужчин и женщин, не верящих в предопределение, покончили жизнь самоубийством… Они бегут от действительности, в которой живут, будущее представляется им в мрачных тонах, и они впадают в отчаяние.

А тот, кто верит в предопределение, проявляет стойкость и терпение, когда его постигает горе, и надеется на награду Всевышнего, и беда оборачивается для него благом.

Всевышний сказал:

«Любое несчастье случается только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи» (64:11).

‘Алькама сказал: «Речь идёт о человеке, которого постигает несчастье, а он проявляет смирение и довольство, зная, что это — от Аллаха».

Значение аята таково: если человека постигла беда, но он, зная, что она — от Аллаха, и это Аллах предопределил ему её, проявил терпение, надеясь на награду Аллаха, Всевышний Аллах наставит сердце его на истинный путь и заменит то, чего он лишился в этом мире, Своим верным руководством и твёрдой убеждённостью в правильности выбранного пути. А в некоторых случаях Всевышний возвращает ему потерянное или дарует ему взамен нечто лучшее. Всевышний сказал:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём» (2:155–157).

Всевышний также сказал:

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании ещё до того, как Мы сотворили его. Поистине, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (57:22–23).

Всевышний сообщил нам о том, что Он предопределил все беды и несчастья, которые случаются в мире, в том числе и горе, которое постигает человека, записав всё это на Хранимой скрижали до того, как оно произойдёт. Затем Всевышний разъяснил, для чего Он сообщил нам об этом — чтобы мы сохраняли спокойствие и не сокрушались, если с нами случится беда, и не ликовали, когда к нам приходит благо, и не радовались ему чрезмерно, забывая, Кто даровал нам это благо. Мы должны проявлять терпение в горе и благодарить в радости и благоденствии. ‘Икрима сказал: «Каждый человек радуется и печалится, однако вы должны превращать радость в благодарность, а печаль — в терпение».

Вера в предопределение вовсе не предполагает, что мы должны сидеть сложа руки, ничего не делая для того, чтобы снискать благо и защититься от зла. Мы должны верить в предопределение и при этом прикладывать усилия и совершать действия, помогающие достичь цели — таково веление Всевышнего.

О Аллах, благослови, приветствуй и одари милостью Своей нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников! (Аллахумма салли ва саллим ва барик ва ан‘им ‘аля набиййина Мухаммадин ва алья азваджи Мухаммадин ва сухби Мухаммад).

О Аллах, да будешь Ты доволен праведными халифами — имамами, ведомыми прямым путём — Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али (Аллахумма-рда ‘ани-ль-хуляфаи-р-рашидина аль-аиммати-ль махдиййина Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али).

О Аллах, мы просим у Тебя постоянной веры и смиренного сердца! (Аллахумма инна нас’алюка иманан даиман ва кальбан хаши‘ан).

О Аллах, поистине, мы просим у Тебя верного руководства, богобоязненности, целомудрия и достатка! (Аллахумма инна нас’алюкаль-худа ва-т-тука ва-ль-‘афафа ва-ль-гына).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, приведи нас к благонравию, ибо, поистине, не приводит к нему никто, кроме Тебя! (Аллахумма-хдина ли-салихи-ль-ахляк иннаху ля йахди ли-салихиха илля Анта).

О Аллах, никто не введёт в заблуждение того, кого Ты ведёшь прямым путём, и никто не выведет на прямой путь того, кого Ты ввёл в заблуждение. Никто не отвратит Твоё предопределение, и никто не удержит Твою милость (Аллахумма ля далля ли-ман хадайта ва ля хадийа ли-ман адляльта ва ля радда ли-кадаика ва ля мани‘ ли-фадлика).

О Аллах, мы просим у Тебя блага этого мира и мира вечного (Аллахумма инна нас’алюка хайра-д-дунья ва-ль-ахыра).

О Аллах, мы просим у Тебя решимости в следовании прямым путём, помощи в благих делах и защиты от всякого греха! (Аллахумма инна нас’алюка-ль-‘азимата ‘аля-р-рушди ва-ль-ганима мин кулли биррин ва саляма мин кулли исм).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам, и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию, и помилуй наших братьев по вере, где бы они ни были (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин ва-рхам ихванана-ль-муслимина фи кулли макан).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.