Что послужило поводом для написания этой книги? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Что послужило поводом для написания этой книги?

2017-06-13 497
Что послужило поводом для написания этой книги? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мусульмане России и стран СНГ отличаются от живущих в любой мусульманской стране. Многие из них не знают об исламе ничего, кроме названия, и, обращаясь к ним, мы должны учитывать их положение и начинать с азов, акцентируя внимание на ‘акыде, исламском этикете и особенностях этой религии: её простоты, лёгкости и умеренности. Мы должны разъяснить им, как нужно совершать поклонение, не разбирая при этом разногласия, которые существуют между учёными по тому или иному вопросу, потому что это может усложнить восприятие главного, и приводить им ясные и убедительные доказательства. Нужно преподносить им религию с мудростью и благим увещеванием. Необходимо помнить о том, что они воспитывались в обществе, в котором господствовал коммунистический социализм, и вполне естественно ожидать от них, что они будут сравнивать всё, что мы говорим им об исламе, с той системой, к которой они привыкли с детства, и подвергать сказанное нами критике. Это обстоятельство требует от нас здравомыслия, мудрости, сообразительности, проницательности, умения правильно реагировать, преподносить главное и избегать споров и конфликтов.

Мы искренне верим в то, что мечети по всему миру должны снова начать выполнять те функции, которые они выполняли когда-то. Мечети являются наилучшим местом для воспитания поколений сознательных мусульман, преданных своей общине и способных возвысить её и сделать её счастливой в обоих мирах в соответствии с мудрой божественной программой и руководством благородного Посланника *. Мы также верим в то, что добиться всестороннего успеха можно только посредством возвращения к истинной религии Единобожия в том виде, в котором принёс её нам Мухаммад *. Именно по этой причине мы решили подготовить этот сборник пятничных проповедей, содержащих важнейшее знание, необходимое каждому мусульманину и делающее правильным его поклонение и его отношения с Господом, самим собой и обществом.

По какому принципу составлена книга?

Мы прочитали пятничные проповеди (хутбы) из нескольких книг, после чего отобрали подходящие для мусульманских меньшинств и позволяющие достичь общих целей, о которых мы только что говорили. При этом мы изъяли некоторые абзацы — либо потому, что они не согласуются с условиями, в которых живут российские мусульмане, либо потому, что этот материал уже встречался в предыдущих проповедях, и мы хотели избежать ненужных повторений.

В этой книге вы найдёте переработанные хутбы:

— шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усеймина (да помилует его Аллах);

— шейха ‘Абдуллаха ибн ‘Абдуллаха ибн Хумейда (да помилует его Аллах);

— шейха ‘Абдуллаха ибн Хасана аль-Кууда (да помилует его Аллах);

— шейха ‘Абду-ль-Гани Хаййата (да помилует его Аллах);

— шейха доктора Салиха ибн ‘Абдуллаха ибн Хумейда;

— шейха доктора Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана;

— шейха ‘Абдуллаха ибн Салиха аль-Касыра;

— шейха доктора Сулеймана ибн Хамда аль-‘Ауда;

— шейха доктора Насыра ибн Мухаммада аль-Гамиди;

— шейха доктора ‘Абдуллаха ибн Сулеймана аль-Марзука.

В некоторых случаях мы объединяли две хутбы в одну, потому что они были очень короткими или тема была раскрыта в каждой из них недостаточно полно. Кроме того, мы добавили некоторые параграфы для того, чтобы тема была раскрыта полностью. Мы также проверили хадисы, указали, из каких сборников они взяты и степень их достоверности. В книге нет ни одного слабого или отвергнутого учёными хадиса. Если в самой хутбе встречался подобный хадис, мы заменяли его достоверным или хорошим хадисом. Мы также добавили высказывания некоторых учёных — толкователей Корана и хадисов. Мы внесли упомянутые добавления с целью создать подходящие хутбы для имамов в немусульманских странах, чтобы они могли использовать их в своём призыве к исламу и просвещении мусульман.

Перед вами то, что Всевышний Аллах позволил нам собрать, и всё, что соответствует истине, — от Одного лишь Аллаха, а если в книге есть ошибки и неточности, то они неумышленные, и мы просим у Аллаха прощения за них.

Хутба 1. Снисходительность и великодушие ислама

Часть первая

Хвала Аллаху, Который одобрил для нас ислам в качестве религии и сделал его религией лёгкости и снисходительности. Всевышний Аллах сказал:

«Он избрал вас и не сделал в религии никакого затруднения для вас» (22:78).

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, который из двух дел всегда выбирал самое лёгкое, если только в нём не было греха. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто следовал его Сунне до самого Судного дня.

О мусульмане! Бойтесь Аллаха и благодарите Его за то, что Он даровал вам эту великую религию и послал к вам этого благородного Пророка:

«Аллах уже оказал милость верующим, когда направил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).

Религия, принесённая нашим Пророком от Всевышнего Аллаха — религия милосердия, добра и счастья для всего человечества, и мир никогда не знал более совершенной и всеобъемлющей религии, чем ислам. Это религия, которой мы должны придерживаться до самой смерти — таково веление Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).

Возлюбленный друг Аллаха — пророк Ибрахим — и его сын Исма‘иль (мир им обоим) обратились к Всевышнему с мольбой за себя и своё потомство, сказав:

«Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе [мусульманами], а из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе» (2:128).

Всевышний также сказал:

«Ибрахим [Авраам] и Йа‘куб [Иаков] заповедали это своим сыновьям. Йа‘куб сказал: “О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами”» (2:132).

Ислам — это покорность Всевышнему Аллаху посредством признания Его Единственности (таухид — توحيد) и повиновения Ему, что предполагает отказ от придавания Аллаху сотоварищей, или многобожия (ширк — شرك), и отречение от совершающих ширк. Это религия всех пророков. Всевышний Аллах передаёт в Своей Книге слова пророка Нуха (мир ему):

«…и мне велено быть одним из мусульман» (10:72).

Всевышний также сказал:

«Муса [Моисей] сказал: “О мой народ! Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него”» (10:84).

Ислам включает в себя все законы (шариаты), с которыми Всевышний посылал к людям пророков. Мусульманами, то есть покорившимися Аллаху, являются последователи каждого из пророков, посланных к людям до начала пророческой миссии Мухаммада, который был печатью пророков. Его миссия объединила небесные религии и носила всемирный характер — Всевышний Аллах направил его ко всем людям и джиннам. Религия, с которой пришёл к нам Мухаммад *, будет существовать и останется неизменной до самого Судного дня. Аллах обязал всех людей исповедовать эту религию и подчиняться её законам. Всевышний сказал:

«От того, кто ищет религию помимо ислама, никогда не будет принято [то, что он найдёт], и в Последней жизни он окажется среди потерпевших убыток» (3:85).

Всевышний освободил от бремени и оков тех, кто уверовал в Мухаммада * и последовал за ним. Всевышний сказал:

«…которые последуют за посланником, не умеющим читать и писать пророком, запись о котором они найдут в Таурате [Торе] и Инджиле [Евангелии]. Он будет призывать их к одобряемому и удерживать от предосудительного, объявит благое дозволенным, а скверное — запрещённым, и освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его и поддерживать и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157).

Облегчение, снисходительность и избавление от тягот ожидает тех, кто последовал за этим благородным пророком и милосердным посланником, одним из важнейших качеств которого было милосердие. Его Шариат пронизан лёгкостью, и каждый человек может без труда исполнять его предписания, потому что лёгкость, заключённая в нём, устраняет всё трудное. Всевышний сказал:

«С каждой тяготой — облегчение» (94:6).

Благо неотделимо от Шариата Всевышнего. Все его веления — благие, и его побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого — благо, и запрет, налагаемый им на всё скверное — благо, и, в то же время, он — воплощение лёгкости и снисходительности. Сколько благ были запретными для живших до нас, а потом стали дозволенными для нас благодаря исламу!

Всевышний сказал:

«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали [или часто сбивали людей] с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им» (4:160).

Можно ли представить себе большую снисходительность и большее облегчение, чем это?

Всевышний сказал:

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185).

Всевышний также сказал:

«…и не сделал Он для вас в религии никакого затруднения» (22:78).

Всевышний также сказал:

«Аллах не возлагает на человека ничего непосильного» (2:286).

Всевышний также сказал:

«Бойтесь Аллаха, насколько это возможно» (64:16).

А Посланник Аллаха * сказал: «Из того, что я велел вам, делайте то, что можете…» [Аль-Бухари; Муслим].

Всевышний Аллах позаботился о Своих рабах, упорядочив в Своей религии все их дела, облегчив им трудное и проявив Своё милосердие к ним.

В Шариате есть постановления для любого случая. Например, мы знаем о том, что человеку, который отправился в путешествие в рамадан, разрешается не соблюдать пост и перенести его на другие дни, чтобы ему было легче поститься. Путешественнику также разрешается сокращать молитву, совершая вместо четырёх рак‘атов два, а также соединять вместе две молитвы. Человеку, который остерегается какой-либо опасности, разрешается совершать молитву в соответствии с его положением — верхом или на земле, обратившись в сторону киблы или в другую сторону. Всевышний сказал:

«Если вы боитесь, то молитесь на ходу или верхом» (2:239).

Больному разрешается совершать молитву так, как он может, — стоя, сидя или лёжа на боку. Всевышний Аллах не взыскивает с мусульманской общины за сделанное по ошибке, по забывчивости или по принуждению:

«Господь наш! Не наказывай нас, если мы забыли или ошиблись» (2:286).

Ибн ‘Аббас передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«إِنَّ اللَّهَ وَضَعَ عَنْ أُمَّتِي الْخَطَأَ ، وَالنِّسْيَانَ ، وَمَا اسْتُكْرِهُوا عَلَيْه»

«Поистине, Аллах снял с моей общины ответственность за то, что они сделают по ошибке, по забывчивости или по принуждению» [Ат-Табарани; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

Пророк * также сказал:

«مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ ، فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ»

«Пусть тот, кто соблюдал пост и поел или попил по забывчивости, продолжает поститься, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его» [Муслим].

Всевышний Аллах установил нормы для случаев необходимости. Человеку, оказавшемуся в безвыходном положении, разрешается то, что запрещается в обычных случаях. В качестве примера можно привести употребление в пищу мертвечины. Всевышний сказал:

«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден [съесть запретное], не стремясь к запретному и не преступая пределы необходимого, то нет на нём греха. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный» (2:173).

Всевышний также сказал:

«Если же его вынуждает к этому голод, а не стремление к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (5:3).

Мусульманину разрешается совершать вместо малого омовения (вуду — وضوء) очищение землёй или песком (тайаммум — تيمم) в случае отсутствия воды или невозможности воспользоваться ею по причине возможного вреда. Человек просто ударяет по земле руками и протирает лицо и руки. Всевышний сказал:

«Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришёл из места, где справляют нужду, или вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то очищайтесь благой [чистой] землёй, обтирая ей лица и руки. Аллах не желает затруднения для вас, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» (5:6).

Повелев мусульманам сражаться на Его пути, Всевышний также учёл их положение:

«Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный» (9:91).

Всевышний также сказал:

«Нет греха на слепом, нет греха на хромом, нет греха на больном…» (24:61).

Можно привести и другие примеры снисходительности и лёгкости ислама. Например, ислам запрещает человеку излишне усердствовать в поклонении, изнуряя себя, и побуждает к умеренности и золотой середине.

Аль-Бухари (да помилует его Аллах) передаёт: «Однажды к домам жён Пророка * пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророк *. Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до Пророка *, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт!”. Другой сказал: “А я буду постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А потом к ним подошёл Посланник Аллаха *, который спросил:

«أَنْتُمُ الَّذِيْنَ قُلْتُمْ كَذَاَ وَكَذَاَ ؟ أَمَا وَاللهِ ، إِنِّي لأَخْشَاكُمُ للهِ وَأَتْقَاكُمُ لَهُ ، وَلَكِنِّي أَصُومُ وَأَفْطِرُ ، وَأَقُوُمُ وَأَرْقُدُ ، وَأَتَزَوَّجُ النِّساءَ ، فَمَن رغِبَ عَنْ سُنَّتِي فليس منِّي»

“Это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!”».

Сунна Пророка * — золотая середина между чрезмерностью и нерадением, в ней нет преувеличений и излишнего усложнения, но нет и попустительства. Пророк * делал благое постоянно, но при этом придерживался умеренности, не доводя себя до изнеможения — ведь на душу не возлагается ничего, кроме того, что ей по силам.

Да сделает Аллах Коран и Сунну благодатными и полезными для нас и да поможет Он нам воспользоваться чудесами и мудростью, которые заключены в них. Поистине, Он — Слышащий, Отвечающий (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани ва-с-суннати ва нафи‘ни ва иййакум бима фихима мина-ль-айати ва-ль-хикмати иннаху Сами‘ун Муджиб).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Который избрал для нас ислам в качестве истинной религии и одобрил её в качестве прямого пути для нас. Благословения и приветствия Пророку Мухаммаду *, которого послал к нам Его Господь с религией Единобожия в качестве руководителя и доброго вестника и который из двух дел всегда выбирал самое лёгкое, если только в нём не было греха.

О мусульмане! Среди людей есть такие, которые используют снисходительность ислама не во благо, а во зло, разрешая себе запретное и отказываясь совершать обязательное под предлогом того, что «религия легка».

Религия легка, это правда, однако, к сожалению, находятся невежественные люди, которые не боятся Аллаха и прикрывают этими словами свои дурные деяния. Лёгкость и снисходительность ислама вовсе не означают, что его последователи могут делать всё, что им заблагорассудится, не исполняя своих обязанностей и преступая запреты.

Лёгкость религии означает, что в случае необходимости человек может перейти от более трудного поклонения к более лёгкому — например, когда он боится, что трудность станет причиной возникновения болезни или её усиления, как в случае с путешественником, которому разрешается сокращать молитву и оставлять пост. Ещё один пример — очищение землёй или песком (тайаммум) вместо омовения в случае необходимости. Кроме того, ислам снимает со своих последователей некоторые обязанности, если они не могут их исполнять, при условии, что человек намерен исполнить эти обязанности при первой возможности.

Это и есть облегчения. Когда же человек отказывается исполнять свои обязанности просто потому, что ему не хочется, снисходительность ислама здесь вовсе ни при чём.

Если мусульманин не способен исполнять одну из своих обязанностей, но при этом он решительно намерен исполнить её, как только сможет, ему записывается у Всевышнего награда, подобная награде того, кто эту обязанность исполняет. Анас ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«إِنَّ بِالمَدِيْنَةِ أَقْوَامَاً ، مَا قَطَعْتُمْ وَادِيَاً ، وَلاَ سِرْتُمْ سَيْرَاً ، إِلاَّ وَهُمْ مَعَكُمْ. قَالُوُا: وَهُمْ بِالمَدِيْنَةِ ؟ قَاَلَ: نَعَمْ ، حَبَسَهُمُ الْعُذْرُ»

«Поистине, в Медине остались люди, которые, тем не менее, были с вами, по какой бы горной дороге или долине вы ни шли». Люди сказали: «Но ведь они были в Медине». Пророк * сказал: «Да. Они задержались по уважительной причине».

А Джабир ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«لَقَدْ خَلَّفْتُمْ بِالمَدِيْنَةِ رِجَالاً ، مَاَ قَطَعْتُمْ وَادِيَاً وَلاَ سَلَكْتُمْ طَرِيْقَاً ، إِلاَّ شَرَكُوكُمْ فِي الأَجْرِ ، حَبَسَهُمُ الْمَرَضُ»

«Поистине, остались за вами в Медине люди, задержавшиеся там по причине болезни, но по какой бы горной дороге или долине вы ни шли, они делили с вами награду» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].

То, что религия легка, вовсе не означает, что можно не исполнять обязанности или нарушать запреты — кто поступает так, тот заслуживает наказания в этом мире и в мире вечном, поэтому Шариат установил определённые наказания для таких людей.

Некоторые люди совершают грехи и ослушиваются Аллаха, а когда кто-то пытается образумить их, они говорят: «Вера — это не действия, вера — в сердце». Они даже приводят в качестве подтверждения своих слов хадис Пророка *, в котором он сказал:

«التَّقْوَى هَاهُنَا وَأَشَارَ عَلَى صَدْرِهِ»

«Богобоязненность — вот здесь» — указав при этом на свою грудь [Муслим]. Их доводы ложны, поскольку человеку, в сердце которого есть богобоязненность, ненавистно ослушание Аллаху, и он прикладывает все возможные усилия для того, чтобы избежать его. А тот, в чьём сердце нет богобоязненности или она слаба, ослушивается Аллаха и не испытывает отвращения к греху. Всевышний сказал:

«Вот так! А кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это от богобоязненности в сердцах» (22:32).

Действия человека указывают на то, что у него в душе, и богобоязненность человека непременно проявляется в его делах. Сама же богобоязненность, точнее — её основа, действительно находится в сердце. Пророк * сказал:

«إِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلُحَتْ صَلُحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ ، أَلا وَهِيَ الْقَلْبُ»

«Поистине, есть в теле кусочек плоти — если он хороший, то и всё тело будет хорошим, а если он плохой, то и всё тело будет плохим, и это — сердце» [Аль-Бухари].

О Аллах, сделай благими наши сердца и утверди нас в Истине (Аллахумма аслих кулюбана ва саббитха ‘аля-ль-хакк).

«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты — Дарующий!» (3:8).

О Аллах, благослови Твоего раба и Посланника Мухаммада, его семью и сподвижников и покрой и их, и нас Своей милостью. Поистине, Ты — Милосердный, Прощающий (Аллахумма салли ва саллям ва барик ‘аля ‘абдика ва расулика Мухаммад ва ‘аля саири-с-сахби ва-ль-аль).

О Аллах, облегчи для нас дела наши! (Аллахумма йассир умурана ва-шрах судурана).

О Аллах, сделай Коран весной наших сердец, нашим светом и избавлением от печалей и забот и не оставь нам ни одного греха, не простив его, и ни одной тревоги, не избавив нас от неё (Аллахумма-дж‘али-ль-Кур’ан раби‘а кулюбана ва нура судурина ва джаляа хумумина).

О Аллах, не оставь нам ни одного греха, не простив его, и ни одной беды, не избавив нас от неё (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-маками занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам (Аллахумма-нсури-ль-Ислама ва-ль-муслимин).

О Аллах, сплоти их и помоги им делать то, что Ты любишь и чем Ты доволен! (Аллахумма ваххид саффахум ва-джма‘ калиматахум ‘аля ма тухиббу ва тарда).

О Аллах, возврати мусульман к их религии прекрасным возвращением! (Аллахумма-рудда-ль-муслимина иля динихим раддан джамилян).

О Аллах, защити наших юношей и девушек от всякого зла и от всего дурного. Поистине, Ты, Господь наш — Слышащий, Близкий, Отвечающий на мольбы (Аллахумма-хфаз шабабана ва банатана мин кулли суин ва макрух. Иннака Раббана Сами‘ун Карибун Муджибу-д-да‘ват).

О Аллах, убереги нас от сомнений и страстей! (Аллахумма-‘сымна мина-ш-шубухат ва-ш-шахават).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.