Психологические особенности малой группы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Психологические особенности малой группы

2017-06-13 2696
Психологические особенности малой группы 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Психологические особенности малой группы определяются тем, что людей в ней объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов. В малой группе общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, но она существует не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, как часть общественной структуры.

Организованная малая группа объединена совместной деятельностью, которая подразумевает наличие постоянной цели. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной дея­тельности определяет динамику функционирования малой группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совмест­ной деятельности объединяют группу в одно целое.

Любая группа характеризуется наличием организующего нача­ла в ней. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руко­водства распределена между членами группы и лидерство носит ситу­ативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Группе также свойственно разделение и дифференциация пер­сональных ролей участников группы – разделение и кооперация тру­да, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятель­ность, играют разные роли.

Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к раз­делению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

В каждой группе происходит выработка специфической груп­повой культуры – норм, правил, стандартов жизни, поведения, опре­деляющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающих групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме мож­но говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все их различия. Отклонение от групповых стан­дартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

 

Выделяются три наиболее распространенные классификации малых групп:
первичные   вторичные
формальные неформальные
группы членства   референтные группы  

 

Деление малых групп на первичные и вторичные ввел уже упоминавшийся нами при рассмотрении социально-психологических теорий социализации американский социолог Чарльз Кули (1864 – 1929). Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Как уже было отмечено выше, если в первичной группе, которая состоит из небольшого числа людей, устанавливаются непосредственные взаимоотношения, то во вторичной группе, в которой непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, роли четко определены, но ее члены мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения.

Деление групп на «формальные» и «неформальные» было пред­ложено американским психологом и социологом Джорджем Элтоном Мэйо (1880 – 1949).

По его мнению, в формальной группе про­исходит распределение ролей в системе подчинения так называемой структуре власти: речь идет об отношениях по вертикали как отноше­ниях, определенных системой ролей и статусов. Мэйо также обнаружил внутри формальных объединений людей существование неформальных групп, которые складываются и возникают стихийно, т.е. происходит создание неформальной группы внутри формальной, формируется переплетение внутри формальной группы двух структур отношений формально-деловых и неформальных межличностных отношений.

Впервые деление групп на референтные и группы членства ввел американский социальный психолог, профессор Уэслианского университета в США Герберт Хайман (1918 – 1985). Под группами членства понимаются группы, в которых индивид не противопоставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя – с ним. Понятие же «референтная группа» Хайман ввел для обозначения группы людей, с которой человек сравнивает себя при определении своего статуса. Иными словами, референтные группы – это эталонные группы, нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми, позитивными или негативными, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:

1) функцию социального сравнения, поскольку референтная группа является источником положительных и негативных образцов;

2) нормативную функцию, так как референтная группа является источ­ником норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

В советской психологической литературе принято рассмотрение малой группы как сферы выявления возмож­ностей личности, проявления ее индивидуальности и как среды, в которой человек формируется под воздействием идей, ценностей и норм социально-политической структуры общества. В работах советского педагога Антона Cемёновича Макаренко (1888 – 1939) были сформулированы важнейшие принципы исследования группы: деятельности (деятельность – глав­ное средство единения группы), системности (группа – это система) и развития (развитие – это динамическая основа функционирования групп в обществе).

Принято считать, что самая оптимальная по численности груп­па должна насчитывать 7 ± 2, т.е. от пяти до девяти человек. Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное ко­личество людей, так как в четной по количеству группе могут образо­ваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из семи-восьми человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.