Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-12 | 244 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования,
состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскания смысла этих явлений.
Варианты наблюдения: внешнее, включённое наблюдение, интроспекция (самонаблюдение).
Организация метода:
Цель наблюдения.
План наблюдения, выбор объекта, предмета, субъекта наблюдения.
Ведение дневника наблюдения. Применение технических средств при наблюдении.
Анализ результатов наблюдения.
Интерпретация данных, выводы, рекомендации.
Положительные стороны наблюдения: не требует никаких дополнительных затрат, испытуемые находятся в естественных условиях.
Отрицательные стороны: обработка результатов только в описательном варианте, пассивность исследователя.
Эксперимент – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия.
Виды эксперимента:
естественный (в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход событий, испытуемому неизвестно об эксперименте, создаются экспериментальные условия);
лабораторный (об условиях эксперимента известно испытуемому,
варианты – с применением аппаратуры, без применения аппаратуры);
констатирующий; формирующий.
Технология проведения эксперимента:
Цель эксперимента.
План эксперимента.
Выбор и подготовка ассистента (помощника) для проведения эксперимента.
Подбор технологий (методик) эксперимента (например, тестов).
Примечание. Методик должно быть несколько, нельзя делать общие выводы только по одной методике.
|
Например, один из методик (тест).
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тест "Четвертый лишний"
(исследование операции мышления – обобщение)
Возраст: 7-8 лет.
Цель: выявление уровня обобщения.
Оборудование: вербальный материал
(10 групп по 4 слова, одно слово в общую группу к трём словам не подходит).
Ход исследования
Инструкция: Я сейчас буду зачитывать 4 слова, а ты внимательно слушаешь и находишь, какое слово не подходит в эту группу слов, это своего рода игра «четвёртый лишний», т.е. три слова между собой как-то связаны, а одно слово – лишнее.
Пробный вариант: Давай попробуем:
лошадь, корова, волк, коза.
Какое слово здесь лишнее? Почему?
Если ребёнок понял инструкцию, начинается тестирование.
Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
· книга, портфель, чемодан, кошелек;
· печка, керосинка, свеча, электроплитка;
· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
· лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
· река, мост, озеро, море;
· бабочка, линейка, карандаш, ластик;
· грустный, ласковый, веселый, злой;
· дедушка, учитель, папа, мама;
· минута, секунда, час, вечер;
· Василий, Федор, Иванов, Семен.
Обработка результатов
Ключ:
«лишнее» слово выделено курсивом.
· книга, портфель, чемодан, кошелек;
· печка, керосинка, свеча, электроплитка;
· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
· лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
· река, мост, озеро, море;
· бабочка, линейка, карандаш, ластик;
· грустный, ласковый, веселый, злой;
· дедушка, учитель, папа, мама;
· минута, секунда, час, вечер;
· Василий, Федор, Иванов, Семен.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл,
неправильный ответ – 0 баллов.
Результаты исследования заносятся в протокол.
Интерпретация результатов:
10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;
|
7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.
Выбор объекта, предмета, субъекта эксперимента.
Знакомство с субъектами (исследуемыми, испытуемыми) эксперимента.
Инструктаж (при лабораторном эксперименте) испытуемых.
Проведение пробных серий при лабораторном эксперименте.
При необходимости корректировка технологий и условий эксперимента.
Ведение протокола эксперимента (обычно ведёт ассистент).
Обработка результатов.
Анализ результатов.
Интерпретация данных, выводы, рекомендации.
Положительные стороны эксперимента: возможность выводов о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научное объяснение происхождения явления и развития, возможность повторения, количественной обработки, активная позиция исследователя.
Отрицательная сторона - утрата естественности поведения испытуемых.
3.Вспомогательные методы:
Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений.
Виды: по тестовым задачам – вербальные и практические тесты; по формам процедуры обследования - групповые и индивидуальные; по направленности исследования - тесты интеллекта и тесты личности; в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - тесты скорости и тесты результативности. Тесты Векслера, Айзенка, Розенцвейга, Люшера, Равена, кубики Кооса, доски Сегена (5 уровней).
Опрос – ответы на вопросы исследователя.
Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет (набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования).
Анализ продуктов деятельности – анализ письменных работ (например, диктантов, контрольных работ, сочинений, рабочих тетрадей и т.д.), рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни.
Катамнестический метод – специальный метод, принятый в специальной психологии (сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени, особое внимание - причине возникновения аномального развития, степени выраженности дефекта, динамике развития ребёнка в разных видах деятельности; сбор данных о состоянии здоровья членов семьи, особенностей протекания беременности, родов).
|
Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!