Эмоционально - волевая сфера человека — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмоционально - волевая сфера человека

2017-06-12 476
Эмоционально - волевая сфера человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 4

Эмоционально - волевая сфера человека

Цель: сформировать понятия «эмоция», «воля», «мотивация». Познакомить студентов с основными видами эмоциональных процессов и состояний, функции эмоций, мотивацией, силой воли, нарушениями волевой регуляции.

План:

1. Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций.

2. Влияние эмоций на поведение человека.

3. Эмоциональная жизнь личности. Тип личности (по эмоциональным качествам).

4. Понятие воли.

5. Основные этапы волевого процесса и волевое регулирование поведения.

6. Мотивация как проявление потребностей личности.

Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций.

Термин «эмоция» происходит от латинского слова emovere – волновать. Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его к окружающему и к самому себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.

Основные эмоции

Положительные


Удовольствие Любовь

Радость

Уважение

 

Ликование Умиление

Восторг Благодарность

 

Гордость Нежность

Симпатия Блаженство


Нейтральные


Любопытство, безразличие, удивление, изумление.


Отрицательные


Эмоциональная жизнь личности. Типы личности (по эмоциональным качествам).

Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность. Это качество можно определить, как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций на мышление и поведение.

Рассуждая о чувствах человека, мы уже отмечали, что они могут быть примитивными и высокими. Что же такое высокие чувства? Это такие эмоции, которые в своей основе опираются на принятую человеком высшую мораль, на нравственные нормы и ценности поведения. Благородство чувств определяется не самим характером этих чувств, а целями и конечными результатами тех поступков, которые человек совершенствует под влиянием этих чувств. Если человек, случайно сделав для другого что-то хорошее, чувствует из-за этого радость, то такое чувство можно назвать благородным. Если у него, напротив, возникает сожаление по поводу того, что кому-то от его действий стало лучше, или, к примеру, чувство зависти от того, что кому-то хорошо, то такие эмоции благородными не назовешь.

Эмоциональные качества определяют психический облик индивида – образует эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.

Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами. Они живут в мире эмоций, не связанных с поведенческой активностью.

Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Предметы же их страстей могут быть значительными, достойными или незначительными и даже вредными.

Эмоционально фригидные типы – люди холодного рассудка. Их эмоциональные появления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства переживания.

Владеть своими эмоциями – не значит быть бесчувственным, это означает управление эмоциональными реакциями. Смелый человек не лишен чувства страха - он одарен властью над страхом.

Понятие воли.

Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Все, наверное слышали, да и сами не раз употребляли такие выражения: «Человек с характером», «У него твердый характер» или наоборот: «Бесхарактерный», «мямля», «ни то ни се»». Здесь как раз и подчеркивается прежде всего выраженность волевых черт характера человека. Недаром ученые и писатели, которые изучали характер человека, всегда подчеркивали значение воли. Великий древнегреческий философ Аристотель, который обобщил в своих трудах все научные достижения современного ему мира, так сопоставлял характер и волю: «… характер – это то, в чем обнаруживается направление воли».

Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: все вроде есть и выглядит внушительно, а пользы никакой. Что же такое воля?

Воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей (препятствий).

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности.

Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру. Начинается волевое действие с того, что у человека возникает какая-то потребность, которая толкает его на проявление активности, возникает мотив деятельности. Уже на этом первом этапе возможна внутренняя борьба, борьба мотивов. Она возникает тогда, когда перед личностью есть несколько возможных целей, отвечающих разным его потребностям. Уже на этом этапе человеку приходится проявлять свою зрелость, понимание общественных интересов, умение сочетать личное и общественное, разбираться, что в данный момент нужнее всего. Примеров здесь можно найти сколько угодно. Достаточно проанализировать свои поступки, хотя бы за один день, чтобы обнаружить много случаев, когда пришлось выбирать: «Что делать?».

Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступках. Воля проявляется и в умении сдержать себя, затормозить нежелательные действия. Здесь говорят о выдержке, терпении, самообладании.

Особенности воли:

1. Сознательная целеустремленность.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Нарушение воли.

Нарушения воли – бывают различными, особенно часто они выражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга /лобных долей/.

1. Гипобулия – понижение волевой активности, вялость, отсутствие интереса к общению.

2. Гипербулия – чрезмерная активность больного человека, кажущееся повышение деятельности.

3. Абулия – болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо побуждений.

4. Ступор – состояние полной или частичной обездвиженности.

5. Парабулия – извращение волевой активности.

К патологии можно также отнести:

Негативизм – немотивированное стремление действовать на перекор другим.

Клептомания – навязчивое стремление к воровству ненужных, не имеющих ценности вещей.

Пиромания – навязчивое стремление к поджогам.

Мутизм – желание молчать, не отвечать на вопросы.

Пациенты с гипобулией и абулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их необходимо активировать при выполнении самых элементарных действий (соблюдение гигиенических навыков, прием лекарств, сдача анализов и т.д. При выраженных психических нарушениях – внимательное и заботливое отношение медперсонала.

П О Т Р Е Б Н О С Т И

                                                               
                               

 


Ц Е Л И

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертампрежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудач, а также самооценку и уровень притязаний.

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи – относительное устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

У человека есть два разных мотива, связанных деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различаются следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они проявляют стремление, во что бы то ни стало добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей обычно имеется ожидание успеха, т.е. берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, что бы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится его. В результате, он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом – жизненным неудачником.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистический уровень притязаний.

Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех или неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу – падает.

Оказалось также, что люди изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.

Лекция № 4

Эмоционально - волевая сфера человека

Цель: сформировать понятия «эмоция», «воля», «мотивация». Познакомить студентов с основными видами эмоциональных процессов и состояний, функции эмоций, мотивацией, силой воли, нарушениями волевой регуляции.

План:

1. Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций.

2. Влияние эмоций на поведение человека.

3. Эмоциональная жизнь личности. Тип личности (по эмоциональным качествам).

4. Понятие воли.

5. Основные этапы волевого процесса и волевое регулирование поведения.

6. Мотивация как проявление потребностей личности.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.