Основные направления психологического консультирования педагогов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Основные направления психологического консультирования педагогов

2017-06-12 868
Основные направления психологического консультирования педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первое направление - консультирование педаго­гов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адек­ватных программ обучения и воспитательного воздействия.

Под психологической адекватностью понимается соответст­вие программ научным психолого-педагогическим и психо­физиологическим требованиям к обучению школьников опре­деленного возраста, уровню развития и реальным возмож­ностям конкретных учащихся.

Обсуждению могут подлежать как содержательные, так и методические аспекты педагоги­ческих программ. Однако в рамках данного направления осо­бенно важно установить границы профессиональной компе­тенции психолога-консультанта.

Психолог, несомненно, может оценить, насколько полно та или иная программа учитывает различ­ные психологические особенности детей и в какой степени методические приемы, предлагаемые учителем, соответству­ют представлениям о технике эффективного коммуникатив­ного воздействия. Но такая работа может быть выполнена психологом грамотно только после того, как учителем сфор­мулированы педагогические требования к исходным знани­ям и умениям школьников и педагогические критерии успеш­ности обучения по данной программе, подробно описана ме­тодика обучения или воспитательного взаимодействия. То есть учитель должен сформулировать все важнейшие педагоги­ческие принципы построения своей программы.

Второе, направление - консультирование педаго­гов по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп.

Актуальным является вопрос о кон­кретных формах и видах такого консультирования и об адек­ватном распределении задач и обязанностей между его учас­тниками.

Консультация может иметь своим началом два ис­точника: либо его инициатором выступает сам педагог, по его запросу психолог осуществляет ту или иную подготовительную работу; либо инициатором выступает психолог, предлагая учителю ознакомиться с той или иной информацией о ре­бенке и задуматься над проблемой оказания ему помощи или поддержки.

Обе ситуации могут быть рассмотрены как рав­ноценные в том случае, если в школе уже сложилась практика равноправного сотрудничества психолога и педагога, оба учас­тника осознают свои профессиональные возможности и свою ответственность. В противном случае, вторая ситуация явля­ется мало перспективной, так как ставит психолога либо пе­ред необходимостью административного давления на педагога, либо делает его просителем.

Третье направление консультирования - социально-посредническая работа школьного психолога в си­туациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель - учитель, учитель - ученик, учитель - родители и др.

В настоящее время из всех специалистов, работающих в школе, психолог лучше всех подготовлен к оказанию конфликтологической помощи любым участникам школьного взаимодействия.

Позиция проф­ессионального посредника в конфликтной ситуации, несомненно, отличается от позиции психолога - консультанта, психотера­певта.

В рамках посреднической работы психолог организует си­туацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонен­том отдельно, затем - совместно. Организуя разговор оппо­нентов “через себя”, психолог помогает снять эмоциональное напряжение, перевести обмен репликами в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые спосо­бы решения противоречивой ситуации.

Всю ответственность за принятые решения и их исполнение несут сами стороны конфликта.

Консультирование школьников.

Консульти­рование рассматривается и как многофункциональный вид индивидуаль­ной работы психолога со школьниками, в рамках ко­торого могут быть решены следующие задачи:

· оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии

· обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, исполь­зования своих психологических особенностей и возмож­ностей для успешного обучения и развития

· оказание психологической помощи и поддержки школь­никам, находящимся в состоянии актуального стрес­са, конфликта, сильного эмоционального переживания

Сбор предварительной социально-психологической информации о клиенте

В школе имеются определенные условия для организации сбо­ра социально-психологической информации о клиенте, с которым запланирована консультация. С этой целью рекомендуется ис­пользовать методику обобщения независимых характеристик.

Принимая заказ на консультацию, школьный психолог выслу­шивает причину, по которой клиент (учитель, родитель или уча­щийся) к нему обращается. Форма выражения проблемы или при­чины может быть самой различной.

В каждом конкретном случае, в каждой школе, в каждом регионе имеются свои специфические особен­ности во взаимоотношениях учителей, родителей и детей. Плани­руя консультацию, психолог назначает день, время, а также запи­сывает причину, по которой клиент к нему обратился. До начала консультации психолог заносит информацию в три первые графы Дневника консультативной работы

 

Дата и время консультации Клиент (кто обратился) Называемая причина Скрытая причина Характеристика ситуации Рекомендации

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.