Лекция 9. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Лекция 9. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.

2017-06-12 536
Лекция 9. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическая готовность к обучению в школе – необходимый и достаточный уровень психическог развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Л.И.Божович рассматривает два аспекта психологической готовности к школе: личностную и интеллектуальную.

При характеристике интеллектуальной готовности акцент делается не на колическтвенный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов.

Ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обощать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б.Эльконин на первое место ставит:

· Умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

· Умение ориентироваться на заданную систему требований.

К психологическим предпосылкам к обучению в школе относят качество речевого развития ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка.

Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью, к ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Социальные мотивы учения связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Сплав потребностей, определяющих данные мотивы, способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, называемого внутренней позицией школьника (Л.И.Божович).

Диагностика пихологической готовности к школе проводится в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.

Цели диагностики готовности к школе.

1. Понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе;

2. Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с из «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4. Отсрочка на год начала обучения детей, не готовых к школе.

Методика определения готовности к школе.

Диагностико – коррекционный комплекс, разработанный Л.А.Ясюковой, может быть использован для решения конкретных практических задач:

1. Для диагностики готовности к школьному обучению в подготовительных группах детских садов;

2. Для изучения индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения;

3. Для работы с проблемными детьми в процессе индивидуального консультирования по запросам педагогов и родителей;

4. Для диагностики уровня и потенциала интеллектуального развития детей при проведении конкурсных отборов в гимназии.

Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков.

Первый блок методик предназначен для группового тестирования. В него входят:

l Тест Тулуз – Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности);

l Гештальт – тест Лоретты Бендер (зрительно-моторная координация);

l Тест Равенна (визуальное линейное и стркутурное мышление);

l Проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи» и «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера и т.п.)

Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель – выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие:

l объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти;

l структурно-уровненвые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях;

l речевое развитие;

l личностные особенности ребенка (тест Тэммл, Дорки, Амен, цветовой тест Люшера).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.