Проблемы и пути повышения эффективности управления доходами организации — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Проблемы и пути повышения эффективности управления доходами организации

2017-06-12 345
Проблемы и пути повышения эффективности управления доходами организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ранее было установлено, что положительные финансовые результаты деятельности предприятия на протяжении последних трех лет были достигнуты в основном за счет прибыльности его основной деятельности. Поэтому в рамках работы рассмотрим механизм планирования прибыли предприятия от основной деятельности. На ООО «Энергоавтоматика» в анализируемом периоде планирование такой прибыли осуществлялось на основе индикативного метода. Раскроем суть этого метода. Планирование прибыли от продаж на следующий за отчетным год осуществляется исходя из фактической выручки отчетного года скорректированной на индекс-дефлятор (произведение индексов физического объема реализации продукции и средних отпускных цен на нее) и плановой рентабельности продаж. Определим плановую величину прибыли от продаж предприятия на 2016 год (см. табл. 2.7). При этом известно, что фактическая выручка предприятия в 2015 году составила 135897 тыс.руб., индекс-дефлятор за 2015-2016 годы – 1,25 и плановая рентабельность на 2016 год – 10 %. Отсюда, плановая величина прибыли от продаж ООО «Энергоавтоматика» на 2016 год – 16987 тыс.руб. (135897*1,25*10%/100%).

Таблица 2.7

Результаты планирования прибыли от продаж ООО «Энергоавтоматика» индикативным методом на 2016 год

Показатели 2015 г. факт 2016 г. план Изменения
абсолютное относительное, %
Выручка, тыс.руб.       25,0
Полная себестоимость продаж, тыс.руб.       20,9
Затраты на 1 руб. продаж, коп. 93,1   -3,1 -3,3
Прибыль от продаж, тыс.руб.       79,9
Рентабельность продаж, % 6,9   3,1 43,9

 

Как видно из данных табл. 2.7, на 2016 год был запланирован рост прибыли от продаж с 9444 тыс.руб. до 16987 тыс.руб., т.е. на 7543 тыс.руб. или в 1,8 раза по сравнению с 2014 годом.

Такой рост показателя с одной стороны должен был обеспечиваться увеличением объемов продаж продукции, а с другой стороны – снижением уровня расходов по обычным вида деятельности. Так, на 2016 год был запланирован рост выручки на 33974 тыс.руб. или 25 % и снижение затрат на 1 руб. продаж на 3,1 коп. или 3,3 % по сравнению с 2015 годом.

Далее проведем анализ выполнения плана предприятия по финансовым результатам от основной деятельности в динамике за три последних года (см. табл. 2.8). На рис. 2.4 представлена динамика выполнения плана предприятия по прибыли от продаж за 2014-2016 годы.

Рис. 2.4 – Динамика выполнения плана ООО «Энергоавтоматика» по прибыли от продаж за 2014-2016 годы

 

Как видно из данных на протяжении всего анализируемого периода наблюдалось недовыполнение плана предприятия по прибыли от продаж: на 44,8 % в 2014 году, на 27,8 % в 2014 году и на 65,2 % в 2016 году. При этом нельзя не отметить, что в отчетном году выполнение плана ООО «Энергоавтоматика» по прибыли от продаж было рекордно низким – только на 34,8 %.


Таблица 2.8

Анализ выполнения плана ООО «Энергоавтоматика» по прибыли от продаж за 2014-2016 годы

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г.
план факт Факт к плану в % план факт Факт к плану в % план факт Факт к плану в %
Выручка, тыс.руб.     103,5     103,8     109,9
Полная себестоимость продаж, тыс.руб.     108,8     107,4     118,2
Затраты на 1 руб. продаж, коп. 90,0 94,7 105,2 90,0 93,1 103,4 90,0 96,8 107,6
Прибыль от продаж, тыс.руб.     55,2     72,2     34,8
Рентабельность продаж, %   5,3 53,4   6,9 69,5   3,2 31,7

 

 


И это несмотря на 9,9 % перевыполнение плана по объемам продаж (по выручке). Причиной такого недовыполнения плана в 2016 году было сверхплановое повышение уровня расходов по обычным видам деятельности предприятия. Так, если плановая величина затрат на 1 руб. продаж на 2016 год была определена в размере 90 коп., то фактическая составила – 96,8 коп.

Отсюда, видно, что фактический уровень затрат предприятия в отчетном году превысил плановый на 7,6 %.

По той же причине наблюдалось и недовыполнение плана по прибыли от продаж предприятия в 2014-2015 годы.

Обобщая вышесказанное, можно сделать, вывод, что выполнению плана предприятия по прибыли от продаж будет способствовать снижение уровня расходов по обычным видам деятельности. И в этом случае может быть достигнут планируемый руководством умеренный уровень прибыльности в размере 10 %.

Как отмечалось выше, наибольшее недовыполнение плана предприятия по прибыли от продаж было в отчетном году. Поэтому в рамках работы более подробно изучаются причины и факторы отклонения фактической величины прибыли от продаж предприятия от плановой в отчетном году.

Величина прибыли от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (РП); ее структуры (Уд); себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц):

(2.1)

Расчет влияния указанных выше факторов на отклонение фактической величины прибыли от реализации продукции предприятия от плановой в отчетном году осуществляется способом цепной подстановки на основе данных табл. 2.13.

Сначала определяется сумма прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого рассчитывается индекс объема реализации продукции (IРП), а затем плановая сумма прибыли корректируется на его уровень.

Поскольку предприятие производит неоднородную по своему составу продукцию, то индекс объема реализации продукции рассчитывается сопоставлением фактического объема реализации с плановым в стоимостном выражении. При этом используется плановый уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка. На данном предприятии индекс объема реализации продукции для отчетного года, определенный на основе планового уровня себестоимости отдельных изделий составил 1,032.

Таблица 2.9

Исходные данные для факторного анализа отклонения фактической прибыли от реализации продукции ООО «Энергоавтоматика» от плановой в 2016 году

Показатель План Плановые данные, пересчитанные на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции (без НДС) (В), тыс.руб. S(ОРП00)=169871 S(ОРП10)=178080 S(ОРП11)=186628
Полная себестоимость реализованной продукции (С), тыс.руб. S(ОРП00)=152884 S(ОРП10)=167800 S(ОРП11)=180721
Прибыль от реализации продукции (П), тыс.руб.      

 

Если бы не изменилась величина остальных факторов, то величина прибыли предприятия должна была увеличиться в 1,032 раза и составить 17531 тыс.руб. (16987*1,032). Далее определяется сумма прибыли при фактических объеме и структуре реализованной продукции, но при плановых уровне себестоимости и уровне цен. Она находится как разница между условной выручкой и условной суммой затрат:

S(ОРП10)-S(ОРП10)=178080-167800=10280 тыс.руб.

Затем определяется, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактических объеме реализации, структуре и ценах, но при плановом уровне себестоимости продукции. Для этого рассчитывается разница фактической выручки и условной суммы затрат:

S(ОРП11)-S(ОРП10)=186628-167800=18828 тыс.руб.

Результаты расчета влияния факторов на отклонение фактической прибыли от реализации продукции предприятия от плановой в отчетном году представлены в табл. 2.10.

Таблица 2.10

Расчет влияния факторов первого уровня на отклонение фактической прибыли от реализации продукции ООО «Энергоавтоматика» от плановой в 2016 году

Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, тыс.руб.
объем реализации структура товарной продукции цена себестоимость
П0 t0 t0 t0 t0 В00  
Пусл1 t1 t0 t0 t0 П0*Iрп  
Пусл2 t1 t1 t0 t0 Вусл-Сусл  
Пусл3 t1 t1 t1 t0 В1-Сусл  
П1 t1 t1 t1 t1 В11  

 

Фактическая величина прибыли от продаж предприятия в отчетном году была на 11080 тыс.руб. или в 2,9 раза менее плановой.

По данным табл. 2.14, можно установить, в результате чего произошло отклонение фактической прибыли от продаж предприятия от плановой в отчетном году за счет каждого фактора. Отклонение прибыли за счет:

- объема реализации продукции:

РП=Пусл10=17531-16987=544 тыс.руб.;

- структуры реализованной продукции:

Уд=Пусл2-Пусл1=10280-17531=-7251 тыс.руб.;

- средних цен реализации:

Ц=Пусл3-Пусл2=18828-10280=8548 тыс.руб.;

- себестоимости реализованной продукции:

С1-Пусл3=5907-18828=-12921 тыс.руб.

Как видно из выше проведенных расчетов выполнению плана предприятия по прибыли от продаж в отчетном году способствовали два фактора: объем реализованной продукции и средние отпускные цены на нее. Причем второй из вышеназванных факторов оказал значительно большее влияние, чем первый. Так, если в результате перевыполнения плана по физическим объемам реализации продукции прибыль от продаж увеличилась только на 544 тыс.руб., то в результате сверхпланового роста средних отпускных цен на продукцию результативный показатель возрос на 8548 тыс.руб. Остальные факторы способствовали недовыполнению плана прибыли от продаж предприятия в отчетном году. Так, в результате сверхпланового повышения себестоимости реализованной продукции плановая величина прибыли от продаж превысила в отчетном году фактическую на 12921 тыс.руб., а из-за сверхпланового уменьшения доли рентабельной продукции, недовыполнение плана предприятия по прибыли от продаж в отчетном году составило 7251 тыс.руб. Из приведенных цифр видно, что себестоимость реализованной продукции оказало более сильное негативное влияние на изменение результативного показателя.

Также следует отметить, что положительное влияние таких факторов как средние цены реализации и объемы реализованной продукции на выполнение плана предприятия по прибыли от продаж в отчетном году было нивелировано негативным действием следующих факторов: себестоимость реализованной продукции и ее структура.

Обобщая вышесказанное, можно придти к выводу, что выполнение плана предприятия по прибыли от продаж может быть достигнуто за счет как снижения издержкоемкости выпускаемой продукции, так и совершенствования ассортиментной политики предприятия.

 

В результате проведенного анализа было установлено, что выполнение плана ООО «Энергоавтоматика» по прибыли лежит в области управления затратами. Поэтому в рамках работы предлагается совершенствование системы планирования финансовых результатов деятельности предприятия на основе организации эффективного управления его затратами.

Управление затратами требует обеспечения причин отклонения состояния системы от запланированного и обоснования решения на переход к опера­тивному или стратегическому управлению.

Метод системы управления затратами определяет состав оперативной информации, необходимой менеджерам для принятия экономически обоснованных решений. Соответственно меняется и методика экономического ана­лиза и набор применяемых инструментов.

Для управления переменными затратами необходимо проведение анали­за динамики и структуры затрат, поведения затрат (CVP-анализа), выявления линейной зависимости от объема производства, расчета маржинального до­хода, порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.

Для управления материальными затратами с использованием логистических методов необходимо проведение ABC-анализа запасов, анализа откло­нений, причин и виновников невыполнения запланированных показателей по затратам на хранение запасов и запасам товарно-материальных ценностей.

Проведем АВС-анализ запасов готовой продукции предприятия на примере отчетного года (см. табл. 2.11 и 2.12).

Как видно из данных табл. 2.11, в 2016 году в группу А предприятия вошли запасы такой готовой продукции как комплексы измерительно-вычислительные (40 %) и низковольтные комплексные устройства (37,3 %), в группу В – нестандартное оборудование (15,8 %) и в группу С – прочая продукция (6,9 %) предприятия.

 

 

Таблица 2.11

ABC-анализ запасов готовой продукции ООО «Энергоавтоматика» в 2016 году

Группа продукции Запасы готовой продукции, тыс.руб. Удельный вес запасов готовой продукции, % Удельный вес запасов готовой продукции нарастающим итогом, % Группа запасов готовой продукции
1. Комплексы измерительно-вычислительные   40,0 40,0 А
2. Низковольтные комплектные устройства   37,3 77,3
3. Нестандартное оборудование   15,8 93,1 В
4. Прочая продукция   6,9 100,0 С
Итого:       -

 

Как видно из данных табл. 2.12, по двум другим критериям распределение продукции предприятия по группам A, B, C получилось таким же как и по критерию запасы готовой продукции на складе предприятия.

Экономический эффект от управления запасами товарно-материальных ценностей складывается из двух основных составляющих. Во-первых, уменьшается производственная себестоимость за счет снижения затрат на хранение товарно-материальных запасов. Это приводит к получению дополнительной прибыли и повышает конкурентоспособность предприятия.

 


Таблица 2.12

АВС-анализ выпускаемой ООО «Энергоавтоматика» продукции по критериям выручка и прибыль от продаж в 2016 году

Группа продукции Выручка от реализации продукции, тыс.руб. Удельный вес выручки от реализации продукции, % Удельный вес выручки от реализации продукции нарастающим итогом, % Группа продукции по критерию выручка Прибыль от продаж, тыс.руб. Удельный вес прибыли от продаж, % Удельный вес прибыли от продаж нарастающим итогом, % Группа продукции по критерию прибыль от продаж
1. Комплексы измерительно-вычислительные   41,2 41,2 А   44,2 44,2 А
2. Низковольтные комплектные устройства   35,7 76,9   36,1 80,3
3. Нестандартное оборудование   13,7 90,6 В   15,0 95,2 В
4. Прочая продукция   9,4 100,0 С   4,8 100,0 С
Итого:       -       -

Во-вторых, уменьшается размер оборотного капитала за счет снижения стоимости запа­сов, что приводит к высвобождению денежных средств.

Для стратегического управления затратами необходимо проведение стратегического анализа, включающего в себя: анализ цепочки ценностей (затрат поставщиков, предприятия, покупателей); анализ стратегического позиционирования (выбор стратегии); анализ затратообразующих факторов (АВС-анализ). При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудо­вых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресур­сов, имеющихся в его распоряжении.

В ходе анализа было выявленно высокое значение дебиторской задолженности порядка 33298 тыс. руб. Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию со стороны других предприятий, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Что говорит также о возможной просрочке по выплате товарного кредита и как следствие обесценивании её из-за инфляции в стране.

Несмотря на то, что кредит, выданный потребителям, выраженный в виде дебиторской задолженности часто является необходимым условием нормальной деятельности, обусловливающим эффективность и конкурентоспособность предприятия, отрицательные результаты неэффективного управления дебиторской задолженностью могут проявиться в задержке притока денежных средств в кассу и на счета предприятия, в нарушении сроков оплаты обязательств и расчетов по долгам.

На предприятии, мало внимания уделяется управлению финансами предприятия, эти функции возлагаются на бухгалтера, одноко они должны быть в вединии бухгалтера – эксперта и финансиста.

 

Обобщая вышесказанное предприятию необходимо оптимизировать планирование доходовпредприятия за счет четырех мероприятий:

1) оценку влияния увеличения физических объемов продаж предприятия на его финансовое состояние на основе CVP-анализа

2) прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия на основе экономико-математического моделирования.

3) совершенствование финансовой политики предприятия;

4) внедрение факторинга для оптимизации дебиторской задолженности на предприятие.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовое планирование – это вид управленческой деятельности, который связан с определением финансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановых заданий.

Объектом исследования является ООО «Энергоавтоматика» – дочернее предприятие ОАО «Башкирэнерго». Предприятие в настоящее время является одним из лидеров на рынке современных систем контроля и управления и выполняет полный цикл работ по внедрению автоматизированных систем на объектах топливно-энергетического комплекса и на объектах смежных отраслей промышленности.

Проведенный анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Энергоавтоматика» за 2014-2016 годы позволяет сделать вывод, об экономическом росте предприятия в динамике за последние три года. На это указывает расчет и анализ ряда показателей (выручка, производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и т.д.). При этом анализ позволил выявить у предприятия и определенные недостатки. К основным из них следует отнести снижение эффективности основной и всей производственно-хозяйственной деятельности в отчетном году, неэффективное использование фонда оплаты труда работников на протяжении последних трех лет, некоторое снижение стоимости основных фондов и пр. Таким образом, можно сделать вывод, что у ООО «Энергоавтоматика» на современном этапе развития имеются резервы роста основных технико-экономических показателей.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия указывает на наличие у него определенных проблем на современном этапе развития. Так, впервые два года анализируемого периода, как и весь анализируемый период времени произошло ухудшение финансовых результатов от основной деятельности предприятия. Также следует отметить, что на протяжении последних трех лет прибыль от продаж превышала прибыль до налогообложения. А это указывает на убыточность прочих видов деятельности предприятия, не связанных с производственной деятельностью.

Расчет и анализ показателей рентабельности указывает на то, что в отчетном году наблюдалось снижение эффективности основной деятельности по сравнению не только с предыдущим годом, но и 2014 годом. Так, рентабельность продаж предприятия за отчетный год снизилась на 3,8 пункта или в 2,2 раза, а рентабельность основной деятельности – на 4,2 пункта или в 2,3 раза.

Таким образом, проведенный анализ финансового состояния предприятия позволяет сделать вывод о наличии определенных проблем у предприятия в области финансовой устойчивости, ликвидности, управления финансовыми результатами и эффективности основной деятельности, а в конечном итоге и в финансовом состоянии ООО «Энергоавтоматика».

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.