Особенности консультирования супружеских пар. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности консультирования супружеских пар.

2017-06-12 2175
Особенности консультирования супружеских пар. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Этап расспроса супругов.

Основное назначение данного этапа – получить как можно более полное представление о характере проблемы и «запросе» супругов.

Важной задачей данного этапа является обеспечить равное участие каждого из супругов в процессе беседы. Консультант должен проявить настойчивость в соблюдении баланса, обращая внимание супругов на то, что ему важно понять точку зрения и видение проблемы каждым из них.

Типичными трудностями на данном этапе, как отмечает Ю.Е. Алешина, могут быть перебивание друг друга в процессе рассказа (особенно, если один из супругов не согласен с позицией другого); обвинение партнера в супружеских проблемах; поиск недостатков у партнера, отсутствие в и дения собственного «вклада» в происходящее между ними и т.д. В качестве инструментов преодоления данных трудностей могут быть следующие действия консультанта: 1) «уравнивание» супругов в правах и обязанностях друг перед другом; 2) предложение говорить по очереди; 3) предложение дать партнеру высказаться, а уже потом высказывать свое несогласие с его точкой зрения; 4) демонстрация того, что ответственность за происходящее они несут в равной степени; 5) обращение внимания, что для вас важно именно их субъективное видение происходящего, а не объективная истина, которую они пытаются найти и т.п. [см.: Алешина, 2007].

Условно данный этап можно разделить на две части: а) расспрос супругов о том, что их привело на консультацию; б) формулировка и проверка консультативных гипотез. Остановимся на этом подробнее.

Первая часть представляет собственно расспрос супругов о том, что их не устраивает в супружеской жизни. Задача консультанта получить как можно более четкое и точное представление о семейной ситуации с позиции каждого супруга. Для этого консультанту необходимо, в первую очередь, обратить внимание на характер изложения претензий и проблем. Очень часто супруги склонны предъявлять свои претензии друг к другу в обобщенной форме (например, «он (муж) не оказывает мне внимания, она (жена) меня не понимает»). Для преодоления этих трудностей важно обратить внимание супругов на конкретные факты недовольства друг другом, привести конкретные ситуации, в которых это проявлялось. Желательно, чтобы клиенты не ограничивались одной ситуацией, а привели в качестве примера 2-3 ситуации. Вопросы консультанта при этом должны быть предельно конкретными. Например, если вопрос касается супружеских конфликтов важно прояснить следующие вопросы: 1) когда начались конфликты; 2) в чем они проявляются; 3) каковы причины конфликтов; 4) как конкретно ведет себя каждый из супругов в ситуации конфликта (что он/она конкретно делает или говорит); 5) кто чаще является «инициатором» конфликтной ситуации; 6) что конкретно возмущает или не нравится в супруге и т.п. Такого рода конкретизация проблемы позволяет, с одной стороны, увидеть консультанту более полную картину происходящего в супружеской жизни клиентов, с другой стороны, и самим клиентам взглянуть на себя со стороны, осознать уже на этом этапе особенности своего поведения, мешающие взаимодействию и вызывающие неудовлетворенность браком в целом.

Поведение консультанта должно быть, еще раз подчеркнем, максимально «нейтральным» и безоценочным. При этом важно поддерживать и сохранять контакт с каждым из супругов; стимулировать рассказ клиентов, особенно, если один из супругов занимает «пассивную» позицию в диалоге; структурировать предоставляемую информацию. В конечном итоге, все вышеперечисленное позволит консультанту перейти к следующей части данного этапа – проверке консультативных гипотез.

Консультативная гипотеза – это предположение консультанта о том, чем вызваны те или иные трудности супругов. Можно выделить ряд типичных ошибок, свойственных начинающему консультанту: 1) слишком быстрое формирование гипотез; 2) невозможность отказаться от ранее сложившегося предположения («влюбленность» в собственную гипотезу); 3) слишком быстрое предъявление ее клиенту/там без тщательной предварительной проверки. В этой связи можно в качестве общей рекомендации можно сформулировать правило – «не спешить».

Для адекватной проверки гипотез необходимо, чтобы вопросы консультанта стали более «прицельными», а ответы клиента более точными. Вполне естественно, что на этом этапе у клиента/ов может возникнуть сопротивление, которое выражается в непонимании вопросов консультанта, в «забывании» информации («я не помню, что происходило»). Клиент может просто не отвечать на вопрос консультанта, уходя в сторону, переключаясь на другую тему. Виды и формы сопротивления клиента в процессе как индивидуального, так и семейного консультирования, весьма разнообразны и являются предметом отдельного изучения, и их подробное рассмотрение не входит в задачи данного учебного пособия. Отметим лишь, что столкнувшись с феноменом «сопротивления» консультант должен постараться мягко и тактично его преодолеть, но при этом, проявляя настойчивость в получении ответа именно на тот вопрос, который он задал. Таким образом, позиция консультанта на данном этапе становится более активная, он уже не является «пассивным» слушателем, а становится активным участником консультативного процесса.

Этап можно считать завершенным, когда у консультанта сложилось достаточно полное представление о том, какие проблемные «зоны» во взаимодействии супругов требуют коррекции. Например, поведенческие паттерны супругов (неумение слушать и слышать друг друга); слишком большая концентрация на собственных чувствах и переживаниях, неспособность понять эмоциональное состояние партнера; нежелание идти на компромисс и уступки и т.п.

Этап психокоррекционного воздействия.

Данный этап наиболее сложный в процессе консультирования, ведь именно от успешности его реализации, зависит эффективность супружеской терапии. Проблеме эффективности психотерапевтического воздействия посвящено огромное количество работ, однако, на сегодняшний день, не существует единого мнения, как и за счет чего оно происходит, какие факторы оказывают решающее влияние. Как справедливо отмечает, Ю.Е. Алешина, эффект психотерапевтического воздействия – это «тайна». На наш взгляд, на эффективность воздействия оказывает влияние готовность супругов к сотрудничеству, как друг с другом, так и с терапевтом; мотивация к изменениям; особенности консультанта (его личностные характеристики и профессиональные качества) и многое другое.

Тем не менее, несмотря на сложность данного этапа, можно выделить ряд способов и техник, которые бы могли помочь консультанту в реализации поставленных психотерапевтических целей. К способам психотерапевтического воздействия можно отнести: 1) обращение внимание на противоречивость информации предоставляемой супругом/гой; 2) заострение вопроса на том, чего хочет добиться клиент своим поведением (например, проявляя агрессию в отношении супруга/ги); 3) насколько эффективно его поведение в конфликтной ситуации, приносит ли оно желаемый результат; 4) помощь супругам в поиске альтернативных способов поведения в конфликте; 5) расширение восприятия другого (например, предложить партнеру рассказать, что он чувствует, когда другой ведет себя подобным образом) и т.д.

Также в супружеском консультировании весьма эффективным может быть применение различных техник. Они могут применяться как непосредственно в процессе консультации, так и апробироваться и обсуждаться клиентами между приемами. Приведем в качестве примера некоторые из них, которые, мы активно используем в собственной консультативной работе.

Тренинг конструктивного спора по С. Кратохвилу.

Данная техника широко используется в рамках коммуникативной терапии [см.: Старшенбаум, 2003]. Сфера применения конструктивного спора – супружеские конфликты.

В основе данной техники лежит идея о том, что супруги не располагают необходимыми умениями и навыками поведения в конфликтных ситуациях. Результатом освоения данной техники должно стать умение супругов идти на уступки друг другу, не чувствуя себя при этом ущемленным, умение находить компромиссное решение, устраивающее обе стороны конфликта.

Даная методика может использоваться супругами самостоятельно (в их повседневной супружеской жизни), но только после предварительного обучения на приеме психолога. Для обучения лучше взять актуальную ситуацию, которая волнует супругов в настоящее время, но не слишком болезненную, так как это может привести к еще б о льшей эскалации конфликта за счет чрезмерной заряженности ситуации.

Консультант, прежде чем предложить апробировать супругам данную технику, должен познакомить с условиями проведения конструктивного спора.

1. Оба супруга должны быть согласны участвовать в данном споре. В случае если один супругов выражает свое несогласие, то применении данной техники невозможно в силу того, что для поиска компромисса и сотрудничества необходимо стремление и желание обеих сторон разрешить данный конфликт.

2. Активность участия обоих супругов в споре.

3. Прибегать к данной технике следует сразу же после возникновения конфликта. Данное условие является важным, так как зачастую использование стратегии ухода от конфликта, «замалчивание» недовольства друг другом может привести к более серьезным проблемам. Неразрешенные ситуации и накопившиеся обиды супругов в отношении друг друга могут быть «миной замедленного действия» и при возникновении очередной конфликтной ситуации привести к «взрыву». Поэтому открытое обсуждение ситуации непосредственно после возникновения конфликта дает ощутимый терапевтический эффект за счет механизма «отреагирования».

4. Недопустимо «расширение» предмета конфликта. Одной из типичных ошибок в ходе ведения спора является отклонение от предмета спора и обращение к прошлым, накопившимся ранее обидам и претензиям по отношению друг к другу. Таким образом, в процессе ведения спора супругам целесообразно обращать на это внимание и при необходимости корректировать друг друга.

5. Исключить из вербального арсенала такие фразы, как «ты всегда», «ты никогда», «ты вообще» и т.п. Склонность человека к генерализации (обобщению) в процессе спора играет негативную роль, так как воспринимается партнером как отвержение себя в целом, неприятие себя, что, в свою очередь, порождает ответную агрессивную реакцию. Кроме того, использование этих фраз воспринимается партнерами как «тупик», ведь, если это «всегда» или «никогда», то это невозможно или крайне сложно изменить.

5. Запрещается в процессе спора использовать аргументы слишком болезненные для партнера. Например, указание на какие-либо «внешние дефекты» (полнота у женщин); сексуальные возможности партнера (у мужчин); болезненные детские переживания, о которых супруг/га рассказывали в минуты близости и т.п. Такого рода аргументы воспринимаются очень остро, даже если это произошло случайно, в порыве острой эмоциональной реакции партнера. Они могут еще больше отдалить супругов друг от друга («Я с ней поделился, я ей доверил самое сокровенное, а она меня предала»; «Он же знает, что я очень переживаю по поводу внешности, и бьет по больному месту»).

Далее супругам предлагаются бланки, которые они должны заполнить после завершения спора. Первый бланк «Оценка стиля конструктивного спора» позволяет увидеть супругам характер их взаимодействия и сделать выводы о том, какие параметры ведения диалога не реализуются в процессе конструктивного спора. В качестве таковых выступают «конкретность». «вовлеченность», «коммуникация», «честная игра». Второй бланк «Оценка результата конструктивного спора» также включает ряд параметров («информативность», «отреагирование», «сближение», «улучшение»), позволяющих сделать вывод о том, достигнут ли результат и насколько он устраивает обоих супругов.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные поводы обращения супругов за психологической помощью.

2. Какие варианты работы с супругами может предложить психолог-консультант?

3. Какими преимуществами обладает вариант, когда оба супруга обращаются за помощью?

4. Какие трудности возникают при консультировании супружеской пары?

5. В чем состоит специфика работы психолога-консультанта при работе с обоими супругами?

6. Какие техники может применить психолог при работе супружеской парой? Опишите одну из возможных техник.

7. Какие из причисленных проблем супругов кажутся Вам наиболее сложными для психолога-консультанта? Аргументируйте свой ответ.

8. Приведите свой пример художественного фильма, который мог бы использоваться в консультировании супругов. На осознание или решение какой проблемы он направлен?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М.: Класс, 2007. – 208 с.

2. Методика «Мое письмо о супруге» Белорусова С.А. Тест незавершенные предложения. Семейные опросники. //
http://psychok.net/testy/722-metodika-moe-pismo-o-supruge-test-nezavershennye-predlozheniya-semejnye-oprosniki

3. Старшенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 300 с.

4. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2010. – 928 с.

5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2010. – 608 с.

6. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика Семьи. – Самара: БАХРАХ-М, 2009. – 695 с.

Особенности консультирования супружеских пар.

Семья – важный феномен, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Как отмечает Л.Б. Шнейдер, обобщая различные определения «семьи», представленные в философской, социологической и психологической литературе, семья – это «сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики: 1. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества. 2. Семья – важнейшая форма организации личного быта. 3. Семья - супружеский союз. 4. Семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т.д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [см.: Шнейдер, 2010, с. 23].

В данном разделе учебного пособия важным для нас выступает третий аспект определения, акцентирующий внимание на понимание семьи, прежде всего, как супружеского союза. Супружеская пара выступает «ядром» семьи с последующим добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей и т.д. Таким образом, от того какие отношения складываются между супругами зависит не только удовлетворенность семьей и жизнью в целом самих супругов, но и психологическое здоровье всех членов семьи. Поэтому своевременная помощь в решении тех или иных супружеских проблем нам представляется особенно важной и актуальной.

Наиболее частой причиной обращения за консультативной помощью являются супружеские проблемы (исключая случаи обращения родителей по поводу своих детей, хотя нередко за ними стоят личностные или межличностные проблемы самих супругов).

Разработано немало типологий супружеских проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Так, Ю.Е. Алешина, предлагает классификацию супружеских проблем, основанную на личном опыте практической работы и представляющую полезность с практической точки зрения: 1) конфликты по поводу распределения супружеских ролей и обязанностей; 2) конфликты, в основе которых лежат различия во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения; 3) проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях; 4) отсутствие тепла, близости и доверительности в отношениях супругов; 5) сексуальные проблемы; 4) сложности во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов; 5) болезнь (психическая или физическая) одного из супругов и т.п. [см.: Алешина, 2007]. С. Кратохвил полагает, что основными поводами обращения за психологической помощью являются разногласия, касающиеся ведения домашнего хозяйства, проведения свободного времени, воспитания детей, половой жизни супругов, а также проблемы влияния родителей, друзей, внебрачных контактов и связей на супружескую жизнь [см.: Психодиагностика семьи, 2009].

Наверное, этот перечень может быть продолжен, хотя нам он представляется достаточным. Каждый пункт включает в себя множество более частных случаев и типов ситуаций, и поэтому расширение списка представляется нецелесообразным. Необходимо отметить, что выделенные жалобы, безусловно, не являются взаимоисключающими. Так, ролевые разногласия обычно сочетаются и базируются на различиях во взглядах и представлениях супругов о том, как надо жить. А трудности в сексуальной сфере чаще всего являются лишь следствием и продолжением проблем супругов в межличностных отношениях, которые при этом могут никогда не обсуждаться или вообще не осознаваться.

В этой связи, одна из задач супружеской психотерапии и консультирования — помочь клиентам лучше осознать, что является «истинной» причиной их недовольства друг другом, как связаны заявляемые ими проблемы между собой, как можно изменить то, что их не устраивает.

Важно отметить также, что работа с супружескими проблемами может осуществляться в разных формах. Так, Г.В. Старшенбаум, описывая современные формы супружеской терапии, использует классификацию, получившую название «Шесть К»: 1) консультирование; 2) классический психоанализ; 3) коллаборативная терапия; 4) конкурентная терапия; 5) конжойт-терапия; 6) комбинированная терапия [см.: Старшенбаум, 2003, с. 87].

Основное назначение консультирования как формы работы с супругами – это поддержка, помощь супругам в решении актуальных проблем и спорных вопросов.

Классический психоанализ предполагает обращение за помощью одного из супругов с целью изучения и анализа индивидуальных проблем, оказывающих влияние на супружескую жизнь.

Коллаборативная или сотрудничающая терапия предполагает, что супруги обращаются за помощью к разным терапевтам. При этом терапевты взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией (с согласия клиентов), обсуждают стратегию и тактику помощи супругам с целью сохранения брака.

Конкуретная или согласованная терапия предполагает, что оба супруга лечатся у одного терапевта, но по отдельности. Для терапевта данная форма работы сопряжена с определенными сложностями. Например, если обнаруживается, что супруги преследуют различные цели (жена настроена на сохранение брака, а муж наоборот хочет его расторгнуть); если в процессе консультирования одного из супругов появляется информация, которая является «тайной» для другого супруга (например, факт измены супруга/супруги).

Конжойт-терапия или совместная терапия состоит в том, что супруги вместе посещают одного терапевта.

Комбинированная терапия заключается в сочетании различных форм терапии. Так, например, возможно сочетание конкурентной и конжойт- терапии (супруги лечатся у одного терапевта по отдельности, но при этом время от времени проводятся совместные сеансы).

Наш опыт показывает, что наиболее распространенными формами супружеской терапии в нашей стране являются коллаборативная, конкурентная и конжойт-терапия.

Важно отметить, что те или иные формы терапии могут реализовываться в рамках различных психотерапевтических подходов. Например, Г.В. Старшенбаум выделяет динамическую, коммуникативную, когнитивную, поведенческую терапию и интегративный подход к решению семейных проблем, включающий различные сочетания вышеперечисленных типов [см.: Старшенбаум, 2003]. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, обращаясь к истории развития семейной психотерапии, выделяют такие направления, как психоаналитическая, системная, стратегическая, коммуникативная, поведенческая, семейная психотерапия конструктов и т.д. Наряду с вышеперечисленными направлениями семейной психотерапии они акцентируют внимание на наличии супружеской психотерапии и семейном консультировании, рассматривая их как отдельные направления работы психолога [см.: Эйдемиллер, Юстицкис, 2010].

Мы видим, что наряду с понятием «психотерапия» широко используется термин «консультирование». В данном учебном пособии мы будем использовать их как синонимичные, так как в основе работы с супружеской парой, независимо от выбранного психотерапевтического направления, лежит «определенным образом построенная беседа» [см.: Алешина, 2007, с. 11]. Таким образом, под супружеским консультированием мы будем понимать непосредственную работу с супругами, направленную на решение различного рода супружеских проблем, где основным средством воздействия является специальным образом организованная беседа.

Обращаясь к проблеме консультирования супружеской пары, Ю.Е. Алешина полагает, что оно может осуществляться в двух вариантах:

· консультирование супружеской пары (как совместно, так и отдельно);

· консультирование только одного из супругов.

В данном учебном пособии мы подробно рассмотрим специфику организации, содержание и формы работы при совместном обращении супругов за психологической помощью.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.