Игры на снижение эмоционального и — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Игры на снижение эмоционального и

2017-06-12 674
Игры на снижение эмоционального и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИГРЫ НА СНИЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И

МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

 

С раннего детства малышей необходимо обучать элементарным приемам саморегу­ляции. Благодаря этому уже начиная с двух лет у ребенка формируется осознанное отношение к своему здоровью. Особенно это важно, если малыш эмоционально возбу­дим, агрессивен, застенчив, тревожен. Игры, включаю­щие в себя элементы йоги, дыхательных упражнений, являются активными помощниками в деле формирова­ния психологического здоровья ребенка.

Рекомендованные вам игры помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, до­верия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

 

ИГРА «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» [Тихеева Е. И., 1965]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, повыше­ние настроения.

Содержание. Взрослый с помощью маленького зер­кала пускает солнечного зайчика, произнося стихотво­рение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот — левей, левей!

Убежал на потолок.

 

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, стараясь его до­стать.

 

ИГРА «ЦВЕТЫ» [Ковалева И. В., 2007]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Нейтрализация негативных переживаний.

Содержание. Дети располагаются в группе произ­вольно. Взрослый читает стихотворение, сопровождая его игровыми действиями.


Брошу в землю семена —

Поливать мне их пора.

 

Из зеленых из росточков

Появляются цветочки.

 

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Взрослый легко касается головы каждого ребенка, дети приседают.

Взрослый поглаживает каждого ребенка по голо­ве, дети соединяют ла­дошки над головой.

Поглаживает ладошки де­тей.

Дети встают.

Дети разводят ладошки.

Дети дуют, покачивают руками над головой.


ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА» (Лапухина И. С, 2001)

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Снятие мышечного напряжения, развитие фан­тазии ребенка.

Содержание. Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая слова движениями, придуманными им. Дети повторяют движения и слова.


Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается,

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы, убегает от беды.

Прыгнул вбок, и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,—

Чтоб никто найти не смог.

Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

И опять свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки.


 

ИГРА «ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ» [Филиппова Ю. В., 2001]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Расслабление, мышечное раскрепощение де­тей, осознание ими своего тела и формирование свобо­ды движений.

Содержание. В игре могут участвовать как пары де­тей, так и пара взрослый—ребенок. Игроки берутся за руки. Одному из них завязывают глаза. Участник, у ко­торого глаза открыты, начинает под музыку совершать танцевальные движения, и увлекает за собой партнера. Участник с завязанными глазами пытается повторить

его движения.

Рекомендация. Как правило, играя с маленькими деть­ми, взрослый не завязывает им глаза, а просит закрыть их.

 

ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК» (Агеева А. В.)

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снятие напряжения, переход от чрезмерной активности к спокойному ритму.

Содержание. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ве­дущий дает инструкцию: представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно (чтобы шарик не лопнул) через приоткрытые губы наду­вайте его, а теперь покажите свои шарики друг другу.

Рекомендация. Упражнение можно повторить три раза.

ИГРА «ДРАКА» (Агеева А. В.)

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Расслабление мышц нижней части лица и ки­стей рук.

Содержание. «Вы с другом поссорились. Вот-вот на­чнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко со­жмите челюсти. Пальцы рук сожмите в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдох­ните и расслабьтесь. Ура, неприятности позади!»

Рекомендация. Это же упражнение полезно прово­дить с тревожными и с агрессивными детьми.

При взаимодействии с детьми до трех лет желательно проводить данное упражнение в индивидуальной форме.

НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЕ

 

ИГРА-ЭТЮД «ШТАНГА» [Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. «Представьте себе, что поднимаете тяже­лую-тяжелую-тяжелую штангу. Молодцы! А теперь можно бросить штангу на пол. Отдохните. И снова за работу!»

ИГРА-ЭТЮД «СОСУЛЬКА» [Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. Дети слушают стихотворение и выпол­няют движения, заранее показанные взрослым.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и при­сесть.

 

ИГРА-ЭТЮД «ШАТАЙ-БОАТАЙ»

[Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. Дети слушают стихотворение и выпол­няют движения, заранее показанные взрослым.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклонить корпус тела вниз.

 

ИГРА-ЭТЮД «ВИНТ» [Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. Дети стоят в исходном положении: пят­ки и носки вместе. Затем поворачивают корпус влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Этюд может сопровождаться музыкой Н. А. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

 

ИГРА-ЭТЮД «НАСОС И МЯЧ» [Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. Дети играют в парах. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движе­ние рук (они качают воздух) звуком «с-с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с-с», он вдыхает порцию воздуха, одно­временно выпрямляя ноги в коленях; после второго «с-с» выпрямилось туловище; после третьего у мяча поднимается голова; после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос пере­стал накачивать воздух. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со зву­ком «ш-ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

Играющие меняются ролями.

 

ИГРА «ТАНЦУЮЩИЕ РУКИ» [Фопель К., 1998]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им прекрасную возможность прояснить свои чув­ства и внутренне расслабиться. Игра должна проводить­ся под музыку.

Содержание. «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравив­шегося вам цвета. Теперь лягте, пожалуйста, спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и ко­гда начнется музыка, вы можете обеими руками рисо­вать по бумаге.

Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете по­смотреть, что получилось (2 — 3 минуты)».

Рекомендации. Как показала практика, дети 3 лет охотно выполняют просьбу взрослого, выплескивая свои негативные эмоции на бумагу. Однако желательно ис­пользовать индивидуальную форму взаимодействия с ребенком.

 

ИГРА «ПОЙМАЙ ЗАЙЧИКА» [Смирнова Е. О., 2000]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, излиш­ней двигательной активности.

Содержание. Взрослый показывает детям солнечный зайчик на стене, обращая внимание на то, как он прыга­ет, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.

Взрослый читает детям стихотворение:

Солнечные зайчики —

Прыг, прыг, скок,

Прыгают, как мячики,

Прыг, прыг, скок...

Затем взрослый предлагает малышам ловить зайчика, иногда давая им возможность догнать световое пятно, которое потом опять убегает.

Если зайчик «устал», ребятам удается его поймать, но иногда он прячется. В этом случае ведущий говорит, что зайчик устал, спрятался в норку, что детям тоже пора от­дохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.

Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед ре­бятами, дети снова принимаются его ловить. Взрослый при этом говорит: «Проснулся зайчик, смотрите, как он танцует, а вот он под стол спрятался... Ой! Он прыгнул на диван... Ловите его, ловите скорее!»

ИГРА «УЛИТКА» [Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности детей.

Содержание. Взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опас­ности.

Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним «паровозиком» — каждый по­следующий обнимает за талию предыдущего.

Взрослый говорит, что теперь они все вместе — боль­шая улитка.

По команде воспитателя: «Лягушка» — улитка закру­чивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелит­ся. По команде: «Лягушка ускакала» — дети, не расцеп­ляя рук, прохаживаются по комнате и хором говорят:

Вновь гулять улитка хочет,

Радуется и хохочет.

Игра повторяется до тех пор, пока не перестанет до­ставлять детям удовольствие.

ИГРА «РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ» [Кряжева Н. Л., 1996]

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Снижение эмоционального напряжения.

Содержание. Ведущий говорит: «Все мы — львы, боль­шая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», все должны очень громко рычать. Отлично! А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы!»

Ведущий просит детей рычать громко, изображая при этом львиную стойку.

ИГРА «УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ» [Кряжева Н. Л., 1996]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального на­пряжения.

Содержание. Дети ложатся на ковер по кругу. Между ними — подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув руки и ноги, и спо­койно лежат, слушая спокойную музыку.

 

ИГРА «КТО ГРОМЧЕ, КТО ТИШЕ?» [Кряжева Н. Л., 1996]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального на­пряжения.

Содержание. Взрослый делит детей на две группы и просит каждую из них по очереди зарычать, как рычат тигры, причем рычать надо как можно громче. Когда обе команды по нескольку раз выполнят просьбу, взрослый может попросить их посоревноваться в том, кто тише сидит.

Как правило, дети с удовольствием выполняют обе просьбы. Задача взрослого — чередовать их в зависимо­сти от цели, от характера последующего вида деятель­ности с детьми.

ИГРА «МАКАРОНЫ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального на­пряжения.

Содержание. Дети встают в крут, вплотную друг к другу.

Взрослый говорит: «Представьте, что вы — макаро­ны, которые подают на обед. Вы — в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться».

Как только детям дан сигнал о включении плиты, взрослый продолжает: «Макароны варятся и делаются все мягче, мягче... Они медленно опускаются на дно ка­стрюли легким красивым клубком...

Когда я крикну „Кетчуп!", вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки, ноги и почувствовать, ка­кие вы замечательные».

Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показа­ла, что дети более младшего возраста охотно включают­ся в эту игру при условии ее многократного повторения, демонстрации движений, более подробного объяснения до начала игры.

 

ИГРА «ПРАЗДНИЧНЫЕ СВЕЧИ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Расслабление мышц лица, регулирование дыха­ния, улучшение настроения.

Содержание. Взрослый беседует с малышами о том, как проходит их день рождения, о праздничном торте (пироге) со свечами. Затем он просит детей поднять вы­соко вверх столько пальчиков, сколько им лет (как пра­вило, с этой задачей справляются даже совсем малень­кие дети), и говорит: «Представьте, что сегодня — день вашего рождения, а ваши пальчики — праздничные све­чи. Задуйте их. Дуйте очень сильно!

Теперь представьте, что у вас в руках — легкая тра­винка. Очень нежно дуйте на нее, так, чтобы она согну­лась вперед...

А теперь положите руки на колени и дайте им пе­редохнуть».

Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показа­ла, что дети более младшего возраста охотно включаются в эту игру при условии ее многократного повторения, де­монстрации движений, более подробного объяснения до начала игры. Более старшие дети могут, по рекомендации К. Фопеля, мысленно представлять свечи и задувать их, за­крыв при этом глаза. Малыши же учатся просто регулиро­вать свое дыхание в зависимости от объекта воздействия.

Для малышей 2 лет нужно показать картинку с празд­ничным тортом. Можно изготовить модель торта с встав­ляющимися сделанными из картона и папиросной бума­ги свечами по количеству детей.

 

ИГРА «СДУЙ МЕНЯ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Регулирование дыхания, расслабление, созда­ние бодрого настроения, общение.

Содержание. Дети сидят на полу напротив взрослого, по сигналу которого они начинают дуть на него, как на­стоящая буря. «Представьте, что вы — ураган, который ломает сучья деревьев и срывает листья с ветвей. Дуйте на меня так сильно, как только вы можете, и попытай­тесь сдуть меня. Сильнее! Сильнее!»

Когда дети на самом деле сильно подуют, взрослый падает на бок. Он говорит: «Теперь перестаньте, пожа­луйста, дуть на меня и поднимите меня. Для этого втяги­вайте в себя воздух, как пылесосы. При этом издавайте тихий звук, говорящий о том, что вы со всей силой тяне­те воздух (для маленьких детей необходимо несколько раз продемонстрировать, как это можно сделать)».

Когда дети на самом деле будут сильно втягивать воз­дух, взрослый поднимается.

Как правило, дети (особенно маленькие) с восторгом играют в эту игру, поскольку чувствуют себя сильными, способными «управлять» взрослым человеком.

Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показала, что дети более младшего возраста охотно включаются в эту игру при условии ее многократного повторения, де­монстрации движений, более подробного объяснения до начала игры. Перед игрой можно проделать упражнение: дать малышам трубочку для коктейля с надрезанным и расправленным в виде воронки кончиком, а на стол поло­жить скатанные из ваты комочки. Затем попросить детей поймать комочки, трубочкой втягивая в себя воздух.

 

ИГРА «ЧЕРЕПАХИ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Расслабление мышц плеч и затылка.

Содержание. Взрослый показывает детям картинку, на которой нарисована черепаха, и спрашивает, что она делает в момент опасности. Как правило, дети отвечают, что черепаха прячет голову и лапы в панцирь до тех пор, пока опасность не минует. Затем взрослый предлагает им поиграть.

Дети ложатся на ковер, а взрослый под спокойную музыку говорит: «Все вы — маленькие черепахи. Вы ле­жите на травке, под лучами ласкового солнышка. Вам очень хорошо и спокойно. Вдруг вы слышите, что едет грузовик (музыка обрывается)... Поднимите плечи, при­жмите руки и ноги к телу, согнув их при этом. Наклоните голову так, чтобы подбородок упирался в грудь (взрос­лый сначала показывает движения сам, потом помогает каждому ребенку освоить его).

Ура! Опасность — позади: грузовик уехал! Теперь опять вам спокойно и легко. Медленно вытягивайте шею, опускайте плечи. Покрутите головой в разные стороны: правда ли, что все вокруг стало безопасным?» Некоторое время дети лежат в расслабленном состоянии. Взрослый подходит к тем, кому трудно выполнять упражнение, по­глаживает их ручки, ножки.

Через несколько секунд (минут) музыка вновь обрыва­ется, взрослый хлопает в ладоши (звонит в колокольчик) и говорит: «Внимание! Опасность. В небе — самолет...»

Как правило, дети просят повторять это упражнение несколько раз подряд.

 

ИГРА «СТАНЬ КРОШЕЧНЫМ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Отдых, снижение импульсивности.

Содержание. Дети встают на колени. Взрослый про­сит: «Вы должны постараться стать такими маленькими-маленькими, чтобы уместиться в ящике комода. Сначала положите голову на колени. Затем прижмите колени к груди как можно сильнее. Плотно прижмите руки к телу...

Представьте, что вы стали такими крошечными, что можете аккуратно уместиться в ящике со свежим по­стельным бельем.

Прежде чем начать новую игру, отдохните несколько мгновений».

Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показа­ла, что дети более младшего возраста охотно включают­ся в эту игру при условии ее многократного повторения, демонстрации движений, более подробного объяснения до начала игры.

 

ИГРА «СОВСЕМ, СОВСЕМ ТИХО» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Расслабление.

Содержание. Все дети садятся на ковер и кладут руки на колени.

Взрослый говорит: «Посидите, пожалуйста, тихо-тихо. Для вашего тела наступило время, когда оно может отдохнуть от дел, которые вы сегодня уже сделали. Это время, чтобы получить новые силы и всем, всем рассла­биться.

Закройте глаза. Расслабьте все части вашего тела, расслабьте все кончики пальцев... (взрослый подходит к каждому ребенку и помогает ему).

Расслабьте руки...

Расслабьте спину, живот, ноги...

Пусть все замрет в вашем теле, кроме дыхания.

Это хороший способ навострить ушки и услышать все, что происходит вокруг нас.

А теперь пусть будет совсем, совсем тихо (1 минута)».

Рекомендации. Если данное упражнение проводится с детьми до 3 лет, желательно на первых этапах зани­маться индивидуально с каждым ребенком.

 

ИГРА «ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО» [Баум X., 2003]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Отдых и расслабление.

Содержание. Каждый ребенок находит себе место в комнате, где он лучше всего себя чувствует. Затем дети ложатся и сворачиваются калачиком. Ведущий начинает рассказывать о пшеничном зерне, которое весной посте­пенно начинает прорастать и укореняться в земле. Зер­но растет, растет... При этом дети медленно разжимают пальцы, затем вытягивают ступни ног, руки. Ведущий следит, чтобы у всех детей хватило времени из «зерныш­ка» стать «росточком».

 

ИГРА «ЕЖИК»

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Чередование состояний напряжения и рассла­бления.

Содержание. Ребенок лежит на спине. Обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

(Лежа на спине, потягивается, руки выпрямлены вверх, за голову.)

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

 

И ЭМПАТИИ

ИГРА «ПОБОЛЬШЕ ЗАБОТЫ И ЛАСКИ» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С 1,5 лет.

Цель. Развитие эмоциональных отношений в диаде ребенок—взрослый.

Содержание. Малыш сидит на полу вместе со взрослым. Рядом парочка любимых игрушек. Возьмите одну из игрушек на руки и покачайте, говоря ласковые слова: «С тобой так весело играть!»; «Я так люблю обнимать тебя!» и т. п. Теперь то же самое проделайте с малы­шом. Дайте игрушку ребенку и попросите его покачать и приласкать ее. Продолжайте игру, пока ребенок прояв­ляет интерес. Стимулируйте ребенка к самостоятельной игре.

ИГРА «КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ?» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С 1 года.

Цель. Развитие эмоциональных отношений, умения действовать по сигналу.

Содержание. Ребенок сидит на коленях у взрослого. Возьмите его ручку в свою и покажите, как рука сжима­ется в кулак. Постукивая пальцем о кулак ребенка, про­говорите стишок:

Кто стучится в дверь ко мне?

Кто стучится в дверь ко мне?

Это наш (имя ребенка)!

Открывайся, дверь, скорей

(показываем ребенку, как разжать кулак).

Когда малыш раскроет ладонь, пощекочите его паль­чики и поцелуйте.

ИГРА «НОЖКА, НОЖКА...» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С младенчества.

Цель. Развитие эмоциональных отношений через так­тильные прикосновения.

Содержание. Ребенок сидит на коленях у взросло­го. Взрослый берет правую ножку малыша и выполняет движения, сопровождая словами:

Ножка, ножка, я тебя люблю

(поглаживаем ножку ребенка).

Ножка, ножка, я тебя люблю.

Повернись-ка влево

(выполняем движения по тексту).

Повернись-ка вправо.

Ножка, ножка, я тебя люблю

(целуем ножку малыша).

Рекомендации. Этот стишок можно рассказать про разные части тела (лобик, ручки, животик и т. п.).

ИГРА «НА ЛОШАДКЕ СКОК-ПОСКОК» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С 1 года.

Цель. Развитие эмоциональных отношений через так­тильные прикосновения.

Содержание. Взяв ребенка на руки, обхватите за та­лию и прижмите спиной к своей груди. Выполняйте дви­жения, сопровождая их словами:


На лошадке скок-поскок

Быстро побежали,

На лошадке скок-поскок.

Тебя обожаю.

Медленно идите, посте­пенно увеличивая темп.

Бег с подскоками.

Поднимите ребенка на расстояние вытянутой руки и поцелуйте его в шейку.



Рекомендации. В эту игру можно играть с 8 —9 меся­цев, когда малыш почувствует себя уверенно сидя на ко­ленях у взрослого.

ИГРА «ТЫ МОЯ РАДОСТЬ!» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С младенчества.

Цель. Формирования чувства защищенности и уве­ренности в себе.

Содержание. Крепко обнимая малыша, поднимайте его на вытянутые руки, затем нежно целуйте. Сопрово­ждайте игру словами:

Ты — моя радость,

Ты — моя прелесть,

Кто это, кто здесь со мной?

Ты — моя радость,

Ты — моя прелесть,

Вот мой малыш дорогой!

ИГРА «АЙ-ЛЮ-ЛЮ» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С младенчества.

Цель. Развитие эмоциональных отношений и чувство ритма.

Содержание. Возьмите малыша на руки и, совершая раскачивающие движения из стороны в сторону, пропевайте слова стишка:

Ай-лю-лю, ай-лю-лю,

Я тебя, малыш, люблю

(можно называть имя ребенка).

Ай, люблю, да, люблю,

Ай-лю-лю, ай-лю-лю.

 

ИГРА «ПОПРЫГУНЧИК» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умения подражать действиям взрослого.

Содержание. Взрослый рассказывает стишок и по­казывает малышу движения. Затем предлагает ребенку повторить вместе, рассказать и показать стишок.


Стоит в поле теремок.

 

Дверка открывается.

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш, ба-бам!

Попрыгунчик там!

Сидя на корточках, на­кройте голову руками.

Медленно приподнима­ются руки над головой.

Подпрыгиваем, вытягивая руки вверх.


 

ИГРА «ТАНЕЦ» [Субботина А. Ю., 2001]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие эмоционального мира ребенка, уме­ния понимать эмоциональное состояние (свое и друго­го), развитие воображения,

Содержание. Взрослый предлагает детям потанцевать: они должны выразить в танце какой-нибудь образ. Более старшие дети могут придумать для себя образ сами. Ма­леньких ребят можно попросить: «Потанцуй, как мишка (зайчик, цветочек, лошадка, конфетка и т. д.)».

Главное правило — идти от простого образа к слож­ному, от одушевленного к неодушевленному. Если с ре­бенком играют систематически, через какое-то время (для каждого ребенка — разное) можно предложить ему для танца чувства: «Станцуй радостного мальчика (де­вочку), капризного зайчика, злого медведя, обиженного зайчика, которого бросила хозяйка, и т. д.».

Музыку для танца можно использовать любую: валь­совую, джазовую, народную.

 

ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ» [Лютова Е. К., Монина Г. В., 2005]

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенче­ского репертуара детей.

Содержание. Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Взрослый бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, на­звать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.

Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.

Рекомендация. Для более старших детей, которые уже умеют говорить, можно использовать стихотворное сопровождение:

Мой хороший попугай,

Мне его скорее дай.

Он красивый, он хороший

И еще...

ребенок добавляет свое ласковое слово, например

Он добрый очень.

 

 

ИГРА «ЗАЙЧИКИ И СЛОНИКИ»

Возраст. С 2 лет.

Цель. Повышение самооценки тревожных детей.

Содержание. Взрослый говорит: «Давай мы будем с тобой зайками-трусишками. Когда зайка чего-то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка под­жимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным.) Его хвостик и лапки трясутся. (Ребенок и взрослый изо­бражают испуганного зайку вместе.)».

Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем сло­нами: большими, сильными, смелыми.

Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребенок вместе по­казывают, как ходят большие бесстрашные слоны.

Рекомендация. В эту игру могут играть мама или папа с ребенком, все члены семьи, взрослый и группа детей детского сада.

 

ИГРА «ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК» [Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности, развитие умения оказывать корректное физическое воздействие на свер­стника.

Содержание. Дети встают в шеренгу. Взрослый гово­рит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

Взрослый просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке...

Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, пада­ют и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

 

ИГРА «ЭТО Я. УЗНАЙ МЕНЯ»

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание по­ложительного эмоционального климата в группе.

Содержание. Дети сидят на ковре. Один из них пово­рачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я.

Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Взрослый помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

 

ИГРА «ПОСТАРАЙСЯ ОТГАДАТЬ» [Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Содержание. Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий, он поворачивается к остальным спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут.

Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок мал и не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит взрослый (можно вместе с остальными детьми), а четвертую – либо ребенок сам, либо вместе с воспитателем. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

Рекомендация. Эта игра является модификацией предыдущей игры «Это я. Узнай меня». Иногда детям интереснее и легче в нее играть благодаря несложному стихотворному сопровождению.

 

ИГРЫ-САМОДЕЛКИ

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

ИГРА «УГАДАЙ ПРЕДМЕТ»

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие тактильного восприятия.

Содержание. Взрослый подносит к ребенку сшитый из непрозрачной ткани «волшебный мешочек», в кото­ром находятся разные знакомые детям предметы. Каж­дый ребенок по очереди, дотронувшись рукой внутри мешочка до какого-либо предмета, должен назвать его. Если ребенок отгадал, он берет этот предмет себе.

Рекомендации: можно использовать эту игру с ма­ленькими детьми (1 — 1,5 лет) не только для развития вос­приятия, но и для того, чтобы заинтересовать малышей занятием. В этом случае, даже если ребенок не отгадает, что у него в руке, ему достается предмет. А взрослый на­зывает предмет правильно, рассматривает его вместе с малышом, трогает руками, нюхает и т. д.

Постепенно ребенок учится осязать легкими, нежны­ми прикосновениями пальцев.

 

Второй этап (групповой)

Содержание. Условия игры усложняются. Все дети вста­ют в круг (если дети маленькие — в одну линию, напро­тив воспитателя) и становятся «маленькими зеркалами». Взрослый показывает движение, а они повторяют его.

Взрослый сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори».

Рекомендация. На более поздних этапах работы с зер­калом игру можно начинать сразу со второй части.

ИГРА «ЧЕМ РАЗБУДИЛИ МАЛЫША?» [Лаврентьева С. В., 2003]

Возраст. С 1,5 лет.

Цель. Развитие слухового восприятия, внимания.

Содержание. Вместе с ребенком взрослый раздает куклам и игрушечным зверям музыкальные инструмен­ты. Например, котенку — дудочку, кукле — бубен, миш­ке — барабан, зайчику — трещотку и т. д. Малыш «спит»: сидит, накрывшись большим платком, чтобы не видеть происходящего. Взрослый подходит к ребенку, пытаясь его «разбудить»: играет на каком-либо музыкальном инструменте. Малыш «просыпается», снимает платок и пытается угадать, какой музыкальный инструмент его разбудил. В индивидуальной игре можно по очере­ди «разбудить» ребенка с помощью всех музыкальных инструментов (и каждый раз он отгадывает). В группе каждый ребенок отгадывает только один раз. Если в игру играют родители с одним ребенком, можно спросить его, помнит ли он, чей это инструмент. Даже если ребенок не помнит, он может посмотреть, какая игрушка осталась без инструмента, и дать ответ.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 

ИГРА «КУПИМ МЫ БАБУШКЕ»

[Мельникова А. А., 2006]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие внимания, памяти, умения выполнять действия, сочетая его со словом по подражанию.

Содержание. Дети идут по кругу, выполняют дей­ствия, имитируя те или иные движения.


Купим мы, бабушка, тебе курочку.

Купим мы, бабушка, тебе курочку.

Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, тебе уточку.

Купим мы, бабушка, тебе уточку.

Уточка — тю-тю, тю-тю,

Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, тебе собачонку,

Купим мы, бабушка, тебе собачонку.

Собачонка — ау-ау.

Пальчиками правой ки­сти сложенными в ще­поть выполняются по­стукивающие движения по левой ладони.

Волнообразные движения сложенной в клюв кистью руки.

Повтор движений.

Пальчики напряжены и плотно прижаты друг к другу.

Руки подняты вверх на уровне макушки.

 


Далее повторяются все стихотворные строчки: «Ку­пим мы, бабушка, тебе...» при каждом повторе меняется название подарка бабушке: «...индюшонка, коровенка, поросенка, кисулю», и затем перечисляются со звуко­подражаниями все животные, которых успели купить бабушке. Последний куплет:


Купим мы, бабушка, тебе собачонку,

Купим мы, бабушка, тебе собачонку.

Собачонка — ау-ау,

А кисуля — мяу-мяу,

Поросенок — хрюки-хрюки,

Коровенок — муки-муки,

Индюшонок — фалды-фалды,

Уточка — тю-тю, тю-тю,

Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.

Ручки у висков пальчики вместе.

Кулачком крутим вокруг носа.

Кисти сжаты в кулачки, указательные пальчики подняты вверх, руки над головой.

Кулачки на груди, дви­жение локтями вперед-назад.

 

 


 

ИГРА «ГУСИ ЛЕТЯТ» [Всеволодский-Гернгросс В. Н. и др., 1933]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Развитие слухового восприятия, внимания, бы­строты реакции, навыков взаимодействия со взрослым, с детьми, создание хорошего настроения.

Содержание. Дети, сидя за столом, ставят на него ука­зательные пальцы. Ведущий говорит:

— Гуси летят! — и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.

— Летят! — отвечают дети и тоже поднимают руки.

— Утки летят!

— Летят!

— Мухи летят!

— Летят!

— Воробьи летят!

— Летят!

— Щуки летят!

Увлекшись, дети часто отвечают:

— Летят!

И поднимают вверх руки.

Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит:

— Не летят! Не летят!

 

ИГРА «В КРУГИ» [Всеволодский-Гернгросс В. Н. и др., 1933]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие слухового внимания, восприятия, со­образительности.

Содержание. Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг стоящего в середине с закрытыми глазами водя­щего. При этом поют:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись,

Отвечай поскорей,

Отгадать поторопись.

 

Затем все останавливаются, а водящий ощупывает го­ловы играющих и пытается угадать, кто перед ним стоит. Если верно называет его по имени, идет в круг.

 

ИГРА «ТАНЕЦ» [Субботина Л. Ю., 2001]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Развитие воображения, эмоционального мира ребенка.

Содержание. Взрослый предлагает детям потанцевать: они должны выр


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.293 с.