В. № 41. Методы эстетического воспитания дошкольников. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

В. № 41. Методы эстетического воспитания дошкольников.

2017-06-12 237
В. № 41. Методы эстетического воспитания дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы, по выражению А. С. Макаренко это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное пед. воздействие на сознание и поведение воспитанников. Основные методы э-в можно объединить в группы:

1.Методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т. д. Например, слушание музык. произведения, рассматривание картины или иллюстрации, беседы и т.д.

При использовании этой группы методов воспитатель должен помнить, что эстетическое восприятие возможно лишь при относительной независимости человека от материальных нужд, потребностей, что необходим особый настрой на восприятие эстетического, особое ожидание эмоционального воздействия, направленность внимания на эстетические качества объекта, опора на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных методов и приемов в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей. Это могут быть целенаправленные наблюдения за явлениями окружающего с опорой на зрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальных произведений, использованием художественного слова.

2. Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных, практических и словесных методов и приемов. Сущность этих методов в том, чтобы научить детей вглядываться, вслушиваться и соответственно активно действовать, осваивая элементарные приемы и способы отображения.

К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения,, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка.

3.Третья группа методов и приемов направлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых,«проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приёмы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениями сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них («Послушай пьесу, подумай, какого она характера, расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка», и т. п.).

Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.

Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках,

вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх (игре-опере, игре-сказке, игре-драматизации и т. д.). В этих случаях методы воздействия чаще всего носят лишь косвенный характер. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.

В. №42. Орган-ция эстетического воспит. в дош. учреждении.

Формы организации э-в.- занятия, дидактич. игры, а также празднич. утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализован. зрелища, кино и телепередачи. Особое значение принадлежит праздникам. Внешняя сторона праздничного утренника должна содействовать пониманию детьми его содержания. Эстетич. переживания, связанные с проведением утренника, торжественно-радостная обстановка прежде всего обеспечиваются комплексностью различных видов искусства: музыкально-поэтическим сценарием, декоративным оформлением зала, костюмами детей, коллектив. и индивидуал. выступлениями, музыкальными играми и развлечениями. Одним из самых веселых и радостных детских праздников является Новый год. Украшенная елка — это уже эстетическое зрелище для детей, дополняющееся веселыми хороводами и любимыми сказоч. героями, сюрпризами и подарками. Стали традиционными проводы в школу, коллективное празднование дней рождения, вечера сказок, любимых песен, стихов и плясок. Радостное настроение детей на таких вечерах обеспечивается единством художественного слова, музыки, изобразительного искусства, театрального представления, активностью каждого ребенка. Проводимые в д/с тематические вечера могут посвящаться общественным событиям (День космонавтики), явлениям природы «Проводы зимы», родному городу, любимым книгам и др. На такие вечера, кроме детей, могут привлекаться родители, учащиеся муз. школ, воспитатели. Самым простым зрелищем для младших дош. является театр игрушек. Дети 6—7 лет сами могут научиться управлять куклами, используя их в творческой игре. Разновидностью театрал. искусства является теневой театр. Участвуя в театрал. играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений и т. д. Большую роль в э- в детей играют музыкальные передачи для дошкольников. В семью прочно вошло телевидение, а в жизнь детей — детские телепередачи, характеризующиеся синтезом музыкальных, изобразительных, литературных и специфических образов. Систематический просмотр телепередач углубляет восприятие детьми прекрасного в жизни и в искусстве, обеспечивает накопление художественного опыта, формирует эстетический вкус. Особая роль в решении задач э-в детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации пед. процесса. Она имеет обязательный характер, осуществляется под руководством взрослых и предусматривает планомерный охват пед. воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить э-в детей по программе, целенаправленно передавая эстетические и худ. знания, умения и навыки, формировать эст. развитие ребенка, постепенно и последовательно приобщая детей к эст. культуре общества. Занятия позволяют сообщать детям программный материал в четком темпе одновременно всей группе. В д/с э-в осуществляется на всех занятиях: и на занятиях по ознакомлению с окружающим, и по развитию речи, и по ознакомлению природе, и на математике. Воспитатель развивает у детей наблюдательность, глазомер, чувство цвета, формы, величины и т. д., формирует умения видеть красоту в окружающем мире, эмоционально ее воспринимать, беречь и ценить. Спец. занятия по изобразит. деятельности, музыке, по ознакомлению детей с разными видами и жанрами искусства позволяют наиболее экономно, целенаправленно, систематически и с постепенным усложнением передавать детям обязательный и соответствующий каждому возрасту объем эстет. и худож. знаний, умений и навыков, формировать исполнительскую и творческую деятельность детей. При этом педагог никогда не забывает учитывать индивидуал. возможности каждого ребенка, развивать худ. и эстетич. интересы и склонности детей.

В процессе занятий по ознакомлению детей с изобразит., литературными произведениями и музыкальным искусством педагог специально учит детей вслушиваться в звуки певческой и поэтической речи, звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения, привлекает их внимание к различным свойствам музыкальных звуков, оттенкам цветов спектра. В процессе занятий воспитатель формирует у детей знания о видах и жанрах искусства, об изобразительных материалах, о различных выразительных средствах. При этом он целенаправленно и постепенно развивает эстет. восприятие, эстет. суждения, оценки, эстет. отношения, эстетические чувства. В процессе художественных занятий дети овладевают способами образного выражения и изображения в рисунке, танце, песне, драматизации. Формирование образного начала в худ. деятельности с раннего детства подготавливает детей к творчеству. Воспитатель использует каждое занятие с тем, чтобы формировать у детей элементы творчества и самостоятельности В процессе занятий создаются наилучшие условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Важнейшим условием полноценного э- в. является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание д/сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации худ. деятельности детей на занятиях и вне их. В д/с организуются зоны для самостоят. худ. деятельности детей: муз., изобразит., художественно-игровой и т. д. 2 условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно-прикладного народ. искусства, худ. литература, муз. произведения. 3 условие активная деятельность самих детей.. 4 условие — индивидуал. подход (учет возрастных и индивидуал. особенностей).

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.